Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Северная сказка»

Методическая разработка

«Формирование основ финансовой грамотности

у детей дошкольного возраста»

Сливинская Л.П., старший воспитатель

2023г.

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и читать.

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., содержит определение финансовой грамотности, как результата процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.

Цель Стратегии: создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан.

В целом суть финансовой грамотности можно определить, как способность максимально осознанно и ответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всего жизненного цикла человека.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).

Низкий уровень финансовой грамотности приводит к отрицательным последствиям для потребителей финансовых услуг, государства, частного сектора и общества в целом. Проблема низкой финансовой грамотности является для России относительно новой. В настоящее время умением рационально распоряжаться деньгами обладает лишь малая часть населения Российской Федерации.

Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости (продление жизни готовой вещи), деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь»), трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности), здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.

 

Актуальность введения основ финансовой грамотности

в образовательную деятельность ДОО

В соответствии с ФГОС в ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию ФГ необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к самому себе, к природе. В современном мире эти отношения проявляются в гуманизме, трудовой направленности, чувстве собственного достоинства, экологической и экономической культуре.

Именно экономическая жизнь общества и включает финансовые

отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления материальных благ. В то же время экономическая жизнь является базисной сферой жизнедеятельности общества, связующим звеном между трудовым, нравственным, политическим, правовым, экологическим и другими компонентами системы воспитания. Следовательно, уже с дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества, финансовые отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей.

И, конечно, дошкольная организация может помочь детям удовлетворить их экономическую любознательность, не утонуть в потоке экономической информации, не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми.

Цели и задачи формирования основ финансовой грамотности дошкольников

 

Основная цель: «Основы ФГ» в ДОО – формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у старших дошкольников. Для достижения этой цели необходимо включить изучение основ финансовой грамотности в образовательные программы ДОО для детей 5–7 лет.

«Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Постепенное и дозированное погружение ребенка в современный мир финансово-экономических отношений общества способствует развитию его потенциала как субъекта отношений со взрослыми и миром взрослых, где финансовые отношения играют значимую роль. Изучение дошкольниками основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых финансово-экономических понятий. Чтобы помочь детям освоить новые понятия и научиться строить простые предложения, рекомендуется использовать театральные постановки, игры в группе из трех, пяти сверстников, небольшие сказки, разбирать различные ситуационные задачи и т.д.

«Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Мир личных и семейных финансов наиболее эффективно позволяет дошкольнику осваивать социокультурные ценности, принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества. Ребенок начинает понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы из-за отсутствия материальных возможностей и финансовых средств в семье.

Эффективная педагогическая деятельность ДОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Следовательно, при включении экономического воспитания в образовательную деятельность каждый педагогический коллектив должен предусматривать финансовое просвещение родителей, обеспечение их необходимыми материалами, которые родители могут использовать вне ДОО, чтобы поддержать интерес ребенка к темам, которые изучаются в ДОО.

На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:

-познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

-заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

 -подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги;

-дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;

-обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

-подготовить к принятию своих первых финансовых решений, способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;

-стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово-экономического мышления;

-сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;

-содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

В процессе формирования и развития личности ребенка обучение и воспитание неразделимы. Единство обучения и воспитания – важнейшее условие эффективности образовательной деятельности. Поэтому при организации образовательной деятельности обязательно должны ставиться воспитательные задачи.

Среди основных воспитательных задач можно выделить:

-стимулирование интереса к изучению мира финансов;

-активизация коммуникативной деятельности детей;

-формирование у детей положительной мотивации к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

-повышение ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

-воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестного отношения к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;

-воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации;

-воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным

ресурсам;

-побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему;

-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

 

Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО

 

Возможности РППС обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности. Предметно-пространственная экономическая среда должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим можно выделить зоны:

-информационную (произведения художественной литературы

экономического содержания);

-занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.);

-деятельностно игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.).

Актуальной остаётся задача знакомства детей с профессиями как с источником получения заработной платы. Решать данную задачу можно, используя плакаты или коллажи о предприятиях, работающих на данной территории. Такие плакаты может создавать педагог и презентовать их детям, их могут создавать сами дети совместно с педагогом, родители совместно с детьми. Также реализовать данную задачу знакомства с профессиями можно через создание тематических альбомов, просмотр, чтение и обсуждение книг по теме, создание презентаций по теме в различных форматах педагогом и совместное создание Googl-презентаций с родителями с дальнейшим просмотром и обсуждением с детьми.

Используются для формирования основ финансовой грамотности дидактические игры, разработанные и созданные педагогом для решения конкретной педагогической задачи.

Одна из задач ранней финансовой грамотности – знакомство дошкольников с деньгами. Решать эту задачу можно, внося в среду тематические альбомы, рабочие тетради, коллекции денег.

