* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Методические рекомендации для педагогов-психологов

и учителей начальных классов

«Инновационные методы и формы работы

с родителями в начальной школе»

Данные рекомендации могут быть использованы педагогами-психологами и учителями начальных классов образовательных организаций в части взаимодействия педагогов с родителями обучающихся, а также для планирования и организации работы по обеспечению педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В период нового этапа реформирования образования в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и образовательного учреждения невозможно воспитать личность. Партнёрство семьи и школы является важнейшим условием в реализации воспитательных задач образования. Педагогу, занимающемуся обучением и воспитанием детей, нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса.

Одним из самых эффективных социальных институтов, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе, является семья. Семья формирует у ребёнка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека.

Работа с родителями обучающихся является важным направлением деятельности педагогического коллектива. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей к жизни и к труду.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями. Это взаимодействие должно быть направлено, в первую очередь, на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений.

Партнёрство семьи и образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения образовательных задач.

Среди многих функций, которые выполняет семья, важной является воспитательная. Однако катаклизмы, происходящие в обществе, и экономические трудности тормозят адаптацию семьи как социального института к новым условиям современности, негативно сказываются на её воспитательной роли. Очевидно, что сегодня семья не готова взять на себя всю ответственность за социализацию детей.

Современная семья не является изолированной микросредой: многоканальные связи соединяют её с обществом; различные внешние факторы влияют на её воспитательную функцию. Важное место здесь занимают образовательные учреждения, педагоги, которые благодаря профессиональному образованию обладают необходимыми психолого-педагогическими знаниями, профессиональными умениями и навыками, являются важной составляющей в педагогическом треугольнике "ребёнок-родители-учитель".

Важную функцию координации воспитательных действий семьи в современных условиях возложена на образовательное учреждение, и от того, как организована и реализована работа с родителями каждого образовательного учреждения и каждого его отдельного класса, в значительной мере зависит успешность процесса обучения и воспитания детей. Существенной по своей значимости задачей является широкое привлечение родителей, всех взрослых членов семьи к сотрудничеству с педагогическим коллективом, к активному участию в жизни образовательного учреждения, класса.

Установление и поддержка педагогического содействия "дети-родители-педагоги" должны выстраиваться на принципах взаимоуважения, доверия, ответственности и равноправном партнёрстве.

Основой такого содействия должно стать единство в отношении к ребёнку как к наивысшей ценности. Содержание педагогической деятельности учителя в указанном взаимодействии должно направляться на повышение готовности родителей к воспитанию детей, на осознание ими важности ответственного отцовства, на передачу всем взрослым членам семьи определённой психолого-педагогической, физиолого-гигиенической, правовой и другой информации, на формирование у них соответствующих практических умений и навыков.

Организацию работы с родителями в современном образовательном учреждении условно можно разделить на такие направления:

1) изучение семей учащихся, их воспитательного потенциала;

2) привлечение родителей, всех взрослых членов семьи к учебно-воспитательному процессу как равноправных участников, интеграция усилий и гармонизация взаимоотношений педагогического коллектива и общественности по созданию благоприятных условий для эффективной работы образовательного учреждения;

3) формирование педагогической культуры современной семьи и помощь родителям в их психолого-педагогическом самообразовании;

4) коррекция воспитательной деятельности семей с разным типом семейного неблагополучия.

Организация работы с родителями в образовательном учреждении — многоаспектная и имеет значительные педагогические возможности. Успех в организации работы с родителями в значительной степени зависит от личности и авторитета педагога, его профессионализма, высоких моральных, человеческих качеств, умения общаться с родителями, коллегами, детьми. Учитель начальных классов - это педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность с коллективом учащихся класса, их родителями, организацию и проведение внеурочной и культурно-массовой работы, способствующую взаимодействию участников учебно-воспитательного процесса в создании надлежащих условий для выполнения задач обучения и воспитания, самореализации и развития обучающихся.

Содержание работы по формированию педагогической культуры родителей можно определить как специально организованную деятельность по оказанию помощи современной семье в выполнении ею воспитательной функции. Немаловажная роль в этой работе отводится родительским собраниям, определяя их тематику и формы проведения.

