ГБОУ АО «Травинская школа-интернат».
Интегрированный урок: математика, мир природы, чтение.
Тема урока "Математика и природа" или «Экологические проблемы современности».
Цели и задачи урока.
1. Предметная – организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний.
2. Деятельностно-коммуникативная – развивать учебно-логические умения: анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать свою деятельность.
3. Ценностно-ориентационная – помочь учащимся осознать ценность совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость изучения математики и экологии.
Оборудование: мультимедийный проектор; индивидуальные карточки.
Ход урока.
Звучат голоса птиц, шум воды.
- Послушайте звуки. Какие звуки вы услышали?
Слайд №1. ( высказывание и портрет Пришвина)
- Хочу начать урок с высказывания М.М.Пришвина «Рыбе- вода, птице- воздух, зверю- лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит сохранять Родину».
- Вы согласны со словами писателя?
- Почему нужно охранять природу?
На доске:
Задание:
- угадай зашифрованное слово, расположив цифры в порядке возрастания. (29- э,32-к,38-о, 46-л, 50-о,51-г, 59-и, 65-я).
( на обратной стороне буквы)
Слайд №2.
Экология- это наука изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.
Слово пришло из латинского языка. Оно состоит из двух частей. «Экос»- дом, «логас»- учение.
- В какой стране мы живём?
- Как называется наша область, наш край?
- Подумайте и скажите, какие проблемы экологии можно выделить ?
- Решив примеры мы узнаем, с какими экологическими проблемами столкнулась природа.
4 . 5 (1.бытовые отходы)
2 . 7 (2.вырубка леса)
12 : 3 (4.загрязнение воды)
8: 2 (3. загрязнение воздуха)
Запись числа и кл работы.
- Один из врагов природы – это бытовые отходы, мусор.
- Как вы думаете, почему?
Слайд№3. (фото детей нашей школы)
Первая проблема- бытовые отходы.
- Весной, когда снег тает, мы с вами выходим на трудовой десант «Зелёная весна», убираем прилегающую к школе территорию, берег реки.
Задача.(карточки раздаются каждому ученику)
Весной учащиеся нашей школы на берегу реки собрали 24 пакета мусора, а в сельском парке- на 17 пакетов больше. Сколько всего пакетов мусора собрали дети?
- О чём говорится в задаче?
- Что возьмём за краткую запись?
На реке- 24 п
В парке-? На 17 п б, чем
Решение:
1) 24+17=41(пакет)- в парке
2) 24+41=65(пакетов)-всего
Ответ: 65 пакетов.
Следующая проблема- вырубка леса.
- Как вы думаете, кому и зачем нужен лес?
- В лесу можно встретить разные деревья и растения. А знаете ли вы, сколько лет растут деревья?
Слайд № 4.
Учитель:
- Продолжительность деревьев:
Сосна- 350 лет. Ель- 500 лет. Берёза- 200 лет, клён- 400 лет, липа- 500 лет.
- Подумайте только, какой большой промежуток времени должен пройти, что бы дерево стало взрослым. А человек может его спилить за несколько минут.
- А как человек может помочь природе в данном случае?
( засадить молодыми саженцами)
- Откройте книги для чтения на с.78 и прочитаем рассказ « Михаськин сад».
Работа по рассказу:
- Что посадил Мальчик во дворе?
- Как стали называть клёник? Почему?
- Докажи словами из текста, что двор стал похож на красивый сад?
Физкультминутка.
«Вода – не вода»
Если названный предмет связан с водой – «поплыли»,
в составе есть вода – присесть,
не имеет отношения к воде – покружиться.
Рыба, лодка, груша, аквариум, карандаш, пенал, сок, подводная лодка, плавательный круг, компьютер, яблоко, автомобиль.
Слайд №5.
Проблема- загрязнение воды.
Воды на земле много, зачем её беречь, всем хватит и человеку, и растениям, и рыбам.
А давайте вспомним сказку А.С.Пушкина:
- Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Забросил дед в море невод
И вытащил… да, в стародавние времена поймал дед золотую рыбку.
Но на рыбалке был современный дедушка.
Закинул наш дед невод, пришёл невод обратно не только с тиной, но ещё и с ржавыми и битыми банками, пластиковыми бутылками и прочим мусором.
Второй раз закинул он невод –
выловил рваный башмак и изношенную «лысую» шину.
- Скажите, ребята! Почему же в реке оказались не нужные предметы?
- Что нужно делать для того что бы вода была чистая?
- А еще воду надо экономить?
- А чем измеряют воду?(литрами)
Вот сейчас каждый из вас подсчитает, сколько воды мы тратим в домашних условиях.
Задание ( индивидуальное- карточки)(дети записывают на доске и в тетрадях)
1.Влажная уборка дома- 28-14= 14л
2. Принятие душа- 85+15=100л
3. Стирка белья- 90-7= 83л
4.Приготовление пищи- 11-2=9 л
5. Мытьё рук- 36-31=5л
Вывод: давайте бережно относиться к воде.
Следующая проблема- загрязнение воздуха.
Слайд №6.
( картинка: тополиная роща)
- Всему живому нужен воздух и этот воздух должен быть чистым.
Что по вашему мнению поддерживает чистоту воздуха на улице, в комнате, в классе? ( должно быть как можно больше растительности).
- А знаете ли вы, какое дерево является лучшим «очистителем воздуха»от грязи? (тополь).
Сообщение: (Родион)
Тополя чаще других деревьев сажают в городе, во-первых, потому что они прекрасно очищают городской воздух от пыли и копоти, во-вторых, они выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.
Один тополь выделяет столько, сколько 3 липы, 4 сосны или 7 елей.
Почему же тополя хорошо очищают воздух?
Да потому, что тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем мелкие частицы грязи и пыли. Он свисает вниз на длинном черенке, слегка сжатом с боков. Благодаря такой форме черенка листья тополей очень подвижны, трепещут и дрожат даже при легких порывах ветра и хорошо улавливают пыль.
- Предлагаю вам решить проблемную ситуацию: «Где разместить завод?».
З а д а н и е. Используя карточки с условными знаками, составьте схему нахождения завода так, чтобы город как можно меньше страдал от вредных веществ.
Условные знаки:
(город, завод, лес)
( дети должны расположить, так чтобы загрязненный воздух как можно меньше причинял вред городу)
Только сообща люди могут вылечить планету.
- Математические знания могут пригодиться в решении экологических проблем? Что вы усвоили и закрепили на уроке.
- Давайте защитим нашу планету, закроем ее ладошками, спасем от гибели. Если вам урок понравился и вы старались работать на нем активно, то поддержите нашу планету, прикрепите ладошки.
Рефлексия.
-А в завершении нашего урока я хочу вас поблагодарить и отметить тех детей которые мне помогали. В этой коробке хранится имя того ученика, который был сегодня самый активный, самый внимательный, самый грамотный, самый любознательный, самый находчивый.
( в коробке лежит зеркало, дети видят своё отражение)