Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Имена существительные 1,2,3 склонения» (урок изучения нового материала)

Цели:

Обучающие:

- ввести понятие склонения имён существительных трёх типов в единственном числе;

- определить критерии распределения существительных по разным типам склонения;

- составить алгоритм определения склонения имени существительного;

Развивающие:

- формировать учебно-познавательную деятельность;

- формировать различные виды мыслительной деятельности;

- развивать умение ставить задачу, наблюдать, сравнивать, делать выводы, формулировать термины;

- развивать орфографическую зоркость, внимание;

- развивать интерес к предмету.

Воспитывающие:

- воспитывать умение работать самостоятельно;

- воспитывать умение парной (коллективной) работы;

- воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.

Задачи:

Создать условия для усвоения учащимися понятия склонение имён существительных;

Формировать знания о наличии трёх склонений у имён существительных;

Формировать

универсальные учебные действия (УУД):

Личностные:

-формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

-готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку;

-осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат.

Регулятивные:

-умение формулировать тему и цели урока;

-умение составлять алгоритм и последовательность действий;

- умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; -умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные:

-умение строить устные высказывания;

-формулирование проблемы и её решение;

-поиск и выделение необходимой информации;

-структурирование знаний и построение модели;

-выбор основания и критерия для сравнения;

-классификация объектов;

-установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать учителя, ученика;

-умение вступать в диалог;

-умение сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;

-умение адекватно оценивать себя, собеседника;

-умение работать в паре;

- умение формулировать и обосновывать собственное мнение.

Планируемые результаты: учить определять тип склонения имён существительных по алгоритму.

Тип урока - изучение нового материала.

Методы обучения  наглядно-образный, частично-поисковый, проблемно-диалогический, метод самостоятельной работы.

Формы организации познавательной деятельности индивидуальная работа, работа в парах, диалог, беседа, фронтальная работа, дифференциация.

Средства обучения - учебник, презентация, индивидуальный раздаточный материал.

Оборудование:

ММ проектор, ноутбук, учебник, раздаточный материал, флажки зеленого, синего и красного цветов (у учителя для оценивания), морская фуражка, наглядный материал для доски.

Ход урока

Организационный момент

Добрый день, уважаемые гости!

Добрый день, ребята!

Меня зовут Н.Г.

Сегодня я проведу у вас урок.

Звучит музыка- П-1

Как вы думаете, где мы с вами окажемся?

Кто нам необходим? (капитан)

Сегодня я - ваш капитан. Надеваю фуражку.

Что еще нам необходимо? (карта, компас и т.д.)

Актуализация знаний

Чтобы отправиться в плавание, нам надо подготовиться. П-2

Капитан, карта, тетрадь, маршрут

Прочитать слова.

Что объединяет все эти слова? (имена сущ.)

Расскажите по схеме-опоре, что знаете об имени сущ. П-3

… - это …

Отвечает на вопросы …

Обозначает …

Изменяется по …

В предложении бывает …

Составление кластера- вывод

Какие признаки имеет имя сущ.? (постоянные и непостоянные)

Распределите признаки по группам.

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Одушевленные/

неодушевлённые

Число

Нарицательные/

собственные

Падеж

Род

СКЛОНЕНИЕ

Все эти острова архипелага вами открыты?

Можете ли вы точно определить, к какому из признаков относится склонение? (нет).

Итак, цель нашего маршрута- узнать к постоянному или непостоянному признаку относится склонение имени сущ.

Отправляемся в поход!

Постановка проблемного вопроса

1)

Для того, чтобы наш корабль начал движение, нам необходимо составить по схеме предложение

, используя наши слова.

П-4

О чём говорит эта схема?

Какие слова могут быть обстоятельствами?

Какое слово может быть дополнением?

Дети говорят предложения. П-5

2)

Назовите орфограммы в слове «тетрадь», «маршрут»

В каких еще словах есть безударные гласные? (капитан, обозначил, карте, тетради)

Спишите предложение в тетрадь.

3)

Обозначить число, род и падеж имен сущ. «тетради» и «альбоме».

Ученики у доски

Капитан обозначил на карте и в тетради маршрут.

4)
Что заметили у сущ. «карте» и «тетради»?

Число, род, падеж одинаковые, а окончания разные.

Какая возникла проблема?

Почему же в словах, которые стоят в одном и том числе, имеют одинаковый род и падеж, окончания разные?

Сегодня мы решим эту проблему.

Физминутка на внимание П-6

Я –сигнальщик, выполняйте движения, как я.

Работа над новым материалом

Работа в парах

Делаем первый шаг.

Дома вы выполняли д.з. Возьмите из одного конверта на парте набор листочков под скрепкой. Раскрепите.

Что делали дома со словами? (изменяли по падежам)

Работаем в парах.

Задание для команды- сравнить и распределить слова на 3 группы.

