"Методические подходы работы с детьми с ОВЗ"

Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ

Целью инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом) учреждении является полноценное развитие и самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном,

физическом, эмоционально-волевом развитии.

Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях.

Ориентиры построения системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и

социализацию при неравных возможностях.

Основные принципы инклюзивного образования:

по отношению к ребенку с ОВЗ – учащемуся общеобразовательного учреждения:

баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения - адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;

по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса:

триединство ориентиров - на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);

по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса:

принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;

по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ:

адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса

учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;

по отношению к системе образования города в целом:

оптимизация ресурсов городской системы образования (материально-технических, нормативно-методических, финансово-экономических, организационных) по созданию базовых общеобразовательных учреждений для

реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ вблизи места жительства;

поддержка инноваций в инклюзивном образовании; повышение психолого-педагогической культуры педагогического сообщества и общественности.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;

компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;

рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

адаптивная образовательная среда–доступность классов и других помещений учреждения(устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

адаптивная образовательная среда–оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);

адаптивная образовательная среда–коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

адаптивная образовательная среда–создание помещений (зон) для отдыха, восстановления работоспособности;

сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.