* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .c6 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Жигалина Л.И.,

учитель начальных классов

МАОУ «Центр образования № 13

имени Героя Советского Союза

Н.А.Кузнецова»гамбов

Мастер-класс

Тема: «Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления»

Цель  - познакомить с методом шестиугольного обучения и провести практическую работу по его применению

Задачи:

Работа по

при

менению

технологии

шестиугольного обучения

С

озданию логических цепочек

из набор

а карточек - гексов и обосновать свои варианты

композиций

по заданной теме.

Анкета по р

ефлексии

полученного опыта работы с карточками - гексами

Оборудование: 

распечатанные листы с шестиугольникам

и для каждой группы участников мастер к

ласса,

анкета

для рефлексии.

Время мастер-класса: 20 мин.

Этапы мастер-класса:

1. Подготовительно-организационный (2 мин):

Слово о теме мастер-класса

постановка целей и задач мастер-класса.

2. Обзор метода шестиугольного обучения (3 мин)

Из опыта работы применения шестиугольного метода.

3. Практическая работа (10 минут):

Деление на подгруппы. Работа с гексами по предложенным темам

. 4. Выступление групп.

. Обсуждение результатов работы(3 мин).

Рефлексия (2 мин.)

Анкета

Составление гекса «Я завтра».

Технологическая карта мастер-класса

Этапы мастер-класса

Формы, методы, виды деятельности

Методическое обоснование

Время

1. Подготовительно-организационный

Слово о теме мастер-класса

Постановка целей, задач, проблемы перед участниками мастер-класса

2

2. Обзор метода «Шестиугольное обучение»

Знакомство из опыта работы применения метода.

Погружение участников мастер-класса в проблему

3

3. Практическая работа

Деление на подгруппы при помощи гексов

Подготовка к проведению групповой формы работы

1

Работа в подгруппах по тематическим гексам

Применение групповой формы работы по заданию собрать гекс

5

Защита полученного проекта по составленному гексу

Выполнение задания

Отчёт о проведённой работе

4

4. Обсуждение результативности метода

Вопрос-ответ

Впечатления о выборе формы гексов

Определение положительных и отрицательных сторон метода

2

5. Рефлексия

Оценивание результата. Заполнение анкеты

Составление гекса «Я завтра …».

Подведение итогов мастер-класса.

2

Время

20 мин

Конспект мастер-класса

1. Подготовительно-организационный этап

Уважаемые коллеги я приглашаю вас на мастер-класс по теме «Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления ».

Слышали вы об этом методе? Хотите познакомиться?

Шестиугольное обучение – это активный метода обучения. В рамках данного мастер-класса мы рассмотрим возможности использования его для развития интеллектуальной, личностной и социальной активности учащихся.

Цель: показать, как можно на уроке или во внеурочной деятельности использовать шестиугольное обучение, которое способствует активизации мыслительной деятельности детей.

Выберите из представленных целей ту, которую вы считаете приоритетной для себя?

Хочу узнать, что такое шестиугольное обучение

Хочу получить готовые примеры применения шестиугольного обучения

Хочу общаться с коллегами по проблеме мастер-класса

Хочу найти «классную» идею для своего самообразования

Хочу научиться составлять шестиугольники (гексы)

Другая цель – ваше мнение

В конце мастер класса вы заполните анкету. Сравните первоначальные цели и достигли вы их в результате мастер-класса.

2 этап. Обзор метода «Шестиугольное обучение»

Британский учитель истории Рассел Тар является автором технологии шестиугольного обучения. Российские школы по этой технологии работают с 2018года. Последователь её является преподаватель Георгий Аствацатуров.

Обучение по технологии проходит по карточкам шестиугольникам, по форме напоминающим соты, называемые  гексами. Другое популярное назавние этой технологии - «гексагон-метод», технологии критического мышления.   Возникает вопрос. Почему шестиугольник? Всё придумала сама природа. Форма шестиугольника выбрана не случайно: благодаря большому количеству граней учащиеся могут проявить творческие способности при работе с ними. Ученики собирают воедино шестигранники, выполняя при этом определённую задачу.

   Шестиугольная карточка – это знания, полученные по определённым предметам и темам, соединения показывают связи между ними.  

   Технологии шестиугольного обучения строится на применении системно-деятельностного подхода, лежащего в основе Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. По модели шестиугольников (гексов), обучающемуся самостоятельно индивидуально или в группе создают логические связи. Необычно, что перед изучением темы стоит одна и та же цель, а расположение гексов может получиться отличным от других:

Ромашка

Соты

Линии

С

нежинка

В основе   технологии шестиугольного обучения заложены принципы:

вариативности 

интерактивности 

сотрудничества

Для создания рабочего материала к уроку рекомендую использовать генератор шестиугольников на сайте https://www.classtools.net/.

