Метод проектов для формирования патриотических чувств дошкольников.

Актуальность работы. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Воспитать человека - это самое нужное и самое трудное для семьи и для страны.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Поэтому очень важно в этот период привить детям чувство любви к родному городу и привязанности к Родине, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. В современных социально-исторических условиях воспитание у подрастающего поколения чувств патриотизма, гражданственности является гарантом позитивного развития нашего государства в целом. Воспитывая сегодня юного патриота своей страны, мы тем самым закладываем фундамент стабильности и процветания его будущего.

Метод проектов в дошкольном образовании приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.

Поэтому одним из методов работы по патриотическому воспитанию в условиях ДОУ нами был реализован краткосрочный проект «Символы России».

Цель проекта: Развитие патриотических чувств у дошкольников через познание своей Родины, ее государственных и негосударственных символов.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

Образовательные:

-пополнять и закреплять у детей представления о российской символике;

Развивающие:

-развивать познавательную активность детей, эмоциональную отзывчивость, творческие способности в продуктивных видах деятельности.

Воспитательные:

-воспитывать у детей чувство патриотизма, уважительное отношение к гербу и флагу нашей страны.

- формировать у родителей активную жизненную позиции по вопросам патриотического воспитания, вовлекать их в активное сотрудничество.

-повысить педагогическую компетентность педагогов в организации работы по патриотическому воспитанию.

Чтобы приобщить детей к символике России в группе был создан патриотический уголок, где представлены государственные символы России, такие, как: флаг, герб, гимн нашей страны и разнообразный дидактический и наглядный материал о негосударственных символах РФ. В целях уважения к государственным символам и к своей стране мы с детьми слушаем и исполняем гимн России.

Знакомство с символами реализовывалось посредством дидактических и интерактивных игр, которые проводились в индивидуальной и подгрупповой форме. Дети собирали пазлы (матрешка, балалайка, валенки, самовар), на интерактивной доске были такие задания как: «Найди флаг своей страны», «Герб России», «Расположи цвета флага в правильной последовательности» и другие. С помощью развивающих книг-игр дети с интересом выполняли такие задания, как: «Пройди по лабиринту», «Найди негосударственные символы и раскрась».

Одним из известных символов России является береза. С детьми мы наблюдали на прогулке за отличительной особенностью этого дерева, играли в игры и рисовали наши березки.

Другим известным символом страны является матрешка. Дети с удовольствием раскрашивали матрешек и сделали коллективную работу в нетрадиционной технике - обрывной аппликации. Применение нетрадиционных техник способствовало обогащению знаний, формированию представлений детей о предметах, их использовании, материалах, свойствах, способах работы с этими материалами.

В свободной деятельности играли с детьми в народные игры, такие, как: «Зимушка-зима», «Ручеек» и другие. Игры приобщают детей к русскому народному творчеству и дают ребенку возможность самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми.

Для родителей была представлена папка-передвижка о символах России и буклет о том, как воспитать в ребенке патриота, как приобщить ребенка к патриотическому воспитанию посредством художественной литературы; были проведены консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Воспитываем любовь к Родине».

В результате реализации данного проекта мы отметили, что у детей повысился уровень знаний о России, её символике, дети стали более уважительны в отношении друг с другом.

Благодаря целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, любящими свою семью, Родину, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. Повысилась компетентность и заинтересованность родителей в патриотическом воспитании.

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.