Методическая система учителя – это совокупность взаимосвязанных педагогических компонентов, цели, организационных форм, методического стиля, необходимых для проектирования педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами и на реализацию учебно-воспитательного процесса. (В.М. Монахов, д.п.н, профессор, член-корреспондент РАО).

Методическая система учителя - это комплекс методов, приемов, форм и средств обучения, который использует учитель для достижения образовательных и воспитательных целей. Она включает в себя методы и подходы к обучению, учебные планы и программы, методические материалы и пособия, а также способы оценки знаний и умений учащихся.

Методическая система учителя разрабатывается на основе образовательных стандартов, целей и задач обучения, возрастных особенностей учащихся и других факторов. Она должна быть гибкой, адаптивной и способной к развитию, чтобы соответствовать постоянно меняющимся условиям и требованиям образовательного процесса.

Целью методической системы учителя является обеспечение качественного и эффективного обучения, формирование у учащихся системы знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации в современном обществе и продолжения образования.

Методическая система учителя – явление динамическое, проходящее через этапы становления. Учитывая это, начинающий и опытный учителя находятся на разных этапах её становления. Начинающий учитель повторяет в педагогической практике те методы и формы работы, которыми он овладел в вузе, копирует привлекательные для себя образцы готовых методических материалов. После 2-3 лет работы в образовательном учреждении он адаптируется и начинает конструировать образовательный процесс исходя из индивидуальных особенностей классных коллективов и педагогической системы школы в целом. Опытный учитель конструирует процесс обучения более системно и последовательно, опираясь на научно-теоретическую базу и собственный педагогический опыт. Так создаются собственные методические разработки, проявляется индивидуальный методический стиль.

Особенности методической системы опытных учителей

Особенности методической системы начинающих учителей

Ориентация на достижение образовательных результатов:

опытный учитель знает, какие знания, умения и навыки должны получить ученики, и строит свою методическую систему с учетом этих целей.

осуществляет поиск оптимальных методов и подходов к обучению.

Профессиональное мастерство:

опытный учитель обладает определённым уровнем профессионального мастерства, умеет использовать разнообразные методы и технологии обучения, создавать комфортные условия для учеников.

Не всегда чувствует уверенность в своих знаниях и умениях, а это может повышать уровень тревожности

Методическое сопровождение образовательного процесса

У опытного же педагога уже сформированы определенные стереотипы, взгляды, модели поведения, выработан свой методический стиль. Их корректировка в связи с новыми условиями (введение ФГОС и пр.) проходит более медленно.

У опытного учителя методическое сопровождение обычно проходит в форме консультаций и обмена опытом с коллегами. Опытный учитель чаще всего использует ресурсы для самообразования, такие как электронные библиотеки, онлайн-курсы и т.п.

Так как начинающий учитель не обладает достаточным профессиональным опытом, у него есть острая потребность в поиске подходящего методического сопровождения для организации успешного процесса обучения, это предполагает гибкость во внедрении различных методических материалов. Методическое сопровождение помогает начинающему учителю быстрее адаптироваться в новой профессии и освоить все необходимые навыки. Методическое сопровождение может включать в себя различные виды поддержки, такие как:

консультации по вопросам организации учебного процесса;

помощь в разработке учебных программ и планов;

проведение обучающих семинаров и тренингов;

участие в профессиональных сообществах и обмен опытом с другими педагогами.

Организация рабочего времени

Опытные педагоги имеют больше проверенных и надежных методических инструментов, быстрее ориентируются в особенностях классного коллектива и отдельных учеников.

Начинающему учителю требуется больше времени на подбор и подготовку методических материалов для проведения уроков.

Опыт работы с разными группами учащихся:

Накопил опыт работы с разными возрастными группами и уровнями подготовки учеников; умеет учитывать их индивидуальные особенности и потребности.

Учится работать с разными возрастными группами и уровнями подготовки учеников; старается учитывать их индивидуальные особенности и потребности.

Умение анализировать и оценивать свою работу:

способен анализировать свою работу, оценивать ее результаты и вносить коррективы в свою методическую систему.

Учится анализировать свою работу, оценивать ее результаты и вносить коррективы в свою методическую систему.

Работа с родителями и общественностью:

опытный учитель активно взаимодействует с родителями учеников, проводит родительские собрания, организует совместные мероприятия. Родители, как правило, доверяют опыту учителя.

Чувствует недостаток уверенности во взаимодействии с родителями учеников в силу большой разницы в возрасте. Родители могут проявлять большую недоверчивость, поскольку у молодого учителя может не хватать опыта и профессиональных навыков для эффективного обучения их детей.

Методическая система молодого учителя может быть менее структурированной и последовательной, чем у опытного учителя. Молодой учитель может экспериментировать с различными методами и подходами, чтобы найти то, что работает лучше всего для него и его учеников. Опытный учитель, с другой стороны, обычно имеет более устоявшуюся методическую систему, которая была проверена и доказала свою эффективность на протяжении многих лет.

Общие черты, характерные для методических систем как опытных, так и начинающих учителей:

Цель обучения:

методические

системы

молодых и опытных учителей

направлены на передачу знаний, умений и навыков ученикам.

Использование различных методов обучения:

опытные и начинающие учителя используют как традиционные, так и инновационные методы обучения.

Оценка результатов обучения:

обе системы включают в себя оценку успеваемости учеников.

Планирование урока:

и опытные, и начинающие учителя разрабатывают план урока, который включает в себя цели, задачи и методы обучения.

Использование технологий в обучении:

и опытные, и начинающие учителя использ

уют современные

технологии для улучшения процесса обучения.

Работа с родителями:

обе системы предполагают взаимодействие с родителями учеников для обсуждения успеваемости и участия в образовательном процессе.

Развитие профессиональных компетенций:

опытный и начинающий педагоги постоянно совершенствуют свои профессиональные навыки и компетенции.

Организация внеклассных мероприятий:

обе системы предусматривают проведение внеклассных мероприятий для развития учеников.

Участие в профессиональных сообществах:

и опытные, и начинающие учителя могут участвовать в профессиональных сообществах для обмена опытом и получения новых знаний.

Создание комфортной атмосферы в классе:

обе системы стремятся создать благоприятную атмосферу для обучения и взаимодействия между учителями и учениками.