Методическая разработка теоретического занятия
по теме:

?Правила и порядок подготовки пациента к инструментальным исследованиям?
по профессиональному модулю:
ПМ.04 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях

Специальность 34.02.01 ?Сестринское дело?




















2024 год




Разработчик: 

Макарцева О.А., преподаватель, высшая квалификационная категория, Наро-Фоминский филиал.











Методическая разработка предназначена для преподавателей медицинских колледжей для проведения теоретического занятия ?Правила и порядок подготовки пациента к инструментальным исследованиям?. 
Содержание

1
Пояснительная записка………………………………………………4

2
Структура внеаудиторного мероприятия…………………………..5

3
Ход теоретического занятия…..…………………………………….8

4
Приложение…………………………………………………………23

Пояснительная записка

Методическая разработка теоретического занятия по теме: ?Правила и порядок подготовки пациента к инструментальным исследованиям? по профессиональному модулю ПМ.04 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях? разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебным планом среднего профессионального образования базового уровня по специальности 34.02.01 ?Сестринское дело?.
В методической разработке выделяется структура урока, ставятся образовательные, развивающие цели, определяется тип урока, межпредметные связи, оснащение занятия, дидактический материал, план и содержание теоретического занятия. 
Достоверность инструментальных методов исследования зависят от правильности и тщательности подготовки пациента, поэтому целью проведения теоретического занятия является получение обучающимися теоретических знаний по подготовке пациента к определенным видам инструментальных методов исследований, которые будут подкрепляться знаниями на практических занятиях. 
.Структура теоретического занятия
?Правила и порядок подготовки пациента к инструментальным исследованиям?.
Цели:
а) обучающие:
Раскрыть понятие ?инструментальные методы? исследования;
ознакомить студентов с целью и задачами инструментальных методов исследования;
сформировать систему знаний у студентов по подготовке пациентов к инструментальным методам исследования;
активизировать знания, полученные студентами в результате изучения других дисциплин.
б) воспитательные:
формировать активную жизненную позицию у студентов;
продолжить формирование профессиональных качеств будущего медработника: внимательности, аккуратности, добросовестности, чувства долга, ответственности;
содействовать формированию личности будущего специалиста, способности к полноценной профессиональной деятельности
в) развивающие:
содействовать формированию у студентов представления о процессе обучения как о целостном комплексе, показать необходимость глубокого сознательного усвоения дисциплин по избранной специальности;
развивать умение систематизировать знания, полученные на занятиях анатомии и физиологии человека, психологии, ПМ 04 и умение выделять связи, развивать познавательный интерес;
развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом, а также умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, выполнять другие мыслительные операции;
содействовать развитию речи, наблюдательности, активности, воображения, профессионального интереса и творческой инициативы, навыков самоконтроля, самооценки.

ОК 01
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 02
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 07
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 08
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

ОК 09
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках


Изучаемые коды профессиональных компетенций
Виды деятельности
Профессиональные компетенции,
соответствующие видам деятельности

проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи
ПК 1.1. Организовывать рабочее место.
ПК 1.2. Обеспечивать безопасную окружающую среду.
ПК 1.3. Обеспечивать внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала
ПК 2.1. Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа.
ПК 2.2. Использовать в работе медицинские информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
ПК 2.3. Контролировать выполнение должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом.

оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях
ПК 4.1. Проводить оценку состояния пациента.
ПК 4.2. Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи пациенту.
ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентом.
ПК 4.4. Обучать пациента (его законных представителей) и лиц, осуществляющих уход, приемам ухода и самоухода.
ПК 4.5. Оказывать медицинскую помощь в неотложной форме.
ПК 4.6. Участвовать в проведении мероприятий медицинской реабилитации.


Межпредметные связи: ОП.02 Анатомия и физиология человека, ОП.04 Основы патологии, ОП.05 Основы микробиологии и иммунологии, ОП.09 Медицинская психология.

Форма организации занятия: теоретическое занятие.

Место проведения: лекционная аудитория.

Оснащение занятия: видеопроектор, экран, методическая разработка занятия, электронный вариант теоретического материала в формате Microsoft Office PowerPoint2007.
Технологическая карта теоретического занятия.

ПМ.04 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях.
МДК 04.01. Общий уход за пациентами.
Ход занятия:

Этапы занятия
Время 
Содержание 

Организационный момент
2 мин.
- поверка присутствующих;
- проверка внешнего вида студентов;
- проверка готовности студентов к занятию.

