План

  Введение.
Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения.
 1. Основные моменты при переходе к работе за инструментом.
 2. Положение пальцев на клавиатуре.
  II. Основные принципы организации аппарата пианиста с применением игровых технологий.
1. Осваивание первоначальных пианистических навыков.
   Упражнения.

III. Заключение. Выводы.
      
 Список используемой литературы.











Введение

Основная цель работы педагога в области воспитания пианистических навыков состоит в том, чтобы помочь каждому ученику индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои удобные ощущения, научиться осознавать и воспитывать их в себе, правильно их использовать. Период первоначальной адаптации к инструменту является чрезвычайно ответственным этапом в судьбе будущего пианиста. Психологическая готовность к обучению, творческая активность, пластичность игрового аппарата, присущие детям младшего школьного возраста, – все это создает благоприятные условия для формирования устойчивых слухо-двигательных комплексов.

Актуальность доклада

Как показывает практика, факторами, тормозящими техническое развитие начального этапа обучения, являются затруднения, испытываемые ребенком при изучении нотной грамоты, при разборе нотных текстов. Это становится причиной замедления темпов освоения учебного репертуара и, вместе с тем, снижения общего интереса к занятиям на инструменте. В разрешении данной педагогической проблемы в полной мере оправдывает себя такая форма работы, как игра специальных упражнений по слуху, либо ?с рук?. При данном подходе снимаются напряжения, возникающие у детей в связи со сложностью чтения нот, внимание и слуховой контроль ребенка переключаются на двигательные процессы, и это способствует активизации налаживания слухо-двигательных связей.
Монотонность, однообразие упражнений, которые якобы могут спровоцировать негативное отношение учащегося к занятиям, не должны стать причиной и оправданием для исключения данной формы работы из учебного процесса.
Цель доклада: оптимизация процесса формирования начальных навыков игры на фортепиано.
Задачи доклада: предлагаемый комплекс упражнений способствует решению следующих учебных задач:
1. Закрепление правильной постановки руки и ее положения на клавиатуре
2.Развитие пальцевой активности, а том числе самостоятельности и подвижности 1-го пальца, нередко служащего началом построения новых позиций
3. Обучение позиционной игре и элементарным аппликатурным правилам
4. Освоение приемов распределения веса руки, снятия возникающих в руках мышечных напряжений
Разучивание упражнений проходит ряд этапов:
1. Подбор по слуху или разучивание ?с рук?
2.Транспонирование под руководством педагога от отдельных нот;
3. Самостоятельное ?дотранспонирование? оставшихся звеньев.

Аннотация

Методический доклад представляет собой комплекс постановочных упражнений, предполагающий постепенное включение в работу всех пальцев, начиная с третьего. Кроме того, на материале данных упражнений происходит знакомство с основными штрихами, и могут быть получены первые технические навыки фортепианной игры.
Большинство упражнений наделено конкретным названием и соответствующей картинкой. Именно в них определено задание и способ исполнения. То есть, предлагаемый образ или действие становятся источником, стимулом необходимых ассоциативных движений рук и пальцев.
Таким образом, в мир звуков ребёнок попадает естественным для него путём – через игру, через собственную фантазию и воображение. Нотный текст при этом является лишь графическим отображением, иллюстрацией исполняемого и его роль второстепенна.
Период первоначальной адаптации к инструменту является чрезвычайно ответственным этапом в судьбе будущего пианиста. Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста, пластичность игрового аппарата, психологическая готовность к обучению, активность творческого начала и др. создают режим наибольшего благоприятствования для формирования устойчивых слухо-двигательных комплексов, предпосылок дальнейшего совершенствования индивидуальной исполнительской техники.