При знакомстве с деньгами и профессиями, организации сюжетно ролевых игр можно использовать макеты объектов, предметов, связанных с темой финансовой грамотности, например, банкомата, станка для печати денег, зданий банков.

Для организации сюжетно-ролевых игр в РППС группы, помимо тематического игрового оборудования (атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошелёк, банкомат и т.п.), необходимо внести алгоритмы развития игры, альбомы с вариантами моделирования и конструирования игрового пространства. Сюжеты игр развиваются в зависимости от возрастной группы детей, например, «Магазин овощи и фрукты», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк».

Таким образом, образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме, регламентированной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.

Варианты объектов РППС по ранней финансовой грамотности:

-деньги, нарисованные детьми;

-картотека загадок;

-книги художественные и научно-популярные, комиксы;

-аудиотека;

-альбом: пословицы и поговорки в картинках;

-медиатека из презентаций;

-медиатека интерактивных игр;

-медиатека мультфильмов;

-альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях;

-карточки о профессиях;

-дидактические игры;

-кроссворды;

-ребусы;

-лабиринты тематические;

-игры-путешествия;

-банковские карты;

-ненастоящие деньги;

-банкомат;

-металлические устаревшие деньги;

-альбом «Эволюция денег»;

-атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей: чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.); игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда); коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); музыкально художественной (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.); двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).

Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.

Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.

 

Интеграция содержания курса «Основы финансовой грамотности» в образовательную деятельность ДОО

В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Ведущим принципом включения формирования ОФГ у воспитанников в образовательную деятельность выступает интеграция содержания программы в основных видах деятельности дошкольников.

Деятельность ребенка дошкольного возраста, являясь основой интеграции, способна объединять разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта (новое знание, рисунок, поделка, танец, театральная постановка и др.), в создание которого включены воспитатели, дети и родители (законные представители).

Формирование основ финансовой грамотности целесообразно включать в образовательные области следующим образом:

Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца.

Через игру можно решить задачи в образовательных областях.

В области познавательного развития- знакомство с предметами окружающего мира и установление взаимосвязей между ними. А именно: Что же такое финансы?

Страна Финансов очень большая, она включает в себя и наличные деньги, и безналичные деньги, различные формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с денежными расчетами между покупателями и продавцами. Если говорить конкретно, то в понятие финансов входят не только сами деньги, карточные счета в банках, но и дома, магазины, самолеты, заводы, предприятия, природные ресурсы, то есть все, что может быть преобразовано в деньги при их продаже.

Следующая образовательная область – Познавательное развитие (ФЭМП)

На занятиях по формированию математических представлений знакомим детей с внешним видом, цифрами на монетах и банкнотах (в зависимости от возраста).

Предусматривается чтение сказок, где говорится про деньги или золото, как их эквивалент, или обмен товаром.

Игровая технология – это вид организации процесса обучения, представленный различными увлекательными играми, взаимодействием педагога и воспитанников посредством воплощения некоторого сюжета (например, игры, какого-нибудь спектакля или сказки). Основа игровой технологии составляет общение между педагогами и детьми, которое осуществляется регулярно.

Целью игровой технологии является формирование мотивации к обучению. Основная задача - сформировать у ребенка осознанное понимание необходимости в получении знаний и умений через свою активность. Или дать понимание, что для получения новых знаний необходимо действовать. Игровая технология всесторонне изучает некоторую часть образовательного процесса, у которой есть общая идея, содержание, персонажи - в нашем случае все, что касается нашей темы финансовой грамотности. Необходимо отметить, что педагог может менять стратегию/тактику игрового действа, усложняя/упрощения при необходимости задачи (зависит от степени освоения материала). Это и является отличительной чертой игровой технологии.

Существует множество разнообразных игр, направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности можно донести до детей представления о том, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

С детьми играем в дидактические игры: «Где можно хранить деньги», «Советы покупателю», «Кафе «Вкусно и полезно» и т.д.

Мной изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Кафе», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Детский мир».

Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами.

Работа в данном направлении заключается не в организации какого-либо специального обучения, а в использовании различных видов деятельности детей, наполненных экономическим содержанием. Ведущую роль в формировании финансовой грамотности в дошкольном возрасте играет игровая деятельность детей. Через игру ребенок без труда осваивает мир социальной действительности и приобщается к миру финансов.

Наиболее популярными сегодня являются квест-игры.

Такие игры – это достаточно интересный инструмент, позволяющий воспитывать и развивать личность дошкольника. У ребенка формируется инициатива как часть творческой личности. Также улучшается физическое здоровье, ребенок приобретает активную познавательную позицию. Это позволяет полностью реализовать требования Федерального стандарта дошкольного образования.

Практические занятия по формированию ОФГ должны способствовать активному становлению самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий, а также развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками.