Психологическая подготовка  студентов к восприятию нового материала
5 мин.
- объявление темы, ее проблемных вопросов, целей занятия.

Входной контроль знаний студентов по новому материалу.
10 мин.
1 эпап сестринского процесса –
Инструментальные методы исследования –  
Техника безопасности –
Метеоризм – 
Противопоказания –
Период обострения –
Период ремиссии –
Бесшлаковая диета – 

Изучение нового материала.
60 мин.
Изложение основного материала темы:
- определение ?инструментальные методы исследования?
- цели и задачи проведении
- участие медицинской сестры в 
инструментальных методах исследования
- подготовка пациента к различным видам инструментального исследования

Обобщение, систематизация знаний.
5 мин.
- фронтальная беседа со студентами;
Вопросы по новой теме занятия:
- дайте определение ?инструментальные 
  методы исследования?;
- перечислите виды инструментальных 
  методов исследования;
- перечислите цели инструментальных 
  методов исследования;
- к чему приводят ошибки при 
  неадекватной подготовке и проведении 
  инструментальных методов 
  исследования;
- в чем заключается участие медсестры в 
  подготовке пациентов к  
  инструментальным методам 
  обследования;
- назовите контрастные вещества, 
  применяемые при проведении 
  инструментальных исследований.

Подведение итогов занятия.
5 мин.
- комментарии по работе студентов на  
  занятии;
- оценка работы.

Задание на дом.
3 мин.
Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2020 - 938 с. Стр. 699-716


Подпись преподавателя: _____________________ /Макарцева О.А./
Тема теоретического занятия: ?Правила и порядок подготовки пациента к инструментальным исследованиям?

Теоретическое занятие ??Правила и порядок подготовки пациента к инструментальным исследованиям? ставит перед собой следующие цели:
Раскрыть понятие инструментальные методы исследования.
Ознакомить студентов с основными видами инструментальных исследований и целью предстоящих инструментальных исследований. 
Ознакомить студентов с подготовкой пациентов к инструментальным методам исследования.
Показать роль, участие медицинской сестры в подготовке пациентов к инструментальным методам исследования.
Проинформировать студентов о возможных проблемах при подготовке и проведении инструментальных исследований и ошибках, приводящих к недостоверности результата.

Входной контроль знаний по теме:
1 этап сестринского процесса –
Инструментальные методы исследования –  
Техника безопасности –
Метеоризм – 
Противопоказания –
Период обострения –
Период ремиссии –
Бесшлаковая диета – 

Эталон ответа на входной контроль знаний по теме:
1 этап сестринского процесса – сестринское обследование, включающее сбор объективной и субъективной информации о пациенте.
Инструментальные методы исследования –  исследования, проводимые с использованием специальной аппаратуры.
Техника безопасности – система организационных мероприятий, предотвращающих воздействие на?работающих опасных производственных факторов.
Метеоризм – скопление газов в кишечнике.
Противопоказания – меры, препятствующие применению какого-либо метода лечения или обследования во избежание развития опасных осложнений (вплоть до смертельного исхода).
Период обострения – период, во время которого болезнь становится более активной и опасной.
Период ремиссии – период?течения хронической болезни, который проявляется значительным ослаблением или исчезновением её симптомов (признаков заболевания).
Бесшлаковая диета – система питания, главная задача которой очистить организм от токсинов и шлаков, накопившихся?в нем.

1. Введение. 
Медицинская сестра при работе с пациентом при подготовке и проведении инструментального исследования должна помнить:
достоверность инструментального исследования зависит от того, насколько правильно и тщательно медицинская сестра подготовила пациента к его проведению
нужно стремиться к пониманию пациентом необходимости предстоящего исследования, важности его для постановки правильного медицинского диагноза
необходимо подчеркнуть безопасность и безболезненность предстоящего исследования, так как зачастую именно чувство страха является причиной отказа пациента от его проведения
медицинская сестра не имеет права сообщать пациенту о результатах исследований  

