Математический кейс
Методическое пособие по математическому развитию
для детей старшего дошкольного возраста дошкольного возраста
«Игра- это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский.
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Для современного этапа развития школьного математического образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Вновь актуальными становятся проблемы развития интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно.
Актуальность
Современное общество ставит перед педагогами дошкольных учреждений задачу воспитания дошкольника, способного самостоятельно добывать знания и готового к применению их на практике. Решение этой задачи осуществляется через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности.
Целевые ориентиры дошкольного образования, согласно ФГОС ДО диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей дошкольного возраста.
Использование игровых форм обучения при формировании элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников, направленных на повышение качества математической подготовленности к школе. Чтобы сделать изучение математики (ФЭМП) более привлекательным и доступным в педагогической работе были использованы элементы метода кейс-технологии.
Кейс – метод развивает:
1. Умственные, сенсорные и речевые способности.
2. Аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
3. Формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, за- щищать собственную точку зрения, убеждать).
4. Практические умения.
5. Социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).
В ходе образовательного процесса использовались нормативно-правовые документы: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва);
Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад комбинированного вида №42» «Планета детства».
Новизна, современность и актуальность данного пособия заключается в том, что в нем подобраны нестандартные, занимательные задания развивающего характера, способствующие развитию умений сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
Цель: развивать математические представления и лексико-грамматический словарь.
Задачи :
Образовательные:
-закреплять умения детей различать оттенки разного цвета;
- закрепить знание цифр от 1 до 10.
- закрепить умение соотносить цифры с количеством предметов;
- учить порядковому (прямому, обратному) счёту в пределах 10;
- учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
- закрепить знание понятий справа - слева, между, предыдущее - последующее, маленький (большой) сосед, на 1 больше ( меньше);
- закреплять навыки счета, соотнесение цифры количеству предметов;
- закреплять навыки согласования числительного с существительным;
- обогащать словарный запас;
- формировать умение словесно обозначать форму предмета;
- выработать умение сравнивать, находить причинно-следственные связи;
Развивающие:
- развивать умение сравнивать предметы по длине;
- развивать саморегуляцию и самоконтроль;
- развивать логическое мышление, память, творческое воображение, внимание, речь, мелкую моторику рук
- развитие сенсорных способностей;
Воспитательные:
- развитие требовательности к себе;
- повышать уверенность в себе.
Задачи широки и разнообразны: ребенок может не только отвечать на вопросы взрослого, но и сам их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.
«Математический кейс» (дидактическое пособие) разработано в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования, предполагает решение задач образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», позволяет осуществлять их интеграции.
Материалы направлены на формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Длительность одной игры составляет 20 - 30 минут.
Содержание работы:
Варианты игр.
Вариант 1. Игра «Составь по образцу»
Задание:
-учить «читать» простейшую графическую информацию,
-составить по схеме из счетных палочек предметы,
-отгадывать (запоминать) загадку об этом предмете,
-сосчитать количество счетных палочек, из которых выложен предмет.
Вариант 2. Игра «Расскажи что получилось»
Задание:
-подобрать и прищепить прищепки определённого цвета и определённое количество (цифра на шаблоне) к шаблону, чтобы получился образ,
-рассказать о том, что получилось (это ёжик, он живет в лесу, колючий, питается грибами, ягодами и т.д.).
Вариант 3. Игра «Решение примеров и неравенств»
Задания:
- устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
-составить, решить примеры,
-закрепить знаки +, -, =, <, >.
Вариант 4 Математические цветы»
Игра состоит из 4 заданий
- закреплять умение количественного счета;
- развивать мелкую моторику.
Вариант 5. Игра «Нарисуй фигуру».
Задания:
- закрепить знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал описывать их по характерным признакам;
-выложить геометрические фигуры по образцу из верёвочек,
-назвать цвета (геометрических фигур, верёвочек),
-сравнить верёвочки по длине, толщине.
Вариант 6. Игра «Вылепи цифру»
Задания:
-вылепить цифру по образцу из пластелина.
Вариант 7. Игра «Весёлый счёт»
Задание:
-прямой и обратный счёт в пределах 10,
-состав числа в пределах 10,
-назови соседей заданного числа в пределах 10.
Вариант 8. Игра « Время»
- Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, частях суток.
Вариант 9. Игра «Дни недели»
- Дать детям элементарные представления о последовательности всех дней недели, месяцев, времён года.
Описание положительного результата
Подводя итоги по использованию дидактического материала по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста, можно сделать следующий вывод: диагностические наблюдения по использованию дидактического материала показало эффективность проводимой работы по данной технологии. Наблюдение данной работы с детьми демонстрируют положительные результаты.
Таким образом, значение дидактического материала «Математический кейс» заключается в следующем: дидактическое пособие предназначено для решения целого комплекса задач обучения и воспитания сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального развития ребенка.
Следует отметить, что данное пособие находится, в свободном доступе для детей. Дети по собственной инициативе берут его, разглядывают, выполняют задания. «Математический кейс» всегда можно пополнить новыми интересными дидактическими играми, логическими заданиями, ребусами. Всё в руках творческого педагога.