I. Организация игрового аппарата на начальном этапе
обучения

Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения инструменталиста является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе.Начинается работа за инструментом с правильной посадки начинающего пианиста как основы правильного положения рук и пальцев будущего музыканта. Посадка должна быть удобной для выработки всех движений рук и сохранять необходимую свободу во время исполнения.В первый год обучения начинающий пианист должен изучить большое количество разнообразных по жанрам и музыкальному характеру произведений. Это ставит задачу овладения многообразными приемами звукоизвлечения, т.е. разнообразными пианистическими движениями. Некоторые педагоги предпочитают такой способ формирования пианистического аппарата, при котором игровые движения подсказываются ученику по ходу изучения пьесы. Как правило, все они тесно связываются лишь с контекстом данной пьесы и не осознаются ребенком как самостоятельные приемы для использования в дальнейшем репертуаре. Поэтому работать над освоением игровых движений следует целенаправленно, последовательно.
Неправильно думать, что работа над ?постановкой рук? занимает лишь определенное небольшое количество уроков и изолирована от всей остальной работы по воспитанию и развитию маленького музыканта. Во-первых, любой навык является усвоенным не после его понимания учеником, а лишь после его двигательной автоматизации. Во-вторых, ученик растет, изменяются пропорции и двигательные возможности руки, появляются новые технические приемы, – все это требует внимательной корректировки движений и постоянного внимания к пианистическому аппарату на протяжении длительного периода обучения. Детский игровой аппарат имеет свои особенности и отличия; это связано, во-первых, с возрастными различиями, во-вторых, с индивидуальными особенностями строения ладони и пальцев. Поэтому при первом знакомстве с учеником стоит определить степень подвижности кисти, участие в движении крупных мышц плеча и предплечья, силу пальцев, величину подушечек, что определит будущее погружение в клавиатуру. Всю работу по организации игрового аппарата начинающего пианиста можно разделить (условно) на два этапа: подготовительный (доинструментальный, вне инструмента) и непосредственно работу на инструменте.
Каждый этап решает определенные задачи в формировании необходимых игровых ощущений и движений. Буквально с первых уроков мы начинаем подготовку рук ученика к первому прикосновению к клавиатуре, это подготовительные, вспомогательные гимнастические упражнения, пальчиковые игры и т.д., цель которых – подготовка к новым двигательным ощущениям, воспитание базовых ощущений каждой руки отдельно и их координации. На втором, ?инструментальном? этапе постепенно вводятся упражнения: от извлечения одного звука до освоения различных приемов (legato, nonlegato, staccato) и их сочетаний.

I. 1. Основные моменты при переходе к работе за
инструментом

Наметим и обоснуем основные моменты, на которые педагог должен обратить особое внимание при переходе ко второму этапу – работе непосредственно за инструментом.
Начинается работа за инструментом с правильной посадки начинающего пианиста как?основы правильного положения рук и пальцев будущего музыканта. Посадка должна быть удобной для выработки всех движений рук и сохранять необходимую свободу во время исполнения.
Итак, правильная посадка за инструментом –?это правильное положение ступней ног, коленей, правильное положение юного музыканта на стуле, а именно: правильное положение спины, плеч, локтей и кистей рук, и как результат - правильное положение пальцев рук на клавиатуре. Для этого необходимо правильно определить:
- местоположение стула по отношению к клавиатуре( строго посередине);
- расстояние от клавиатуры;
- высоту над полом, на которой должен быть начинающий музыкант;
- положение обеих рук, локтей, запястья;
- положение ног на полу.
Садиться на стул следует не глубоко, чтобы корпус мог свободно наклонятся вперед, назад, вправо и влево. Это дает возможность использовать в игре всю клавиатуру. Положение на кончике стула лишает пианиста необходимой устойчивости и опоры. В целом посадка должна обеспечивать рукам округлость, а не вытянутость. Локти при этом слегка отодвинуты от корпуса, так,?чтобы в подмышечной впадине чувствовался воздух (?воздушный шарик?).
Положение корпуса – это первое, на что следует обращать внимание при организации аппарата ученика.?Спина должна быть прямой, вертикальной, плечи расслаблены и опущены. Хорошая опора на ноги также поможет сохранить правильную осанку.?Сутулая, сгорбленная осанка сильно затрудняет работу мышц плеча, спины, груди, плечевого пояса. Главным ощущением правильности осанки должно быть ощущение так называемого ?стержня?, проходящего вдоль спины, прогнутости торса, поддержка всего корпуса мышцами поясницы. Поддержка нижних мышц регулирует вес руки, передаваемый в клавиши, придаёт руке упругость, лёгкость; от неё зависит упругий, активный тонус мышц, необходимый для успешной работы пианиста.