Методологической основой этой деятельности является право каждого ребёнка на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и семейного благополучия. Формирование педагогической культуры родителей является частью социальной политики современного общества, поскольку ослабление института семьи — серьёзная проблема социальной политики государства.

Важная задача образовательного учреждения, учителя — помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей — не только создание гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми, но и их предпосылок: определенного образа жизни и доброжелательных взаимоотношений всех членов семьи.

Не нужно забывать педагогу о работе с неблагополучными семьями, о коррекции воспитательной деятельности семей с разным типом семейного благополучия или дисфункциональных, условия жизни в которых негативно влияют на развитие личности ребёнка. Коррекция воспитательной деятельности дисфункциональных семей должна начинаться с глубокого и содержательного изучения учителем условий жизни, быта, взаимоотношений между взрослыми и детьми, личности каждого из родителей, уровня их общей и педагогической культуры. Учителю необходимо не только выявить основную причину неблагополучия, но и его истоки, заложенные в личности родителей, других взрослых членов семьи, определить наиболее существенные ошибки в семейном воспитании и пути их устранения, то есть очертить возможности применения индивидуального подхода к членам таких семей на родительских собраниях, с обязательным соблюдением педагогического такта, доброжелательным отношением к родителям и детям, с учётом индивидуальных особенностей семьи, демонстрируя умение понимать трудности и невзгоды, с опорой на положительное в личности каждого взрослого и ребёнка, верой в возможность улучшения морально-психологического климата семьи при условии кропотливой работы, пониманием специфичности случаев семейного неблагополучия, затронуть проблемы и предложить обсудить их на родительских собраниях, чтобы наметить пути работы с такой семьёй.

Посещение семьи ребёнка

Посещение семьи ребёнка много даёт для ее изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребёнку домой - это прийти в гости. Получается, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, образа жизни, советы давать тактично, ненавязчиво.

Беседы

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том, и в другом случае чётко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации

Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей, имеющих одинаковые проблемы или успехи в воспитании. Целями консультации является усвоение родителями определённых знаний, умений; помощь им в решении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различные (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие).

Индивидуальные тематические консультации полезны как для педагога, так и для родителей. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребёнка. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию в вопросе конкретных форм родительского содействия.

В общении с родителями педагог должен проявить максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ними своих обязанностей в отношении ребёнка. Подход педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем сделать для её разрешения?». Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные проступки. Не найдя к ним верного подхода, педагог встретится с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.

Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Семинары-практикумы

Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективного решения педагогических ситуаций – своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-нибудь конфликтной ситуации, которая может сложиться в семье во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной ситуации. Эта форма работы даёт возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их.

Родительское собрание

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания, проблемы летнего оздоровительного периода и т.д.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит учитель, по другим можно предложить выступить педагогу-психологу, социальному педагогу, медицинскому работнику или другим приглашенным специалистам). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данного класса.

Предлагаем примерную тематику родительских собраний в начальной школе (Приложение 1).

Круглый стол

При проведении круглого стола с родителями целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов. Здесь можно показать родителям открытый (или в видеозаписи) урок с детьми, организовать выставку литературы для детей и родителей по проблеме. Предлагается раскрыть родителям сущность обучения, его специфику.

Родительские вечера

Родительские вечера проводятся в классе 1-2 раза в год или в присутствии детей или без них. Родительский вечер — это праздник общения с родителями, это праздник воспоминаний о собственном детстве и детстве своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые ставит жизнь перед родителями.

Главное, в ходе вечера родители должны учиться слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос

Педагогическая дискуссия

Это одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная черта диспута состоит в том, что он позволяет привлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, содействует выработке умений всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на полученные навыки и накопленный опыт. Успех диспута много в чём зависит от его подготовки. Ориентировочно за месяц участники должны ознакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой.

Самая ответственная часть диспута – проведение спора. Многое тут определяется поведением ведущих (им может быть педагог или же кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушать все выступления, предложить аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута – уважение к позиции и мнению любого из участников.

