Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско – юношеский центр» с. Чугуевка Приморского края
Методическая разработка
«Структура театрального занятия»
Захарова Анна Васильевна,
педагог дополнительного образования
творческого объединения «Арлекино»
с. Чугуевка
Структура творческого занятия
(методическая разработка занятия театрального объединения)
«Композиция занятия, его строгий, но творческий порядок приучают обучающихся к дисциплине, к напряженной, интенсивной (каждая минута наполнена тренингом) работе, к организованности во времени и пространстве»
«Логический порядок урока постепенно раскрывает внутренние связи его частей, закономерностей творческого процесса» (З.Я. Корогодский).
1. Зачин – творческое начало занятия, «театральное здравствуйте» от учеников педагогу. Это коллективное упражнение всей группы, длящееся не более 5 – 10 минут. Они подсказываются событиями жизни и культуры, политическими фактами в жизни страны, мира, которые волнуют, задевают.
Также зачином может быть творческое отражение предыдущего занятия. Самое главное, чтобы зачины основывались на живых впечатлениях и жизненных чувствах. Например, накануне занятия обучающиеся посетили зоопарк ( по рекомендации педагога), и вот занятие начинается с того, что, войдя в класс, педагог как бы попадает в зверинец. Каждый обучающийся – какой - то «зверь». Побывав в таких обстоятельствах, все возвращаются на рабочие места – в полукруг. Зачин, как и любое театральное сочинение, должен быть построен по всем законам драматического этюда – с началом (исходным событием), кульминацией, или поворотной точкой (центральным событием) и концом (главным событием) – чем все закончилось.
2. Самостоятельный блок – блок упражнений, организованный самими обучающимися (не ведомый, но обсуждаемый педагогом). В него входят следующие упражнения - творческие задания:
Летопись – дневник группы: как и чем жили вчера (на предыдущем занятии) – все чем занимались, что узнали нового, что почувствовали, какие возникли проблемы, какие были открытия, какие были заданы задания и какие были даны рекомендации.
«Возвращаясь к минувшему занятию памятью чувств и мыслями о нем, обучающиеся совершают второй шаг, переключающий внимание от дел и забот, не относящихся к занятию втягиваются в другой круг интересов, в иное самочувствие» (З.Я. Когородский).
Летопись из дневника группы должна быть представлена в двух творческих формах – письменной и сценической, то есть творчески (театрально) озвученной. Таким образом, летопись это не только воспоминание того, что было на прошлом занятии, но и творческое осмысление изученного материала, и форма его повторения и закрепления. Театральные летописи оцениваются по соответствующим критериям в «творческом рейтинге» - тоже самими обучающимися, а письменные летописи собираются в тетрадь или папку, а также оформляются творчески и таким образом составляется дневник группы.
Творческий рейтинг – творческая оценка обучающихся упражнений
«самостоятельного блока»: организации педагогического стола, плана занятия, летописи, дворца, икебаны, зачина.
Творческий рейтинг имеет свои параметры и также проводится в театрализованной форме.
Так, например, параметры для оценки упражнения «Летопись»:
- подробность изложения материала (подробность и значимость информации)
- грамотность (критерии объединения: погруженное и эмоционально выразительное существование) исполнения
- оригинальность творческой формы
- внятность исполнения (речевой параметр)
- творческая запись летописи
- своевременная сдача задания
В самостоятельный блок входит также организация педагогического стола, на котором находится игротека.
Игротека – игровые средства, на основе которых и с помощью которых строятся упражнения туалета и тренинга. Игротека собирается и пополняется обучающимися и располагается режиссером на педагогическом столе. Композиционная организация педагогического стола и его методическое оснащение (игротека, творческая документация, план занятия, дворец, икебана) входят в самостоятельный блок и оцениваются как самими обучающимися, так и педагогами. Наличие игротеки и ее богатая коллекция свидетельствуют о хорошей подготовке группы к занятию.
Игротека – это: мячи, лоскуты тканей, набор кубиков, скакалки, наборы цветной и белой бумаги и картона, флаконы из – под духов, наборы ключей, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, бисер, пуговицы, нитки, иголки, пластилин, наборы репродукций и фотографий и многое другое, что может понадобиться как вспомогательный материал для проведения упражнений тренинга.
Стихи в подарок – стихи, которые читаются на каждом занятии – о важном и интересном. Подготовка стихов к каждому занятию требует организации и мобилизации волевых качеств, к тому же отлично тренирует память.
Далее педагог подхватывает инициативу в ведении занятия и переходит к следующему блоку –
3. Творческий туалет и тренинг.
Туалет актера – восемь – девять упражнений, обеспечивающих включение в работу всех органов чувств – сенсорной системы. Обычная жизнь не требует их мобилизации и усиления, в быту они работают непроизвольно. Жизнь вне занятия мало способствует их тренировке и даже, напротив, ослабляет реактивные возможности органов чувств, притупляет их. В условиях сцены они должны быть предельно обострены, так как живое восприятие в искусственной среде обеспечивает сенсорная система, натренированная так, что в сценических обстоятельствах – включается шестое чувство – интуиция. Цель «туалета» - мобилизовать, настроить органы чувств, освободить себя от суеты и быта, подготовить себя и других к способности погрузиться, поверить в мир вымысла. Протяженность «туалета» - 30 – 40 минут.
