* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .No Spacing {text-align: justify; margin-bottom: 0pt;} .Body Text {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Основной текст Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Радость» г. Орска»

«Межпредметная интеграция (музыка – история, музыка – литература,

музыка – ИЗО) при обучении теоретическим дисциплинам в ШОМ»

(из опыта работы педагога дополнительного образования

МАУДО «ЦРТДЮ «Радость» г. Орска»

Сахаровой Ольги Александровны)

Музыка – важнейшее средство формирования личности человека, его нравственного и духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие ребёнка. Оно дает детям яркие музыкальные впечатления, формируя эталоны красоты и основы музыкально-эстетического сознания, побуждает к творчеству, развивает эмоции, интересы, воображение, вкусы.

Воспитание ребёнка в Школе оркестровой музыки – большой и сложный процесс, который осуществляется на занятиях индивидуальных (спец. инструмент) и групповых (оркестр, ансамбль, сольфеджио, муз.литература, слушание музыки).

Все музыкальные дисциплины способствуют формированию у детей любви и интереса к музыкальному искусству, формированию осознанного эмоционального отношения к музыке; вооружают обучающихся достаточным объёмом музыкально-теоретических и исторических знаний; выявлении.

Между всеми предметами, на их кажущиеся различия, много общего. В первую очередь, единство и взаимосвязь дисциплин обусловлены музыкой, выступающей на всех занятиях как объект познания и как средство воспитания. А во-вторых, исполнительскому мастерству, без глубокого знании предметов, входящих в музыкальное образование, музыкантов высокого класса не воспитать. Ведь музыканты, игру которых мы узнаем, обладают, не только эффектной техникой, но и мощной внутренней эмоциональной энергией, ярким исполнительским темпераментом, широким кругозором, высокой культурой, включающей знания по истории, мировой художественной культуры, литературы, и т.д. Это и называется межпредметная интеграция.

Элементы межпредметной интеграции на теоретических занятиях. С какими дисциплинами она возможна?

Музыка и физика. Что такое звук? - колебание упругого тела. Что может быть таким упругим телом и как заставить его колебаться? С этими вопросами мы соприкасаемся при знакомстве с устройством и историей развития музыкальных инструментов. Отчего звук становится выше или ниже? Почему у музыкальных инструментов и у людей разные голоса? Почему несколько звуков, взятые одновременно могут «звучать», а могут «резать слух»? Чем отличается музыкальный звук от шумового? Затрагивая эти вопросы, мы имеем дело с физикой.

Музыка и математика. В первую очередь связь между предметами заключается «в применении общих понятий (доли, размер, параллельность, квадрат – не квадрат, дроби,); в применении арифметических действий (счёт, сложение, деление, вычитание);

Единство музыки и чисел доказывать не нужно: музыка - это соизмеримость и порядок, который выражен в числах.  Музыкальная гармония в учении Пифагора является моделью вселенской гармонии, также Пифагор вывел понятия интервалов октавы, квинты и кварты. В древней Греции музыка считалась точной наукой.

Музыка и география. Обучающиеся знакомятся с произведениями народов разных стран. Изучаем музыку стран Европы, Кавказа, Средней Азии. Слушая музыку, мы прикасаемся к мировоззрению других народов, говорим о том, где и в каких условиях они живут.

Музыка и языки. На занятиях обучающиеся обогащают свои знания языков при помощи итальянских терминов, французских, немецких, латинских. Музыкальный язык считается международным.

Все вышеперечисленные предметы соприкасаются с музыкой лишь частично. Это только моменты урока, вводимые в зависимости от их целесообразности.

Однако есть дисциплины, которые очень тесно переплетены с музыкой.

Например, Музыка и история.

"Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием." слова музыкального критика, историка В. В. Стасова.

Нельзя изучать музыкальное произведение в отрыве от эпохи и культуры, в которой оно было создано. Оно будет прослушано, но не услышано. На занятии музыкальной литературы мы неизменно соприкасаемся с историей мира и с историей России, с мыслями и судьбами композиторов разных времен.

Одним из ярких примеров обращения к истории, является так называемая, «героическая народная» опера "Иван Сусанин" или «Жизнь за царя» (1836) родоначальника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки (1804-1857).

Опера посвящена подвигу костромского крестьянина Ивана Сусанина, жившего в Смутное время. В 1612 г. он ценою своей жизни помешал польским шляхтичам захватить новоизбранного русского царя Михаила Федоровича Романова.

Именно музыка Глинки превратила патриотическую историю про спасение монарха в возвышенную драму о величии русского народа.