Темой диспута может быть любая спорная проблема семейного и школьного воспитания.

Во время дискуссии можно использовать такие методы, как постановка спорных вопросов, ознакомление родителей с результатами тестирования детей, предоставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций.

Необходимо дать возможность высказаться представителям разных мнений, предоставить слово специалистам, аргументировать верную позицию. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести как пример высказывания детей, продукты детского творчества, видеоролики и т.п. В конце следует подвести итоги.

Родительские ринги

Ринг – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе необходимо. Родительский ринг проводится для того, чтобы как можно больше количество родителей могли убедиться в правильности или же в ложности своих методов воспитания и провести «ревизию» своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании ребёнка они делают верно, а что не совсем уместно. Польза таких встреч состоит в том, что они позволяют исключить любые закулисные разговоры среди родителей о вопросах организации образовательного простора их детей, содержанию учебного и воспитательного процесса.

Наглядные формы работы с родителями

Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, материала на стендах, фотовыставки и др.

Родительские конференции

Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление даётся в начале, чтобы вызвать обсуждение. Конференция может проходить в рамках одного образовательного учреждения, но практикуются и конференции городского масштаба. Важно определить актуальную тему конференции. К конференции готовятся выставки детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу образовательных учреждений и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников, членов семей.

Семейные клубы

В отличие от родительских собраний, в основе которых учебно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьёй на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

"Родительская почта" и "Телефон доверия"

Это нетрадиционные формы общения с семьей. Учитывается занятость родителей. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов обучения и воспитания своего ребёнка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. «Телефон доверия» помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Успешность и эффективность взаимодействия образовательного учреждения с семьями обучающихся зависит от психолого-педагогической компетентности педагогов, их мотивационной и коммуникативной готовности к организации данной работы.

Учителю начальных классов необходимо так построить работу, чтобы основой профессионального сознания стала его внутренняя убеждённость в том, что, во-первых, семье принадлежит приоритетная роль в формировании личности ребёнка; во-вторых, каждая семья уникальна, поэтому необходим дифференцированный подход к повышению психолого-педагогической культуры. Это требует перестройки мотивационной сферы, профессионального мышления, коррекции поведения, причем не только в процессе воздействия извне, но и на основе самовоспитания, самообразования, педагогической рефлексии. Другими словами, необходим более высокий уровень профессионально-педагогической культуры, благодаря чему у педагога появится осознание необходимости деформирования и переформирования профессиональной деятельности на основе замены одних приёмов взаимодействия с родителями другими, овладения новой технологией общения с ними.

Диагностические методики учителя начальных классов

в работе с родителями

Современному педагогу необходимо знать интересы и увлечения обучающихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для решения данной проблемы классный руководитель может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности младшего школьника.

Что же именно должно стать предметом диагностики в начальной школе, что именно необходимо изучить для оценки эффективности воспитания? Какие направления в работе с классом должны стать приоритетными в современных условиях, чтобы воспитание было успешным? Диагностика должна быть направлена на изучение личности младшего школьника.

Можно выделить пять основных направлений работы классного руководителя с учениками начальной школы – здоровье, нравственность, интеллект, взаимодействие, семья.

Предлагаем наиболее приемлемые для практического использования диагностические методики по изучению семейных отношений в начальной школе. (Приложение 2)

 

Приложение 1

Примерная тематика родительских собраний

1 класс 

Младший школьный возраст и его особенности

Характеристика физиологических особенностей младшего школьника.

Развитие потребносте

й и форм общения с приходом ребё

нка в школу. Интересы, особенности развития воли и характера первоклассника.

Чтобы воспитывать и обучать, надо знать индивидуальные особенности ребенка. (Заполнение социального паспорта семьи.)

Как научить детей учиться

(Приглашается на собрание педагог-психолог)

Психология обучения

младшего школьника. Особенности

познавател

ьных процессов.

Содержание школьного образования в начальных классах.

Индивидуальные трудности в усвоении учебного материала.

