Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Зырянский детский сад» Зырянского района
Методическая разработка
«День космонавтики»
Тюканкина Елена Сергеевна
Инструктор по физической культуре
Дата проведения мероприятия: 12.04.2024
с. Зырянское
Пояснительная записка
Мероприятие приурочено ко дню Космонавтики. Целью занятия является воспитание патриотизма у подрастающего поколения, уважения к достижениям нашей Родины. Приобщение детей к мероприятиям, имеющим государственный статус.
Актуальность методической разработки обоснована необходимостью формирования у детей здорового образа жизни. Праздничные спортивные мероприятия, вызывая радостные эмоции у воспитанников, одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений, являются незаменимым средством профилактики, и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья.
Методическая разработка логична по структуре, полна по содержанию, полезна с точки зрения использования на практике. Проблемы физического развития дошкольников всегда актуальны, а дидактический материал, направленный на повышение уровня речевого развития и физического развития воспитанников всегда будет востребован педагогами детских садов.
Разработка имеет практическую значимость, так как обеспечена методическим материалом: «Космические загадки», комплекс физических упражнений, мультимедийная презентация «Космос».
Методическая разработка
Развлечение «День космонавтики»
Цель: формирование познавательного интереса детей к истории космонавтики. Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.
Задачи:
Обучающая: Формировать навыки здорового образа жизни. Расширить знания детей о первооткрывателях космоса и истории развития космонавтики.
Развивающая: Развивать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость; умение ориентироваться в пространстве.
Воспитательная: Воспитание чувства патриотизма, дружеских взаимоотношений, взаимопомощи и сопереживания.
Планируемые результаты:
- развивать чувство гордости за свою Родину и историю родной страны;
- установка на здоровый образ жизни;
- закреплять навыки сотрудничества в команде.
Формы организации деятельности детей: игровые задания, разгадывание загадок, работа в команде.
Предварительная работа: Знакомство с профессией космонавта, чтение рассказов «Космические сказки. Беседы с детьми о космосе», заучивание стихов о космосе, разгадывание загадок о космосе, рассматривание фотографий, открыток с изображением космоса, энциклопедий. А также разучивание сюжетно-ролевых, режиссёрских и подвижных игр, показ видеофильмов, презентаций.
Оборудование: воздушные шарики, одноразовые стаканчики по количеству участников соревнований, обручи, диаметр 50 см, макеты 2 ракет, мячи фитболы, ориентиры, 2 корзины, 2 совка, 2 метёлки, ИКТ технологии, показ презентации «Космос», «Космические загадки».
Оформление зала: название праздника напечатано по буквам на отдельных листах, наклеены на стену. Также на стене звезды ракеты, планеты, кометы, космонавты.
Участники: дети старшей группы, инструктор по физической культуре – Тюканкина Елена Сергеевна, воспитатели – Прудникова Елена Николаевна (Робот), Кудинова Ирина Анатольевна.
При подготовке мероприятия учитывали возрастные особенности.
В настоящее время широко используются компьютерные технологии, поэтому структура мероприятия выстроена в соответствии со структурой показа слайдов по теме «Космос». Показ слайдов облегчает восприятие информации воспитанниками.
Использовали разные виды деятельности: познавательную, спортивную, игровую и т.д.
В ходе занятия использованы методические приёмы, такие как: вводная беседа, беседа о ходе выполнения действий; объяснения; вопросы к детям; напоминание приёмов выполнения действий; дополнение ответа, оценка выполнения действий; использование телеэкрана; ноутбука, показ презентации.
Первая часть проходила в форме беседы об освоении космического пространства человеком.
Вторая часть прошла в форме игры- «увлекательный, виртуальный космический полет» путешествия двумя командами: «Восток» и «Союз». В ходе занятия команды выполняли задания: «Построй ракету», «Собери экипаж», «Звездный дождь», «Космические загадки», «Гонки на луноходах», «Космический мусор», «Гонки на луноходах», «Надень скафандр».
Между заданиями смотрели презентацию и в ходе беседы вспоминали о космосе или узнавали что-то новое.
В результате проведения мероприятия, поставленная цель достигнута, все задачи были успешно выполнены. Учащиеся закрепили знания о истории развития космонавтики, расширили свои представления о первооткрывателях космоса. Закрепили умение работать в команде.
Ход занятия:
Дети входят в зал под «Марш». В зале находится «Робот».
Робот: - Здравствуйте, ребята! Сегодня – 12 апреля. Кто знает какой это знаменательный праздник? – «День космонавтики». И так, 12 апреля 1961 года - мечта людей о полете в космос сбылась. Апрельским утром на корабле «Восток-1» первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос. Полет вокруг Земли длился 108 минут. Ю. Гагарин вернулся назад живым и здоровым.
Инструктор: - С тех пор в этот день 12 апреля, каждый год мы отмечаем день космонавтики — праздник космонавтов и всех, кто помогает нам успешно летать в космос.
Сейчас космонавты есть во многих странах.
Робот: - Раньше люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Издавна люди смотрели на звёзды. Им было интересно узнать, что же на них происходит. Для этого люди придумали специальный увеличительный прибор – телескоп. Телескопом сотни лет изучают жизнь космоса.
Космос – это огромное пространство без конца и края, которое окружает пашу планету. В этом пространстве движутся звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры.
Земля – это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна – это облака, снег и лед. Суша – это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.
Инструктор: - Ребята, все планеты вращаются вокруг Солнца. (Рассматривание плаката). Эта желтая звезда согревает нас всегда. Оно располагается в центре нашей солнечной системы.
Меркурий — раз, Венера — два, Три — Земля, четыре — Марс, Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, Семь — Уран, восемь — Нептун, Девять — дальше всех Плутон. Много тайн хранится в нём!