Инструментальные методы исследования - совокупный фактор к лабораторным анализам по дополнительному обследованию пациента 
С помощью специальной аппаратуры определяют состояние внутренних органов человека: положение, размеры, структуру, функции, а также выявляют инородные тела, конкременты, опухоли и др.
Инструментальные методы исследования применяются с целью врачебной диагностики.
Существует целый ряд способов, позволяющих ?рассмотреть? какой-либо орган и оценить его функциональное состояние.
К наиболее широко распространенным сейчас относятся:
рентгенологические,
эндоскопические, 
функциональные,
ультразвуковые и 
радиоизотопные методы исследования.
Рентгенологические, ультразвуковые и радиоизотопные методы составляют группу методик так называемого неразрушающего контроля и широко используются в диагностических целях.
Проведение инструментальных методов исследования требует специальной подготовки пациента, от которой зависят достоверность и информативность полученных результатов.
Разнообразие методов инструментальных исследований позволяет врачу выявить патологический процесс на ранних стадиях, проводить динамический контроль и объективно оценивать эффективность проводимой терапии.
Инструментальные методы исследования отличаются чрезвычайно высокой информативностью, позволяя изучить:
анатомические особенности органа: его размеры, положение, наличие инородных тел, камней, опухолей;
исследовать функцию органа.

Участие медицинской сестры в инструментальных методах исследования. 
Общие принципы подготовки пациентов, комплекс независимых сестринских вмешательств
Информирование пациента, получение его согласия (иногда письменного).
Проведение психологической подготовки пациента к исследованию:
а) пациент должен знать цель и важность предстоящего исследования;
б) пациент должен представлять ход предстоящего исследования, 
    субъективные ощущения;
в) пациент должен быть уверен в безболезненности и безопасности;
г) пациент должен знать весь объём предшествующих мероприятий и их 
   важность.
Провести, при необходимости, подготовку органа, чтобы сделать его доступным для исследования (диета, предварительное опорожнение органа от содержимого и т.д.).
Правильно оформить направление на исследование.
Проконтролировать подготовку пациента.
Обеспечить защиту пациента и персонала (инфекционная безопасность, безболезненность, аллергические пробы на применяемые препараты и др.).
Проводить (транспортировать) пациента на исследование.
Оказать помощь специалисту при проведении исследования.
Проводить (транспортировать) пациента после исследования.
В случае необходимости осуществить наблюдение за пациентом.
Документировать выполнение.

Инструментальные исследования, рассматриваемые на данном теоретическом занятии: Rо – скопия, Rо – графия, Флюорография, Rg – желудка, Ирригоскопия, Холеграфия, Холецистография, Урография, Цистография. 

2. Инструментальные методы исследования.
Рентгенологические методы исследования.
Вильгельм Конрад Рентген (1845-1923) - немецкий физик-экспериментатор, основоположник рентгенологии, в 1895 г. открыл Х-лучи (рентгеновские лучи).
Р-исследование основано на свойстве лучей, в различной степени, проникать через ткани организма. Степень поглощения рентгеновского излучения зависит от толщины, плотности и физико-химического состава органов и тканей человека - более плотные органы и ткани (кости, сердце, печень, крупные сосуды) четко визуализируются, в отличие от менее плотных тканей (легкие, кишечник).
Рентгеновский аппарат состоит из трубки и экрана. При пропускании электрического тока через трубку, возникает коротковолновое электромагнитное излучение – рентгеновское. Оно, попадая на экран, покрытый флюоресцирующим веществом, вызывает видимое свечение, а при попадании на фотографическую плёнку, разлагает бромид серебра и вызывает появление фотографического изображения.
Rо - скопия (scopo — смотрю) — просвечивание человеческого тела Rо - лучами, позволяющее наблюдать на экране изображение органов.
Rо - графия — метод фотографирования с помощью Rо – лучей.
Томография — послойная Rо – графия.
Флюорография — это метод получения снимков органов грудной клетки, уменьшенных в размерах, а, следовательно, уменьшено количество Rо - лучей, что менее опасно для человека.

??? Вопрос: Рентгенологические лучи являются фактором риска для медицинского персонала. В чем заключается опасность, и какие мероприятия должна проводить медсестра для снижения влияния фактора риска.
!!! Ответ: Рентгенологические лучи – физический фактор риска, 90% из всех источников излучения. Последствия полученного облучения могут проявиться в виде заболеваний у самого человека (соматические осложнения), или у его потомства (генетические болезни). Для профилактики облучения медицинский работник должен находиться от источника излучения на достаточном расстоянии, использовать для снижения дозы облучения укрытия, свинцовые фартуки и экраны. 

