Методическая деятельность МБУ ДО ФСН «Озёры» в сфере наставничества.
Успешное развитие системы дополнительного образования в нашем учреждении физкультурно – спортивной направленности немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. Основными субъектами методической деятельности в нашем учреждении являются инструкторы - методисты. Слово «методист» с греч. methodos означает следование чему-нибудь.
Испытывая затруднения в своей работе, тренеры - преподаватели пытаются преодолеть их самостоятельно или обращаются к методистам.
Миссия инструктора - методиста состоит в соединении двух «пространств» – науки и практики. И сегодня миссия инструктора - методиста в дополнительном образовании как никогда актуальна. Она состоит в формировании нового типа педагога – профессионала, обладающего педагогическим мышлением и высокой профессиональной культурой, способного на практике реализовать достижения в педагогической сфере. И миссия методиста в этом - быть не просто проповедником идей и новаций, а донести идею, мысль до тренера так, чтобы у него появилось вдохновение узнавать что-то новое, чтобы появилось внутреннее стремление души выразить себя, своих воспитанников – спортсменов, страстная потребность показать свои способности и результаты другим. И как много приобретений должен для этого сделать тренер, как щедро запастись «мыслями и чувствами»! Ведь только от переполненного сознания, от захвативших глубоко накопленного опыта и освоенных знаний, от мудрых мыслей, пробудивших чувства, захочет и сможет тренер передать своим воспитанникам то, чем он живет и дышит. И, какая огромная требовательность предъявляется при этом методисту – наставнику, и какая ответственность лежит на методисте, и какой великий простор для деятельности методиста.
Инструктор - методист – это живое звено между прошедшим и будущим. Миссия не такая простая и однолинейная, поэтому и диапазон деятельности инструктора - методиста достаточно широк, и формы и способы работы многообразны. Именно их разнообразие и позволяет инструктору - методисту осуществлять свою миссию и выполнять функции:
Информационно
-
организаторская функция.
Главная задача
инструктора -
методиста в этой функции – подать информацию педагогам таким образом, чтобы она была воспринята ими, осмыслена, примерена и применена по назначению.
Организационно-педагогическая функция предполагает оказание методической помощи различным категориям педагогических работников. Спектр мероприятий, форм и средств достаточно богат и разнообразен, что позволяет методисту дифференцированно оказывать методическую поддержку педагогам.
Пропагандистская
функция
обеспечивает обобщение и диссимиляцию инновационного педагогического опыта; пропаганду современных педаг
огических технологий, пособий, у
чебно
-
методических комплектов, пропаганду педагогических знаний через СМИ.
Диагностико
-
аналитическая функция
одна из важнейших функций
инструктора -
методиста. Она позволяет изучить кадровый потенциал, педагогов, выявить внутренние педагогические резервы для повышения качества образования, строить свою работу на диагностической основе.
Контрольно
-
диагностическая функция
предполагает посещение и анализ практической работы педагогов
(открытых занятий, спортивных мероприятий…)
, диагностику эффективности реализуемых
тренером дополнительных общеобразовательных
программ и применяемых педагогических технологий, состояния
тренировочного
процесса в
нашем
учреждении.
Функция прогнозирования
- без прогнозирования
учебно – тренировочного
процесса в учреждениях невозможно выработать стратегию развития учреждений и системы образования в целом.
Инновационная функция
- методист обеспечивает сопровождение экспериментальной работы
,
внедрение и реализацию развивающих программ и технологий, апробацию УМК.
Конструктивная функция.
В функцию
инструктора -
методиста входит и разработка учебно-методической документации, корректировка
дополнительных общеразвивательных программ
, выработка методических рекомендаций, пособий, положений. Все это охватывает конструктивная функция.
Координационная функция
–
инструктор -
методист обеспечивает координацию сетевого взаимодействия учреждений образования, сотрудничество
с
обра
зовательными учреждениями
.
Стимулирующая функция
- все вышеперечисленные функции, так как
они
так или иначе стимулируют деятельность педагогов, но необходимо помнить еще и о моральном и материальном стимулировании. Все эти функции взаимосвязаны и взаимодополняющие.
Выполнение всех перечисленных функций невозможно без высоких профессиональных качеств инструктора - методиста. Как профессионал, инструктор - методист сознательно выбирает цели, превращая работу в свободный самостоятельный труд. Он не только должен усваивать нормы профессии, но и добиваться в ней достаточно высоких результатов, осознавать себя профессионалом, развивать в себе профессионализм. Именно этот уровень профессионализма инструктора - методиста наиболее существенно влияет на прогресс тренировочной работы в нашем учреждении. Каждый, кто ставит перед собой цель стать настоящим инструктором - методистом, учителем педагогов, наставником, новатором, изначально должен ориентироваться на высокий уровень профессионального мастерства. И коль у инструктора - методиста есть миссия, значит, есть заповеди:
-приметить застенчивого;
-возвеличить скромного;
-возвысить вежливого;
-успокоить пылкого;
-напоить жаждущего;
-просветить заблудшего;
-мобилизовать ленивого;
-зажечь инертного;
-взорвать равнодушного;
-озарить примитивного;
-вдохновить творческого.
И ни одна миссия, в том числе и миссия инструктора - методиста, не выполнима без личностных человеческих качеств. Еще великий К.Д. Ушинский писал, что личность формируется личностью, характер формируется характером. Личность инструктора - методиста, его отдельные качества как бы проецируются на педагогов, с которыми он работает. Высокий моральный облик, нравственная чистота, деликатность и такт – необходимые качества личности инструктора - методиста. Ответственность и добросовестность, трудолюбие и терпение, настойчивость и оптимизм, гуманистическая направленность – вот «арсенал» личностных качеств инструктора - методиста.
Профессионально значимые личностные качества инструктора - методиста.
В современных условиях инструктор - методист должен обладать следующими качествами:
- аналитический склад ума;
- развитый социальный интеллект;
- широкий кругозор и общекультурная эрудиция;
- высокий уровень развития абстрактно-логического мышления;
- открытость новому, инициативность;
- развитая грамотная речь;
- большой лексический запас;
- ораторские и организаторские способности;
- развитые коммуникативные навыки, способность к концентрации внимания, высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);
- способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью и др.
Кроме профессионально личностных качеств современный инструктор - методист должен иметь и обширный объем теоретических и прикладных знаний из следующих областей:
- общей педагогики,
- диагностики,
- теории воспитания,
- сравнительной педагогики,
- методологии и методики педагогического исследования, эксперимента;
- общей, педагогической, социальной психологии;
- социологии, методики социологических исследований;
- общей и педагогической инноватики.
Все эти знания инструктор - методист должен органично соединить в своем сознании с конкретными знаниями из области профессионального образования, о своем учреждении, особенностях и возможностях его коллектива, состоянии функционирования, перспективах и планах развития и т.д.