Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23 с. Новозаведенного»

Сценарий внеклассного мероприятия

«Дружи с финансами»

по финансовой грамотности

для обучающихся 4Б класса

Составила:

учитель начальных классов

Евстафьева Елена Александровна

с. Новозаведенное

2025 г.

Класс: 3-4

Цель: способствовать формированию основ финансовой грамотности у младших школьников для успешной социализации в обществе.

Задачи:

Обучающие:

н

аучить применять полученные

теоретические

знания по финансовой грамотности в практической ситуации

;

познакомятся со способами рационального использования денег

.

 

Развивающие:

способствовать развитию

экономического образа мышления;

развивать умения анализировать различные ситуации и умения самостоятельно

решать финансовые задачи;

развивать реч

ь

, мышлени

е

, памят

ь

.

Воспитательные:

воспитывать

ответственность и

правильное поведение в области использования экономических знаний в быту

и культуру общения в группе

.

Форма проведения: игра.

Используемое оборудование: презентация «По ступенькам финансовой грамотности», карточки с заданиями, таблички с названиями команд.

Аннотация:

Цель разработанного мною внеклассного мероприятия систематизировать знания учащихся начальной школы по финансовой грамотности, выявить практические возможности применения знаний при решении задач по финансовой грамотности в семье. Рассмотреть через игровую деятельность как положительную, так и отрицательную роль денег в жизни человека.

Разнообразные виды деятельности помогают учащимся обобщить знания по финансовой грамотности. Помощники-волонтёры помогут организовать работу на станциях. В мероприятии может участвовать один класс, разделённый на 3 команды или учащиеся разных классов. Каждая из команд совершит путешествие по 6-ти заданиям. За правильное выполнение этих заданий каждая из команд получит бумажные жетоны в виде железных 5 рублей. На заключительной станции команды подсчитают количество заработанных денег и определят победителя.

Квест может быть проведён в рамках «Недели по финансовой грамотности», во время занятости детей летом.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1.Формирование команд проходит в классе.

II. Актуализация знаний, практических и умственных умений.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами внеурочное мероприятие, в процессе которого вы узнаете много полезной информации. Но для начала поприветствуем наших уважаемых гостей.

А что бы узнать, о чем мы будем говорить отгадайте ребусы (финансы, деньги, счёт):

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии? (Сегодня мы поговорим о значении финансовой грамотности в современном мире.)

Почему это так важно? (ответы детей)

Мы разделили вас уже на три команды. Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом. Каждая из команд совершит путешествие по заданиям. За правильное выполнение заданий каждая из команд получит бумажные жетоны в виде 5 рублей. На заключительном этапе команды подсчитают количество заработанных денег, и мы определим победителя.

-А начать мы сможем, как только вы разгадаете загадки. У каждой команды карточка с загадкой. (Команда «Монета», команда «Банкир», команда «Бизнесмен»).

Дети отгадывают загадки.

Загадки

1.Дядя Коля нумизмат.

Значит, каждый экспонат,

Я скажу вам по секрету,

Называется…

(Монета)

2. Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждет…

(Банкир)

3. В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведет…

(Бизнесмен)

III. Основная часть. Прохождение квеста.

На первом этапе нам предстоит путешествие в страну сказочных денег, но прежде давайте посмотрим небольшой отрывок мультфильма «Фиксики» «Что можно купить за деньги?» (видеофрагмент)

Задание 1. «Сказки и деньги». Игра «Что можно купить за деньги?»

Если предмет можно купить-хлопните в ладоши, а если нельзя, топните. (Картинки: ветер, кукла, радуга, молоко, солнце, снег, торт, книга.)

Отлично! А попробуйте ответить на вопросы по сказкам. (по два вопроса на группу)

1)Какой товар искал поп в сказке А.С.Пушкина «О попе и о работнике его Балде» и за какую цену он его приобрел? (Работника, за три щелбана в год.)

2) Пошла Муха на базар и купила самовар. Назовите синоним слова базар. (Рынок)

3) Из какой сказки взяты строки?

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу;

Знать, столица та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счётом принимали

И с набитою сумой

Возвращалися домой.

(П.П. Ершов «Конёк-горбунок»)

4) Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? (Золотая антилопа, видеосопровождение)

5) Кто из героев мультфильма «Каникулы в Простоквашино» сказал эту фразу? Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет. (Дядя Федор, видеосопровождение)

6) Как звали героиню, которая принесла деду с бабкой сказочное богатство, но они не смогли им воспользоваться? (курочка, русская народная сказка «Курочка Ряба»)

Задание 2. «Время деньги». Игра «Товар или услуга»

Вы получаете карточки, внимательно прочитайте слова. Если это услуга, то поставьте букву – У, а если товар - Т.

Игрушки

Т

Сделать причёску

У

Яблоки

Т

Вылечить

У

Мороженое

Т

Научить

У

Шкаф

Т

Перевезти на машине

У

Картофель

Т

Батон

Т

Молодцы, ребята! Получите монеты за свою работу.

