Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения - это то, чему мы уделяем большое внимание в школе. Мы понимаем, что важно помочь детям развить свои нравственные ценности и научить их принимать правильные решения. И литературное чтение - отличный способ сделать это.

На уроках литературного чтения мы часто обсуждаем разные книги и рассказы. Анализируем события, героев и их поступки. Это помогает детям задуматься над тем, что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Они могут высказывать свои мнения и давать аргументы. А это развивает критическое мышление и помогает им лучше понимать моральные вопросы. Мы также смотрим на реальные ситуации, которые происходят в классе или в школе, и обсуждаем их этические аспекты. Мы хотим, чтобы дети понимали, что плохое отношение к другим людям или животным вредит всему окружающему. Мы стараемся научить их быть добрее и заботиться о других.

В данной статье будет представлена программа эмпирического исследования нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. Целью исследования будет выяснить, насколько эффективно используется этот предмет для формирования нравственных ценностей у детей.

Наши данные получены в результате эмпирического исследования, проведенного в МБОУ средняя общеобразовательная школа №24 города Альметьевск, Республика Татарстан. В исследовании приняли участие ученики 2 класса в количестве 26 человек, включая 12 мальчиков и 14 девочек.

Для сбора данных были выбраны две диагностические методики. Первая методика, автором которой является И.Б. Дерманова, называется "Что такое хорошо и что такое плохо". Цель этой методики - определить нравственные представления детей младшего школьного возраста.

Детям предлагалось ответить на вопросы и выбрать один из предложенных ответов. За ответ "А" присваивалось 2 балла, за ответ "Б" - 1 балл, за ответ "В" - 0 баллов. Затем все баллы суммировались и подсчитывались, чтобы определить уровень нравственных представлений младших школьников.

Другая методика, "Закончи предложение", разработана Н.Е. Богуславской. В рамках этой методики детям предлагались предложения, в которых они должны были выбрать самое подходящее продолжение из трех предложенных вариантов ответа.

Полученные данные позволили нам выявить уровень нравственных представлений детей младшего школьного возраста. С учетом обработки результатов, высокий уровень нравственных представлений составляет 12-16 баллов, средний уровень - 6-11 баллов, а низкий уровень - 0-5 баллов.

Мы провели анкетирование с помощью методики "Что такое хорошо и что такое плохо" и получили следующие результаты:

1. Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники?

- А) нравится

- Б) не очень нравится

- В) не нравится

2. Что будешь делать, если увидишь, что твой друг намусорил на улице, набросал на землю фантики от конфет?

- А) сделаю замечание и помогу убрать

- Б) сделаю замечание и подожду, когда он все уберет

- В) расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

Исследование показало, что в классе было двое детей с высоким уровнем нравственных представлений (12-16 баллов), тринадцать детей среднего уровня (6-11 баллов) и одиннадцать детей с низким уровнем (до 5 баллов). Дети с высоким уровнем ответственности и стремлением помогать другим, тогда как дети с низким уровнем имеют проблемы с нравственными нормами и коммуникацией. Наш анализ поможет нам улучшить нравственное воспитание на уроках литературного чтения.

Эти данные позволяют нам оценить представления детей о таких категориях как уважение, ответственность, справедливость и моральные поступки. Они дают нам представление о том, насколько развитым является нравственное воспитание младших школьников в контексте уроков литературного чтения.