Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Зырянский детский сад» Зырянского района

Методическая разработка

«День космонавтики»

Тюканкина Елена Сергеевна

Инструктор по физической культуре

Дата проведения мероприятия: 12.04.2024

 

с. Зырянское

Пояснительная записка

Мероприятие приурочено ко дню Космонавтики. Целью занятия является воспитание патриотизма у подрастающего поколения, уважения к достижениям нашей Родины. Приобщение детей к мероприятиям, имеющим государственный статус.

Актуальность методической разработки обоснована необходимостью формирования у детей здорового образа жизни. Праздничные спортивные мероприятия, вызывая радостные эмоции у воспитанников, одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений, являются незаменимым средством профилактики, и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья.

Методическая разработка логична по структуре, полна по содержанию, полезна с точки зрения использования на практике. Проблемы физического развития дошкольников всегда актуальны, а дидактический материал, направленный на повышение уровня речевого развития и физического развития воспитанников всегда будет востребован педагогами детских садов.

Разработка имеет практическую значимость, так как обеспечена методическим материалом: «Космические загадки», комплекс физических упражнений, мультимедийная презентация «Космос».

Методическая разработка

Развлечение «День космонавтики»

Цель: формирование познавательного интереса детей к истории космонавтики. Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.

Задачи:

Обучающая: Формировать навыки здорового образа жизни. Расширить знания детей о первооткрывателях космоса и истории развития космонавтики.

Развивающая: Развивать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость; умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательная: Воспитание чувства патриотизма, дружеских взаимоотношений, взаимопомощи и сопереживания.

Планируемые результаты:
- развивать чувство гордости за свою Родину и историю родной страны;
- установка на здоровый образ жизни;
- закреплять навыки сотрудничества в команде.

Формы организации деятельности детей: игровые задания, разгадывание загадок, работа в команде.

Предварительная работа: Знакомство с профессией космонавта, чтение рассказов «Космические сказки. Беседы с детьми о космосе», заучивание стихов о космосе, разгадывание загадок о космосе, рассматривание фотографий, открыток с изображением космоса, энциклопедий. А также разучивание сюжетно-ролевых, режиссёрских и подвижных игр, показ видеофильмов, презентаций.

Оборудование: воздушные шарики, одноразовые стаканчики по количеству участников соревнований, обручи, диаметр 50 см, макеты 2 ракет, мячи фитболы, ориентиры, 2 корзины, 2 совка, 2 метёлки, ИКТ технологии, показ презентации «Космос»«Космические загадки».

Оформление зала: название праздника напечатано по буквам на отдельных листах, наклеены на стену. Также на стене звезды ракеты, планеты, кометы, космонавты.

Участники: дети старшей группы, инструктор по физической культуре – Тюканкина Елена Сергеевна, воспитатели – Прудникова Елена Николаевна (Робот), Кудинова Ирина Анатольевна.

При подготовке мероприятия учитывали возрастные особенности.
В настоящее время широко используются компьютерные технологии, поэтому структура мероприятия выстроена в соответствии со структурой показа слайдов по теме «Космос». Показ слайдов облегчает восприятие информации воспитанниками.
Использовали разные виды деятельности: познавательную, спортивную, игровую и т.д.
В ходе занятия использованы методические приёмы, такие как: вводная беседа, беседа о ходе выполнения действий; объяснения; вопросы к детям; напоминание приёмов выполнения действий; дополнение ответа, оценка выполнения действий; использование телеэкрана; ноутбука, показ презентации.
Первая часть проходила в форме беседы об освоении космического пространства человеком.
Вторая часть прошла в форме игры- «увлекательный, виртуальный космический полет» путешествия двумя командами: «Восток» и «Союз». В ходе занятия команды выполняли задания: «Построй ракету», «Собери экипаж», «Звездный дождь», «Космические загадки», «Гонки на луноходах», «Космический мусор», «Гонки на луноходах», «Надень скафандр».

