МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВИДНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

Жуковский пр-д, д.23

Конспект

проведения открытой образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)»

на тему «Математические тайны космоса»

для детей старшего дошкольного возраста

Составили и провели

Воспитатели:

Холина Е. С.

Видное 2024 год

Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры-путешествия.

Задачи:

Образовательные: Упражнять в счете в пределах от 1 до 10 (в прямом и обратном порядке); упражнять в поиске пропущенного числа; упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку; продолжать учить решать задачи на сложение и вычитание;

Развивающие: развивать умение называть время года, текущий месяц, день недели, знать их порядковый номер; развивать умение составлять рисунок из геометрических фигур по заданной схеме; развивать пространственные представления;

Воспитывающие: воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.

Предварительная работа: беседа о космосе, решение задач на сложение и вычитание, составление узоров из геометрических фигур, выполнение графических диктантов, дидактические игры на развитие математических способностей.

Методы и приемы:

Практический: выполнение детьми практических заданий;

Наглядный: использование наглядных картинок, схем;

Словесный: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей;

Игровой: использование сюрпризных моментов, игровых ситуаций.

Словарная работа: космос, космонавт, скафандр, ракета, звездочет, Марс, Нептун, Солнце, Сатурн, звезда, галактика.

Оборудование и материалы:

-демонстрационные: костюм Звездочета, звезда из картона, демонстрационные картинки для физминутки ;

-раздаточные: карточки для д/и «Найди свое место», бортовые компьютеры с заданиями, карандаши, картинки с планетами, геометрические фигуры, схемы, математические наборы, звезды с цыфрами;

-средства ТСО: ноутбук, проектор, магнитофон.

Ход НОД:

Дети заходят в группу из спальни.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

С добрым утром!

С добрым днем!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай,

День хороший начинай!

Раздается звон колокольчика, в группу заходит Звездочет.

Звездочет: Здравствуйте, дети и взрослые. Узнали меня? Я Звездочет. Я изучаю звезды. Сегодня я принес с собой волшебную звезду, она передает тепло, радость и хорошее настроение тому, кто прижмет ее к себе и посчитает до 5.

Психологическая игра «Обними звезду»

Звездочет: Молодцы, теперь я вижу у всех хорошее настроение. А скажите мне, пожалуйста, знаете ли вы, где живут звезды? (ответы детей)

- А что такое космос? (ответы детей)

- А что в космосе интересного? (ответы детей)

- А кто был первым космонавтом? (ответы детей)

- А на чем можно полететь в космос? (ответы детей)

- Что нужно знать, чтобы полететь в космос? (ответы детей)

- А вы хотите полететь в космос? (ответы детей)

Сегодня вам сильно повезло, потому что у меня как раз есть билеты на полет в космос на ракете. Но прежде чем сесть в ракету, мы должны одеть специальную одежду для космонавтов. Что это за одежда? А зачем она нужна? (ответы детей. Дети имитируют одевание скафандров. Звездочет раздает детям билеты, в которых пропущено число в числовом ряду)

Чтобы найти свое место в ракете, вы должны узнать, какое число пропущено в числовом ряду вашего билета, это число и означает номер вашего места в ракете. Ну что, кто уже догадался, занимайте свои места!

Дидактическая игра «Найди свое место»

Дети садятся в импровизированную ракету (парты, расставленные в виде ракеты, на стульях приклеены номера). В ракете их встречает воспитатель.

Воспитатель: Здравствуйте, я капитан космического корабля «Фантазеры». Сегодня мы с вами отправляемся в космическое путешествие. Для того, чтобы наша ракета взлетела нужно посчитать до 10. (дети хором считают до 10, но ракета не взлетает)

Что-то пошло не так и наша ракета не взлетает, наверное, мы с вами неправильно посчитали. Как нужно посчитать? (в обратном порядке)

Правильно, надо дать обратный отсчет. Итак, считаем в обратном порядке. (дети хором считают от 10 до 1, ПУСК!, на экране включается видео полета в космосе)

Воспитатель: Посмотрите, перед вами на столах находятся бортовые компьютеры, с которых можно управлять нашей ракетой. Чтобы его открыть, на нем нужно написать секретный код из трех символов.

1-й символ – это первая буква времени года, которое сейчас за окном;

2-й символ – это число, обозначающее какой по счету сейчас месяц;

3-й символ – это число, обозначающее какой по счету сейчас день недели.

Если вы вписали секретный код верно, то вам уже можно открыть свой бортовой компьютер.

На экране мы видим сигнал SОS. Это означает, что кто-то находится в беде и ему нужна наша помощь. Доступ к сигналу заблокирован. Чтобы прочитать его, нужен специальный код, который состоит из трех цифр. Посмотрите на экран бортового компьютера, сосчитайте фигуры. Так мы узнаем код! (Код: 656, расшифровка сообщения инопланетян появляется на экране монитора:

Дорогие жители планеты Земля, мы живем на планете математика и хотим обратиться к вам за помощью. Дело в том, что ураган разрушил наши домики! Если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь!"