Актерский тренинг – это с одной стороны тренировка и развитие «элементов» психотехники, с другой, тренинг действия в предлагаемых обстоятельствах. В отличие от «туалета» цель тренинга - не «настраивать», а «развивать» и «совершенствовать». В этом понимании тренинг представляет цикл упражнений, построенных по принципу «от простого – к сложному», которые требуют определенного времени на их выполнение, тренировку и отработку навыка. В этом понимании тренинг более схож, например, с танцевальной тренировкой, когда перед тем, как подойти к «турам» и «адажио», необходимо натренировать «батман тандю» и «плие».
Тренинг действия в предлагаемых обстоятельствах – это рубеж, после которого и начинается главное в творчестве, когда в работу включается магическое «если бы». До того момента мы только готовили аппаратуру для творческого акта. Он начинается с «если бы». А что, «если бы» мы сидели не на занятии а на палубе прогулочного катера или на концерте в филармонии. Это и есть тренинг.
- А что, если бы у вас в руках оказалась воображаемая коробочка или пакетик с бисером? (Любимое упражнение К.С. Станиславского). Начинайте действовать – вденьте нитку в иголку, завяжите узелок на конце ее и начните нанизывать бусинки…
«Если бы» - удивительное предположение! Недаром К.С.Станиславский
называл его «магическим». Оно пробуждает воображение, заставляет действовать, вызывает тьму вопросов, на которые нужно ответить не словами, а поведением. Какого размера бусинки, сколько их, какого цвета, в чем хранятся, зачем и для кого собираются они и когда, время дня, время года, сколько нужно энергии потратить на эту работу и другие, что происходит с вами в этот момент. Постепенно тренинг переходит в этюд – отрезок жизни, подсказанный воображением, жизненная ситуация с каким – нибудь происшествием, событием.
Упражнение «Переход» - с одной стороны – итоговое упражнение тренинга, вбирающее в себя элементы театральной школы, но главное – воспитывает один из основных элементов внутренней техники – действие, чувство движения к цели в событии. С другой стороны – своеобразный «мостик», соединяющий тренировочный блок с блоком творческих показов и репетиционной работы. Формальная сторона «Перехода» - нужно поменять позицию рабочего полукруга на полукруг «просмотровый» в определенных предлагаемых обстоятельствах, заданных педагогом. Это упражнение может быть выполнено группой, парно или индивидуально. Переходы могут быть самые разные и неожиданные – через топкое место, тонкий лед, ночью через чужой сад, по бревну через поток или через железнодорожные пути и т.д. Возникает небольшая этюдная ситуация – небольшая история с событием. После окончания перехода импровизация записывается на карточку. Запись проверяется педагогом, обсуждается группой. Этюду – импровизации надо дать верное действенное (отглагольное) название, которое бы точно вскрыло, определяло суть случившегося. Запись должна быть краткой, без литературных украшательств – только факты и поступки в развивающейся ситуации, то есть логика движения и поворотов в нем, логика поведения – движения к цели. Кроме того, «Переход» развивает импровизационную смелость, развивает воображение и фантазию, когда обучающиеся учатся комбинировать самым неожиданным образом свой жизненный опыт, наблюдения и впечатления.
4. Творческие показы (репетиционная работа. Содержание этой части занятия целиком зависит от программного материала данного этапа обучения.
В первом полугодии – это работа над этюдами, наблюдениями, во втором – басня, отрывок из современной прозы, на других годах обучения – работа над драматургией или над каким – нибудь театральным сочинением группы.
Импровизация по билетам - упражнение, выполняемое либо после «перехода», либо после творческих показов и работой над учебным материалом. Оно развивает фантазию, сиюминутность реакции, готовность
к действию в любой момент. Педагог заранее готовит карточки или «билетики» для импровизаций. Получив билетик, обучающийся на подготовку к показу имеет не более 1 – 2 минуты.
«Метафора» и «Эквивалент» - очень важные упражнения для понимания символичности в искусстве театра и мастерства сценического воплощения. Обучающемуся предлагается (в импровизационном порядке или в качестве домашнего задания) некое событие, которое необходимо реализовать сценически либо в форме эквивалента, либо в форме метафоры. Сценический эквивалент предполагает найденное сценическое воплощение событию – через визуальные формы и приспособления мы реализуем событие. Возьмем, к примеру, событие «дорожная авария». Какой сценический эквивалент мы можем подобрать? Если мы разыгрываем само столкновение машин – это будет буквальная иллюстрация, а мы стремимся уйти от буквальности. Что может быть эквивалентом? Например, этюдная ситуация какой – то влюбленной пары, фоном которой звучит звук врезающихся друг в друга машин, что не только само по себе ужасно, но помимо этого, разрушает и срывает важное признание. Тогда событие «авария» предстает в двух ипостасях – реальная «дорожная авария» и «авария» в отношениях влюбленной пары.
