Развитие музыкального слуха невозможно без долгой и кропотливой работы над интервалами, начинающейся уже в подготовительном или 1 классе ДМШ, ДШИ и продолжающейся на протяжении всех лет занятий по курсу предмета «Сольфеджио», потому что роль интервала, его выразительных возможностей в музыке огромна. Как говорил американский композитор, пианист и дирижер Леонард Бернстайн: «Интервал составляет сердце и душу музыки», а Г. Виноградов утверждал: «Интервал - это поистине живая клеточка музыки. В нем часто заключена самая соль гармонии». Б.В. Асафьев писал о роли интервалов в музыке: «Всюду, где речь идет об интервале, я трактую этот важнейший элемент музыки как выразительный и считаю, что интервал – одна из первичных форм музыки… Мелодия, в сущности, есть выявление интервалов». Работа над интервалами позволяет одновременно активизировать многие процессы слухового, зрительного, голосового, тактильного, образного восприятия. Умение правильно пользоваться полученными знаниями по этой теме дает возможность приобретения, развития интервального слуха, то есть осознанных интервальных представлений. Следует сказать, что развитие интервального слуха – результат развития относительного слухового восприятия. Ведь далеко не все обучающиеся в ДМШ и ДШИ на первом этапе знакомства с музыкой имеют развитые музыкальные способности. Большинство имеют средние и слабо развитые музыкальные данные, поэтому основой изучения для преподавателя на начальном этапе курса «сольфеджио» является ладовое чувство. По словам П.Бережанского: «Известно, что ладовое чувство подразделяется на два самостоятельных вида. В одном случае усваивается каждый отдельный звук сам по себе как элемент лада по характеру устойчивости или неустойчивости, степени напряжения, направлению тяготения и разрешения в тонику. При этом воспринимается ступеневое качество звука, формируется индивидуальный ступеневый «портрет» каждого отдельного звука лада и в дальнейшем – его ступеневое представление. В другом случае усваивается соотношение между предшествующим и последующим звуками. При этом воспринимается интервальное качество отношений звуков, формируется индивидуальный «портрет» интервала и в дальнейшем – интервальные представления». «Для лиц, не имеющих абсолютного слуха, отдельные звуковысотные ступени сами по себе не имеют никакой индивидуальности. Эта индивидуальность присуща только отношению между звуками, то есть интервалам», - верно отмечал Б.М. Теплов, потому что «Интервальное ладовое чувство и интервальные ладовые представления служат основой относительного слуха. Это обусловлено тем, что один и тот же интервал может быть образован разными ступенями лада, а значит, абсолютное качество интервала не закрепляется в восприятии за составляющими его звуками». «С одной стороны, интервал узнается слухом как таковой, независимо от того, в каком ладовом значении он выступает. С другой же стороны, фактически существует столько разных интервальных представлений и впечатлений для одного и того же интервала музыкальной системы, сколько различных ладовых вариантов <…> может приобретать в музыке этот интервал», - отмечал Е.В.Назайкинский. Таким образом, «Каждый звук имеет два значении, - писал А.П.Агажанов, - первое – его местоположение в общей системе звуков, употребляемых в музыке, второе – роль данного звука, его функция в конкретной тональности».
Методическая разработка: "Работа с интервалами на уроках сольфеджио в младших классах"