Применять в работе можно :

1.Гексы с готовой информацией:

Ученики располагают так гексы, чтобы  выстроить логическую цепочку. Учебный материал,  с которым работают самостоятельно ученики, легко запоминается.

2. Гексы незаполненные.

обучающиеся самостятельно знакомятся с учебным материалом, выбирают основные понятия, самостоятельно

записывают их на гексах. Затем выстраивают  из гексов цепочку, для устного выступления.

3.Гексы цветные 

Цветовая гамма гексов представляет изучение тем тематического учебного материала.

4.Гексы – коллаж

Обучающиеся составляют изображения из нескольких гексов представляющих единую тему

Применять этот метод можно на любом виде урока.

3 этап. Практическая работа

Инструкция

:

 

каждая команда получает текстовый материал (Приложения 1, 2, 3

,4,5

), «гексы с картинками» и «пустые гексы», в которые вы сможете занести, при необходимости, свою информацию, которой вам покажется недостаточной на

оформленных

гексах. Команда составляет свою гексаграмму и транслирует полученную информацию, при опоре на гексы для всех.

Предлагаю всем участникам мастер-класса объединиться в группы

С

оздаются 5 пар команд

по 3-4 человека

.

Каждой паре даются одинаковые задания, что бы посмотреть какие гексы получилисть у каждой пары.

Участники получают распечатанные листы с шестиугольниками.

Они

самостоятельно расп

ределяет

задания по выбранному предмету и теме начальной школы.

.

В группе обсудите работу, постараться собрать картинку,.обосновав выбор последовательности.. Посмотрим, что у вас получится.

Гекс «Категория рода» (Приложение 1)

Гекс «Фразеологические

обороты» (Приложение 2)

Гекс «Народные промыслы» (Приложение 3)

Гекс «Профессии» (Приложение 4)

Гекс «Работа с числами»

(

Приложение

5)

Вам дается 5 минуты. Приступаем к работе. Выступление команды – по 1-2 минуте.

4 этап. Обсуждение результативности метода. Уважаемые коллеги, Вы поработали с гексами. Какие у вас получились варианты?

У них получились разные варианты: цветочки, линия, ромашка соты и другие фигуры.

Какие у вас впечатления?

Где можно использовать этот материал, на каком уроке?

Для какого возраста?

Развитию каких навыков способствует метод шестиугольного обучения?

На каком этапе урока можно использовать этот метод?

Учащиеся, работая с шестиугольниками, анализируют учебный материал, творчески его переосмысливая, получают возможность создания собственной классификации и при этом ничем не ограничиваются в своих размышлениях.

5 этап. Рефлексия

- Вернёмся к шестиугольнику целей.

- Вы выбирали приоритетную для себя цель. Удалось ли вам её достичь? Оцените свой результат, заполнив анкету.(Приложение 6)

-У вас на столах лежат пустые гексы. Прошу вас, напишите на обратной стороне ваших гексов свои впечатления и дополните начатую мной гексограмму «Завтра я..»

Вывод:

Технология шестиугольного обучения:

1.развивает критическое мышление

2.повышает коммуникативные компетенции обучающихся;

3.занимательность заданий способствует эффективности запоминания учебного материала   

имеет широкое применение   на различных учебных предметах, темах, типах уроков;

5. применима для любой возрастной категории обучающихся .

Трудностями использования шестиугольного обучения:

1.Требуется    большая подготовительная работа педагога;

2.    затруднения обучающихся в коммуникации.

Технология шестиугольного обучения за короткое время помогает обобщить и систематизировать учебный материал. Учащиеся получают возможность собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной задаче. Заполняя шестиугольники, они сами выбирают, как их соединить.

Систематическое применение на практике технологии шестиугольного обучения позволит развить у учащихся такие навыки, как логическое мышление и творческие способности.

Приложение 1.

Приложение 2.

 


Приложение 3.



Приложение 4             

 

                         

 

 

 

 

                                   

 

Приложение 5

                     

Приложение 6.

Анкета для студентов по теме мастер-класса «Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления»

п/п

Вопрос

Да, нет

1

Знаете, что лежит в основе метода «шестиугольного обучения»?

2

Убеждены, какая страна считается родиной обучения (автор метода – Рассел Тар)?

3

Знаете, что основным инструментом данного приема являются шестиугольные фигуры?

4

Можете объяснить: «hexagon» - гексы), условно символизируют какие определённые предметные знания ?

5

Несёт этот метод обучения практические задачи

6

Изменились ваши представления о данном методе после мастер-класса?

7

Убеждены вы в целесообразности применения шестигранного обучения в преподавании любого школьного предмета?

8

Вдохновила новизна обучения наших молодых педагогов на апробацию?