МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИЛЬМЕНЬ-СУВОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

404334, Россия, Волгоградская область, Октябрьский район,

хутор Ильмень-Суворовский, ул. Школьная, дом 1

тел: 8 (84475) 6-69-95, E-mail: okt_sh.ilmen@volganet.ru

Методическая разработка урока

по русскому языку

«Имя прилагательное»

Автор: Лулуева Элиза Байсолтаевна

учитель русского языка и литературы

хльмень-Суворовский

2024-2025 учебный год

Актуальность

В современном обществе востребованы навыки грамотного письма и четкого выражения мыслей. Имя прилагательное играет важную роль в развитии связной речи, поскольку оно придает словам точность, яркость и образность. Овладение данным разрядом слов помогает школьнику лучше понимать смысловые оттенки речи, развивает речевую культуру и обогащает словарный запас.

Изучая тему «Имя прилагательное», мы ставим перед собой цель расширить словарный запас учащихся, развить умение точно передавать мысль и эмоцию, воспитывая бережное отношение к богатствам русского языка. Имя прилагательное служит важным инструментом для придания речи выразительности, точности и образности. Следовательно, данная тема имеет особую важность для воспитания культуры речи и общелитературного развития пятиклассников.

Проблематика

Несмотря на значимость имени прилагательного, многие школьники испытывают затруднения в понимании правил правописания, определения границ употребления и сочетаемости с существительными. Нередко возникают проблемы с распознаванием синтаксической роли имен прилагательных в предложениях. Эти трудности препятствуют полноценной передаче смысла и адекватному пониманию текста.

Цель урока

Научить учащихся понимать и применять в речи имена прилагательные, формировать навыки грамотного использования этой части речи, содействуя развитию речевой культуры и эстетического вкуса..

Задачи урока

Познакомить учащихся с понятием «имя прилагательное», выявить его основную функцию и назначение.

Определить морфологические признаки имени прилагательного.

Научить изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

Дать возможность почувствовать красоту и силу русской речи, богатство и многообразие прилагательных.

Методы и формы работы:

- Словесные методы: объяснение, беседа, опрос.

- Наглядные методы: демонстрации таблиц, схем, примеров.

- Практические методы: выполнение упражнений индивидуальных.

Средства обучения:

- Учебник русского языка для 5 класса.

- Таблицы и схемы для зрительного восприятия материала.

- Индивидульные карточки с заданиями.

- Магнитная доска с набором букв и карточек для объяснения материала.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- Знание основных признаков имени прилагательного.

- Освоение правила изменения прилагательных по родам, числам и падежам.

- Владение нормами согласования прилагательных с существительными.

Метапредметные результаты:

- Регулятивные: самоконтроль выполнения заданий, оценка собственных достижений.

- Коммуникативные: умение взаимодействовать в группах, выслушивать мнения других, вести конструктивный диалог.

- Познавательные: овладение приемами систематизации полученных знаний, развитие аналитических навыков.

Личностные результаты:

- Стремление повышать собственную грамотность и осознанность речи.

- Чувство ответственности за чистоту языка и аккуратность исполнения письменных работ.

Форма урока

Комбинированный урок с элементами практической работы и игровой деятельностью.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, готовность к уроку, положительный настрой.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь соседям слева и справа. Настроились на активную работу?

2. Мотивация и целеполагание

Учитель: Ребята, посмотрите вокруг себя. Всё, что вы видите, имеет какие-то признаки. Например, окно — большое или маленькое, книга — толстая или тонкая. А как называются слова, обозначающие признаки предметов?

Дети: Имена прилагательные.

Учитель: Верно! Итак, тема сегодняшнего урока — «Имя прилагательное». Будем учиться называть признаки предметов и менять прилагательные по родам, числам и падежам.

Цель нашего урока: научить учащихся понимать и применять в речи имена прилагательные, формировать навыки грамотного использования этой части речи, содействуя развитию речевой культуры и эстетического вкуса..

Задачи урока: познакомить учащихся с понятием «имя прилагательное», выявить его основную функцию и назначение.Определить морфологические признаки имени прилагательного.

Научить изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

Дать возможность почувствовать красоту и силу русской речи, богатство и многообразие прилагательных.

3. Объяснение нового материала

Учитель: Откройте учебники на странице... Сейчас мы рассмотрим, что такое имя прилагательное и какими признаками оно обладает.

Основные положения:

- Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

- Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

- Они связаны с существительными, согласовываясь с ними в роде, числе и падеже.

Пример: синий мяч (м.р., ед.ч., им.п.)

Далее проводится упражнение на листочках с заданием изменить прилагательные по родам, числам и падежам. (Приложение 1)

4. Первичная проверка понимания

Учитель: Рассмотрим следующее предложение: «На столе лежит красивая ручка». Назовите прилагательное и его признаки.

Дети выполняют задание, определяя признаки прилагательного.

Затем предлагается заполнить таблицу на листочке, где записаны прилагательные и рядом пустые колонки для записи признаков (род, число, падеж).(Приложение 2)

5. Физкультминутка

Учитель предлагает игру на координацию движений: Если услышали прилагательное женского рода — присесть, мужского рода — поднять руки вверх, среднего рода — хлопнуть в ладоши. ( Приложение 3)

6. Закрепление материала

Учитель распределяет индивидуальные карточки с заданиями. Дети работают самостоятельно, затем взаимопроверка и обсуждение ошибок.

( Приложение 4)

7. Подведение итогов

- Как изменяются имена прилагательные?

- От чего зависят род, число и падеж имён прилагательных?

- Когда нельзя определить род имени прилагательного?

- Пригодится нам в жизни знания о том, как изменяются имена прилагательные?

8. Домашнее задание

Записывается домашнее задание: прочитать параграф учебника, выполнить упражнение…….

9. Рефлексия

Ребята делятся впечатлениями от урока, рассказывают, что было трудно, что понравилось.

Приложение 1

Измените прилагательные по родам, числам и падежам.


Зелёные листья, редкие дожди, осенние дни, сильный ветер, крупные капли, последний листок, лесная поляна, красивое село. 

Приложение 2

Заполните таблицу, указав родисло,падеж.

Имя прилагательное(вместе с существительным)

Род

Число

Падеж

С удивительной (быстротой)

Солнечный(день)

В суровую( пору)

Приложение 3

Физкультминутка

Если услышали прилагательное женского рода — присесть, мужского рода — поднять руки вверх, среднего рода — хлопнуть в ладоши.

Белый, красивый, большое, синее, смешной, добрая, великолепный

Приложение 4

Составь и запиши словосочетания.

(Душистый) сено, (чудесный) картины, (пушистый) белка, (жирный) пятно, (пожилой) мужчина, (частый) дожди, (жилое) дом.