Между заданиями смотрели презентацию и в ходе беседы вспоминали о космосе или узнавали что-то новое.
В результате проведения мероприятия, поставленная цель достигнута, все задачи были успешно выполнены. Учащиеся закрепили знания о истории развития космонавтики, расширили свои представления о первооткрывателях космоса. Закрепили умение работать в команде.

Ход занятия:

Дети входят в зал под «Марш». В зале находится «Робот».

Робот: - Здравствуйте, ребята! Сегодня – 12 апреля. Кто знает какой это знаменательный праздник? – «День космонавтики». И так, 12 апреля 1961 года - мечта людей о полете в космос сбылась. Апрельским утром на корабле «Восток-1» первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос. Полет вокруг Земли длился 108 минут. Ю. Гагарин вернулся назад живым и здоровым.

Инструктор: - С тех пор в этот день 12 апреля, каждый год мы отмечаем день космонавтики — праздник космонавтов и всех, кто помогает нам успешно летать в космос.

Сейчас космонавты есть во многих странах.

Робот: - Раньше люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Издавна люди смотрели на звёзды. Им было интересно узнать, что же на них происходит. Для этого люди придумали специальный увеличительный прибор – телескоп. Телескопом сотни лет изучают жизнь космоса.

Космос – это огромное пространство без конца и края, которое окружает пашу планету. В этом пространстве движутся звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры.

Земля – это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна – это облака, снег и лед. Суша – это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.

Инструктор: - Ребята, все планеты вращаются вокруг Солнца. (Рассматривание плаката). Эта желтая звезда согревает нас всегда. Оно располагается в центре нашей солнечной системы.

Меркурий — раз, Венера — два, Три — Земля, четыре — Марс, Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, Семь — Уран, восемь — Нептун, Девять — дальше всех Плутон. Много тайн хранится в нём!

Робот: - Смотрите ребята, в небе ночном, Звёзды в небе так ярко сияют, В гости к себе нас приглашают! И мы с вами сегодня совершим наш увлекательный, виртуальный космический полет. – Вы согласны?

Инструктор:Космонавтом чтобы стать,

Надо очень много знать.

Быть проворным и умелым,

Очень ловким, очень смелым.

Рано утром просыпаться

И зарядкой заниматься.

Приседать и скакать,

Чтобы космонавтом стать.

Встанем дружно, по порядку

На весёлую зарядку!

Музыкальная разминка.

Раз, два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до Солнца (круговые движения руками)

Космонавтам нужен год (берутся руками за щеки, качают головой)

Но дорогой нам не страшно (руки на пояс, наклоны вправо-влево)

Каждый ведь из нас отлет (сгибают руки в локтях)

Пролетая над Землею (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет! (машут руками)

Ура!

Инструктор: – У нас сегодня две команды: «Восток» и «Союз». Команды станьте на старт.

Инструктор: – Для полёта в космос нам нужны ракеты. И я объявляю конкурс «Построй ракету».

Эстафета «Построй ракету»

У каждой команды макет ракеты. По сигналу первые игроки берут деталь, бегут к обручу, ставят в центр обруча и бегом возвращаются обратно. Затем второй, третий, пока не построят ракету. Выигрывает команда, раньше выполнившая задание.

Инструктор: – Молодцы! Ракеты смастерили. Для того чтобы полететь в космос, нужен экипаж. И я объявляю следующий конкурс «Собери экипаж»

Эстафета «Экипаж»

Капитан команды первым бежит до ориентира, обегает его и возвращается к команде, берёт второго члена команды за руку, обегают ориентир вместе и т. д. пока всех членов команды не соберет в «цепочку».

Инструктор: – Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Дыхательная гимнастика «Перенеси шариком стакан»

Инструктор: – Каждый весел и здоров,

К путешествию готов.

Запустим ракеты в космос.