Рентгенофлюрография – крупно кадровое фотографирование с рентгенологического экрана. Данный метод предназначен для массовых профилактических и обычных диагностических исследований.
Рентгеноскопия – осмотр исследуемого органа за специальным рентгеновским экраном. Позволяет не только исследовать анатомические особенности, но и его функциональное состояние
Рентгенография - метод получения снимков, необходим для документального подтверждения диагноза заболевания, для мониторинга наблюдения за функциональным состоянием пациента; негативное изображение исследуемого органа на фотопленке. Дает возможность получить рентгеновские снимки органа в различных проекциях, в том числе прицельные и оценить его состояние по изображению.
Костная ткань и плотная паренхиматозная ткань различных органов хорошо задерживают рентгеновские лучи, поэтому могут быть исследованы без предварительной подготовки пациента. Например, можно провести обзорное исследование органов грудной клетки, почек.
Для получения более полной информации о внутреннем строении и работе органов используется специальные методики, делающие их более ?видимыми?, например, заполнение полого органа контрастным веществом дают возможность исследовать состояние его внутренней поверхности, обнаружить опухоль, камни; определив скорость выведения контрастного вещества, оценить его работу.
Современная рентгенологическая аппаратура позволяет получить пространственное изображение органа, видеозапись его работы, особенным образом увеличить какую-либо его часть и т.д.
Контрастные вещества (синоним рентгеноконтрастные средства) — это различные химические вещества и соединения, применяемые для искусственного контрастирования таких органов, которые при обычном рентгенологическом исследовании не дают достаточной плотности тени и поэтому плохо дифференцируются от окружающих их органов и тканей (почки, мочевой пузырь, желчный пузырь и др.)
Необходимым условием рентгенологического распознавания патологических изменений в органах и тканях является достаточная степень контрастности как между отдельными деталями исследуемого объекта, так и между самим объектом и окружающим его фоном, на котором этот объект выделяется. Для каждого метода исследования используется определенный вид контрастного вещества. 

Rо - исследование полых органов проводят с применением контрастных средств для получения их четкого изображения. 
Rо – исследование: 
ЖКТ проводится с использованием бариевой взвеси.
бронхов —  йодолипола.
в урологии — индигокармина 0,4%, триомбраста 60%.
желчного пузыря, желчевыводящих путей — йопагноста, биллигноста 50%.
Йодсодержащие контрастные средства могут вызвать аллергические осложнения. Для их профилактики необходимо собрать аллергологический анамнез, провести пробу на чувствительность.

??? Вопрос: что должно быть на рабочем месте у медицинской сестры при возникновении аллергической реакции?
!!! Ответ: при проведении аллергической пробы у медицинской сестры на рабочем медсестры должна быть противошоковая аптечка.

Перед проведением пробы следует обязательно выяснить, не было ли у пациента ранее признаков непереносимости йодосодержащих препаратов. Если такие признаки наблюдались, то проведение пробы противопоказано.
Проба проводится в присутствии врача! 
При появлении аллергической реакции пациенту необходимо оказать срочную помощь.
Проведение пробы: проводится процедурной медсестрой за 1-2 дня до предстоящего исследования. Заключается во внутривенном медленном введении 1-2 мл контрастного препарата, разведенного в 10 мл изотонического раствора хлорида натрия с последующем наблюдении за пациентом в течение суток.
Появление насморка, слезотечения, чихания, тошноты и рвоты является противопоказанием к предстоящему исследованию

Рентгенологическое исследование желудка и двенадцатиперстной кишки – метод позволяет оценить форму, величину, положение, подвижность желудка и 12ПК, локализацию язвы, опухоли, а также выявить язву, опухоль и другие патологические изменения.
Можно оценить рельеф слизистой оболочки и функциональное состояние желудка (его эвакуаторную способность).
Контраст (бариевая взвесь) вводится перорально.
Подготовка пациента:
за 2-3 дня исключение из рациона газообразующие продукты: овощи, фрукты, молоко, черный хлеб – для профилактики метеоризма;
за два дня до исследования прием Эспумизана по 2 таб х 3 р/д ;
исследование проводится натощак;
утром пациент направляется в рентген кабинет с кружкой и полотенцем.
Методика выполнения исследования:
Сопроводить пациента в рентген кабинет к назначенному часу.
При проведении исследования дать выпить взвесь сульфата бария (100-150 г на стакан воды).
Во время проведения серии снимков (4 снимка в течение часа) медсестра покидает рентген кабинет.
После исследования проводить пациента в палату.