- Дети, как вы думаете, из чего были построены домики на планете математика? (из геометрических фигур)

- Поможем жителям планеты? (Да! Поможем)

- Для того, чтобы нам не сбиться с пути, нужно составить направление полета. Будьте внимательны в полете, мы ведем наблюдение за космическими объектами и телами. Положите перед собой бортовой компьютер, найдите на своем столе разные планеты.

А сейчас выложим вид космического неба на мониторе.

В верхнем левом углу мы наблюдаем Солнце, в правом нижнем углу появилась голубая планета - Нептун, в левом нижнем красная планета - Марс, в верхнем правом планета - Сатурн. В середине монитора планета Математики. (Дети выкладывают.) Держим курс прямо и летим на помощь!

Звездочет: Мы пролетаем мимо планеты Здоровья, нам обязательно нужно на ней приземлиться и сделать зарядку, чтобы быть здоровыми. Приземляемся!

Физкультминутка "Посчитай-ка"

Сколько углов у квадрата, столько раз присядем ребята. (4)

Какая цифра в круге, столько раз поднимем руки. (5)

Сколько красных цветочков, столько раз поднимемся на носочки. (3)

Сколько ниток клубков, столько выполним прыжков. (6)

Какая по счету матрешка, столько раз похлопаем в ладошки. (2)

Воспитатель: А теперь все по местам, летим дальше. Внимание! Прямо по курсу планета Математики! Готовимся к посадке, поможем построить жителям новые домики.

Конструирование из геометрических фигур «Домики»

(Дети выходят на ковер, на отдельных столах строят домики из геометрических фигур по заданной схеме)

Воспитатель: Молодцы дети! Какие красивые домики у вас получились, теперь к каждому нужен свой ключик. Изготовим ключи для домов. Но перед этим нужно размять ваши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

Графический диктант "Ключик"

Воспитатель: Жители планеты благодарны вам за помощь. И предлагают вам пройти обучение в школе космонавтов, решить задачи. Летим на планету Знаний в школу космонавтов. Внимание! Прямо по курсу планета Знаний! Готовимся к посадке, идем в школу космонавтов решать задачи.

Звездочет: - Из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ)

- Какими арифметическими действиями мы решаем задачи? (Сложение, вычитание)

- Какими знаками мы обозначаем сложение и вычитание? (Плюс, минус)

Задача на сложение

На космическую станцию пришли на тренировку 4 космонавта, потом пришли еще 3 космонавта.

- Чтобы решить задачу, нужно поставить вопрос: Что известно? (На космическую станцию пришли на тренировку 4 космонавта, потом пришли еще 3 космонавта)

- Что надо узнать? (Сколько всего космонавтов стало тренироваться?)

- Космонавтов стало больше или меньше? (Больше)

- Каким действием мы будем решать эту задачу, сложением или вычитанием? (Сложением)

- Каким знаком обозначим сложение? (Знак +)

Выкладываем пример цифрами и знаками. Дети на местах выкладывают пример, один ребенок выкладывает пример у доски.

Решение задачи: (4+3=7).

Ответ: 7.

Задача на вычитание

На станции было 6 ракет, 2 ракеты улетели в космос. (Решение аналогичное)

Звездочет: Молодцы! Обучение закончено. Теперь вы настоящие космонавты и в награду я даю вам звезды. (Звездочет каждому ребенку дает по две звезды с цифрами)

Воспитатель: Нам пора возвращаться домой. Сели поудобнее. Бортовому компьютеру необходимо выложить курс на Землю, для этого вам нужно вложить свои звезды в бортовой компьютер числами кверху, сравнить два этих числа и поставить между ними знак больше, меньше или равно. Все справились, молодцы. Приготовились к запуску. Начинаем обратный отсчет от 10 до 1, пуск!

Мы вернулись домой! Выходите ко мне в круг.

Рефлексия

Воспитатель: Путешествие наше закончилось. Расскажите мне, что мы с вами делали в полете?

- На какие планеты летали?

- Кому помогали?

- Какие задания выполняли?

Список литературы

Абрамова Л.В.,

Слепцова

И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Подготовительная к школе группа. 6-7

лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Методическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – 3-е изд.,

испр

. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е.

Вераксы

, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) Автор-составитель:

Лободина

Н. – М.: «Учитель», 2016.

Куцакова

Л.В. Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018

От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования

/ П

од ред. Н. Е.

Вераксы

, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.- 6-е изд., доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

Помораева

И.А.,

Позина

В.А.Формирование элементарных математических представлений: Методическое пособие для занятий с детьми 6-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.