Автор:

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «Межшкольный учебный центр г.Улан-Удэ»

Родительское собрание

Участниками собрания являются родители детей с ограниченными возможностями здоровья, те, кто неравнодушен к проблемам воспитания и обучения таких детей, педагогические работники, которые могут использовать представленные материалы.

Тема: «Особенности воспитания и обучения детей с ОВЗ»

Цель: в лёгкой и доступной форме донести до родителей об особенностях воспитания и обучения детей с ОВЗ в семье, содействовать осознанию родителями своей роли в развитии ребёнка для формирования взаимного доверия и помочь родителям лучше понимать своего ребёнка.

Подготовительная работа:

рассылка приглашений, подготовка отдельных выступлений (презентаций), печать анкет для родителей.

Оборудование: цветные карандаши с листами бумаги, мяч, мешочек с мелкими предметами, проектор, компьютер, презентация, мелодия вальса, интерактивная доска.

Планируемые результаты:

- обеспечить доступ родителей детей с ОВЗ к образовательным и иным информационным ресурсам;

- оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.

Ход собрания

1. Вступительная часть.

Дети с ОВЗ основные трудности испытывают, связанные прежде всего с социальной адаптацией и обучением. Но каждый ребёнок, обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нём заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогайте ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится.

Что важно развивать у детей с ОВЗ?

Учебная мотивация. Повышение уровня мотивации учебной

деятельности, усиление ее внутренней направленности, повышение

продуктивности школьников с ОВЗ.

Внимание. Увеличение объема и усиление устойчивости,

концентрации, распределения и переключаемости внимания.

Память. Повышение уровня моторной, образной (зрительной,

аудиальной, осязательной), эмоциональной и словесно-логической

памяти. Развитие кратковременной и долговременной,

произвольной памяти.

Восприятие. Компенсация и развитие зрительного, слухового и

осязательного восприятия.

Мышление. Компенсация и развитие форм мышления: понятие,

суждение, умозаключение; операций мышления: анализ, синтез,

сравнение, обобщение; видов мышления: наглядно-действенного,

наглядно-образного, словесно-логического.

Выделите красным цветом слова, которые считаете главными в этой цитате.

Воспитание детей с ОВЗ (задание на интерактивной доске)

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.

Воспитывает не учитель,

а всё общество в целом,

вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта,

вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

Каждый наш поступок, который видят или слышат дети,

каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится,

являются капельками, падающими в тот поток, который мы

называем жизнью ребенка, формированием его личности».

В.П. Кащенко

Задача родителей

«…Прежде чем ты хочешь призвать ребенка к

какой-либо деятельности, заинтересуй его ею,

позаботься о том, чтобы обнаружить, что он

готов к этой деятельности, что у него

напряжены все силы, необходимые для нее, и

что ребенок будет действовать сам,

преподавателю же остается только направлять

его деятельность».

Помощь родителей в успешном обучении ребёнка

1.Выясните у ребёнка, чем бы он хотел заниматься (рисование,

футбол, хоккей, музыка, шитьё, гончарное дело и т.д.) и найдите

возможность устроить ребёнка в кружок, секцию и т.д., дайте ему

шанс попробовать свои силы в той области, где у него возможно

проявится настоящий талант, и ваш ребёнок будет чувствовать себя

успешным.

2.Если родители заинтересованы в развитии своих детей – дети

будут развиваться несмотря на диагнозы и заключения врачей.

Пусть это развитие будет идти в своём темпе, с определёнными

особенностями, но ребёнок будет двигаться вперёд и приобретать

всё новые и новые навыки.

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай

попробовать самому – и я пойму»

Чтобы ваши и наши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1.Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий, выполнения домашних заданий. Если ребёнок весело учится, он учится лучше.

2.Повторяйте упражнения. Если какое- то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее.

3.Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперёд.

4.Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5.В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на небольшое время.

6.Домашние задания и занятия проводите в игровой форме.

7. Не заставляйте долго заниматься чем-нибудь одним – ребёнок быстро утомляется, лучше чередуйте занятия.