Физическое воспитание школьника в семье и дома

Режим

дня первоклассника

. Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня.

Роль подвижных игр на свежем воздухе в укреплении здоровья детей.

Каждому занятию – определё

нный час. Памятка для детей и родителей

.

Игра и труд в жизни младших школьников

Игра и труд как виды деятельности младшего школьника. Педагогические требования к детскому труду в школе и дома.

Особенности программы по трудовому обучению в 1-м классе.

Труд школьников в семье. Их любимые занятия. Выставка

рисунков, поделок

.

Итоговое родительское собрание вместе с детьми

Чему мы научились за этот год. Дос

тижения класса и отдельных детей

.

Выставка рисунков, поделок и т.д.

Награждения.

Концерт.

2 класс

Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения

(Приглашается на собрание медицинская сестра)

Итоги медосмотра. Анализ состояния здоровья второклассников.

Влияние учебной деяте

льности в школе на организм ребё

нка. Признаки утомления. Правильная посадка. Предупреждение развития близорукости

у школьников.

Режим питания в школе и дома.

Воспитание нравственных привычек и культуры поведения

младших школьников

Методы и средства воспитания у младших школьников навыков и привычек культурного поведения в семье и школе.

Пример родителей – основное условие успешного воспитания культуры повед

ения у детей. Культура речи ребё

нка. Недопустимость в семье грубых слов и выражений.

Памятка детям «Как себя вести, чтобы и другим было приятнее и лучше жить».

Роль чтения в развитии младших школьников

(Приглашается на собрание библиотекарь)

Место книги в жизни ребё

нка. Руководство чтением в семье и в школе. Развитие интереса к чтению. Воспитание хорошего читательского вкуса.

Особенности восприятия детьми прочитанных книг. Беседы родителей

с детьми о прочитанных книгах. Помощь в н

акоплении словарного запаса ребё

нка.

Обзор и краткая характеристика де

тских книг для второклассников.

Принципы отбора книг для чтения.

Секретный мир наших детей

Свободно

е время школьника.

Ребенок на улице. «Интересные» места для игр

.

Как правильно организовать летний отдых детей.

Итоговое праздничное собрание

Подведение итогов  года по учебной и внеклассной работе.

Награждение учащихся и родителей.

Концерт. Игры. Чаепитие.

3 класс 

Особенности формирования личности

ребёнка в различные возрастные периоды

(Приглашается на собрание педагог-психолог)

Знание возрастных особенностей и индивидуальных различий детей – необходимое услови

е их воспитания в семье и школе.

Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность

и впечатлительность учащихся младших школьников.

Учебные цели и задачи на новый учебный год.

Воспитание коллективизма у обучающихся начальной школы

Психология отношений детей внутри класса. Формирование чувства коллективизма, воспитание дружбы и товарищества, чуткости и отзывчивости.

Анализ сочинений «Друг – это тот, кто…»

Взаимопомощь и взаимоуважение между младшими в семье и школе.

Роль семьи в воспитании детей

Психологический

климат в семье. Влияние на детей материально-бытовых условий, взаимоотношений между родителями.

Трудности и ошибки в семейном воспитании, их причины и пути ус

транения

.

Памятка родителям «Заповеди для родителей».

Методы воспитания в семье

Убеждение и требование как

средства организации жизни ребё

нка.

Поощрение и наказание.

Педагогические ситуации

.

Человек формируется с детства

Особенности формирования характера у младших школьников.

Особенности волевой деятельности и ее мотивации у детей младшего школьного возраста. Эмоционально-волевое воспитание.

Программа по самовоспитанию на лето. Помощь родителей в реализации этой программы.

Эстетическое воспитание в семье и школе

Связь эстетического воспитания с умственным, трудовым и физическим воспитанием в школе.

Роль родителей в приобщении детей к различным видам искусства. Занятость детей во внеурочное время.

Наше творчество. Выступление ребят, занимающихся в школе искусств, кружках и студиях.

4 класс

 Последний год обучения в начальной школе

Воспитательные и образовательные задачи на новый учебный год.

Современные взгляды на интеллектуальные возможности младшего школьника и его умственное развитие.

