МЕТОДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И ПРИЕМЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Юлия Покатилова

МБОУ «СШ № 9 г. Мариуполя»

учитель русского языка и литературы

Елена Морозова

МБОУ «СШ № 9 г. Мариуполя»

учитель истории и обществознания

Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе должна изменяться и совершенствоваться таким образом, чтобы соответствовать запросам со

стороны общества и государства. И одним из таких способов возможности системы образования отвечать вызовам времени являются инновации –

введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования.

Наряду с элементами содержания, средствами обучения понятия метода и приема являются основными элементами системы обучения предметам гуманитарного цикла. Метод обучения – это способ взаимодействия учителя и обучающихся на уроке, направленный на выполнение учебно-воспитательных задач, всестороннее развитие личности.

Наиболее полное определение метода с позиции лингводидактики дано Г.А. Анисимовым: «Под методом обучения русскому языку следует

понимать способ деятельности учащихся, организуемый учителем для усвоения ими языка функционирующей системы». [3]

Составными частями метода обучения являются приемы обучения. Прием – это уже деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные) в процессе усвоения знаний и умений.

Итак, метод определяет направление и характер учебной деятельности, а прием является конкретным действием учителя. Литневская Е.И. и

Багрянцева В.А. также отмечали, что методика призвана ответить на

Вопросы: зачем, чему и как учить. При ответе на последний вопрос встает дополнительно проблема того, как контролировать результаты обучения. [1]

В методической науке и школьной практике нет единообразной и четкой классификации методов обучения. Учащийся воспринимает,

запоминает, воспроизводит речевые образцы, решает познавательные задачи, овладевает знаниями, умениями и навыками. Именно эту взаимосвязь –

взаимодействие учителя и ученика – следует учитывать при рассмотрении методов обучения. [7]

В основу классификации методов обучения кладут, во-первых,

источники знаний, во-вторых, способ организации совместной деятельности учителя и учащихся. По источникам знаний выделяются следующие методы:

словесные

(источник

живое

слово

учителя):

лекция,

беседа,

объяснение;

анализ

языка

(наблюдения

над

языком):

грамматический

разбор;

наглядные:

эксперимент,

наблюдение;

практические:

различные

виды упражнений,

лабораторная

работа.

По способу организации совместной деятельности учителя и учащихся выделяют методы: беседа, объяснение, самостоятельная, групповая и парная работа.

Палей И.Р. предлагает классификацию методов обучения, основанную на выделении методов по звеньям урока, по целевым установкам:

методы

изучения

нового

материала

реализуются

при

помощи

следующих приемов: слово учителя, беседа, работа с учебником и др.;

методы

закрепления

(приемы:

ответы

на

вопросы,

выполнение упражнений и др.);

методы

контроля

(приемы:

опрос,

тестирование,

самостоятельная

работа, диктант и др.).

Профессор Л.П. Федоренко, предлагая классификацию методов

обучения русскому языку на основе источника знаний, выделяет следующие методы обучения:

методы

практического

изучения

языка

объяснение

непонятных

слов, подготовка устных сообщений и письменных сочинений; составление

планов, тезисов, конспектов, исправление грамматических и стилистических

ошибок в устной речи учащихся, обучение работе со справочной литературой;

методы

теоретического

изучения

языка –

сообщение,

беседа,

чтение

правил в учебнике;

методы

теоретико-практического

изучения

языка

грамматический

разбор, изложение, сочинение, орфографический и пунктуационный разборы,

списывание, диктант, стилистический разбор.

Указанные выше методы являются универсальными для всех предметов гуманитарного цикла, поскольку каждая из дисциплин воспринимается в первую очередь через языковой аспект.

Часто в основу классификации методов обучения кладут особенности познавательной деятельности учащихся: является ли она воспроизводящей, творческой или исследовательской.

На этой основе ряд дидактов (И. Я. Лернер, М.Н.Скаткин) выделяют следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

проблемный, эвристический (частично-поисковый), исследовательский. [2]

Как мы видим, совершенствование системы обучения предметам гуманитарного цикла возможно при умелом использовании и гармоничном сочетании методов обучении на основе использования разнообразных методических приемов в процессе обучения русскому языку.

Однако традиционные структура и содержание образовательного процесса уже не всегда удовлетворяют общественным потребностям и возможностям: глобальная компьютеризация, Интернет, телевидение и

видеопродукция, в целом – изменение способов информационного обмена и видов получаемой информации – коренным образом изменили новое

поколение учащихся. Работа с компьютером формирует особый,

«мозаичный», тип восприятия информации.

Отсюда – зачастую слабо развитая логика, неумение анализировать, видеть причинно-следственные связи и выражать их с помощью языка [5],

поэтому на современном этапе развития педагогической науки и школьной практики большое внимание уделяется так называемым «активным» и

«интерактивным» методам обучения.

Остановимся более подробно на исследовательском и проблемном методах, при использовании которых деятельность учащихся становится более самостоятельной и активной.

Проблемное обучение находит широкое применение в процессе обучения русскому языку и истории. Проблемное обучение – это создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по решению учебной проблемы. Проблемная ситуация – это преднамеренно созданное учителем познавательное затруднение, вызывающее познавательную потребность, интерес учащихся, желание получить информацию для объяснения заинтересовавшего его факта. Проблемная ситуация связана с умственным затруднением, с «озадачиванием».

Являясь начальным этапом процесса мышления, она возбуждает мысль, показывает важность изучаемого материала, вызывает активное желание работать (если проблема «принята»

учащимися), в конечном итоге облегчает запоминание учебного материала. Проблемное обучение предполагает такие этапы его течения:

создание

проблемной

ситуации,

т.е.