слагаемого.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы по основам финансовой грамотности и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка).

Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интегративный подход обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы.

В процессе интеграции всех указанных выше направлений рекомендуется использовать дидактические формы, обеспечивающие синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника. Следует учитывать, что игра, общение и познавательно-исследовательская деятельность – это те виды деятельности, которые являются на данном этапе образования для дошкольника ведущими и значимыми.

Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности

Реализуя в ДОО рабочие Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса. В процессе организации образовательной деятельности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

-Игра. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. Использование игры эффективно при организации познавательной и двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы» и пр.

Закрепление навыков составления и решения задач происходит в процессе организации сюжетно-дидактических и ролевых игр, таких как «Прачечная», «Супермаркет», «Бюро добрых услуг», «Универсальный магазин», «Пирожковая», «Няня», «Банк» и др., в ходе которых дети назначают цену изготовленных товаров и услуг с учетом издержек и прибыли.

В содержание игры включаются приобретенные детьми знания и умения. Необходимыми условиями возникновения такой игры являются:

-достаточный уровень сформированных у детей основных программных знаний и умений;

-оснащение ролевой игры атрибутами, активизирующими применение полученных знаний и умений (числовыми и цифровыми карточками,

условными мерками и т.д.);

-умение детей использовать эти атрибуты в игре (на счетах откладывать количество «купленных» в «магазине» предметов; «рассчитываться» за «покупки» «деньгами» в виде числовых или цифровых карточек, отмерять нужное «покупателю» количество мерок крупы и т.д.).

Развитие ребенка эффективнее проводить через игру, ненавязчиво, так как именно в играх приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. В игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.

Поэтому очень важно использовать и Метод проблемных ситуаций.

-Метод проблемных ситуаций.

Погружение в проблемную ситуацию – один из видов практического применения интерактивных форм обучения, метод интенсификации обучения, реализуемый как развернутый поиск постановки и решения проблемы, включающий в себя все этапы, сочетающий в себе ряд более компактных интерактивных форм, коллективно-распределенную и индивидуальную деятельность, занимающий от одного до нескольких дней.

Формы организации проблемного обучения: проблемный вопрос («Как вы думаете, почему всем зайчатам хватит конфет в магазине?»), проблемная задача («Папа дяди Фёдора сегодня получил зарплату, и вся семья решила пойти в магазин, но денег выделили только на одну крупную покупку. Маме нужна стиральная машина, папе нужна зимняя резина на машину (зима же приближается), дяде Фёдору нужен сноуборд. На какую покупку лучше потратить деньги?»).

Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности. Решение ситуационных проблемных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей. Чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и пр.) Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ.

-Формирование предпосылок финансовой грамотности в рамках трудовой деятельности. Финансовое образование строго настаивает на качественном труде, т.к. от этого зависит выгода от товара. В этом понимании воспитатель может брать на себя роль «Купца» и оценивать товар за его качество. Для изготовления товара на продажу можно организовать «Мастерскую», «Фабрику игрушек», «Дом моделей», «Ателье маленькой модницы», «Строительную компанию» и пр.

-Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.

-Формы реализации продуктов труда.

Где продают и покупают товары? Как стимулировать продажу? Это вопросы, касающиеся маркетинговой деятельности, направленной на реализацию продукции и удовлетворение потребности людей. Старшие дошкольники знакомятся с разными формами сбыта продукции. Организовываются сюжетные и сюжетно-дидактические игры: «Супермаркет», «Рынок», «Аукцион», «Лесной рынок» (с включением проблемных ситуаций «Где купить мёд?», «Удачная покупка», «Выгодный заказ» и пр.). (А.А. Смоленцева «Введение в мир экономики или Как мы играли в экономику»).

В этом направлении проводится и деятельность по созданию рекламы: «Если это ваш бизнес, то важно выгодно продать товар»; «Знаешь, что еще привлекает внимание покупателей? Реклама». Реклама может быть любой – и кричалкой, и песней, и танцем.

Тут же дети знакомятся с тем, откуда берётся реклама? (Рекламные агентства.) Её цель? Кто принимает участие в создании рекламы? (Писатели, художники, артисты, животные, дети.)

-Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, поговорки, пословицы), художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: труд – основа жизни; работать и зарабатывать; как придумали деньги; какие бывают деньги; как они выглядят и откуда берутся; как деньги попадают к нам в дом; как складывается стоимость товара; реклама; долги; тратим разумно; экономим; все по плану; жадность и пр.

-Проектное обучение – организация проектной деятельности воспитанников, тип деятельности, нацеленный на создание будущей новой системы (вещи, инструмента или организации работ) для решения какой-либо практически значимой задачи (проблемы), оканчивающийся созданием продукта (вещи, инструмента или организации работ). Предъявляемым результатом проектной деятельности является подробное описание решения какой-либо задачи или проблемы.

