бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Вологодской области

«Череповецкий лесомеханический техникум им В.П. Чкалова»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

по дисциплине Уголовное право

Тема урока: « Смертная казнь - как вид уголовного наказания, за или против».

Специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Группа ЮР-32

Преподаватель - Сапожникова Ирина Феликсовна

Череповец

декабрь 2023г.

Тема учебного занятия: « Смертная казнь как вид уголовного наказания, за или против».

Цели занятия: 

Обучающая: формирование умения применять теоретические знания по теме при анализе нормативно-правовых актов; формирование умений обоснованно применять нормы уголовного кодекса РФ и др. нормативно-правовых актов; систематизация и обобщение  учебного материала; актуализировать понятия: «Наказание», «уголовная ответственность», «виды уголовных наказаний», «цели наказания» и др.

Развивающая: развитие логического мышления; развитие навыков самоконтроля в напряженных социальных ситуациях; развитие чувства уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение; умение отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение оппонента.

Воспитательная: воспитание взаимопонимания, уверенности в себе; воспитание этики групповой работы; создание благоприятного эмоционального фона; воспитание самостоятельности и внимательности; пробуждение познавательного интереса к учебному предмету.

Вид учебного занятия: урок-дискуссия.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая.

Методы обучения:

словесные

приемы:

(беседа,

дебаты

)

практические

приемы:

(решение проблемных ситуаций)

Формы контроля: рефлексия, самооценка, оценка группы

Ход занятия: 

1. Организационный момент

Приветствие;

выявление отсутствующих;

проверка готовности к уроку.

2. Подготовительный этап.

Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению (демонстрация презентации, совместное формулирование цели учебного занятия, ознакомление с планом проведения учебного занятия) .

3. Актуализация знаний учащихся.

Повторение и систематизация ранее изученных терминов: «наказание», «признаки наказания», «цели наказания», «виды уголовных наказаний» и др. Решение практических ситуаций.

Задача:

Баринов был осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ. Ему было назначено наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет со штрафом в размере 200 тысяч рублей. Правильно ли вынесен приговор?

Ответ:

Нет, штраф, как дополнительное наказание вынесен не правильно, т.к. в соответствии с ч. 4 ст. 46 УК РФ «штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного Кодекса», а в санкции ч. 1 ст. 105, по которой было квалифицировано деяние Баринова не предусмотрено такого вида наказания

4. Получение новых знаний путем проведение дискуссии «Смертная казнь как вид уголовного наказания, за или против».

Вступительное слово преподавателя.

Сейчас мы переходим к следующему этапу занятия – дискуссия по теме «Суд над смертной казнью». Эта тема часто обсуждается и в прессе, и на бытовом уровне. Она актуальна для нас с Вами, как непосредственных граждан, проживающих в Российской Федерации.

Для участия в дискуссии у нас сформированы 2 команды:

Те, кто пришел к выводу, о необходимости отмены моратория над смертной казнью.

Те, кто полагают, что смертной казни не место в современном обществе.

Во время дискуссии будет оцениваться:

1) Корректность поведения;

2) логическое изложение своей точки зрения;

3) оригинальность аргументов.

Позвольте Вам напомнить основные правила ведения дискуссии:

1. Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход.

2. С уважением относитесь к мнению другого человека.

3. Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано.

4. Уважайте мнение любого человека.

5. Придерживайтесь дружелюбного тона.

6. Не спорьте ради спора! 

7. В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению.

Я напомню Вам основные правила работы.

Во-первых, все выступления объединяются в 5 блоков:

I-й Блок – Изложение аргументов в защиту своей точки зрения.

II-й Блок – Контраргументы оппонентами.

III-й Блок – Вопросы к сказанному Вами оппонентами.

IV-й Блок – Ответы на вопросы оппонентов.

V-й Блок – Агитационная речь в защиту своей точки зрения.

Во-вторых, время выступлений группы регламентировано. По истечении, я оставляю за собой право прервать Ваше выступление.

В-третьих, прошу Вас исключить из своих выступлений все высказывания, касающиеся личности Вашего оппонента.

В ходе дискуссии каждому желающему будет предоставлено слово для выступления. Предварительно Вами были подготовлены аргументы для занятия.

Преподаватель: С правилами мы с Вами определились и готовы к тому, чтобы начать дискутировать. Всем участникам я желаю удачи. Не забывайте, что по итогам дискуссии мы проведем тайное голосование и определим, кто стал сегодня победителем, кто был более убедительным. А сейчас я представляю Вам нашего члена счетной комиссии и судью-эксперта: (ФИО студента).

Перед дискуссией следует выступление (студента) с сообщением «Общие положения о смертной казни».

Мы начинаем дискуссию. Далее следуют выступления групп по обозначенным ранее содержательным блокам.

После завершения последнего выступления команды с агитационной речью и педагог подводят итог.

Преподаватель: После того, как выслушаны мнения обеих команд: «За» и «Против» смертной казни, каждый из Вас, я думаю, определился в своей позиции и своем отношении к такому виду наказания. Сейчас пока не ясно, кто победит. Итог дискуссии мы определим путем голосования среди наших участников команд, целью которого будет выявлено, кто же был сегодня наиболее убедителен, кто сумел склонить их на свою сторону. Как мы это сделаем? У каждого из вас есть две фигуры: черная и белая. Мы предлагаем Вам сейчас обдумать свое решение и опустить в урну для голосования фигуру того цвета, чья группа была, по вашему мнению, более убедительна сегодня. Затем мы посчитаем количество фигур белого и черного цвета и определим, кто стал победителем.

Я прошу начать голосование.

Каждый из студентов опускает фигуру белого или черного цвета. После завершения голосования судья-эксперт подводит итог, преподаватель объявляет победителя и завершает дискуссию.

Преподаватель: Проблема, которую мы обсуждали сегодня, действительно, очень сложная. И не случайно споры о ней идут в высших кругах российской политики. Не столь важно, кто победил сегодня, ведь для нас самое главное то, что мы постарались понять одну из проблем нашей России, иначе посмотреть на себя, на систему уголовных наказаний.

В завершении дискуссии, по сложившейся традиции, я предлагаю соперникам обменяться рукопожатием.

5. Анализ и оценка результатов работы учащихся.

Преподаватель обобщает и подводит итоги работы обучающихся путем выставления оценок.

6. Рефлексия

Что было на уроке интересным?

Принес ли Вам пользу этот урок?

Что вызвало затруднение?

Какие вопросы остались после сегодняшнего урока?

 

7. Домашнее задание

Преподаватель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания: - Обязательно: 1) Изучить теоретический материал учебника «Уголовное право» С.Я. Казанцев, 2021, с.126-146., тема «Назначение наказания», 2) Составить план-конспект лекции по вопросам: 1. Обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность. 2. Обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность.

По выбору: подготовить доклад по теме «Назначение наказания».

Литература:

1. Конституция РФ

2. Указ Президента от 16.05.1996 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы".

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 3 «О судебной практике применения судами уголовных наказаний»

4. Уголовный кодекс РФ

5. Учебник «Уголовное право» С.Я. Казанцев, 2021.

6. Учебник «Уголовное право» М.Л. Прохоров, - М, 2021.

7. Учебное пособие «Смертная казнь в современном мире», - М., 2019.