(подсказка- обращайте внимание на окончания в разных падежах). 3 мин.

2)

Какие сущ. вы объединили в группы? Почему?

Какие еще группы образовались?

3)

Почему в 1 группу вы объединили сущ. земля, звезда, слуга, Илья? (одинаковые падежные окончания- одинаково склоняются)

Пропустите строчку, запишите эти слова в 1 столбик в тетрадь.

Определите род, выделите окончание.

Фронтальное комментирование. Открываю 1 столбик. П-7

Почему во 2 группу вы объединили сущ. стол, копьё, окно? (одинаковые падежные окончания- одинаково склоняются)

Записать во 2 столбик.

Определите род, выделите окончание.

Взаимопроверка. Открываю 2 столбик. П-8

Почему в 3 группу вы объединили сущ. степь, печь? (одинаковые падежные окончания- одинаково склоняются).

Какое окончание? - Везде И и перед окончанием Ь.

Записать в 3 столбик.

Определите род, выделите окончание.

Самопроверка. Открываю 3 столбик. П-9

4)Выводы

1. Учебник с 89

Прочитайте, на что обращает ваше внимание учебник.

Цель: Что у нас образовалось, когда мы разделили слова на 3 столбика

(ТРИ ГРУППЫ СКЛОНЕНИЯ)

2.

По каким признакам вы группировали сущ? (род+ окончание)

Определите эти признаки у сущ 1 группы. (м.р., ж.р.- а,-я). П-10

Прочитайте по учебнику с 90, к какому склонению относятся такие сущ. ?(1)

Озаглавьте первый столбик-1 склонение.П-11

Определите эти признаки у сущ 2 группы. (м.р.--, ср. р.-о-е-ё). П-12

Прочитайте по учебнику с 93, к какому склонению относятся такие сущ. ?(2)

Озаглавьте второй столбик-2 склонение. П-13

Определите эти признаки у сущ 3 группы. (ж.р.-ь--). П-14

Прочитайте по учебнику с 97, к какому склонению относятся такие сущ. ?(3)

Озаглавьте первый столбик-3 склонение. П-15

3.

По каким признакам надо определять тип склонения?

С 99- посмотрите на схему и скажите, какие сущ. относятся к 1, 2, 3 склонению?

4.

К какому же признаку относится склонение, постоянному или непостоянному?

Закрепление

1) Составление алгоритма

Вернёмся к нашему предложению.

Почему же у этих сущ разные окончания? (разные склонения)

Соберите алгоритм определения склонения.

Ставлю сущ. в нач. форму

Определяю род

Выделяю окончание

Определяю склонение

2)

Определить склонение сущ. по алгоритму. 1 ученик у доски.

1 скл. 3 скл.

Капитан обозначил на карте и в тетради маршрут.

3) Вывод

Для чего необходимо правильно и быстро научиться определять склонение? (Чтобы правильно писать безударные окончания существительных, падеж может быть один и тот же, а окончания будем писать разные, т.к. существительные относятся к разным типам склонения)

4)Самостоятельная работа по карточкам

Приготовьте зеленую карточку с текстами.

Прочитайте задание и выберите то, которое наиболее подходит для вас.

Не забудьте пользоваться алгоритмом и таблицей в учебнике.

Спиши текст. Определи склонение имён существительных.

Синее море. Вечер тихий, тёплый. Не плещет волна. Кругом тишь. Солнце закатилось. Наползает темнота. Воздух неподвижен. Ветер уснул. Только изредка плеснёт рыба.

2скл.

Образец. Синее море.

Спиши текст. Определи склонение имён существительных.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны- ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит…

Увы,- он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Самопроверка-П-16

море – 2 скл.

вечер – 2 скл.

волна – 1 скл.

тишь – 3 скл.

солнце – 2 скл.

темнота –1 скл.

воздух – 2 скл.

ветер – 2 скл.

рыба – 1 скл.

парус-2 скл.

туман-2 скл.

море- 2 скл.

страна-1 скл.

край-2 скл.

волна-1 скл.

ветер-2 скл.

мачта-1 скл.

счастье-2 скл.

Итог

Какое новое открытие сделали?

Сколько типов склонения в русском языке?

К какому признаку относится склонение: постоянному или непостоянному?

Для чего надо быстро и правильно определять тип склонения?

Рефлексия П-17

-Наше путешествие закончено.

-Что вам понравилось?

-Что было трудным?

-За что можете похвалить себя?

-Закончите фразы

Я знаю …

Я умею …

Я научился …

Передаю фуражку капитана вашему учителю, который поведёт ваш в следующие путешествия открывать новые знания.

Спасибо за урок.

Домашнее задание.

Знать типы склонения, уметь определять склонение по алгоритму.

музыка

фуражка

Ученики по очереди

Доска

Оборотная сторона доски

тетрадь

тетрадь

доска

доска

доска