Рентгенологическое исследование толстого кишечника (ирригоскопия) - метод позволяет получить представление о длине, тонусе, положении, форме, контурах толстой кишки, оценивается моторная функция. Выявляются сужения, расширения, опухоли, язвенные дефекты толстой кишки.
Противопоказания: кишечная непроходимость, язвенный колит в период обострения.
Требуется предварительное полное очищение кишечника перед исследованием.
Бариевая взвесь вводится ретроградно, при помощи клизмы. 
Подготовка пациента:
очистить толстую кишку от газов,
накануне прием слабительных средств,
освободить кишечник пациента от каловых масс,
утром в день исследования дается белковый завтрак,
пациент направляется в рентген кабинет с простыней,
Методика выполнения исследования
Сопроводить пациента в рентген кабинет к назначенному часу.
Помочь пациенту лечь на левый бок с поджатыми к животу ногами.
Ввести в рентген кабинете пациенту с помощью клизмы взвесь сульфата бария (около 1500 мл) Т -36-37?С.
Во время проведения серии снимков (4 снимка в течение часа) медсестра покидает рентген кабинет.
После исследования проводить пациента в палату.

Рентгенологическое исследование желчного пузыря и протоков (холецистография) - метод позволяет исследовать желчные протоки, оценить размеры и форму желчного пузыря, его концентрационную функцию, наличие конкрементов. С помощью этой методики можно определять проходимость желчного протока.
Противопоказания: острые заболевания печени, геморрагические диатезы, повышенная чувствительность к препаратам йода, тиреотоксикоз.
Холецистография может проводиться разными методами:
Пероральная. Контрастное вещество принимается за 15 ч до исследования. Рентгеновские снимки выполняются на следующий день утром. В настоящее время не проводится в связи с приостановкой выпуска йодсодержащих веществ в таблетках.
Внутривенная. Метод основывается на способности контраста всасываться в первые минуты после внутривенного введения. Контрастирование желчных протоков наступает через 10-20 минут и примерно через 1,5 часа желчного пузыря. 
Инфузионная. Введение препарата тоже происходит внутривенно, но очень медленно. 
Чрескожная. Происходит пункционным введением контрастного вещества в желчные протоки и пузырь. Метод часто приводит к развитию осложнений. По этой причине чрескожная холецистография в последние годы не используется.
Подготовка пациента:
за 2-3 дня до исследования назначается бесшлаковая диета. Накануне вечером разрешен легкий ужин,
за день до обследования проводится исследование на чувствительность к препаратам йода,
контрастное вещество принимается за 12 ч до исследования дробными порциями в течение часа через каждые 10 мин, запивая сладким чаем/ или контрастное вещество вводится внутривенно в день исследования в рентген кабинете,
накануне вечером ставится очистительная клизма и утром в день исследования,
исследование проводится натощак.
Методика выполнения исследования
Сопроводить пациента в рентген кабинет к назначенному часу.
Делается обзорная рентгенограмма в вертикальном положении, после чего приступает к прицельным снимкам желчного пузыря.

??? Вопрос: в чем заключается соблюдение инфекционной безопасности при
проведении внутривенного введения контрастного вещества в организм пациенту?
!!! Ответ: ношение защитной одежды, соблюдение правил асептики и антисептики, соблюдение технологии проведения простой медицинской услуги.

Рентгенологическое исследование желчного пузыря (холеграфия) –метод позволяет оценить размеры и форму желчного пузыря, его концентрационную функцию, наличие конкрементов. С помощью этой методики можно определять проходимость пузырного протока, а также внутри- и внепеченочных протоков.
Противопоказания: острые заболевания печени, почек, геморрагические диатезы, повышенная чувствительность к препаратам йода, тиреотоксикоз.
Холеграфия может проводиться разными методами:
Пероральная. Контрастное вещество принимается за 15 ч до исследования. Рентгеновские снимки выполняются на следующий день утром. В настоящее время не проводится в связи с приостановкой выпуска йодсодержащих веществ в таблетках.
Внутривенная. Метод основывается на способности контраста всасываться в первые минуты после внутривенного введения. Контрастирование желчных протоков наступает через 10-20 минут и примерно через 1,5 часа желчного пузыря. 
Подготовка пациента:
за день до обследования проводится исследование на чувствительность к препаратам йода
взвесить пациента и рассчитать дозу контрастного вещества (1г на 20 кг массы тела)
контрастное вещество принимается за 15-17 ч до исследования дробными порциями в течение часа через каждые 10 мин, запивая сладким чаем/ или контрастное вещество вводится внутривенно в день исследования в рентген кабинете
освободить кишечник
исследование проводится натощак
Методика выполнения исследования
Сопроводить пациента в рентген кабинет к назначенному часу
Делается обзорная рентгенограмма в вертикальном положении, после чего приступает к прицельным снимкам желчного пузыря
После исследования проводить пациента в палату 