Сценическая метафора – это иносказательный образ события: так, например, метафорой дорожной аварии может быть разбитая ваза.
Овладение этими упражнениями – принципиально. В работе над любым драматическим произведением очень важно в реализации событийного ряда искать эквиваленты и метафоры, иначе окажется плоским как сценическое прочтение пьесы, так и его визуальный ряд.
5. Творческие сюрпризы. После напряженной работы над учебными заданиями сюрпризы как бы возвращают группу к праздничному самочувствию. Сюрприз – одно из упражнений объединения и, значит, выполняется по ее законам, но в нем есть новое качество – энергия сочинительства, свободного фантазирования и творческого соревнования. Сюрприз всегда неожиданность. Это может быть творческое поздравление и творческий подарок. Сюрприз – одно из первых заданий. Сразу же после учебы обучающимся дается задание «Творческий сюрприз»: рассказ о родном городе, сочиненная песня, стихи, музыкальные номера, рисунки и даже фокусы. Далее в ходе учебы дается задание «Сюрприз на тему». Например, музыкальный сюрприз. Возникают вокальные дуэты и даже ансамбли, пародии на различные жанры и на популярных певцов, всевозможные музыкальные шутки и демонстрация достижений по овладению тем или иным инструментом.
6. Обсуждение занятия.
После показа сюрпризов подводится итог занятия, дается новое задание, возникает беседа – вопросы обучающихся и ответы педагога, анализ встречи. В анализе участвуют и сами обучающиеся. В течение занятия педагог часто обращается к обучающимся, которые должны анализировать свою работу, работу товарищей. Так вырабатываются общие критерии, точка зрения на тот или иной вопрос.
З.Я Корогодский пишет: «Учет, оценка, контроль – сильное и конкретное средство педагогического воздействия на обучающегося.
Учет и контроль не формальности ради, а для последовательности в требованиях. Непроверенное задание подрывает авторитет педагога, веру в его необходимость, провоцирует недобросовестность и даже равнодушие. Учет заданий, их оценка дисциплинирует, ориентирует в критериях, то есть учат. Замечания педагога, ответственные и точные, ведут обучающегося, они или укрепляют, или подрывают веру в педагога. Когда учебных заданий мало – это расслабляет, много – напрягает. Необходима мера. Если заданий мало, обучающийся снижает требовательность к себе, начинает верить в легкий путь. Когда обучающийся не справляется с перегрузкой, у него накапливается комплекс вины, утрачивается вера в себя.
Контроль и учет – серьезный вопрос педагогического процесса. Еще острее проблема замечаний и наказаний. Приблизительные, неточные, неконкретные замечания педагога дезориентируют обучающегося и даже вредят, сбивая его. Замечания резкие, обидные – парализуют, создают зажим, ведут к конфликту. Сентиментальные, «ласковые», заискивающие рекомендации педагога балуют либо обольщают обучающегося. И здесь необходима мера. Еще важнее соблюдать меру в наказаниях. Перебор взыскания, наказания сгоряча разрушают веру в справедливость педагога, а это – главное для его авторитета. Либерализм в отношениях с обучающимися – скорее, безразличие. Любят «добрых», а уважают, ценят строгих.
Группа, поверив педагогу, поверит, что требовательность, строгость его (обязательно справедливые) во благо всем и каждому. Учет посещаемости, взыскательное отношение к оценкам – это не формализм ради «благополучной картины», официальной отчетности, показухи (самое ненавистное для обучающихся, создающее ложь в отношениях), а последовательность педагогических требований. И посещаемость, и успеваемость в актерском объединении – показатели воли, истинной потребности сотворить себя, получить право быть в искусстве.
Учет и контроль побуждают обучающегося к постоянному совершенствованию себя. «У души, как и у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию, бездействие» (В.Белинский).
7. Критерии оценки творческих показов – этюдов, наблюдений, сюрпризов.
Чтобы справедливо оценить выполнение таких творческих заданий как этюды, наблюдения, творческие сюрпризы, и с тем дать обучающемуся внятные и точные замечания, мы попытались разработать критерии оценки и бальную систему:
- собранность внимания
- погруженность
- острота и свежесть восприятия, спонтанность эмоциональной реактивности
- самоотдача
- доля импровизации
- взаимодействие (партнерство)
- уровень раскрепощенности в публичной ситуации
- самобытность и индивидуальность
- сверхзадача материала
- своевременность сдачи задания.
Максимальное количество баллов по каждому критерию – 5
Таким образом, количество баллов, соответствующее оценке «отлично» - 41 – 50
Количество баллов, соответствующее оценке «хорошо» - 31 – 40
Количество баллов, соответствующее оценке «удовлетворительно» - 21 – 30
Количество баллов, соответствующее оценке «плохо» - 11 – 20
Количество баллов, соответствующее оценке «неудовлетворительно» -1 -10
8. Финал занятия – импровизационное или спланированное и срепетированное заранее творческое завершение занятия, своеобразное «до свидания» от обучающихся педагогу.