* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;}

Методическая деятельность МБУ ДО ФСН «Озёры» в сфере наставничества.

Составил:

инструктор – методист

МБУ ДО ФСН «Озёры»

Скопинцева А.В.

Успешное развитие системы дополнительного образования в нашем учреждении физкультурно – спортивной направленности немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. Основными субъектами методической деятельности в нашем учреждении являются инструкторы - методисты. Слово «методист» с греч. methodos означает следование чему-нибудь.

Испытывая затруднения в своей работе, тренеры - преподаватели пытаются преодолеть их самостоятельно или обращаются к методистам.

Миссия инструктора - методиста состоит в соединении двух «пространств» – науки и практики. И сегодня миссия инструктора - методиста в дополнительном образовании как никогда актуальна. Она состоит в формировании нового типа педагога – профессионала, обладающего педагогическим мышлением и высокой профессиональной культурой, способного на практике реализовать достижения в педагогической сфере. И миссия методиста в этом - быть не просто проповедником идей и новаций, а донести идею, мысль до тренера так, чтобы у него появилось вдохновение узнавать что-то новое, чтобы появилось внутреннее стремление души выразить себя, своих воспитанников – спортсменов, страстная потребность показать свои способности и результаты другим. И как много приобретений должен для этого сделать тренер, как щедро запастись «мыслями и чувствами»! Ведь только от переполненного сознания, от захвативших глубоко накопленного опыта и освоенных знаний, от мудрых мыслей, пробудивших чувства, захочет и сможет тренер передать своим воспитанникам то, чем он живет и дышит. И, какая огромная требовательность предъявляется при этом методисту – наставнику, и какая ответственность лежит на методисте, и какой великий простор для деятельности методиста.

Инструктор - методист это живое звено между прошедшим и будущим. Миссия не такая простая и однолинейная, поэтому и диапазон деятельности инструктора - методиста достаточно широк, и формы и способы работы многообразны. Именно их разнообразие и позволяет инструктору - методисту осуществлять свою миссию и выполнять функции:

Информационно

-

организаторская функция.

Главная задача

инструктора -

методиста в этой функции – подать информацию педагогам таким образом, чтобы она была воспринята ими, осмыслена, примерена и применена по назначению.

Организационно-педагогическая функция предполагает оказание методической помощи различным категориям педагогических работников. Спектр мероприятий, форм и средств достаточно богат и разнообразен, что позволяет методисту дифференцированно оказывать методическую поддержку педагогам.

Пропагандистская

функция

обеспечивает обобщение и диссимиляцию инновационного педагогического опыта; пропаганду современных педаг

огических технологий, пособий, у

чебно

-

методических комплектов, пропаганду педагогических знаний через СМИ.

Диагностико

-

аналитическая функция

одна из важнейших функций

инструктора -

методиста. Она позволяет изучить кадровый потенциал, педагогов, выявить внутренние педагогические резервы для повышения качества образования, строить свою работу на диагностической основе.

Контрольно

-

диагностическая функция

предполагает посещение и анализ практической работы педагогов

(открытых занятий, спортивных мероприятий…)

, диагностику эффективности реализуемых

тренером дополнительных общеобразовательных

программ и применяемых педагогических технологий, состояния

тренировочного

процесса в

нашем

учреждении.

Функция прогнозирования

- без прогнозирования

учебно – тренировочного

процесса в учреждениях невозможно выработать стратегию развития учреждений и системы образования в целом.

Инновационная функция

- методист обеспечивает сопровождение экспериментальной работы

,

внедрение и реализацию развивающих программ и технологий, апробацию УМК.

Конструктивная функция.

В функцию

инструктора -

методиста входит и разработка учебно-методической документации, корректировка

дополнительных общеразвивательных программ

, выработка методических рекомендаций, пособий, положений. Все это охватывает конструктивная функция.

Координационная функция

инструктор -

методист обеспечивает координацию сетевого взаимодействия учреждений образования, сотрудничество

с

обра

зовательными учреждениями

.

Стимулирующая функция

- все вышеперечисленные функции, так как

они

так или иначе стимулируют деятельность педагогов, но необходимо помнить еще и о моральном и материальном стимулировании. Все эти функции взаимосвязаны и взаимодополняющие.

Выполнение всех перечисленных функций невозможно без высоких профессиональных качеств инструктора - методиста. Как профессионал, инструктор - методист сознательно выбирает цели, превращая работу в свободный самостоятельный труд. Он не только должен усваивать нормы профессии, но и добиваться в ней достаточно высоких результатов, осознавать себя профессионалом, развивать в себе профессионализм. Именно этот уровень профессионализма инструктора - методиста наиболее существенно влияет на прогресс тренировочной работы в нашем учреждении. Каждый, кто ставит перед собой цель стать настоящим инструктором - методистом, учителем педагогов, наставником, новатором, изначально должен ориентироваться на высокий уровень профессионального мастерства. И коль у инструктора - методиста есть миссия, значит, есть заповеди:

-приметить застенчивого;

-возвеличить скромного;

-возвысить вежливого;

-успокоить пылкого;

-напоить жаждущего;

-просветить заблудшего;

-мобилизовать ленивого;

-зажечь инертного;

-взорвать равнодушного;

-озарить примитивного;

-вдохновить творческого.

И ни одна миссия, в том числе и миссия инструктора - методиста, не выполнима без личностных человеческих качеств. Еще великий К.Д. Ушинский писал, что личность формируется личностью, характер формируется характером. Личность инструктора - методиста, его отдельные качества как бы проецируются на педагогов, с которыми он работает. Высокий моральный облик, нравственная чистота, деликатность и такт – необходимые качества личности инструктора - методиста. Ответственность и добросовестность, трудолюбие и терпение, настойчивость и оптимизм, гуманистическая направленность – вот «арсенал» личностных качеств инструктора - методиста.

Профессионально значимые личностные качества инструктора - методиста.

В современных условиях инструктор - методист должен обладать следующими качествами:

- аналитический склад ума;

- развитый социальный интеллект;

- широкий кругозор и общекультурная эрудиция;

- высокий уровень развития абстрактно-логического мышления;

- открытость новому, инициативность;

- развитая грамотная речь;

- большой лексический запас;

- ораторские и организаторские способности;

- развитые коммуникативные навыки, способность к концентрации внимания, высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);

- способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью и др.

Кроме профессионально личностных качеств современный инструктор - методист должен иметь и обширный объем теоретических и прикладных знаний из следующих областей:

- общей педагогики,

- диагностики,

- теории воспитания,

- сравнительной педагогики,

- методологии и методики педагогического исследования, эксперимента;

- общей, педагогической, социальной психологии;

- социологии, методики социологических исследований;

- общей и педагогической инноватики.

Все эти знания инструктор - методист должен органично соединить в своем сознании с конкретными знаниями из области профессионального образования, о своем учреждении, особенностях и возможностях его коллектива, состоянии функционирования, перспективах и планах развития и т.д.