Математический кейс

Методическое пособие по математическому развитию

для детей старшего дошкольного возраста дошкольного возраста

«Игра- это искра, зажигающая огонёк  

пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский.

 

  Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Для современного этапа развития школьного математического образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Вновь актуальными становятся проблемы развития интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно.

Актуальность

Современное общество ставит перед педагогами дошкольных учреждений задачу воспитания дошкольника, способного самостоятельно добывать знания и готового к применению их на практике. Решение этой задачи осуществляется через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности.

Целевые ориентиры дошкольного образования, согласно ФГОС ДО диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей дошкольного возраста.

Использование игровых форм обучения при формировании элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников, направленных на повышение качества математической подготовленности к школе. Чтобы сделать изучение математики (ФЭМП) более привлекательным и доступным в педагогической работе были использованы элементы метода кейс-технологии.

Кейс – метод развивает:

1. Умственные, сенсорные и речевые способности.

2. Аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.

3. Формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, за- щищать собственную точку зрения, убеждать).

4. Практические умения.

5. Социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).

В ходе образовательного процесса использовались нормативно-правовые документы: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва);

Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад комбинированного вида №42» «Планета детства».

Новизна, современность и актуальность данного пособия заключается в том, что в нем подобраны нестандартные, занимательные задания развивающего характера, способствующие развитию умений сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.

Цель: развивать математические представления и лексико-грамматический словарь. 

Задачи : 
Образовательные:
-закреплять умения детей различать оттенки разного цвета; 
- закрепить знание цифр от 1 до 10.
- закрепить умение соотносить цифры с количеством предметов;
- учить порядковому (прямому, обратному) счёту в пределах 10;
- учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
- закрепить знание понятий справа - слева, между, предыдущее - последующее, маленький (большой) сосед, на 1 больше ( меньше);
- закреплять навыки счета, соотнесение цифры количеству предметов; 
- закреплять навыки согласования числительного с существительным;
- обогащать словарный запас; 
- формировать умение словесно обозначать форму предмета;
- выработать умение сравнивать, находить причинно-следственные связи;
Развивающие:
- развивать умение сравнивать предметы по длине; 
- развивать саморегуляцию и самоконтроль;
- развивать логическое мышление, память, творческое воображение, внимание, речь, мелкую моторику рук

- развитие сенсорных способностей;
Воспитательные:
- развитие требовательности к себе;
- повышать уверенность в себе.

Задачи широки и разнообразны: ребенок может не только отвечать на вопросы взрослого, но и сам их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

«Математический кейс» (дидактическое пособие) разработано в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования, предполагает решение задач образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», позволяет осуществлять их интеграции.

Материалы направлены на формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Длительность одной игры составляет 20 - 30 минут.

Содержание работы:

Варианты игр.

Вариант 1. Игра «Составь по образцу»

Задание:

-учить «читать» простейшую графическую информацию,

-составить по схеме из счетных палочек предметы,

-отгадывать (запоминать) загадку об этом предмете,

-сосчитать количество счетных палочек, из которых выложен предмет.

Вариант 2. Игра «Расскажи что получилось»

Задание:

-подобрать и прищепить прищепки определённого цвета и определённое количество (цифра на шаблоне) к шаблону, чтобы получился образ,

-рассказать о том, что получилось (это ёжик, он живет в лесу, колючий, питается грибами, ягодами и т.д.).

Вариант 3. Игра «Решение примеров и неравенств»

Задания:

- устанавливать равенство и неравенство групп предметов;

-составить, решить примеры,

-закрепить знаки +, -, =, <, >.

Вариант 4 Математические цветы»

Игра состоит из 4 заданий

- закреплять умение количественного счета;

- развивать мелкую моторику.

Вариант 5. Игра «Нарисуй фигуру».

Задания:

- закрепить знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал описывать их по характерным признакам;

-выложить геометрические фигуры по образцу из верёвочек,

-назвать цвета (геометрических фигур, верёвочек),

-сравнить верёвочки по длине, толщине.

Вариант 6. Игра «Вылепи цифру»

Задания:

-вылепить цифру по образцу из пластелина.

Вариант 7. Игра «Весёлый счёт»

Задание:

-прямой и обратный счёт в пределах 10,

-состав числа в пределах 10,

-назови соседей заданного числа в пределах 10.

Вариант 8. Игра « Время»

- Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, частях суток.

Вариант 9. Игра «Дни недели»

- Дать детям элементарные представления о последовательности всех дней недели, месяцев, времён года.

Описание положительного результата

Подводя итоги по использованию дидактического материала по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста, можно сделать следующий вывод: диагностические наблюдения по использованию дидактического материала показало эффективность проводимой работы по данной технологии. Наблюдение данной работы с детьми демонстрируют положительные результаты.

Таким образом, значение дидактического материала «Математический кейс» заключается в следующем: дидактическое пособие предназначено для решения целого комплекса задач обучения и воспитания сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального развития ребенка.

Следует отметить, что данное пособие находится, в свободном доступе для детей. Дети по собственной инициативе берут его, разглядывают, выполняют задания. «Математический кейс» всегда можно пополнить новыми интересными дидактическими играми, логическими заданиями, ребусами. Всё в руках творческого педагога.