Сусанин И.О.- герой освободительной борьбы русского народа против польских интервентов в начале XVII века. Крестьянин с Деревеньки, близ с. Домнино Костромского уезда зимой 1612-1613гг был взят в качестве проводника отрядом польской шляхты до с. Домнино – вотчины Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Фёдорович. Сусанин намеренно завёл отряд в непроходимый болотистый лес, за что был замучен. Память о Сусанине сохранилась в устных народных сказаниях и преданиях. Его подвиг отражён в художественной литературе и в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин». В Костроме установлен ему памятник.

Классическим обращением к историческому материалу на занятии музыкальной литературы, конечно, является работа с произведением Д. Д. Шостаковича «Седьмая симфония». Оно отсылает к невероятно тяжёлым фактам в истории нашей страны: Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда. Изучение этого музыкального материала — повод для серьёзной работы с обучающимися, воспитания патриотизма не словами, а средствами музыки и человеческого восприятия. Звучание этого великого произведения помогает погрузиться в те непростые времена, услышать людей той эпохи, почувствовать идею сплочения народа, силу русского духа.

Музыка и литература. На уроках музыкальной литературы мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.

Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Так поэзия становится частью музыки, а музыка - частью поэзии.

Особые ощущения вызывает красота, певучесть и поэтичность творчества А.С.Пушкина.

Александр Сергеевич царит во всей истории русской музыки на протяжении более двух столетий. Фондовая коллекция Российского национального музея музыки представляет музыкальные рукописи и печатные издания сочинений на пушкинские сюжеты.

Среди них произведения, вошедшие в «золотой фонд» мировой музыкальной культуры, с частью этих произведений мы знакомимся на занятиях музыкальной литературы: оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин», «Мазепа» и «Пиковая дама», юношеская опера Сергея Рахманинова «Алеко», оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», опера М.И.Глинки "Руслан и Людмила", его же романсы «Я помню чудное мгновение», «Не пой, красавица, при мне», «Ночной зефир» и другие. А.С.Даргомыжский его романс на стихотворение “Я вас любил” А.С.Пушкина - гимн любимой женщине и в то же время упрёк ей за то, что она не оценила столь сильных и трепетных чувств.

Перечислять можно бесконечно. Более 1000 композиторов (включая современников поэта) неоднократно обращались к его творчеству. Около 500 сочинений великого поэта (поэзия, проза, драмы) легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Оперы, балеты, хоры, оратории, кантаты, симфонические и камернои-нструментальные произведения, свыше 2000 романсов, музыка к драматическим спектаклям, кинофильмам, телевизионным и радиопередачам составляют наследие музыкальной пушкинианы.

Таким образом, художественный мир музыки и мир поэзии очень тесно взаимосвязаны между собой.

Музыка и Живопись - две грани прекрасного. Музыкальное искусство с глубокой древности было теснейшим образом связано с живописью. О синтезе (слиянии и взаимодействии) этих двух прекраснейших из искусств говорилось из века в век. Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развиваются параллельно, тесно соприкасаясь между собой.

Сочиняя музыку, композиторы часто обращаются к жанрам, которые характерны для изобразительного искусства: портрету, пейзажу, батальному полотну, орнаменту, гравюре и другим. Существуют музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка словно рисует картину.

Одним из ярких примеров синтеза музыки и живописи является музыкальное произведение великого русского композитора М. П. Мусоргского фортепианный цикл «Картинки с выставки».

«Картинки с выставки» были написаны М. П. Мусоргским под впечатлением от выставки произведений художника В. Гартмана, друга композитора. Выставку организовал весной 1874 года В. В. Стасов. Этот цикл пьес можно назвать сюитой - последованием десяти самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом. Каждая пьеса - музыкальная «картинка», отразившая впечатление М. П. Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком В. Гартмана.

Все пьесы данного цикла объединены музыкальной темой "Прогулка" как бы ведя слушателя, от одной картины к другой, что замечательно передаёт психологическое состояние зрителя на выставке.

При дальнейшем разборе пьес, ребятам предлагается рассмотреть картины, и предположить, какой по их мнению должен быть характер у музыки той или иной картины. Перед прослушиванием пьес обучающиеся высказывали своё мнение в отношении тематики и настроении картин, которые они рассматривали, предполагая характер музыки, которую должны были услышать.

Такие занятия помогают обучающимся проявить своё творческое начало. Они учатся слышать «музыку» цвета и «ритм» композиции картин. Такие ассоциативно-образные связи помогают обучающимся познавать мир, созданный музыкальными звуками и красками.

Таким образом, межпредметные связи на занятиях теоретических дисциплин, способствуют формированию творческого мышления, расширению кругозора и представлению о мире в целом, создавая единое художественное пространство. Освоение ребенком музыки в комплексе с другими видами искусства является необходимым условием для всестороннего и гармоничного развития его художественной культуры.