В организации проектной деятельности важны два аспекта: проектноцелевой и процессуальный. Первый аспект – образ нового продукта (вещи, инструмента, организации работ), необходимого для решения проблемы.

Второй аспект – планирование, организация и осуществление деятельности от идеи до материального воплощения.

В ходе проектной деятельности дошкольники учатся на практике применять знания из одной или нескольких образовательных областей.

Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Почему полезно и почётно трудиться?», «Труд – Наше богатство», «Что такое Экономика?», «В гости к Гному-Эконому», «Зачем человеку деньги?», «Почему нужно быть бережливым?».

-Технология «Ситуация месяца» (Гришаевой Н.П.) позволяет заложить базовые модели социальных ролей (я – член коллектива, я – горожанин (житель села), я – житель земного шара, я – часть мироздания, я мальчик или девочка, я – член семьи, я – россиянин) именно в тот сензитивный период дошкольного детства, когда они только начинают осваиваться самими детьми. Включает диагностику знаний и умений детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме: викторины; беседы; драматизацию и др.

Заключительные праздники по ситуации месяца позволяют проявлять те социальные навыки и жизненный опыт, которые дети приобрели в течение месяца. На празднике дети могут спонтанно выражать себя, реализуя свои потребности и способности без утомительных репетиций. Такие темы, как «Мой дом – детский сад», «Таинственный остров», «Я живу в Мурманске», могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.

-Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.

-Театрализованные интерактивные мини-постановки – один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческих способностей, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов. Обучающие сказки имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

-Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера.

Умелое использование воспитателем приемов и методов данной технологии позволяет развить у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов. Исходным положением ТРИЗовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Используются: метод проблемных ситуаций; метод исследовательских ситуаций; ТРИЗовские игры: «Хорошо – плохо», «Чем был – чем стал», «Раньше – позже», «Робинзон Крузо», «Аукцион» и т. д.

-Моделирование.

Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром. Использование моделирования в формировании ОФГ (предметные модели – изображение орудий труда при знакомстве с профессиями, изображение денег и т.д.; предметно-схематические модели по Т.А. Ткаченко; графические модели – мнемотаблицы для составления описательных рассказов о профессии).

-Технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку), соблюдая определенные правила поведения и выполняя финансовые задания (трудовая деятельность для ярмарки, выполнение трудовых заданий, игровая деятельность на тему экономики и финансов (настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые игры – разновозрастное общение), чтение, пересказ, изобразительная деятельность (раскрасить, обвести и т.д.), конструирование по чертежу Банка, банкомата и т.д., нахождение в песочницах монет, мастер-классы, в конце обязательный рефлексивный круг (Где был? Что запомнилось? Хочешь ли ещё сюда прийти? и т.д.). Проведению «Клубного

часа» предшествует подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.

-Технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по карте-панно «Река времени» и «Путешествие по карте». По карте панно можно проследить историю денег, торговли, профессий, а по географической карте отправиться в разные страны и познакомиться там с финансовой жизнью, деньгами, финансовыми привычками и т.д.

-Технология Интеллект-карты Тони Бьюзена. Основной темой карты может быть: «Семейный бюджет», «Деньги», «Все работы хороши» и пр.

Метод мыслительных (ментальных) карт Тони Бьюзена – это удобная и эффективная техника визуализации мыслительной деятельности и альтернативной записи, зарисовывания. Мысли, изложенные на бумаге графическим способом, представляют определённую схему действий, упрощают процесс запоминания.

-Коллекционирование.

Собирая, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах (коллекции «Кошельки», «Деньги», «Копилки», «Орудия труда» и т.д.). Учитывая ситуативность и неустойчивость интересов дошкольников, необходимо поддерживать интерес к созданию коллекции и к уже действующей коллекции: вместе с ребёнком рассматривать её, организовывать поиск информации, составлять рассказы и сказки о предметах, использовать экспонаты в играх, занятиях, театрализованных постановках, зарисовывать.

Периодически коллекцию можно «переоформлять» - классифицировать по разным признакам. У детей необходимо воспитывать бережное отношение к коллекции. Рассказы о предметах коллекции позволяют детям обратить внимание на необычный вид и назначение, на «говорящие» детали.

-Создание мультфильмов в ДОУ.

С появлением современных технологий увлекательный мир анимации стал доступен для всех, в том числе и для дошкольников. Во многих садах сейчас активно внедряется создание мультфильмов (из рисунков, пластилиновых, из лего-конструктора и т.д.) Современные мульти-студии позволяют детям освоить азы мультипликации и почувствовать себя в роли начинающих режиссеров. При грамотном педагогическом подходе интерес к мультфильмам можно использовать и как средство формирования ОФГ – создавать мультфильмы по придуманным стихам и сказкам или по сказкам, предложенным в методической литературе.