Рентгенологическое исследование почек (урография) – метод позволяет оценить размеры и форму почек, их расположение, функциональную способность (по накоплению и выделению контрастного вещества), наличие конкрементов. С помощью этой методики можно определять проходимость мочеточников.
Противопоказания: острые заболевания почек, геморрагические диатезы, повышенная чувствительность к препаратам йода, тяжелая ХПН.
Урография может проводиться разными методами:
 Инфузионная (применяется контрастное вещество). Снимки делаются в тот момент, когда органом выводится контраст. Этот метод позволяет полноценно оценить форму, однородность, размеры и интенсивность заполнения мочевого пузыря, лоханки жидкостью, а также расположение камней и различных образований, общее состояние органов мочеполовой системы.
Экскреторная. При пустом мочевом пузыре вводится контраст, снимки делаются на первых минутах, потом через 4, 7 минут (пока почки выбивают вещество из крови). Метод отображает состояние и наличие патологий всей выделительной системы (предстательная железа, почки и прочее).
Обзорная. Назначается в основном для выявления патологий в почках. Исследование так же помогает в диагностике образований, наличии паразитов и инородных тел. У процедуры очень широкий масштаб, можно проанализировать большие площади. 
Подготовка пациента:
за 3 дня исключение из рациона газообразующие продукты: овощи, фрукты, молоко, бобовые, черный хлеб – для профилактики метеоризма,
накануне обследования проводится проба на переносимость контрастного вещества на чувствительность к препаратам йода,
за 8 часов необходимо отказаться от приема пищи, жидкости, исследование проводится натощак.
Методика выполнения исследования
Сопроводить пациента в рентген кабинет к назначенному часу.
При проведении исследования ввести внутривенно контрастное вещество (до 20 мл раствора).
Через 10-15 мин проводят серию снимков (4 снимка в течение часа) медсестра покидает рентген кабинет.
После исследования проводить пациента в палату, покормить.

??? Вопрос: при возникновении аварийной ситуации, попадании биологической жидкости пациента на кожу и слизистые оболочки глаз медицинской сестры, какие мероприятия должна провести медсестра?
!!! Ответ: при попадании биологической жидкости на кожные покровы это место обрабатывают 70 %-м спиртом, обмывают водой с мылом и повторно обрабатывают 70 %-м спиртом. При попадании на слизистые оболочки глаз, обильно промыть слизистые проточной водой в направлении от внешнего угла глаза к внутреннему.

Рентгенологическое исследование мочевого пузыря (цистография) – метод позволяет получить наглядное представление о форме мочевого пузыря, размере, расположении, функциональную способность, наличие конкрементов. С помощью этой методики можно выявить пороки развития.
Противопоказания: присутствие крови в моче (сгустки крови могут принять за камни); образования и воспаления в мочеполовых органах (цистит, уретрит, пиелонефрит, гломерулонефрит, простатит).
Цистография может проводиться разными методами:
Восходящая (ретроградная) цистография. Наполнение мочевого пузыря контрастным веществом происходит через катетер. Данная методика не позволяет увидеть камни и опухоль в мочевом пузыре.
Нисходящая или внутривенная цистография. Контрастное вещество вводится в кровь внутривенно. Спустя 40-60 минут состав выводится почками и с мочой попадает в пузырь. Орган получает окраску, позволяя выявить на снимке изменение его контуров и дефекты наполнения
Микционная цистография. Микционный вид основан на проведении рентгенографии во время мочеиспускательного акта.
Подготовка пациента:
за 3 дня исключение из рациона газообразующие продукты для профилактики метеоризма,
за 3 дня до обследования употребление только прозрачных жидкостей,
накануне обследования и утром перед исследованием – очистительная клизма.
Методика выполнения исследования
Сопроводить пациента в рентген кабинет к назначенному часу
Опорожнить мочевой пузырь при помощи катетера
При проведении исследования вводить/ввести контрастное вещество.
Проводится серия снимков.
После исследования пациенту рекомендован постельный режим в течение суток.

