МЕТОДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И ПРИЕМЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
Юлия Покатилова
МБОУ «СШ № 9 г. Мариуполя»
учитель русского языка и литературы
Елена Морозова
МБОУ «СШ № 9 г. Мариуполя»
учитель истории и обществознания
Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе должна изменяться и совершенствоваться таким образом, чтобы соответствовать запросам со
стороны общества и государства. И одним из таких способов возможности системы образования отвечать вызовам времени являются инновации –
введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования.
Наряду с элементами содержания, средствами обучения понятия метода и приема являются основными элементами системы обучения предметам гуманитарного цикла. Метод обучения – это способ взаимодействия учителя и обучающихся на уроке, направленный на выполнение учебно-воспитательных задач, всестороннее развитие личности.
Наиболее полное определение метода с позиции лингводидактики дано Г.А. Анисимовым: «Под методом обучения русскому языку следует
понимать способ деятельности учащихся, организуемый учителем для усвоения ими языка функционирующей системы». [3]
Составными частями метода обучения являются приемы обучения. Прием – это уже деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные) в процессе усвоения знаний и умений.
Итак, метод определяет направление и характер учебной деятельности, а прием является конкретным действием учителя. Литневская Е.И. и
Багрянцева В.А. также отмечали, что методика призвана ответить на
Вопросы: зачем, чему и как учить. При ответе на последний вопрос встает дополнительно проблема того, как контролировать результаты обучения. [1]
В методической науке и школьной практике нет единообразной и четкой классификации методов обучения. Учащийся воспринимает,
запоминает, воспроизводит речевые образцы, решает познавательные задачи, овладевает знаниями, умениями и навыками. Именно эту взаимосвязь –
взаимодействие учителя и ученика – следует учитывать при рассмотрении методов обучения. [7]
В основу классификации методов обучения кладут, во-первых,
источники знаний, во-вторых, способ организации совместной деятельности учителя и учащихся. По источникам знаний выделяются следующие методы:
словесные
(источник
–
живое
слово
учителя):
лекция,
беседа,
объяснение;
анализ
языка
(наблюдения
над
языком):
грамматический
разбор;
наглядные:
эксперимент,
наблюдение;
практические:
различные
виды упражнений,
лабораторная
работа.
По способу организации совместной деятельности учителя и учащихся выделяют методы: беседа, объяснение, самостоятельная, групповая и парная работа.
Палей И.Р. предлагает классификацию методов обучения, основанную на выделении методов по звеньям урока, по целевым установкам:
методы
изучения
нового
материала
реализуются
при
помощи
следующих приемов: слово учителя, беседа, работа с учебником и др.;
методы
закрепления
(приемы:
ответы
на
вопросы,
выполнение упражнений и др.);
методы
контроля
(приемы:
опрос,
тестирование,
самостоятельная
работа, диктант и др.).
Профессор Л.П. Федоренко, предлагая классификацию методов
обучения русскому языку на основе источника знаний, выделяет следующие методы обучения:
методы
практического
изучения
языка
–
объяснение
непонятных
слов, подготовка устных сообщений и письменных сочинений; составление
планов, тезисов, конспектов, исправление грамматических и стилистических
ошибок в устной речи учащихся, обучение работе со справочной литературой;
методы
теоретического
изучения
языка –
сообщение,
беседа,
чтение
правил в учебнике;
методы
теоретико-практического
изучения
языка
–
грамматический
разбор, изложение, сочинение, орфографический и пунктуационный разборы,
списывание, диктант, стилистический разбор.
Указанные выше методы являются универсальными для всех предметов гуманитарного цикла, поскольку каждая из дисциплин воспринимается в первую очередь через языковой аспект.
Часто в основу классификации методов обучения кладут особенности познавательной деятельности учащихся: является ли она воспроизводящей, творческой или исследовательской.
На этой основе ряд дидактов (И. Я. Лернер, М.Н.Скаткин) выделяют следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
проблемный, эвристический (частично-поисковый), исследовательский. [2]
Как мы видим, совершенствование системы обучения предметам гуманитарного цикла возможно при умелом использовании и гармоничном сочетании методов обучении на основе использования разнообразных методических приемов в процессе обучения русскому языку.
Однако традиционные структура и содержание образовательного процесса уже не всегда удовлетворяют общественным потребностям и возможностям: глобальная компьютеризация, Интернет, телевидение и
видеопродукция, в целом – изменение способов информационного обмена и видов получаемой информации – коренным образом изменили новое
поколение учащихся. Работа с компьютером формирует особый,
«мозаичный», тип восприятия информации.
Отсюда – зачастую слабо развитая логика, неумение анализировать, видеть причинно-следственные связи и выражать их с помощью языка [5],
поэтому на современном этапе развития педагогической науки и школьной практики большое внимание уделяется так называемым «активным» и
«интерактивным» методам обучения.
Остановимся более подробно на исследовательском и проблемном методах, при использовании которых деятельность учащихся становится более самостоятельной и активной.
Проблемное обучение находит широкое применение в процессе обучения русскому языку и истории. Проблемное обучение – это создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по решению учебной проблемы. Проблемная ситуация – это преднамеренно созданное учителем познавательное затруднение, вызывающее познавательную потребность, интерес учащихся, желание получить информацию для объяснения заинтересовавшего его факта. Проблемная ситуация связана с умственным затруднением, с «озадачиванием».
Являясь начальным этапом процесса мышления, она возбуждает мысль, показывает важность изучаемого материала, вызывает активное желание работать (если проблема «принята»
учащимися), в конечном итоге облегчает запоминание учебного материала. Проблемное обучение предполагает такие этапы его течения:
создание
проблемной
ситуации,
т.е.