 

-Фильмы познавательного содержания и мультфильмы.

Дошкольный возраст – это период, в котором преобладает наглядно образное мышление. Воспитатель, сопровождая рассказ демонстрацией динамических процессов, способствует более прочному усвоению знаний воспитанниками, мотивируя их на поиск новой информации. Можно использовать в работе цикл фильмов «Азбука финансовой грамотности» со Смешариками или «Рассказы тётушки Совы», «Фиксики» и др.

-Виртуальные прогулки и экскурсии в детском саду.

Одно из актуальных направлений внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОО – мультимедийные презентационные технологии. Использование презентационных средств позволяет внести эффект наглядности в занятия и помогает ребёнку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные образы в виде схем, рисунков, графических композиций.

В работе по формированию ОФГ используются в основном экскурсии на экономические объекты (заводы, магазины, хозяйства, шахты, биржи, банки) и культурно-художественные (музеи, учебные заведения).

Наглядный материал в слайд-шоу позволяют выстроить объяснение логично, научно, при этом включается зрительная, слуховая и моторная память воспитанников.

С помощью виртуальных экскурсий можно побывать в любой точке нашего земного шара и не один раз. Провести экскурсию можно разными способами:

-фотопутешествие (с каким-либо героем);

видеоэкскурсия, проводимая ребёнком, членами его семьи (комментарии);

-видеопутешествие (какой-либо семьи).

Во время виртуальных экскурсий необходимо использовать прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии. Но ведущим является наблюдение.

В процессе экскурсии важно поддерживать мыслительную активность детей. С этой целью используются приемы, стимулирующие познавательный поиск: детям предлагается задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заинтересовало, что кажется непонятным; вспомнить соответствующее стихотворение, пословицу, народную примету, загадку.

- Кейс-метод.

С помощью кейсов старшие дошкольники самостоятельно изучают познавательный материал, финансовые ситуации и решают, как надо действовать. Материалы кейса должны не просто описывать реальные жизненные ситуации, а представлять собой единый информационный комплекс, который позволит детям понять ситуацию и найти один или несколько вариантов, как её решить.

Кейсы могут содержать комплекты проблемных картинок, фотографий, карточек, носителей аудио- или видеоинформации, книжки-малышки, раскраски, пазлы, настольно-печатные познавательные экономические игры, головоломки, ребусы. Задача детей – самостоятельно найти решение кейса. Необходимо дать возможность детям анализировать, делать выводы, строить предположения. Чтобы помочь воспитанникам, задайте вопросы, например: Что в кейсе? О чём пойдёт речь? В чём состоит проблема? Что может произойти? Как вы можете решить эту проблему?

Этапы работы с кейсом:

-Разработать проблемную ситуацию.

-Оформить кейс – подобрать иллюстрации, фотографии, макеты и другие материалы.

-Показать кейс дошкольникам, дать им время ознакомиться с ним.

-Обсудить с детьми проблемную ситуацию, озвучить задание.

-Предоставить дошкольникам время на самостоятельный поиск решения кейса.

-Поддержать дискуссию в группах, помочь оценить решение ситуаций, которые предлагали дети.

-Выслушать, посмотреть, проверить решения детей.

-Подвести итоги.

-Маленький блогер – маленький финансист. Освоение различных цифровых платформ предлагает новую форму работы с воспитанниками – дети выступают в роли финансовых блогеров и знакомят подписчиков с финансовыми инструментами, семейным бюджетом, зарабатыванием денег трудом и пр. основами финансовой грамотности. Цель такой формы: обучение старших дошкольников создавать качественный, информативный контент по финансовой грамотности в сети.

Организация работы с блогерами:

-этап: организационный. Составляется тематический план видеороликов по итогам бесед с родителями. Происходит обучение педагогов работе с контентом.

-этап: практический. Проведение познавательного занятия по знакомству с профессией блогера. Разработка с родителями сценария ролика. Проведение педагогом-психологом психологических упражнений для снятия напряжения перед камерой, расслабления, концентрации внимания. Упражнения для развития актёрского мастерства. Организуется репетиция сценария.

-этап: итоговый. Редактирование записанных видеороликов и размещение на социальных сетях.

Современные практики сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности

Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт.

В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка.

Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития.

На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:

-Кто и как зарабатывает деньги в семье.

-Как формируется семейный бюджет.

-Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.

-Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.

-Как научиться экономить деньги.

Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.

С этой целью ДОО должна:

-быть максимально «открытой» для родителей (законных представителей) ребенка;

-предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных программах, включая программу «Основы финансовой грамотности» -по возможности привлекать родителей к проведению занятий с дошкольниками.

Рекомендуем педагогу разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.

Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.

Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Контакт между семьей и педагогом помогает построить отношения взаимопонимания между ними и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в обучении и развитии самого ребенка.

Совместное планирование помогает облегчить основные процессы, связанные с общественным поведением, образованием и воспитанием детей. По мере того, как педагог готовится к обучению детей, важно, чтобы он осознавал тот факт, что обучение начинается не с того момента, когда ребенок приходит в группу. Первыми учителями ребенка являются его родители. То, что ребенок узнает в своей семье, является основой для дальнейшего, полномасштабного процесса обучения. Общей целью, которая объединяет дошкольное учреждение и родителей, является воспитание образованного ребенка.

 

Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями)

 

В содержание работы с родителями входят:

-Информационные методы: для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должен быть представлен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения, тематические стенды, памятки, информационные альбомы, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, например: «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др. Можно создать страничку на сайте дошкольной образовательной организации, организовать библиотеку, провести родительский лекторий, консультации.

-Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, тестирование, личные беседы, родительская почта. Всё это позволяет воспитателю получить необходимую информацию для размышления.

-Проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов, конкурсов, праздников, театрализованных постановок, выставок, экскурсий.

-Проведение маршрутов выходного дня: банк, торговый центр, музей… Организация совместных мероприятий – достойная замена проведению времени у компьютеров и телевизоров. Это одна из лучших форм организации как досуга дошкольников, так и их образования. Через прохождение «образовательных маршрутов» наиболее эффективно приобретаются и усваиваются новые финансовые знания и умения. Прогулка принесет только пользу – и смена впечатлений, и свежий воздух, и развитие общего кругозора, и общение родителей, детей и воспитателей.

Важно, чтобы ребёнок извлёк из прогулок и экскурсий как можно больше. Именно поэтому требуется специальная подготовка и участие со стороны родителей.

-Проведение встречи с интересными людьми: финансисты, представители страховой компании, бизнесмены… Изучение проблемы ознакомления детей с явлениями социальной действительности в теории и практике показало, что труд взрослых дома и в детском учреждении в изменившихся социально-экономических условиях не всегда ими осознается, не всегда интересен и понятен детям (труд менеджера, банкира и др.). Дети недостаточно представляют материальную сторону труда. В. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».

Главные методические принципы организации «Встречи с интересными людьми»:

-Гость во время встречи рассказывает о всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения, но подробно останавливается только на одном виде труда.

-Выбранный вид трудовой деятельности преподносится как можно ярче и эмоциональнее.

-Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники.

Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности:

-профессиональный труд – профессии сотрудников детского сада, родителей и близких людей воспитанников группы;

-домашний труд – труд по дому: уборка квартиры, приготовление пищи и т.п.;

-труд, связанный с природой: выращивание овощей, цветов; уход за животными и т.п.;

-хобби и увлечения (труд для души): ручной труд (вязание, вышивание, шитье, плетение, резьба по дереву, походы и т.п.); увлечения, связанные с искусством (игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование книг по искусству и т.п.); занятия спортом, увлечения туризмом, рыбалкой и др.

-Конкурсы на составление рекламы фирменного блюда или изделия, на использование бросового материала «Вторая жизнь вещей».

-Изготовление семейных экономических газет.

-Детско-родительские проекты: «Магазин моей мечты», «Как мы экономили бюджет», «Как мы копили деньги».

бразовательный веб-квест (интернет-проект) – это созданный педагогом сайт в Интернете, который содержит проблемное задание с элементами ролевой игры. Для выполнения задания требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в образовательную деятельность.

В процессе прохождения веб-квеста дети и родители смогут проверить свои знания в области экономики и финансов путём выполнения заданий различных типов.

На каждом этапе жизни человек испытывает различные финансовые потребности. В детстве мы только узнаем, что такое деньги и откуда они берутся, в молодости задумываемся о получении образования, старте карьеры, а в зрелом возрасте важно знать, как сохранить накопления и приумножить сбережения.

Все эти аспекты найдут свое отражение в бесплатных активностях: лекциях известных финансовых экспертов, мастер-классах, командных и семейных играх, спектаклях, мультфильмах, ярмарке и многое другое.

На площадке мероприятия может быть организовано много бесплатных активностей на тему финансовой грамотности: мастер-классы по изготовлению поделок, ярмарка, где за фестивальную валюту можно будет выгодно их продать, магазин с ассортиментом из подарков и сувениров, в котором можно потратить заработанные фестивальные деньги, презентации лучших проектов Минфина России, лекции с открытыми дискуссиями для родителей, юридические консультации для взрослых, образовательные спектакли для всей семьи, мультфильмы, игры, интеллектуальные конкурсы, выставка об истории денег, мюзиклы, и многое другое.

 

Диагностика элементарных финансовых знаний у детей дошкольного возраста

При реализации программы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников педагогом может проводиться оценка индивидуального развития детей (текущий мониторинг), а также оценка изменения поведения детей путем проведения обсуждений и анкетирования родителей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий).