Помощь при развитии побочных эффектов при введении контрастного вещества.
При возникновении аллергической реакции у пациента – срочное введение антидота – Тиосульфата натрия! 
Аптечка Анти-Шок должна всегда находиться на расстоянии вытянутой руки!!!
Средняя степень тяжести (сильная тошнота, рвота, риноконъюнктивит, озноб, зуд, крапивница, отёк Квинке) вводят антидот - натрия тиосульфат (10-30 мл 30% раствора в/в), адреналин (0,5-1,0 мл 0,1% раствора п/к), антигистаминные препараты - дифенгидрамин (1-5,0 мл 1% раствора в/м), хлоропирамин (1-2,0 мл 2% раствора в/м), преднизолон (30-90 мг в/в в растворе глюкозы). В случае присоединения тахикардии, падения АД, появления бледности дополнительно вводят адреналин (0,5-1,0 мл в/в), начинают ингаляцию кислорода. При появлении признаков бронхоспазма назначают бронходилататоры в виде ингаляций.
Тяжёлая степень или анафилактический шок (бледность, резкое падение АД, коллапс, тахикардия, астматический статус, судороги) необходимо вызвать врача-реаниматолога, установить систему для в/в вливаний и начать ингаляционное введение кислорода. Действовать по назначению врача. При необходимости врачом-реаниматологом проводится интубация и искусственная вентиляция лёгких.

??? Вопрос: каким нормативным документом по экстренной профилактики парентеральных инфекций регламентируется в своей работе медицинская сестра?
!!! Ответ: Приказ Минздрава РФ от 09.01.2018 N 1Н. ?Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладки экстренной профилактики парентеральных инфекций для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи?.

Выходной контроль знаний теме занятия:
дайте определение ?инструментальные методы исследования?;
перечислите виды инструментальных методов исследования;
перечислите цели инструментальных методов исследования;
к чему приводят ошибки при неадекватной подготовке и проведении 
инструментальных методов исследования;
в чем заключается участие медсестры в подготовке пациентов к 
инструментальным методам обследования.
Приложение.
Правила техники безопасности.

Проводимые инструментальные методы исследования небезразличны для пациента.
Рентгенологические и радиоизотопные исследования сопровождаются воздействием на организм человека соответствующими лучами: рентгенологическими и радиоактивными. Эти виды излучения не всегда безвредны для клеток органов и тканей. Однако современные методы исследования давно хорошо изучены, дозы облучения минимальные, постоянно совершенствуется диагностическая аппаратура для снижения вредного влияния используемого облучения. В некоторых случаях применяются средства защиты пациента и медперсонала.
Используется и так называемая ?защита временем?, подобные исследования проводятся не чаще одного раза в неделю.
Ультразвуковое исследование (УЗИ) – практически безвредно для человека.
При проведении эндоскопических методов исследования существует риск заражения вирусным гепатитом и ВИЧ-инфекцией. Это связано с тем, что по ходу исследования возможно появление микротравм слизистой органа.  
Соблюдение общих мер предосторожности предотвратит возможность передачи инфекции:
работа в перчатках обезопасит медицинский персонал от возможного заражения;
проведение тщательной дезинфекции и стерилизации эндоскопической аппаратуры позволит предотвратить передачу инфекции от пациента пациенту.
Памятка для медсестры по психологической подготовке пациента к проведению инструментального исследования.

Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и должности, а также сообщения цели беседы. Обращайтесь с пациентом только на Вы и по имени – отчеству.
Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке. Используйте мягкие интонации Вашего голоса,
Прикасайтесь к пациенту: обнимая его за плечи, возьмите за руку или за локоть, Ваше лицо должно быть приветливым и открытым.
Объясните:
сущность исследования и его необходимость для уточнения диагноза и правильного лечения;
кто будет проводить исследование, сколько времени займет;
возможные субъективные ощущения пациента во время исследования и после него.
Поощряйте вопросы пациента.
После проведения исследования обязательно поинтересуйтесь самочувствием пациента, его впечатлениями. Успокойте и похвалите его, если он нуждается в поддержке.









4