Робот: - Смотрите ребята, в небе ночном, Звёзды в небе так ярко сияют, В гости к себе нас приглашают! И мы с вами сегодня совершим наш увлекательный, виртуальный космический полет. – Вы согласны?
Инструктор: - Космонавтом чтобы стать,
Надо очень много знать.
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, очень смелым.
Рано утром просыпаться
И зарядкой заниматься.
Приседать и скакать,
Чтобы космонавтом стать.
Встанем дружно, по порядку
На весёлую зарядку!
Музыкальная разминка.
Раз, два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до Солнца (круговые движения руками)
Космонавтам нужен год (берутся руками за щеки, качают головой)
Но дорогой нам не страшно (руки на пояс, наклоны вправо-влево)
Каждый ведь из нас отлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над Землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет! (машут руками)
Ура!
Инструктор: – У нас сегодня две команды: «Восток» и «Союз». Команды станьте на старт.
Инструктор: – Для полёта в космос нам нужны ракеты. И я объявляю конкурс «Построй ракету».
Эстафета «Построй ракету»
У каждой команды макет ракеты. По сигналу первые игроки берут деталь, бегут к обручу, ставят в центр обруча и бегом возвращаются обратно. Затем второй, третий, пока не построят ракету. Выигрывает команда, раньше выполнившая задание.
Инструктор: – Молодцы! Ракеты смастерили. Для того чтобы полететь в космос, нужен экипаж. И я объявляю следующий конкурс «Собери экипаж»
Эстафета «Экипаж»
Капитан команды первым бежит до ориентира, обегает его и возвращается к команде, берёт второго члена команды за руку, обегают ориентир вместе и т. д. пока всех членов команды не соберет в «цепочку».
Инструктор: – Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Дыхательная гимнастика «Перенеси шариком стакан»
Инструктор: – Каждый весел и здоров,
К путешествию готов.
Запустим ракеты в космос.
На столе лежат шарики и одноразовые стаканы, по количеству членов команд. По команде возьмите воздушные шарики, надуйте их в стакане и крепко зажмите, перенесите стакан на другой стол. Дети надувают шары одновременно, выигрывает команда первыми перенёсшие стаканы.
Инструктор: – Ракеты в космосе.
Но вот преграда – начался звёздный дождь.
Но нам совсем не страшно
Бегать под дождем,
Космические зонтики В руки мы возьмем.
Прошу капитанов команды подойти ко мне за космическими зонтиками и стать напротив своей команды. И я объявляю следующий конкурс.
Эстафета «Звездный дождь» (бег в парах)
Описание конкурса. Капитан команды с зонтом забирает первого члена экипажа, переводит и оставляет его на «базе». Затем бежит за следующим членом экипажа и т. д.
Инструктор: – С заданием справились! А теперь садитесь в космические кресла. Наше космическое путешествие продолжается. И я объявляю конкурс загадок.
«Космические загадки»
1. Идешь, идешь,
А конца не найдешь. (земной шар)
2. Голубой шатер
Весь мир накрыл. (небо)
3. Шла девица из Питера,
Несла кувшин бисера,
Она его рассыпала
Никто его не соберет:
Ни царь, ни царица
Ни красна девица (звезды)
4. Над бабушкиной избушкой
Весит хлеба краюшка,
Собаки лают,
А достать не могут. (месяц)
5. Без него плачемся,
А как появится –
От него прячемся. (солнце)
6. По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (звёзды)
7. Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит. (солнце)
8. В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит. (солнце)
Команды по очереди отгадывают загадки. Инструктор по физкультуре читает загадки, обращая внимание детей на слайды презентации.
Инструктор: – И я предлагаю экипажам совершить посадку на Луну. Команды, на старт!
Эстафета «Гонки на луноходах»
Участникам нужно проскакать на фитболе до отметки и обратно, передать следующему. Побеждает самый быстрый экипаж.
Инструктор: – Следующее задание – «Выход в открытый космос».
Эстафета «Надень скафандр»
Инструктор:– В космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку. Описание конкурса. Надев мешок – «скафандр» дети по одному прыгают до обруча и возвращаются обратно.
Инструктор: – Мы в открытом космосе. Нам необходимо убрать космический мусор.
Эстафета «Убери космический мусор»
На полу рассыпаны шарики двух цветов (желтые, зеленые). Каждой команде выдается савок и метелка. Один член команды старается замести метелкой шарик (желтый)на савок, и складывает в коробку, передает савок следующему члену команды. Другая команда выполнят тоже с зелеными шариками.
Инструктор: – Вот и закончилась наша игра. Программа полета выполнена! Домой возвращаться, ребята, пора! Всем экипажам занять свои места! Мы возвращаемся на Землю. Релаксация
Звучит музыка.
Инструктор: – Окончен путь.
Приземлилась ракета.
Мы в детском саду на нашей планете.
До новых встреч, ребята!
Инструктор: – Вот и закончилось космическое путешествие, мы с вами вернулись домой, на самую лучшую из всех планет, планету – Земля.
«Дружный танец»
Инструктор: – Из вас получились замечательные космонавты. Сейчас я хочу вручить вам сладкий приз.
Использованные материалы:
Интернет ресурсы:
https://iqsha.ru/ilove/post/zagadki-pro-kosmos-dlia-detei-s-otvetami
https://umnazia.ru/blog/all-articles/detjam-pro-kosmos
https://www.litres.ru/book/natalya-ivanova/kosmicheskie-skazki-besedy-s-detmi-o-kosmose-67567406/chitat-onlayn/
«Космические сказки. Беседы с детьми о космосе»
Приложение 1