I. 2. Положение пальцев на клавиатуре

Положение пальцев на клавиатуре должно быть таким, чтобы его можно было бы легко изменить. Предпочтительнее всего естественная, слегка закруглённая форма пальцев, дающая возможность и сокращать, и свободно ?открывать? и ?закрывать? их.?Естественно свободная кисть имеет округлую форму – это можно показать ученику, предложив ему посмотреть на руку, свободно висящую вдоль корпуса; пальцы полусогнуты, не напряжены, не сжаты – кисть имеет пианистически правильную форму.
Пальцы должны находиться на поверхности клавиш, достаточно близко друг к другу, но не ?склеиваться?. Важно с самого начала правильно определить положение пальцев на клавишах. Длинные 2, 3, 4-й пальцы стоят на одной линии, ближе к черным клавишам, их расположение на краю клавиш лишает 1-й палец места на клавиатуре, что создает дополнительные трудности, например, при переходе к черным клавишам и др. Более короткий 5-й палец располагается ближе к краю клавиши. При этом 1-й палец соприкасается с клавишей боковой поверхностью,?наиболее естественное его положение – слегка в стороне от ладони, но так, чтобы было возможно сближение его с другими пальцами.
Наиболее удобным и целесообразным будет положение кисти с опорой в середину ладони, широкой, с пологим пружинящим ?сводом?.
Предложенная форма руки и расположение пальцев на клавиатуре являются удобными и целесообразными, к ним надо стремиться, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика.
Педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата, уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь. Ведь самого ребенка его ощущения во время игры не занимают, и он часто даже не замечает напряжения. Организованность движений должна сочетаться с освобождением от всяких лишних напряжений.
Часто педагоги начинают обучение пианиста с требования свободы рук, в то время как у учащегося понятие свободы иногда ассоциируется с понятием расслабленности игрового аппарата. Совершенно расслабленными руками играть невозможно, как и выполнять какое-либо другое действие. Кроме того, частые напоминания о свободе: ?опусти плечи?, ?освободи локоть?, ?не напрягай кисть? и т.п. – вызывают у маленького ученика особое внимание к этим частям аппарата и как результат – их зажатость. Правильнее говорить о целесообразности, организованности действий рук и их частей, о сочетании упругости тонуса с таким состоянием рук, при котором по ним как бы ?течёт звук? из корпуса через пальцы и клавиши в струны. У играющего при этом создаётся такое впечатление, будто клавиатура ?сама играет?, а он только слышит, чувствует, легко управляет ею, почти не ощущая рук. ?Проводимость звука? – это, прежде всего, отсутствие зажатий, фиксаций, спазмов – состояние полной свободы, полного слияния пианиста с инструментом. Исполнитель и инструмент становятся как бы единым организмом: пальцы ощущаются ?продолжением струн?, ладонь – продолжением пальцев, предплечье и вся за ним рука продолжают ладонь.

II. Основные принципы организации игрового аппарата пианиста с применением игровых технологий

Работая над формированием первоначальных игровых навыков, педагог ставит перед собой и учеником определенные задачи.
Во-первых научить маленького пианиста владеть своим игровым аппаратом дифференцированно, уметь соединить одновременно в движении руки многоплановые тенденции: напряженность конца пальца, мышечно-пружинящий свод, эластичность запястья, свободное движение локтя, тяжесть в плече. Каждое из этих ?ощущений? требует отдельного внимания и развития
Во-вторых, помочь ему усвоить основные формы пианистических движений. Для этого необходимо:
1 – организовать округлую форму кисти, мышечно-упругий свод;
2 – воспитать цепкость и чуткость кончиков пальцев, извлечение звука прикосновением ко ?дну? клавиши, а не к ее ?немой? поверхности;
3 – обучить движениям запястья: вертикальному, горизонтальному, кругообразному;
4 – определить положение и действия первого пальца, часто создающего при игре на фортепиано серьезные трудности;
5 – обучить основным принципам пальцевой и весовой игры.
Обучение в процессе игры увлекает ребенка, обеспечивает атмосферу непринужденности на занятиях, позволяет раскрепостить его во время выполнения учебных заданий. Ассоциативный метод помогает сформировать первоначальные пианистические навыки и музыкально-слуховые представления в их неразрывном единстве на базе впечатлений, получаемых ребенком извне. Метод вариантов допускает использование одного и того же материала для постановки и решения различных педагогических задач, разнообразие и изобретательность в подборе модификаций отвечает природе детской любознательности.
Музыка, это искусство звуков. Соответственно, содержание произведений, их музыкальный замысел невозможно выразить без владения различными звуковыми градациями. Необходимо с первых извлекаемых звуков обращать внимание ученика на то, что возникает под его пальцами. Научить слушать начало звука, его продолжение, затухание. Искать различные звуковые краски. 
Сегодня я хочу представить комплекс постановочных упражнений, и упражнения на освоении штрихов нон легато, стаккато и легато.