такой
объе
ктивной
учебной
ситуации, которая приводит к противоречию между знанием и незнанием (осознание
учащимися недостатка имеющихся у них знаний для решения данной проблемы);
возникновение
в
мышлении
учащихся
проблемного
вопроса
и
его
формулировка как познавательный результат осмысливания учащимися проблемной ситуации;
поиск
решения
проблемы;
решение
проблемы
и
проверка.
[3]
В процессе решения проблемных учебных задач школьники добывают новые знания в результате собственного поиска. Это свидетельствует о высокой степени осознанности и прочности имеющихся у них знаний.
Проблемные ситуации учитель создает сам по ходу учебного процесса или заимствует из специально разработанных пособий, семинаров, тренингов. Познавательные задачи могут быть различны: от анализа небольших текстов до заданий на длительное изыскание (история слова или фразеологического оборота, анализ языка писателя, работа с историческими текстами и источниками). [4]
Итак, проблемный метод позволяет не только усвоить программный материал, но и формирует творческие способности учащихся.
По мнению ведущих дидактов, психологов, методистов, «ведущим звеном нарастания творческого потенциала учащихся является создание специальных условий для целенаправленного перехода в учебном процессе их творческой деятельности в исследовательскую». [3]
Исследовательская деятельность учащихся – это специальная учебная деятельность по овладению методами научного познания.
Содержание исследовательской деятельности – это изучение универсальных способов получения знаний и развитие универсальных (общепредметных) умений – коммуникативных, логических,
информационных, организаторских. Исследовательская деятельность включает в себя следующие этапы:
постановку
проблемы;
подбор
методик
исследования
и
практическое
овладение
ими;
сбор
собственного
материала,
его
анализ
и
обобщение;
оценку
результатов;
собственные
выводы.
Формы исследовательских заданий учащихся при обучении предметам гуманитарного цикла могут быть разнообразны: мини-сочинение, сочинение, практикум, доклад, реферат, публичное выступление, защита проекта, составление кроссворда, викторины, сценария, а также сборника задач и упражнений.
Одной из форм исследовательской деятельности является технология проектов, или метод проектов. Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития
интеллектуальных, речемыслительных и коммуникативных умений.
Учебный проект – это результат деятельности учащихся в рамках
исследовательской деятельности и, конечно, интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать универсальные умения и навыки, а именно учит:
исследованию;
целеполаганию
и
планированию
деятельност
и;
поиску
и
отбору
информации
и
усвоению
необходимого
знания;
проведению
исследования
(анализу,
синтезу,
обобщению);
представлению
результатов
своей
деятельности.
Как видим, исследовательская и проектная деятельность школьников позволяет решить ряд актуальных для современного педагогического
процесса задач, в том числе позволяет на практике применить полученные знания и умения.
Следует также отметить, что на основе «классических» методических форм и приемов появились новые, вызванные требованиями современного мира, живущего в эпоху цифровизации. Активно используются приемы, взятые из тренинговых занятий и строящиеся по принципу создания
определенной атмосферы, выработки определенных правил работы. Все больше набирают популярность ресурсные формы и приемы обучения,
вызванные цифровизацией общества и позволяющие по-новому осмыслить содержание предмета, что дает возможность использовать интернет-ресурсы для решения учебных задач.
Серьезным вызовом для педагогов стала замена традиционного очного обучения дистанционным, при котором незаменимыми помощниками стали различные онлайн-ресурсы для обучения, в том числе и видео-уроки.
Рассматриваемая тема о методических формах и приемах,
существующих в современной методике преподавания предметов гуманитарного цикла, не утрачивает своей актуальности с течением времени, поскольку каждый новый этап развития общества будет приводить к появлению новых форм работы, что никак не исключает важность наличия «классических», «базисных» форм, благодаря существованию которых каждое нововведение является полезным и интересным для достижения учебных целей.
Список использованной литературы
Литневская
Е.И.,
Багрянцева
В.А. Методика преподавания русского языка в
средней
школе:
Учебное
пособие
для
студентов
высших
учебных
заведений
/ Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с. [Электронный ресурс]. URL: https://nmc58.ru/files/docs/doc-nmc58- 20220601105443.pdf (дата обращения: 23.05.2024)
Лернер
И.Я.
Дидактические
основы
методов
обучения.
– М.,
1981.
-
185с.
Методы
и
приемы
обучения
русскому
языку
//
[Электронный
ресурс]. URL:
https://studfile.net/preview/4268788/page:19/
(дата обращения:
20.08.2023)
Напольнова
Т.В.
Активизация
мыслительной
деятельност
и
на
уроках русского языка. – М., 1983. - 111с.
Николенко
Е.Ю.
Современные
методы
обучения
как
основа
создания учебного комплекса по русскому языку для иностранных
учащихся :
Начальный этап обучения : автореферат дис кандидата педагогических
наук : 13.00.02 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Москва, 2005. - 246 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/sovremennye- metody-obucheniya-kak-osnova-sozdaniya-uchebnogo-kompleksa-po-russkomu- yazyku-dl (дата обращения: 20.08.2023)
Орлова
Т.В.
Технология
развития
школы: теория
и
практика
:
учебное
пособие : для системы дополнительного профессионального педагогического образования : в трех книгах / Т. В. Орлова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Акад. повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования. - 2-е изд. - Москва : Академия, 2005. - 267 с.
Текучев
А.В.
Методика
русского
языка
в
средней
школе
:
[Учебник
для пед. ин-
тов
по спец. N 2101 «Рус. яз. и лит.»] / А. В. Текучев. - 3-е изд.,
перераб. - Москва : Просвещение, 1980. - 414 с.