Знания основ финансовой грамотности детьми дошкольного возраста выражаются в их аналитико-синтетических умениях, способности к обобщениям и классификации, в умении решать занимательные задачи с экономическим содержанием и применять полученные знания в новой ситуации, т.е. в финансовой компетенции воспитанников.

Педагогическая диагностика К.Ф. Исаевой, В.И. Логиновой отражает систему четких оценочных параметров, которые соотнесены с задачами программы «Дошкольная экономика», и предназначена для анализа и оценки результатов освоения программного материала каждым ребенком. Диагностика проводится на основании наблюдений за детьми в естественной среде группы – в играх, в ходе образовательных занятий, самостоятельной деятельности и реализации проектов совместно со взрослыми и осуществляется в процессе:

-бесед в русле проблемных ситуаций; ролевого обыгрывания детьми жизненных ситуаций «Доход», «Расход», «Семейный бюджет»;

- рассуждения ребенка с опорой на личный опыт в семье;

-бесед по смысловому содержанию прочитанной детской художественной литературы;

-дидактических игр;

-экспериментов; проблемных вопросов, направленных на понимание ребенком смысла и значения элементарных экономических понятий и терминовагадок;

-ведение дневника ребенком «Семейный бюджет» (с привлечением родителей);

- анализа продуктов детской деятельности.

 

Ожидаемые результаты работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы дошкольная образовательная организация должна придерживаться целевых ориентиров, которые представляют собой социально нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Личностные результаты

В итоге освоения Программы по формированию основ финансовой грамотности дошкольник сможет:

-разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;

-чётко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела;

-обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека;

-знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

-понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

-осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

Практические результаты:

-освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

-научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятие хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

-освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары, книжки), денежные средства и пр.;

-заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами;

-овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;

-выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, разрешать конфликты.

Основу организации образовательного процесса должны определять:

-игра как ведущий вид деятельности ребенка;

-обеспечение двигательной активности детей;

-применение наглядности;

-создание развивающей предметной среды;

-широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение детей;

-закрепление понятий в деятельности;

-введение элементов проблемности;

-диалогическая форма общения;

-привлечение родителей к финансовому воспитанию детей.

Важным компонентом формирования экономических представлений у детей является его содержание. Содержание включает систему экономических представлений из различных сфер рыночной экономики, таких как: производственно-технологическая, товарно-денежная, государственно юридическая, нравственно-этическая, информационно-организаторская.

Следует отметить, что независимо от возраста дошкольников включение в образовательную деятельность основ финансовой грамотности следует начинать с понятия «труд».

Очень важно учитывать, что Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для педагогов и родителей. Их необходимо принимать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и направление воспитательной деятельности взрослых.

 

Заключение

Современный мир стремительно меняется, становится менее прогнозируемым, и качественное образование, которое ценилось в предыдущих поколениях, не гарантирует стабильность в течение всей жизни.

В число востребованных и актуальных компетенций, которые необходимо формировать уже в начале жизненного пути, входят коммуникативность, социально-эмоциональный интеллект, системное и креативное мышление, научная, технологическая, математическая, финансовая, цифровая и ИКТ-грамотность. Таким образом, освоение финансовой грамотности в дошкольном детстве – это объективная реальность нашего времени.

Существует ряд проблем, затрудняющих реализацию элементов финансовой грамотности в ДОО. Знание этих проблем дает импульс и направление, в котором следует действовать для их устранения:

-активнее использовать уже имеющиеся и разрабатывать новые парциальные программы по освоению финансовой грамотности в ДОО с учетом требований времени; интегрировать элементы основ финансовой грамотности в существующие образовательные области ФГОС ДО;

-разработать методические рекомендации для педагогических работников по использованию социо-игровых технологий проведения занятий;

-обеспечить для педагогов соответствующее обучение (система повышения квалификации) для последующего проведения занятий по основам финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях; организовать непрерывную профессиональную поддержку педагогов посредством дистанционного образования, обучения и создания онлайн библиотек методических материалов и наглядных пособий по финансовой грамотности и экономическому воспитанию;

-стимулировать родителей к обсуждению с детьми вопросов, связанных с финансовой грамотностью и экономическими знаниями, консультировать их в рамках данного направления;

-развивать социальное партнерство ДОО с образовательными, финансовыми организациями, государственными и некоммерческими организациями, профессиональными сообществами и ассоциациями в целях обеспечения процесса освоения финансовой грамотности практико- ориентированными занятиями.

Таким образом, при формировании образовательных программ и проведении различных мероприятий, включающих финансовое образование и просвещение, целесообразен комплексный подход по схеме «дети – родители – педагоги», который предполагает одновременную деятельность на все три группы одновременно.