Задание 3. «Идем за покупками»

А теперь, ребята, ваша задача купить как МОЖНО БОЛЬШЕ продуктов на 1000 рублей. (на доске продукты) Участвует вся команда (распределить детей по магазинам). На покупку у вас 3 минуты. (через 3 минуты вернуть детей на места, на подсчет потраченной суммы 2 минуты).

Определяем победителя этого задания, вручение жетонов.

Сыр «Российский»

1 кг

520 рублей

Ветчина

«Императорская»

1 кг

562 рубля

Яблоки «Гренни Смит»

1 кг

85 рублей

Яблоки «Голден»

1 кг

89 рублей

Яблоки «Симиренко»

1 кг

99 рублей

Мандарины Марокко

(кисло-сладкие)

1 кг

145 рублей

Мандарины Испания

(сладкие)

1 кг

184 рубля

Жевармелад

«Бон Пари»

1 кг

65 рублей

Шоколад «Милка»

1 шт.

109 рублей

Шоколад «Аленка»

1 шт.

79 рублей

Шоколадное яйцо

«Kinder-Сюрприз»

1 шт.

87 рублей

Пирожное

«Медвежонок Барни»

1 уп.

123 рубля

Жевательная резинка

«Orbit»

1 уп.

24 рубля

Жевательная резинка

«Mentos»

1 уп.

32 рубля

Карамель

«Леденцы Мини»

1 уп.

49 рублей

Чипсы «Лейс»

1 уп.

93 рубля

Лук

50 рублей 1 кг.

Капуста

75 рублей 1 кг.

Хлеб

33 рубля 1 булка

Морковь

47 рублей 1 кг.

Задание 4. «Денежка без ног, весь свет обойдет».

- Ребята, вы молодцы. Я предлагаю закрепить полученные знания веселой игрой, которую вы все знаете. Вам нужно найти правильное окончание пословиц. (Время 1 минута)

Игра «Собери пословицу» (на карточке)

1.Деньги — что вода:

рубль набегает.

2.Прибылью хвались,

пришли и ушли, только и видели.

3.Копеечка к копеечке

рубль сберег — капитал нажил.

4.Копейку сберег — рубль получил,..

пригодятся в дни бедные.

5.Собирай монеты медные

а убыли стерегись.

Задание 5. «Деньги счетом крепки».

В следующем задании вам предстоит решить задачи, посмотрим много ли среди вас математиков.

Задача 1 на экране.

Задача 2

У Вики было 500 рублей. Она купила 2 книги по 80 рублей, 12 тетрадей по 5 рублей, 5 ручек по 25 рублей. Сколько денег осталось у Вики? (155 руб.)

А знаете ли вы, что такое костяной калькулятор?

Правильный ответ на вопрос - счеты.

Первые счеты появились еще в пятом веке до нашей эры. В античные времена их делали из камней, костей или других меленьких предметов. На Руси сначала были костяные, а потом стали делать из дерева.

Давайте попробуем положить на счёты числа, посмотрим, легко ли считать на счётах?

(376, 524, 283) Попробуйте прибавить к своему числу 15. (391, 539, 298)

Задание 6. «Не деньги богатство - бережливость да разум».

Ребята, на бланках отметьте верные ответы, в виде букв. (взаимопроверка)

Викторина

Денежн

ые

единиц

ы

России

.

(

Р

убль, копейка)

Место, где хранят, дают в долг и обменивают деньги

.

(

Б

анк)

Стоимость одной вещи при продаже.

(

Ц

ена)

Продукт труда, который продаётся и покупается

.

(

Т

овар)

Группа людей, взаимодействующих между собой и объединённых общими условиями жизни

.

(

С

емья)

Что делает с рублём копейка? (

Б

ережёт)

Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (

С

то друзей)

Какое животное всегда при деньгах? (

П

оросёнок)

Какие деньги родители выделяют своим детям? (

К

арманные)

Как говорят о деньгах, если они пропали в

пустую

? (

П

лакали денежки

)

IV. Рефлексия.

Давайте, посмотрим Фикси-советы «Как делают деньги?»

Ребята, каждая команда получит высказывание. Ваша задача, обсудить в группе и сказать, как вы понимаете эти высказывания.

1. Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным.

Роберт Кийосаки

Финансовая грамотность — это умение человека грамотно распоряжаться личными финансами: зарабатывать их, тратить, учитывать, распределять, использовать для создания денежных фондов, сохранять, накапливать, вкладывать и приумножать.

2. Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений.

Джон Рокфеллер

Только вложив ваши силы, ваши способности и ваше драгоценное время, вы сможете достичь желаемых результатов.

3. Если хочешь иметь деньги, не теряй времени даром.

Бенджамин Франклин

Это означает: если хочешь свободное время (а у тебя нету его), тебе нужно постараться и выполнить всю работу чтобы потом отдохнуть.

Команды хорошо справились с заданиями, предлагаю подсчитать заработанные условные денежные единицы и наградить команды.

Подведение итогов. Награждение участников квеста.

(подсчёт жетонов, определение победителя, вручение сертификатов)

Желаем вам во всем удачи

И просим помнить каждого из вас:

Финансовая грамотность нам в жизни пригодиться,

Как пользоваться правильно деньгами, вам нужно научиться.