«МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ЛИЦ С ОВЗ»

Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон(лексики, грамматики, фонетики),сенсорных и психических функций.

Дети с ограниченными возможностями имеют различные отклонения психического или физического характера, обусловленные нарушениями общего развития, которые не позволяют им вести полноценную жизнь. Особенностью этой категории детей является незавершенность всех этапов психологического развития.

Наличие какого-либо дефекта не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с нарушениями психофизического развития, которые нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Речь – это проявление интеллектуального развития человека, его мышления и других психологических процессов. У детей с ограниченными возможностями здоровья речь развита недостаточно и требуются специальные условия, программы, упражнения, которые будут способствовать её развитию.

По мнению Е.А. Стребелевой, отставание в развитии речи начинается у таких детей с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Не сформированы такие предпосылки речевого развития, как интереса к окружающему, эмоционально-волевая сфера, в частности эмоциональное общение со взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат.

Нарушения речевой деятельности у детей очень разнообразны. Причиной речевых нарушений может быть и умственная отсталость, и задержка психического развития, и детский церебральный паралич, и нарушениях слуха, зрения, социально- психологической запущенности, эмоциональной депривации, ограничение речевых контактов ребенка, общение с детьми, имеющими дефекты речи, и др.

Нарушение речевой деятельности при дефектах развития детей является общей закономерностью их психического развития. Суть данной закономерности состоит, по мнению Е.А. Стребелевой, в том, что если не осуществляются необходимые коррекционные воздействия, наступает деформация речевого общения и взаимодействия ребенка с социальной средой, ограничивается круг представлений об окружающем мире, нарушается способность к приему и переработке информации, возникают трудности социальной адаптации, что отрицательно сказывается на общем психическом развитии ребенка.

Несмотря на различную этиологию, у таких детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речи Ведущим признаком является позднее начало овладения речью: первые слова проявляются после 3-4 лет, иногда к 5-6 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Основными задачами занятий по развитию речи являются воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, формирование разговорной речи, воспитание интереса к художественному слову.

Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах детства, а так же возможность овладения ими разными функциями и формами речи.

Овладение речью происходит именно в процессе общения и соответственно в ходе познания ребенком с ОВЗ действительности. Взрослый организует и языковую, и материальную среду, увлекает их в совместную деятельность и сам выступает как образец, как бы живой носитель тех способностей, которыми ребенку предстоит только овладеть. Педагог это образец речевой культуры. Для педагога при этом развитие речи детей – это их основных целей всей коррекционной работы, но у самих детей данной

цели нет. Для них сама речь не цель, а именно средство реализации всех своих потребностей в общении, в познании, в игре. Поэтому и главной формой обучения будут не столько специализированные занятия воспитателя, дефектолога, учителя – логопеда, сколько вся естественная жизнь..

Начинается работа по развитию речи с диагностики, целью которой является выявление трудностей и особенностей речевого развития ребенка.

Действия педагога должны подчиняться определенному алгоритму:

изуч

ение

динамик

и

и

уровня

речевого

развития

;

составление плана

индивидуальн

ой

и

группо

вой

раб

от

ы

с

целью коррекции речевых нарушений, а так же профилактики.

 

Коррекционная работа педагога по развитию речи предусматривает обязательное введение в образовательный процесс упражнений дыхательной, артикуляционной гимнастики, на развитие фонематического слуха, мелкой моторики, расширения словаря, игр на формирование грамматических форм и словообразование. Очень важная деятельность для ребенка игра, а основная потребность –общение. Главная задача данных игр занятий воспитание культуры поведения, но они также очень важны и для развития речи, потому что закрепляют навыки хорошей, связной речи, обогащают словарь ребенка.

Большое внимание уделяется развитию мотивации, восприятия, доступных форм словесно-логического мышления, а также познавательных процессов, укрепление веры воспитанников в свои силы, созданию в детском коллективе доброжелательной обстановки, формирования у детей интереса к знаниям.

Основные приемы и методы развития речи детей с особыми возможностями здоровья это:

Метод мозгового штурма:

развитие коммуникативных способностей

:

умение вести спор,

слышать

друг

друга,

высказывать

свою

точку

зрения,

не

боясь

критики,

тактично

оценивать

мнения

других,

отвечать

на

вопросы

педагога

)

разви

тие

способност

и

к

анализу

стимулирова

ние

творческую

активность

в

поиске

решения

проблемы.

формирова

ние

умение

давать

большое

количество

идей

в

рамках

заданной

темы.

Метод

системного

анализа.

- формирование умения анализировать, обобщать и систематизировать.

Метод системного анализа позволяет:

знакомить

с

частями

предмета;

рассмотреть

предмет

в

динамике;

увидеть

предмет

одновременно

в

функциональном,

временном

и

структурном

аспекте.

Метод

фокальных

объектов.

Данный метод позволяет совершенствовать объект, применяя на него свойства другого объекта.

Цель МФО – установление ассоциативных связей с различными случайными объектами. Главная задача – развитие фантазии и словотворчества у детей.

Метод

синектики

.

Задачи:

развивать умение рассматривать объекты и ситуации с различных

точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных

педагогом

условий,

воспитывать

чувство

сопереживания,

взаимопонимания,

толерантности.

Типовые

приёмы

фантазирования.

Задачи:

формировать

диалектическое

мышление

развить конструктивные идеи ребенка, его фантазию, воображение, образного мышления;

изменять представления о некоторых особенностях предмета, снимать

стереотипы

сознания

развивать

речь

и

обогащать

словарь.

Коррекционная работа педагога по развитию речи предусматривает обязательное введение в образовательный процесс упражнений дыхательной, артикуляционной гимнастики, на развитие фонематического слуха, мелкой моторики, расширения активного и пассивного словаря, игр на формирование лексико-грамматического строя и словообразование.

Основные формы и методы работы с детьми, которые детям во многом помогут в развитии речи: игры, общение, учебно-игровые ситуации, чтение стихотворений, пение, организация экскурсий, труд, речевые и трудовые действия, развитие речи с использованием средства массовой информации, досуг.