На столе лежат шарики и одноразовые стаканы, по количеству членов команд. По команде возьмите воздушные шарики, надуйте их в стакане и крепко зажмите, перенесите стакан на другой стол. Дети надувают шары одновременно, выигрывает команда первыми перенёсшие стаканы.

Инструктор: – Ракеты в космосе.

Но вот преграда – начался звёздный дождь.

Но нам совсем не страшно

Бегать под дождем, 

Космические зонтики В руки мы возьмем.

Прошу капитанов команды подойти ко мне за космическими зонтиками и стать напротив своей команды. И я объявляю следующий конкурс.

Эстафета «Звездный дождь» (бег в парах)

Описание конкурса. Капитан команды с зонтом забирает первого члена экипажа, переводит и оставляет его на «базе». Затем бежит за следующим членом экипажа и т. д.

Инструктор: – С заданием справились! А теперь садитесь в космические кресла. Наше космическое путешествие продолжается. И я объявляю конкурс загадок.

«Космические загадки»

1. Идешь, идешь,

А конца не найдешь. (земной шар)

2. Голубой шатер

Весь мир накрыл. (небо)

3. Шла девица из Питера,

Несла кувшин бисера,

Она его рассыпала

Никто его не соберет:

Ни царь, ни царица

Ни красна девица (звезды)

4. Над бабушкиной избушкой

Весит хлеба краюшка,

Собаки лают,

А достать не могут. (месяц)

5. Без него плачемся,

А как появится –

От него прячемся. (солнце)

6. По тёмному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает. (звёзды)

7. Желтая тарелка на небе висит.

Желтая тарелка всем тепло дарит. (солнце)

8. В дверь, в окно

Стучать не будет,

А взойдет

И всех разбудит. (солнце)

Команды по очереди отгадывают загадки. Инструктор по физкультуре читает загадки, обращая внимание детей на слайды презентации.

Инструктор: – И я предлагаю экипажам совершить посадку на Луну. Команды, на старт!

Эстафета «Гонки на луноходах»

Участникам нужно проскакать на фитболе до отметки и обратно, передать следующему. Побеждает самый быстрый экипаж.

Инструктор: – Следующее задание – «Выход в открытый космос».

Эстафета «Надень скафандр»

Инструктор: В космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку. Описание конкурса. Надев мешок – «скафандр» дети по одному прыгают до обруча и возвращаются обратно.

Инструктор: – Мы в открытом космосе. Нам необходимо убрать космический мусор.

Эстафета «Убери космический мусор»

На полу рассыпаны шарики двух цветов (желтые, зеленые). Каждой команде выдается савок и метелка. Один член команды старается замести метелкой шарик (желтый)на савок, и складывает в коробку, передает савок следующему члену команды. Другая команда выполнят тоже с зелеными шариками.

Инструктор: – Вот и закончилась наша игра. Программа полета выполнена! Домой возвращаться, ребята, пора! Всем экипажам занять свои места! Мы возвращаемся на Землю. Релаксация

Звучит музыка.

Инструктор: – Окончен путь.

Приземлилась ракета.

Мы в детском саду на нашей планете.

До новых встреч, ребята!

Инструктор: – Вот и закончилось космическое путешествие, мы с вами вернулись домой, на самую лучшую из всех планет, планету – Земля.

«Дружный танец»

Инструктор: – Из вас получились замечательные космонавты. Сейчас я хочу вручить вам сладкий приз.

 

Использованные материалы:

Интернет ресурсы:

https://iqsha.ru/ilove/post/zagadki-pro-kosmos-dlia-detei-s-otvetami

https://umnazia.ru/blog/all-articles/detjam-pro-kosmos

https://www.litres.ru/book/natalya-ivanova/kosmicheskie-skazki-besedy-s-detmi-o-kosmose-67567406/chitat-onlayn/

«Космические сказки. Беседы с детьми о космосе»

Приложение 1