8.Не забывайте, что дети очень любят выступать, петь, рисовать, лепить, конструировать.

9.Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчёркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

10. Постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребёнком.

11.Спорные и Конфликтные ситуации с взрослыми нужно разрешать в отсутствии детей.

12. атмосфера в семье, где царит мир, покой и доброжелательность- действует как лекарство для детей.

13. Развивайте в себе умения общаться со своими детьми.

2. Практическая часть

Упражнение «Музыкальная релаксация»

Цель: снятие мышечных зажимов.

- «Сегодня я предлагаю вам потанцевать. Не смущайтесь, не бойтесь! Ваши движения могут быть абсолютно различными. Импровизируйте! Главное – это ощущение свободы, радости от движения в такт музыке. Начали!»

Звучит музыка вальса.

Психологический настрой. Тренинг

Цели:

• выяснение особенностей взаимоотношений в супружеских парах;

• воспроизведение характера отношений в семьях с помощью невербальных техник;

• формирование позитивных жизненных установок, способствующих коррекции родительского поведения, супружеских и детско-родительских отношений.

Пантомима «Мой ребенок, его отец и я — наши отношения»

Учитель просит участников группы мимикой и жестами показать характер взаимоотношений в семье, раскрыть особенности супружеских и детско-родительских отношений.

Игра «Комплименты, или Скажи, что я хорошая»

Каждый участник, у которого находится мяч, должен сказать комплимент тому, кому он его бросает. Условимся, что бросающий мяч исполняет роль супруга и отца больного ребенка.

Игра «Чудесный мешочек»

Учитель проходит по кругу с мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Каждый из участников опускает руку в мешок и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, учитель объясняет правила игры.

Учитель. У вас в руках по предмету. Найдите сходство между ними и вашей семьей. Мне достался пластмассовый шарик. Шарик — круглый. В нем нет углов, а значит, нет острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за круглым, как этот шарик, столом. Это и есть то, что объединяет шарик и нашу семью.

Арт-терапия. Групповое рисование «Мы вместе — это счастье».

Сегодня мы будем рисовать групповой портрет семьи. В этом совместном рисунке нужно символически изобразить гармоничное объединение чувств всех членов семьи. Каждый участник начинает делать свой рисунок, затем по моему сигналу рисунки передаются соседу справа. В полученный от соседа слева рисунок каждый участник вносит свою лепту: что-то исправляет, дорисовывает. Затем опять по моему сигналу рисунок передается соседу справа для продолжения создания коллективного образа гармоничной семьи. Рисунками обмениваются несколько раз, пока каждый не будет завершен. По окончании работы учитель проводит обсуждение и высказывает свое мнение.

Решение собрания.

1.Родители должны оценить возможности ребёнка и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.

2.Только совместная работа педагогов и семьи пойдёт ребёнку с ОВЗ на пользу и приведёт к положительным результатам.

3.Заключительная часть

1. Учитель рассказывает притчу, которая, возможно, поможет родителям взглянуть на свои старые проблемы по-новому.

Надеемся, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире хорошего и плохого. Все зависит от того, как вы на это смотрите.

2. Раздача памяток для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

3. Предлагается подборка информационных ресурсов, которые, возможно, будут полезны и помогут найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимую информацию и поддержку.

4. Итог собрания. Не забывайте: Развивайте ребенка, играя с ним. Ваш ребенок самый замечательный!

Успехом ВАМ и больше веры в себя и возможности своего ребёнка!

Никогда «не опускайте руки!» как бы трудно не было.

Рефлексия.

Сейчас хотелось бы услышать мнение каждого.

Закончите предложение: Сегодня я для себя выяснил (открыл, узнал, что…)

Список литературы.

1.Асмолов А.Г. Не пройденный путь: от культуры полезности - к культуре достоинства: Социально-философские проблемы образования. - М., 2015.

2.Волосовец Т.В. Концептуальные основы развития образования в интересах детства: Монография. – М.: ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2018 – С. 114.

3.Евтушенко И.В. Основные направления государственной политики в области специального (коррекционного) образования // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №5.

4.Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М., 2015. ,- С.116.