такой

объе

ктивной

учебной

ситуации, которая приводит к противоречию между знанием и незнанием (осознание

учащимися недостатка имеющихся у них знаний для решения данной проблемы);

возникновение

в

мышлении

учащихся

проблемного

вопроса

и

его

формулировка как познавательный результат осмысливания учащимися проблемной ситуации;

поиск

решения

проблемы;

решение

проблемы

и

проверка.

[3]

В процессе решения проблемных учебных задач школьники добывают новые знания в результате собственного поиска. Это свидетельствует о высокой степени осознанности и прочности имеющихся у них знаний.

Проблемные ситуации учитель создает сам по ходу учебного процесса или заимствует из специально разработанных пособий, семинаров, тренингов. Познавательные задачи могут быть различны: от анализа небольших текстов до заданий на длительное изыскание (история слова или фразеологического оборота, анализ языка писателя, работа с историческими текстами и источниками). [4]

Итак, проблемный метод позволяет не только усвоить программный материал, но и формирует творческие способности учащихся.

По мнению ведущих дидактов, психологов, методистов, «ведущим звеном нарастания творческого потенциала учащихся является создание специальных условий для целенаправленного перехода в учебном процессе их творческой деятельности в исследовательскую». [3]

Исследовательская деятельность учащихся – это специальная учебная деятельность по овладению методами научного познания.

Содержание исследовательской деятельности – это изучение универсальных способов получения знаний и развитие универсальных (общепредметных) умений – коммуникативных, логических,

информационных, организаторских. Исследовательская деятельность включает в себя следующие этапы:

постановку

проблемы;

подбор

методик

исследования

и

практическое

овладение

ими;

сбор

собственного

материала,

его

анализ

и

обобщение;

оценку

результатов;

собственные

выводы.

Формы исследовательских заданий учащихся при обучении предметам гуманитарного цикла могут быть разнообразны: мини-сочинение, сочинение, практикум, доклад, реферат, публичное выступление, защита проекта, составление кроссворда, викторины, сценария, а также сборника задач и упражнений.

Одной из форм исследовательской деятельности является технология проектов, или метод проектов. Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития

интеллектуальных, речемыслительных и коммуникативных умений.

Учебный проект – это результат деятельности учащихся в рамках

исследовательской деятельности и, конечно, интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать универсальные умения и навыки, а именно учит:

исследованию;

целеполаганию

и

планированию

деятельност

и;

поиску

и

отбору

информации

и

усвоению

необходимого

знания;

проведению

исследования

(анализу,

синтезу,

обобщению);

представлению

результатов

своей

деятельности.

Как видим, исследовательская и проектная деятельность школьников позволяет решить ряд актуальных для современного педагогического

процесса задач, в том числе позволяет на практике применить полученные знания и умения.

Следует также отметить, что на основе «классических» методических форм и приемов появились новые, вызванные требованиями современного мира, живущего в эпоху цифровизации. Активно используются приемы, взятые из тренинговых занятий и строящиеся по принципу создания

определенной атмосферы, выработки определенных правил работы. Все больше набирают популярность ресурсные формы и приемы обучения,

вызванные цифровизацией общества и позволяющие по-новому осмыслить содержание предмета, что дает возможность использовать интернет-ресурсы для решения учебных задач.

Серьезным вызовом для педагогов стала замена традиционного очного обучения дистанционным, при котором незаменимыми помощниками стали различные онлайн-ресурсы для обучения, в том числе и видео-уроки.

Рассматриваемая тема о методических формах и приемах,

существующих в современной методике преподавания предметов гуманитарного цикла, не утрачивает своей актуальности с течением времени, поскольку каждый новый этап развития общества будет приводить к появлению новых форм работы, что никак не исключает важность наличия «классических», «базисных» форм, благодаря существованию которых каждое нововведение является полезным и интересным для достижения учебных целей.

Список использованной литературы

Литневская

Е.И.,

Багрянцева

В.А. Методика преподавания русского языка в

средней

школе:

Учебное

пособие

для

студентов

высших

учебных

заведений

/ Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с. [Электронный ресурс]. URL: https://nmc58.ru/files/docs/doc-nmc58- 20220601105443.pdf (дата обращения: 23.05.2024)

Лернер

И.Я.

Дидактические

основы

методов

обучения.

– М.,

1981.

-

185с.

Методы

и

приемы

обучения

русскому

языку

//

[Электронный

ресурс]. URL:

https://studfile.net/preview/4268788/page:19/

(дата обращения:

20.08.2023)

Напольнова

Т.В.

Активизация

мыслительной

деятельност

и

на

уроках русского языка. – М., 1983. - 111с.

Николенко

Е.Ю.

Современные

методы

обучения

как

основа

создания учебного комплекса по русскому языку для иностранных

учащихся :

Начальный этап обучения : автореферат дис кандидата педагогических

наук : 13.00.02 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Москва, 2005. - 246 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/sovremennye- metody-obucheniya-kak-osnova-sozdaniya-uchebnogo-kompleksa-po-russkomu- yazyku-dl (дата обращения: 20.08.2023)

Орлова

Т.В.

Технология

развития

школы: теория

и

практика

:

учебное

пособие : для системы дополнительного профессионального педагогического образования : в трех книгах / Т. В. Орлова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Акад. повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования. - 2-е изд. - Москва : Академия, 2005. - 267 с.

Текучев

А.В.

Методика

русского

языка

в

средней

школе

:

[Учебник

для пед. ин-

тов

по спец. N 2101 «Рус. яз. и лит.»] / А. В. Текучев. - 3-е изд.,

перераб. - Москва : Просвещение, 1980. - 414 с.