Роль семьи в умственном воспитании учащихся. Методика контроля родителями выполнения детьми домашних заданий.

Каким растёт Ваш ребёнок?

(Приглашается на собрание практический психолог)

Психология обучения и воспитания. Индивидуальные особенности школьников.

Нервные дети и их воспитание.

Что смотрят наши дети, и как это отражается на их психике и общем самочувствие.

Отец и мать – первые воспитатели

Союз любви и разума. Влияние личности родителей на воспитание детей.

Роль матери в семье. Роль отца в семейном воспитании. Особенности влияния отца на сыновей и дочерей.

Самовоспитание родителей – важнейшее условие совершенствования их личности.

Собрание для детей и родителей «Мама, папа, я – дружная семья»

Представление хобби родителей.

Презентация фирменных семейных блюд.

Совместные игры. Викторины. Чаепитие.

Итоговое праздничное собрание «Прощай, начальная школа»

Подведение итогов. Чему мы научились в начальной школе. Представление классного руководителя 5-го класса.

Демонстрация фильма «Первые шаги в школе» (участие детей в классных и общешкольных мероприятиях).

На долгую память (Записи пожеланий первой учительнице в альбом «Летопи

сь класса» родителями и детьми).

Приложение 2

Диагностические методики

Рисуночный тест «Я в кругу семьи»

Инструкция для учителя. Учитель просит младших школьников нарисовать на альбомном листе круглый стол, стулья по количеству членов семьи. Один стул нарисовать в стороне.

Инструкция для ученика. Представь, что вы собираетесь вечером за столом ужинать. Рассади всех членов семьи и себя за этим столом. Подпиши людей, которых ты нарисовал.

Учитель обращает внимание на то, где ребёнок нарисовал себя, каким цветом раскрасил своих родных.

Размер того или иного члена семьи говорит о том значении, которое имеет этот персонаж для ребёнка. Помещая одного из членов семьи выше остальных, ученик тем самым придаёт ему главный статус. Этот персонаж, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье.

Например, если ребёнок выше всех помешает своего младшего брата, то, по его мнению, он именно тот, кто управляет всеми остальными.

Ниже остальных ребенок склонен помещать того, чье влияние в семье минимально. Наименее значимый персонаж на рисунке изображается самым маленьким, рисуется в последнюю очередь и может помещаться в стороне от остальных. Такую фигуру школьник может перечеркнуть несколькими штрихами или стереть резинкой.

Ученик может выделить одного из членов семьи тем, что изображает его в какой-то особенной одежде, наделяет какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя, таким образом, себя с этим персонажем.

Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, страха, которое испытывает школьник по отношению к этому персонажу. И напротив, именно такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии.

Предпочтение к членам семьи выражается в том, ближе к кому из родителей нарисовал себя ребёнок, какое выражение лица прочитывается в фигурах родителей.

Дистанция между членами семьи – один из основных факторов, отражающих предпочтения ребёнка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции. Таким образом, наиболее близкие люди изображаются на рисунке ближе к фигуре ребёнка. Это же касается и других персонажей: те, кого ребёнок помешает на рисунке рядом, близки, по его мнению, и в жизни.

Если же ученик нарисовал себя за отдельно стоящим стулом, то это показатель отчуждённости, психологического дискомфорта. Ребёнок чувствует себя одиноким и отверженным в данной семье.

Таким образом, данный рисуночный тест помогает учителю узнать, каким ученик видит семью, родителей, себя, понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

Рисуночный тест «Семья»

Взрослый просит учащихся на листочке в столбик написать членов его семьи. Рядом нарисовать прямоугольник и закрасить его цветом, показав своё отношение к родным людям.

Если ученик использует тёплые цвета (красный, жёлтый, оранжевый и др.), то это показатель жизни, солнца, огня, цвет сердца, олицетворение радости и счастья, умиротворённости и чувства безопасности.

Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю, эмоциональную привязанность человека. Можно наблюдать идентификацию испытуемого с фигурой, нарисованной этим цветом. Значениями фиолетового являются также стремление к духовному контакту.