II. 1. Осваивание первоначальных пианистических
навыков. Упражнения

Упражнение № 1 ?Парашютист?.
Играть, добиваясь одинакового звучания каждой ноты и вслушиваясь в звук не только в момент прикосновения, но и на протяжении звучания всей длительности. Погружаться в клавишу плавно, но глубоко. Контакт с дном клавиши плотный, основательный. Цель – сформировать механизм ?слышащей руки?:

Упражнение № 2 ?Радуга?.
Особое удовольствие учащиеся испытывают, когда к их игре присоединяется педагог с исполнением элементарного аккомпанемента. Игра в ансамбле прекрасно стимулирует работу над упражнениями, она побуждает ребенка к более крепкому овладению "репертуаром”. Дети не только приобретают навыки ансамблевой игры, в них просыпается дух состязательности. Упражнение ?Радуга? играть 2,3,4-м пальцами, следить за звуком и правильной амплитудой движения:

Упражнение № 3 ?Тянучка?. 
Играть упражнение, добиваясь плавного и красивого crescendo и diminuendo. Основная задача ?вслушиваться? в возникающие ощущения и чутко улавливать их мельчайшие оттенки при изменении характера звучания.
Упражнение № 4. ?Капельки? для постановки 2-го, 3-го, 4-го пальцев. Рука опускается вниз как бы под тяжестью, как капельки. Пальцы, будто погружаются в клавишу, как капелька тонет в лужице. Звук при этом протяжный, глубокий, руки свободные, движения плавные:

Упражнение № 5. ?Ступеньки?. 
Играть упражнение 2,3,4-м пальцами, двигаясь вперёд поступенным движением, возвращаясь скачкообразным движением. Следить за правильным, плотным прикосновением и ровным звуком. После освоения, пробовать играть с закрытыми глазами:

Упражнение № 6. ?Колокола?.
Играть квинты 1-5 пальцами, следить за звуком и за правильным сводом ладони. Первое время можно помогать ученику, придерживая 5 палец, придавая ему правильную форму:

Упражнение № 7.
Играть ?Колокола? двумя руками, вслушиваясь в красоту звучания септаккордов:

Упражнение № 8.
Играть пять нот – ми, фа-диез, соль-диез, ля-диез, си - содержание первого урока фортепианной игры Шопена. Свободная от зажатости рука является залогом извлечения хорошего звука.
Дети без труда усваивают способ связного звучания - легато, если переходят к нему от нон легато, которым они пользуются на первых занятиях, подбирая мелодии. Связная игра требует от ребенка обостренного слухового восприятия - умения прислушаться к моменту перехода одного звука в другой. Схема исполнения легато примерно следующая: рука так же мягко, как и при нон легато опускается на клавиатуру, палец погружается в клавишу. В момент звукоизвлечения те пальцы, которым предстоит брать следующие звуки, не лежат на клавишах, а еле заметно приподняты (без напряжения), слегка согнуты и спокойно, без лишних движений опускаются поочередно на ?свои? клавиши. Кисть и запястье должны быть устойчиво-гибкими, позволяющими хорошо ощущать общую направленность звуковой линии.

Упражнение № 9 ?Первые шаги?. 
Играть два звука legato, где первый звук брать сверху (в дно клавиши), а второй, снимая руку, вверх. Обязательно следить за звучанием первого звука и второй звук брать на уровне затухания первого (не выкрикивая и не проваливаясь). Продолжать слушать затухание второго звука:

Упражнение № 10 ?Бусы на ёлке?. 
Трудность фортепианного legato состоит в том, что сам по себе затухающий звук фортепиано вовсе не певуч. Сыграть певуче, значит сохранить в инструментальном исполнении вокальность, то есть характер выразительности, присущий поющему голосу. Чтобы в legato был глубокий и певучий звук, нужно научить ученика переносить опору с одного пальца на другой. Если палец продолжает держать клавишу, а рука уже не чувствует опору и при этом поднимается кисть, то новый звук повлечет за собой толчок. Играть legato и следить, чтобы "разные" пальцы играли одинаковым звуком:

Упражнение № 11 ?Паучок?.
Играть три звука legato, добиваясь красивого crescendo и diminuendo:

Упражнение № 12.
На выдержанном звуке играть повторяющиеся восьмые ноты (в интервале секунды, терции, кварты и квинты), добиваясь красивогоcresctndo и diminuendo:

Упражнение № 13. Пятипальцевое упражнение на legato (упражнение Шопена) играть, добиваясь ровного, красивого звука. Следить за правильной и удобной постановкой рук.

