МАДОУ «Детский сад № 62»
Методическая разработка
познавательно - игрового занятия на тему:
«Мой друг - Светофор»
(старшая группа)
Выполнила: воспитатель
Фролова Надежда Александровна
Череповец 2023
Череповец 2023
Цель:
Формирование знаний детей о правилах дорожного движения.
Задачи:
1.Познакомить с историей возникновения светофора.
2.Формировать знания о дорожных знаках и правильном поведении на дороге.
3.Развивать быстроту, ловкость, сообразительность, творческие способности.
4.Создать атмосферу хорошего настроение.
5.Способствовать развитию дружеских отношений в коллективе.
Материал и оборудование:
Учебный перекресток, изображения с дорожными знаками на экране телевизора и карточки, два круга из картона - с одной стороны оба желтые, а с другой- один красный, другой зелёный, рули, полотно с изображением пешеходного перехода, макет светофора, листы А-4, цветные карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в гости, спросите к кому? А сейчас вы сами угадаете:
Загадка:
У полоски перехода, на обочине дороги,
Зверь трёхглазый, одноногий, неизвестной нам породы!
Разноцветными глазами, разговаривает с нами.
Красный глаз глядит на нас: «Стоп! - гласит его приказ».
Жёлтый глаз глядит на нас: «Осторожно, стой сейчас!»
А зелёный: «Что ж вперёд, пешеход - на переход!»
Так ведёт свой разговор, молчаливый. (Светофор)
Воспитатель: Правильно ребята! Это СВЕТОФОР! (макет светофора)
А почему его назвали светофором, как вы думаете? (ответы детей)
В нём спрятались два слова «свет» и «фор», что означает «свет» вы знаете, а вот «фор» - произошло от греческого слова «форос», что означает (несущий). И объединив их, мы получаем - несущий свет!
Воспитатель: Для чего люди придумали СВЕТОФОР?
(Дети дают свои варианты ответов).
Воспитатель: Светофор придумали для регулировки движения. Чтобы на дорогах был порядок.
А как он регулирует движение? Дает световой сигнал, или может он загораживает дорогу? Или еще что - то делает? (ответы детей).
Воспитатель: Сейчас проверим ваши знания, я буду задавать вопросы от Светофора, а вы отвечайте «да» или «нет». Договорились?
Дети: Да!
Воспитатель:
Что хотите - говорите, красный свет- дороги нет? (да)
Что хотите - говорите, каждый раз идя домой, играем мы на мостовой? (нет)
Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (нет)
Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (да)
Что хотите - говорите, на желтый свет, вы все стоите? (да)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель:
- А сейчас Светофор приглашает нас в страну ПДД погулять по улице (работа на учебном перекрестке). Итак, вышли мы на улицу и пошли гулять по …., как же называется эта часть улицы, по которой ходят пешеходы? (дети отвечают и показывают, используя фигурки человечков, (тротуар)).
- А по какой стороне тротуара нужно ходить? (ответы детей (по правой, чтобы не мешать другим пешеходам)).
- Где ездят автомобили, покажите? (по проезжей части, по дороге).
- Где можно перейти дорогу, покажите? (по пешеходному переходу).
- На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (на зеленый).
Воспитатель: Молодцы ребята, Светофор вами доволен и предлагает поиграть. Вам нужно внимательно следить какой цвет показывает Светофор.
Красный - замрите, желтый - хлопайте, зелёный - топайте. Запомнили? Тогда начнем! (игра)
Воспитатель:
Отлично, быстро и правильно реагируете на сигналы светофора.
Теперь, мы перейдем на автомобильную трассу!
Нужно разделиться на две команды: «Автомобилисты» и «Пешеходы». (автомобилистам - руль). Вам всем нужно двигаться только по сигналам светофора. Пешеходам следить за сигналами светофора для пешеходов, автомобилистам за светофором для транспорта. Ну что, готовы?
Дети: Да! (Цветные круги для сигналов, разметка дороги, полотно пешеходного перехода, музыкальное сопровождение).
(Воспитатель попеременно меняет цвета сигналов светофора. Затем команды меняются местами.)
Воспитатель: И с этим сложным заданием вы справились. Но Светофор говорит, что кроме него на улице есть разные знаки и сегодня он вас с ними познакомит, проходите и усаживайтесь поудобнее у экрана телевизора.
«Удивительные знаки» (картинки дорожных знаков: запрещающие, предупреждающие, предписывающие).
Воспитатель: Дорожные знаки бывают треугольной, прямоугольной и круглой формы, они отличаются по цвету. Все эти знаки обеспечивают безопасность на дороге.
Запрещающие знаки изображаются в красных кружках. (на экране)
Красный круг обозначает
Обязательно запрет.
Он гласит: «Нельзя так ехать,
Для тебя проезд закрыт»!
Предупреждающие знаки предостерегают об опасности и размещаются в красных треугольниках. (на экране)
Треугольники подскажут,
Где ремонт, где переход.
Школу загодя покажут
И опасный поворот!
Знаки сервиса и особого предписания располагаются в синем квадрате или прямоугольнике. Они указывают, где расположена больница, остановка автобуса или пункт питания. (на экране)
Синий квадрат и прямоугольник
Шоферам помогут заправку найти,
Парковку, больницу, отель, пункт питанья,
А нам к переходу укажут пути.
Предписывающие знаки показывают безопасные места движения для автомобилей, велосипедов, и пешеходов.
(После демонстрации, воспитатель достает карточки с разными знаками и делает вид, что случайно уронил и перепутал все знаки и предлагает детям собрать и разложить их на три группы: запрещающие, предупреждающие и предписывающие).
Воспитатель: Да, ребята вы справились со всеми заданиями. Вы хорошо знаете правила поведения на дороге, световые сигналы светофора.
Но все же, не выходите на дорогу одни, только со взрослыми!
А сейчас я предлагаю вам нарисовать портрет нашего друга Светофора, на память о чудесном путешествии в страну знаний ПДД.
(Дети садятся за столы и рисуют)
В конце занятия Светофор благодарит всех за внимание, за чудесные портреты. Оформляется выставка детских работ.