* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Body Text {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Основной текст Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;}

Конспект занятия с элементами рисования «Мастерами славится земля» старшая группа.

Дымковская игрушка.

Программное содержание. Закрепить знания детей о семёновской матрёшке, её характерных особенностях, познакомить с дымковской игрушкой: историей создания, способом производства. Побуждать упражняться в технике рисования концом кисти, всем ворсом. Развивать знания о цвете, о тёплых и холодных тонах. Формировать чувство цвета, ритма.

Материал. Дымковские игрушки, ширма – поезд «Дымка», художественные книги «Дымка», «В музее игрушек», листы с прорисовкой элементов дымковской игрушки, три рукавички для показа прорисовки элементов, семёновская матрёшка, иллюстрации, контуры рукавичек (на каждого ребёнка), гуашь (зелёная, красная, синяя, желтая, оранжевая), лепестки для игры «Цветик – семицветик».

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в мир искусства, где встретимся с разными народными игрушками, украшающими нашу группу, детский сад, квартиры, в которых мы живём. А отправимся мы туда на поезде, в вагонах которого хватит места не только нам, но и этим животным – зайке, мишке… (Воспитатель обращает внимание детей на игрушечный поезд, сделанный из картона.)Занимайте места, поезд отправляется! (Дети выстраиваются вдоль ширмы – поезда.)Как быстро мчится поезд, а чтобы вам не было скучно, отгадайте загадку. Она поможет вам догадаться, на родину какой игрушки мы сейчас приедем.

Ростом разные подружки,

Все румяны, все толстушки.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка! (Матрёшки.)

Правильно. Но матрёшки бывают разные: калининские, загорские, полховмайдановские. А станция, на которую мы приехали, называется «Семеново». Как называется матрёшка, которая родилась в селе Семёново? ( Семёновскоя.) С этой матрёшкой мы уже знакомы. Давайте выйдем из вагонов и пройдём в музей семёновской матрёшки. Вот она – красавица? Из какого материала сделана матрёшка? (Из дерева.) В какую одежду она одета? (Цветастый фартук, желто – красный полушалок, передник и т.д.) Как можно играть с матрёшкой? (Разбирать, собирать.)Семёновская матрёшка отличается от других ярким румянцем на щеках, прямым пробором волос, ротиком – бантиком, яркими цветами на переднике. А теперь наш путь лежит дальше. Садимся в вагоны. Чтобы расписать игрушку, художнику нужно хорошо знать цвета. Какие цвета мы знаем? (Синий, зелёный, черный, белый, голубой, розовый, оранжевый, коричневый и фиолетовый.) Цвета могут быть теплыми и холодными. Какие цвета называют тёплыми? (Которые греют, похожи на солнце.) Какие теплые краски вам знакомы? (Розовая, красная, оранжевая, желтая.) Какие цвета называют холодными? (Похожие на снег, воду, лед.) Перечислите названия холодных красок. (Синяя, голубая, фиолетовая.) Сейчас мы с вами поиграем в игру «Догадался – подними руку». Суть её такова: я называю предмет, а вы поднимите руку и определите его цвет. Можно использовать другой вариант игры – «Цветик – семицветик».

Правила игры. Воспитатель поднимает один из лепестков, дети самостоятельно определяют его цвет. Если тон тёплый - хлопают один раз, если холодный – два. После каждого игрового действия воспитатель подводит итог, спрашивает детей, почему они столько раз хлопнули, как называется цвет лепестка.

Воспитатель. Вот мы и приехали на другую станцию – Дымково. Это родина знаменитой дымковской игрушки. Прежде чем пойти в музей, мы присядем на полянке и отдохнём (дети садятся на ковёр). Пока вы отдыхаете, я вам расскажу о том, как появилась на свет дымковская игрушка. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым… Вот и называли то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведённым на молоке, расписали красками. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, весёлые, задорные – полюбились они детям. Давайте пройдем в музей дымковской игрушки.

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

- Перечислите названия игрушек, которые вы видите. (Барыня, козлики, индюки, лошадки, свиньи, собаки и т.д.)

- Из какого материала они сделаны? (Из глины.)

- Какие цвета использовали художники для росписи дымковской игрушки? (Дети называют цвета, воспитатель обращает внимание на присутствие в игрушках черного и золотого цвета.)

Воспитатель. Дымковскую игрушку в настоящее время лепят не только в селе Дымково, но и в городах – на заводах, фабриках. Одна из таких фабрик находится в городе Вятке. Здесь много цехов, в каждом из них художники выполняют свою работу. Давайте пройдём в один из них. Это цех росписи изделий вот такими элементами (воспитатель показывает схемы). Как бы вы назвали эти элементы? (Кольцо, круг, точка, волнистая линия, пересекающиеся прямые линии, дуги, мазки.) Как рисовать круг и кольцо, вы знаете. Покажите руками в воздухе (обращает внимание на безотрывное движение руки и на направление линий). Вот и побывали мы в музее дымковской игрушки. Пора нам отправиться в свою мастерскую, где нас ждут еще не расписанные изделияети садятся в вагоны и «едут». «Поезд» останавливается, все проходят к столам и занимают свои рабочие места.

Воспитатель. Чтобы украсить игрушку или какое – либо другое изделие, художник сначала выполняет эскиз, т.е. прорисовывает элементы будущего узора. Посмотрите на эти рукавички. Они одинаковы по форме, но различаются узором, хотя и украшены только дымковскими элементами. Назовите эти элементы (дети рассматривают рукавички и называют элементы). Рукавицы можно расписать и по – другому. А как – покажите вы, дымковские мастера. По окончании работы можно предложить детям:

- выбрать лучшего мастера дымковской игрушки;

- отобрать две работы, похожие друг на друга, и составить пару рукавичек.