Авербах Бертольд писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство».

Так давайте поможем детям овладеть искусством управления деньгами.

 

Используемая литература по формированию основ финансовой грамотности воспитанников ДОО

-

Аблитарова

А.Р.,

Саганджиева

Э.Ш. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII

Междунар

. науч.

конф

(г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 36– 39. – URL 

https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10056/

 (дата обращения:

 26.12.2018).

-Антонова Ю.Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения//Воспитатель ДОУ. – № 9. – 2018. – С. 6–16.

-

Белошистая

А.В. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема (теория и технология)// Дошкольное воспитание. – № 1. – 2018. – С. 21–29.

-

Белошистая

А.В. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема (теория и технология)// Дошкольное воспитание. – № 2. – 2018. – С. 27–39.

А.В. Геометрический материал в дошкольном математическом учреждении//Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1. – С. 31.

А.В., Богданец Т.П. Игровые образовательные технологии как способ организации исследовательской деятельности дошкольников//Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 9. – С. 62–69.

-Васильева М.,

Шильцина

В. Интерактивная доска в работе с дошкольниками старшего возраста// Дошкольное воспитание. – 2015. –

№ 2. – С. 37–45. 8. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Изд-во

Челяб

. гос.

пед

. ун-та, 2015. – 89 с.

-Галкина Л.Н. Экономика для детей: метод

.

п

особие. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 112 с.

-Галкина Л.Н. Готовность педагогов ДОУ к осуществлению экономического образования детей дошкольного возраста // Образование и наука на XXI век: Материалы с 9 Международной научной

практич

. конференции. – 2013. – Т. 7. – Педагогические науки. – София:

Бял

ГРАД-БГ, 2013. – С. 51–57.

Гуцул В.Ф. Дидактические игры и задания на развитие логического мышления и воображения старших дошкольников//Воспитатель ДОО. – 2017. – № 10. – С. 49–52.

Дюргус

Е. Организация сетевого взаимодействия ДОО как условие развития познавательной активности детей//Дошкольное воспитание. – 2015. – № 12. – С. 42–46.

Емельянова М.Н. Технология организации

познавательноисследовательской

деятельности в образовательном процессе ДОУ//Дошкольная педагогика. – 2016. – № 9. – С. 9–16.

Житнякова

Н.Ю. Лего в детском саду или Так много способов учиться//Воспитатель ДОУ. – 2016. – № 1. – С. 106–113.

Ивченко Т.А., Белова Н.Н.,

Садкова

З.И. Клуб по интересам и поддержке детских инициатив в познавательной деятельности//Воспитатель ДОО. – 2018. – № 1. – С. 58–64.

Иванова А.И., Аверина Г.А. К вопросу о диагностике исследовательского развития дошкольников//Методист ДОУ. – 2016. – № 18. – С. 30–41. 17.

Комардина

Т.В.,

Чигина

О.А. Моделирование в формировании элементарных математических представлений у дошкольников//Воспитатель ДОУ. – 2016. – № 9. – С. 107–108.

Павлова Л.И. Использование компьютерных технологий в математическом образовании детей дошкольного возраста//Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей/сост. Т.В.

Волосовец

, И.Л. Кириллов, Л.М. Кларина. – М.: Русское слово – учебник, 2015. – С. 50–56.

Петрова И.В. Педагогический проект «Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ-технологии»//Воспитатель ДОО. – 2017. – № 10. – С. 6–20.

Семёнова

Н.А. Исследовательские действия как основа включения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность//Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 9. – С. 18–23.

Силина Е.Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений // Молодой ученый. – 2016. – № 7, 6. – С. 213–214.

Сухова Е.,

Халикова

К. Квест с заданиями ТРИЗ. Формирование универсальных познавательных компетентностей старших дошкольников//Дошкольное воспитание. – 2017. – № 12. – С. 20–24.

Сушкова И. Об инструментальных аспектах обучения детей счёту в дошкольных образовательных организациях//Дошкольное воспитание. – 2017. – № 9. – С. 37.

Хламова

Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII

Междунар

. науч.

конф

. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб: Свое издательство, 2015. – С. 39–41. – URL 

https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8467/

 (дата обращения: 26.12.2018).

Хаялутдинова

В.В., Макарова Г.Г. Телемост для самых маленьких//Воспитатель ДОО. – 2016. – № 7. – С. 17–20.

Чиркова

Е.Н.,

Чащухина

Т.В., Киселева Т.А. Проектно-исследовательская деятельность с использованием метода мыслительных карт Тони

Бьюзена

«Огород на окне»//Дошкольная педагогика. – 2016. – № 1. – С. 10–11.

Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы//Дошкольное воспитание. – № 2. – 2018. – С. 22–26.

Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 8. – С. 17–24.

Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2005. – 254 с.