Упражнение № 14. То же что и упражнение №5 только играть двумя руками:
Постепенно нон легато может быть приближено к более легкому и короткому звучанию, но и значительно позже не следует допускать излишне острого стаккато: резкое отрывистое движение от клавиши легко приведет к скованности кисти и предплечья. Ф. Шопен, на основании своей позиционной формулы, рекомендовал ученикам начинать упражнения с легкого стаккато, оберегающего все части рук и прежде всего запястье от зажатости. Обычно краткость и легкость звучания достигаются легким и упругим движением кисти и руки к клавише и затем мягким снятием руки, тут же сменяющимся опусканием на следующую клавиш.

Упражнение № 15 ?Игра в пинг-понг?. 
Звуки staccato, которые встречаются в начале обучения, должны извлекаться всегда всей рукой. Игру от предплечья - быстрое staccato - в первый год давать не следует, так как ее правильное осуществление требует уже совершенного владения объединяющим движением верхней части руки.

Упражнение № 16 ?Батут?. 
Сочетание штрихов staccato и nonlegato.
Заключение. Выводы

Обобщая вышеизложенное, следует говорить о развивающем характере подобных упражнений. Помимо накопления технического потенциала учащихся, они способствуют обогащению их слуховых представлений, получению элементарных теоретических знаний, воспитанию сосредоточенности и выносливости в работе за инструментом, развитию интеллектуально-творческих способностей, а также формированию устойчивой положительной мотивации музыкальных занятий. Данный педагогический эффект достигается в результате комплексного подхода при моделировании учебных заданий, благодаря использованию наиболее результативных форм и методов обучения детей игре на фортепиано в соответствии с их возрастными особенностями. Методом, интенсифицирующим процесс адаптации игрового аппарата к инструменту, становится освоение технологии фортепианных упражнений.
Отрабатываемый приём деятельности может считаться усвоенным, если его закрепление проходит ряд следующих этапов:
1. Познание последовательности действий, входящих в прием   упражнений;
2. Обобщение действий, закрепление их в сознании обучаемого, (предложенного алгоритма и методических рекомендаций);
3. Перенос приёма на выполнение новых учебных заданий.
Решение различных художественных задач при исполнении тех или иных произведений требует использования различных типов технических движений, которые должны стать базовыми навыками. 
С первых шагов обучения игре на фортепиано основным должно стать достижение красивого, певучего, сочного звука, а значит – правильного звукоизвлечения. Отношение к звучанию, а значит и звукоизвлечению, необходимо воспитывать в тесной взаимосвязи с организацией работы каждого пальца в отдельности и всей руки в целом.
Например, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от "зажатости", надо научить его, во-первых, воспринимать разницу в ощущении напряженной и свободной руки, во-вторых, услышать зависимость качества звука от изменения состояния руки. В арсенале каждого педагога есть различные способы и упражнения для достижения нужного результата в этом направлении.
Основная цель?работы педагога в области воспитания пианистических навыков состоит в том, чтобы помочь каждому ученику индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои удобные ощущения, научиться осознавать и воспитывать их в себе, правильно их использовать.


Методическая литература

Артоболевская А.Д. ?Первая встреча с музыкой?. – М., 1988г.
Москаленко Л.А. ?Методика организации пианистического аппарата?. – Новосибирск, 1989г.
Нейгауз Г.Г. ?Об искусстве фортепианной игры?. – М., 1967г.

Гнесина Е.Ф. ?Упражнения к различным видам техники?, С-П.: Композитор, 2009г.

?Тимакин Е. ?Координации в развитии пианиста?– М.: Советский композитор, 1987,119с.






















 
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
?АЛЧЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2?










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

?Основные принципы организации       аппарата пианиста с применением    игровых технологий?




преподавателя фортепианного отдела
Яцышиной Инны Григорьевны





г. Алчевск
2024 г.