Черный и серый цвета выражает подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность, страх и боязнь по отношению к близким людям.  
Понимание важности выбора цвета и его психологического значения даёт учителю много дополнительной информации. Однако, если у вас некоторые цвета вызывают сомнение, то при разговоре с учеником можно выявить отношение школьника к членам своей семьи.

Тест для младших школьников

Каждый ученик получает листок с неоконченными предложениями и в течение 10 минут выполняют данную работу.

Инструкция для младших школьников. Закончите приведённые ниже предложения.

1. Мне бывает очень радостно, когда....

2. Я очень грущу, когда....

3. Мне бывает страшно, когда...

4. Мне бывает стыдно, когда...

5. Я очень горжусь, когда...

6. Я сержусь, когда....

7. Я бываю очень удивлён, когда...

Опрос детей «Моя семья»

Учитель предлагает младшим школьникам написать на листочках ассоциации, которые возникают у них при словосочетании «твоя семья».

Если ученик называет «положительные» ассоциации (дом, солнце, море и др.), то в семье всё благополучно. Ученик чувствует тепло и заботу со стороны родителей.

«Отрицательные» ассоциации (пожар, монстры и др.) должны вызвать тревогу со стороны учителя.

Т

ест для родителей

«

Мера заботы о ребёнке

»

Для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребёнку можно предложить родителям выполнить следующий тест.

Инструкция. Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.

Шкала оценок

1 - категорически не согласен;

2 - мне трудно с этим согласиться;

3 - может быть, это и верно;

4 - совершенно верно. Я с этим согласен.

Утверждения теста

1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребёнок, чтобы помочь ему в их преодолении.

2. Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьёй.

3. Маленького ребёнка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.

4. Если ребёнок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.

5. Ребёнок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.

6. Воспитание ребёнка - труд тяжёлый и зачастую неблагодарный.

7. У ребёнка не должно быть тайн от родителей.

8. Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально.

9. Любовью родителей ребёнка не испортить.

10. Родители должны ограждать ребёнка от негативных сторон реальной жизни.

11. Главное, чем должен заниматься ребёнок - это учёба. Всё остальное в доме в состоянии сделать родители.

12. Мать - главное лицо в доме.

13. Семья должна жить под девизом: «Всё лучшее - детям!»

14. Защитить ребёнка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.

15. Родители должны помочь ребёнку в определении круга его друзей и приятелей.

Итоги

40 баллов и выше - все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребёнка были надёжно защищены. Однако, это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребёнок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.

25-40 баллов - вы заняли верную позицию в воспитании своего ребёнка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.

Меньше 25 баллов - вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребёнка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.

Методика «Незаконченные предложения»

Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и обучающихся (3-4-х классов). Обучающиеся и родители дают ответы на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребёнка.

Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с обучающимися.

Предложения для обучающихся:

- Школа для меня - это...

- Класс, в котором я учусь, - это...

- Учителя для меня - это люди, которые...

- Мои одноклассники - это...

- Уроки для меня - это...

- Предметы, которые мне нравятся, - это...

- Предметы, которые мне не нравятся, - это...

Предложения для родителей:

- Школа, в которой учится мой ребёнок, - это...

- Класс, в котором учится мой ребёнок, - это...

- Одноклассники моего ребёнка - это...

- Выполнение домашних заданий для моего ребёнка - это...

- Учебные предметы, нравящиеся моему ребёнку, - это...

- Предметы, которые не нравятся моему ребёнку, - это...    

      Данные диагностические методики помогают учителю глубже понять не только стиль воспитания в семье, внутреннее состояние ребёнка, но и вовремя среагировать на изменения в поведении школьника.

Литература:

Галина А.И.,

Головнева

Н.А. «Формы и методы взаимодействия учителя

с родителями младших классов», 2015 г.

Кощиенко

И.В. «Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема». Проблема педагогики и психологии, 2011. - № 1.

Сластенин

В.А. Дидактика. – М.: Академия, 2004.

Цацыбин

С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч) // Издательство «Учитель», Волгоград, 2004.