Весна идет!

Характеристика занятия:

Уровень образования: начальное

Целевая аудитория: обучающиеся с УО (ИН) 2 вариант

Дата: 07.02.2024

Класс: 4 «Д»

Тип занятия: воспитательное занятие

Цель занятия: формирование представлений обучающихся о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег и т.д.)

Задачи:

-учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных;

- учить составлять коллективный рассказ по картине;

- воспитывать любовь к природе;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-продолжать стимулировать речевое и умственное развитие детей;

-развивать зрительную память, наблюдательность, речь.

Используемые технологии:

-игровые технологии (игровые задания, направленные на закрепление материала по теме занятия);

-здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, пальчиковая гимнастика).

Используемое оборудование: плакат «Времена года»; демонстрационная картинка «Ранняя весна» ,указка, бубен, желтые круги из картона (диаметр 10 см) по количеству детей и по 8 счетных палочек; пособие для развития дыхания «Подснежник».

План занятия:

Организационный момент

(настроить детей на работу)

Вводная часть (активизировать детей, расположить к воспитательному

воздействию)

Основная часть (реализация основной идеи занятия)

Презентация "Признаки весны"

Речь с движением «

Расскажем и покажем

»

.

Упражнение «Солнышко».

Игра

«Назовём ласково».

Подвижная игра «Ручеек».

Упражнение «

Подснежники

»

.

Заключительная часть (настроить детей на практическое применение приобретенного опыта в их внешкольной жизни)

Ход занятия:

Организационный момент

Сегодня мы с вами на занятии поговорим о весне и ее первых признаках.

Вводная часть

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на этот плакат и скажите какое это время года? (Январь, февраль, март – зима.)

-А зиму что сменило? (весна).

Правильно ребята, сейчас у нас с вами Ранняя весна.

-Весна длится 3 месяца: март, апрель, май. Идёт первый месяц весны – март.

Март – и день прибавился,

Март и снег убавился.

Уходи, мороз,

Март весну принёс!

Основная часть

Весной солнце поднимается всё выше, светит ярче. С крыш свисают сосульки. Когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручьи, появляются проталины. На деревьях и кустарниках набухают почки. Раскрываются весенние цветы. Просыпаются насекомые и животные.

Итак, ребята, скажите, какие месяцы придут вслед за мартом? Сколько всего месяцев бывает весной? Повторите хором: «Март, апрель и май – их не забывай!»

1.Показать картинку «Ранняя весна». Отгадайте загадки с помощью картинок.

-Что весной греет, светит, припекает? (солнце)

-Что весной голубое, высокое, чистое? (небо)

-Что в небе легкое, белое, пушистое? (облако)

-Что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька)

-Весной он тает, плачет, оседает? (снеговик)

-Весной она капает, поёт, звенит? (капель)

-Что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)

-Что весной бежит, журчит, поет? (ручеек)

Презентация "Признаки весны"

2.Предложить обучающимся посмотреть на картинки "Приметы весны", определить какое сейчас время года, а также признаки соответствующие этому времени года. Ребята, посмотрите в окно и выберете, какие картинки соответствуют сегодняшней погоде.

3.Речь с движением «Расскажем и покажем».

Предлагаем детям рассказать и показать, что происходит в природе ранней весной. Начать рассказ, сопровождая движением рук.

-Пришла весна. Расчистилось небо. (Подумать, одновременно делая движения руками вперед и в стороны, как бы отодвигая тучи.)

-Туча, туча, улетай-

Небо солнцу отдавай!

Небо стало чистое,

От солнышка лучистого.

Солнце стало припекать,

Всё вокруг отогревать.

(Поднять руки вверх и отпустить через стороны вниз.)

-Снег повсюду тает, тает

И водою убегает.

Снегом оставлены -

Появились проталины.

(Волнообразными движениями развести руки в стороны)

-Ручейки бегут, звенят,

В речку поскорей хотят.

Затрещал на реках лёд –

Льдина по воде плывёт.

( Сложить ладони вместе и по зигзагообразной линии продвигать их вперёд.)

4.Упражнение «Солнышко».

Спросить у обучающихся: «Почему снег и лёд весной тают? (их растопило солнце своим теплом). Какое солнце?» (круглое, желтое или красное). Обучающимся на выбор дается материал: прищепки и счетные палочки и круги разного цвета (дети выбирают понравившийся материал и выкладывают яркое весеннее солнышко, которое согреет своими лучиками всю землю).

Показать, как с помощью счетных палочек (прищепок) можно выложить лучи у солнца.

В конце упражнения обучающиеся показывают у солнца лучи, пересчитывают их, называют цвет и форму солнца.

5.Назовём ласково.

Ребята, долгожданной весной всё радует глаз – и ласковое солнце, и белые облака, и первые проталины… Так и хочется сказать обо всём ласково.

Предложить поиграть в игру «Назовём ласково».

Говорить слова, а дети должны повторить, но ласково : солнце (солнышко), луч (лучик), облако (облачко), лёд (ледок)етер (ветерок),сосулька (сосулечка), проталина (проталинка), ручей (ручеек).

При проведении игры показывать указкой на соответствующие предметы на картинках.

6.Подвижная игра «Ручеек».

Предложить детям изобразить веселый ручеек, который бежит между кочек, спешит к своей маме большой реке.

Попросить детей встать друг за другом и взяться за руки. Взять бубен и занять место впереди колонны, под перезвон бубна змейкой вести за собой всю колонну детей. Постепенно музыкальный темп и темп движения должны нарастать. Во время игры произносить: «Бежит ручей, журчит ручей, поёт ручей и всё быстрей, быстрей, быстрей..» Внезапно опустить бубен, сказать «Стоп!» - и остановиться. Дети должны остановиться вслед за вами. Повторите игру несколько раз подряд.

7. Упражнение «Подснежники».

Показать детям пособие для развития дыхания «Подснежники» и сказать: «Подул теплый ветерок, начал таять снежок. Из под снега показались первые весенние цветы», спросить обучающихся, как называются эти цветы. (Подснежники).

Расположить пособие «Подснежники» горизонтально и подуть на него. Затем сосчитать, сколько подснежников появится на лужайке. Восстановить на пособии положение снежных комьев, прикрывающих цветы. Для этого на время придать пособию вертикальное положение. Предложить обучающимся по очереди подуть на пособие, а затем сосчитать, у кого сколько цветов «выросло» на полянке.

Сказать: «Вот сколько подснежников расцвело на лесной полянке. Значит, к нам идёт долгожданная весна. Весна идёт - весне дорогу!

Подведение итогов занятия

, оценка работы детей

(педагог

отмечает

кто как работает)

1. На плакате "Ранняя весна" показать приметы данного времени года (капель, проталины, ручьи, подснежники). Соотнести ранее сделанные поделки "Первые цветы" с изображением цветов на наглядном пособии. Выбрать на каком из двух плакатов нарисовано солнце (первые цветы, сосульки).

2. Релаксация.

Прослушивание аудиозаписи "Весенние звуки природы".