МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИЛЬМЕНЬ-СУВОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
404334, Россия, Волгоградская область, Октябрьский район,
хутор Ильмень-Суворовский, ул. Школьная, дом 1
тел: 8 (84475) 6-69-95, E-mail: okt_sh.ilmen@volganet.ru
Методическая разработка урока
по русскому языку
«Имя прилагательное»
Автор: Лулуева Элиза Байсолтаевна
учитель русского языка и литературы
х.Ильмень-Суворовский
2024-2025 учебный год
Актуальность
В современном обществе востребованы навыки грамотного письма и четкого выражения мыслей. Имя прилагательное играет важную роль в развитии связной речи, поскольку оно придает словам точность, яркость и образность. Овладение данным разрядом слов помогает школьнику лучше понимать смысловые оттенки речи, развивает речевую культуру и обогащает словарный запас.
Изучая тему «Имя прилагательное», мы ставим перед собой цель расширить словарный запас учащихся, развить умение точно передавать мысль и эмоцию, воспитывая бережное отношение к богатствам русского языка. Имя прилагательное служит важным инструментом для придания речи выразительности, точности и образности. Следовательно, данная тема имеет особую важность для воспитания культуры речи и общелитературного развития пятиклассников.
Проблематика
Несмотря на значимость имени прилагательного, многие школьники испытывают затруднения в понимании правил правописания, определения границ употребления и сочетаемости с существительными. Нередко возникают проблемы с распознаванием синтаксической роли имен прилагательных в предложениях. Эти трудности препятствуют полноценной передаче смысла и адекватному пониманию текста.
Цель урока
Научить учащихся понимать и применять в речи имена прилагательные, формировать навыки грамотного использования этой части речи, содействуя развитию речевой культуры и эстетического вкуса..
Задачи урока
Познакомить учащихся с понятием «имя прилагательное», выявить его основную функцию и назначение.
Определить морфологические признаки имени прилагательного.
Научить изменять прилагательные по родам, числам и падежам.
Дать возможность почувствовать красоту и силу русской речи, богатство и многообразие прилагательных.
Методы и формы работы:
- Словесные методы: объяснение, беседа, опрос.
- Наглядные методы: демонстрации таблиц, схем, примеров.
- Практические методы: выполнение упражнений индивидуальных.
Средства обучения:
- Учебник русского языка для 5 класса.
- Таблицы и схемы для зрительного восприятия материала.
- Индивидульные карточки с заданиями.
- Магнитная доска с набором букв и карточек для объяснения материала.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- Знание основных признаков имени прилагательного.
- Освоение правила изменения прилагательных по родам, числам и падежам.
- Владение нормами согласования прилагательных с существительными.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные: самоконтроль выполнения заданий, оценка собственных достижений.
- Коммуникативные: умение взаимодействовать в группах, выслушивать мнения других, вести конструктивный диалог.
- Познавательные: овладение приемами систематизации полученных знаний, развитие аналитических навыков.
Личностные результаты:
- Стремление повышать собственную грамотность и осознанность речи.
- Чувство ответственности за чистоту языка и аккуратность исполнения письменных работ.
Форма урока
Комбинированный урок с элементами практической работы и игровой деятельностью.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, готовность к уроку, положительный настрой.
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь соседям слева и справа. Настроились на активную работу?
2. Мотивация и целеполагание
Учитель: Ребята, посмотрите вокруг себя. Всё, что вы видите, имеет какие-то признаки. Например, окно — большое или маленькое, книга — толстая или тонкая. А как называются слова, обозначающие признаки предметов?
Дети: Имена прилагательные.
Учитель: Верно! Итак, тема сегодняшнего урока — «Имя прилагательное». Будем учиться называть признаки предметов и менять прилагательные по родам, числам и падежам.
Цель нашего урока: научить учащихся понимать и применять в речи имена прилагательные, формировать навыки грамотного использования этой части речи, содействуя развитию речевой культуры и эстетического вкуса..
Задачи урока: познакомить учащихся с понятием «имя прилагательное», выявить его основную функцию и назначение.Определить морфологические признаки имени прилагательного.
Научить изменять прилагательные по родам, числам и падежам.
Дать возможность почувствовать красоту и силу русской речи, богатство и многообразие прилагательных.
3. Объяснение нового материала
Учитель: Откройте учебники на странице... Сейчас мы рассмотрим, что такое имя прилагательное и какими признаками оно обладает.
Основные положения:
- Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
- Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
- Они связаны с существительными, согласовываясь с ними в роде, числе и падеже.
Пример: синий мяч (м.р., ед.ч., им.п.)
Далее проводится упражнение на листочках с заданием изменить прилагательные по родам, числам и падежам. (Приложение 1)
4. Первичная проверка понимания
Учитель: Рассмотрим следующее предложение: «На столе лежит красивая ручка». Назовите прилагательное и его признаки.
Дети выполняют задание, определяя признаки прилагательного.
Затем предлагается заполнить таблицу на листочке, где записаны прилагательные и рядом пустые колонки для записи признаков (род, число, падеж).(Приложение 2)
5. Физкультминутка
Учитель предлагает игру на координацию движений: Если услышали прилагательное женского рода — присесть, мужского рода — поднять руки вверх, среднего рода — хлопнуть в ладоши. ( Приложение 3)
6. Закрепление материала
Учитель распределяет индивидуальные карточки с заданиями. Дети работают самостоятельно, затем взаимопроверка и обсуждение ошибок.
( Приложение 4)
7. Подведение итогов
- Как изменяются имена прилагательные?
- От чего зависят род, число и падеж имён прилагательных?
- Когда нельзя определить род имени прилагательного?
- Пригодится нам в жизни знания о том, как изменяются имена прилагательные?
8. Домашнее задание
Записывается домашнее задание: прочитать параграф учебника, выполнить упражнение…….
9. Рефлексия
Ребята делятся впечатлениями от урока, рассказывают, что было трудно, что понравилось.
Приложение 1
Измените прилагательные по родам, числам и падежам.
Зелёные листья, редкие дожди, осенние дни, сильный ветер, крупные капли, последний листок, лесная поляна, красивое село.
Приложение 2
Заполните таблицу, указав род,число,падеж.
Имя прилагательное(вместе с существительным)
Род
Число
Падеж
С удивительной (быстротой)
Солнечный(день)
В суровую( пору)
Приложение 3
Физкультминутка
Если услышали прилагательное женского рода — присесть, мужского рода — поднять руки вверх, среднего рода — хлопнуть в ладоши.
Белый, красивый, большое, синее, смешной, добрая, великолепный
Приложение 4
Составь и запиши словосочетания.
(Душистый) сено, (чудесный) картины, (пушистый) белка, (жирный) пятно, (пожилой) мужчина, (частый) дожди, (жилое) дом.