* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Мастер-класс

«Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине»

Цельповышение профессионального мастерства педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием ТРИЗ технологии.

Задачи:

       Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности детей при работе над картиной.

       Побуждать педагогов использовать новые формы и методы работы

       Воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к составлению творческого рассказа по картине.

1 часть. Приветствие

-Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер – классе «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине».

2 часть. Теория.

Развитие связной речи – это одна из основных задач при подготовке ребенка к школьному обучению.

Такой вид речевой деятельности как составление творческого рассказа по сюжетной картине является наиболее трудным для детей с речевой патологией. У данной категории детей возникают проблемы, связанные со словарным запасом, построением предложения, нахождением логических связей и ориентировкой в пространстве и времени. Все это приводит к отсутствию интереса ребенка с самостоятельной творческой речевой деятельности.

Возникшую проблему можно решить с помощью адаптированной методики Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (технология ТРИЗ, которая позволяет получить гарантированный результат — усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятельности.

Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 5-7 лет.

Подбор сюжетных картин осуществляется на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей.

Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит по этапам и выглядит как система игр со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель.

Есть игры как с изображенным на картине объектом, так и в целом по содержанию всей картины.

Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть — опосредованно касается содержания картины и направлена на развитие воображения.

Сформированные у детей умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и преобразовывать в дальнейшем могут использоваться ими при построении собственных рассказов.

Общие требования к организации работы с картиной

1.      После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней и постоянно находится в поле зрения детей.

2.      Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально.

3.     Каждый этап работы  следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

4.      Итогом можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

На каждом этапе работы по картине детям предлагается алгоритм мыслительных действий, помогающий ребенку в составлении рассказа.

3 часть. Практическая деятельность.

Давайте рассмотрим некоторые игровые приемы обучения творческому рассказыванию на примере картины «Уборка урожая».

1 этап Выбор названия картины. Определение места и времени действия.

2 этап Определение состава картины

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются конкретные объекты, изображенные на картине. Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется игра "Подзорная труба".

Для этой игры нам нужен альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.

Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. 

Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.

Игра «Фотографирование»

Для того чтобы ничего не пропустить и не забыть, назовём, где находятся все предметы, как будто сфотографируем их, а я на экране покажу картинками.

*обязательным условием является обозначение «земля- небо»«пол - потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связь между объектами.

* по окончанию определения состава картины необходимо подвести итог: быстро перечислить все названное;

*окончательным итогом данный игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты на ней изображенные».

3 этап: «Исследование»

Цель: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей.

Примеры:

Машины перевозят урожай капусты, значит, рядом есть капустное поле.

Овощеводы собирают картофель в ящики для того, чтобы удобно было грузить в машину.

4 этап: Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств

Для обучения детей умению описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, педагогу поможет прием «вхождения в картину».

Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»

Цели:

— учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;

— побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.

Для детей-логопатов можно использовать для прослушивания звуки работающих машин, разговоров людей, шум листвы, голоса птиц.

Примерные варианты рассказов:

1. «Я слышу, как на поле переговариваются работники».

2. «Я слышу, как вдали заработал трактор»

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»

Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.

Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».

Пример рассказа:

«Я беру в руки картофель и чувствую какой он холодный и влажный, потому что земля сырая после дождя. В лицо мне подул прохладный ветерок»

Советы педагогу:

*Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора

*Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы«Я слышу, как …»«Я чувствую запах…»«Когда я трогаю руками…». Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.

*Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.

*Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.

5 этап. Составление самостоятельного рассказа с опорой на схему.

Дети, ориентируясь на символы (картинки) в схеме, составляют самостоятельно рассказ по картине. 

4часть. Заключение.

Сегодня я познакомила вас только с частью этапов работы над картиной. Если вас заинтересовала данная методика, вы можете подробно ознакомиться с ней самостоятельно.

Используя данную методику, решается задача обучения составлению детьми творческих рассказов по сюжетной картине через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности.

Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.