Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ?Центр внешкольной работы ?Подросток? Методические рекомендации Игровой метод в развитии музыкально-организаторских способностей детей младшего школьного возраста в детском хоре Автор-составитель: Щетинкина Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Оренбург 2023 Аннотация: Методические рекомендации ?Игровой метод в развитии музыкально-организаторских способностей детей младшего школьного возраста в детском хоре? предназначены для педагогов дополнительного образования и направлены на воспитание всесторонне развитой личности, эстетического вкуса и любви к музыке; на развитие творческих интересов и способностей детей. Предусматривают формирование музыкально-организаторского интереса и познавательной деятельности. СОДЕРЖАНИЕ Введение3 Глава I. Игровой метод - основной метод на I этапе формирования музыкально-организаторских способностей младших школьников в условиях детского хора в системе дополнительного образования5 Глава II. Обобщение опыта работы по данной проблеме 6 Заключение17 Литература18 Введение Вопрос развития музыкально-организаторских интересов учащихся - сложный и мало изученный. Он включает в себя целый ряд смежных проблем. Мы затронем лишь те, которые связаны с начальным периодом становления организаторских интересов и навыков у младших школьников. Под музыкально-организаторским интересом мы понимаем стремление человека передать свои знания окружающим и этим принести пользу обществу. Данное понятие имеет две стороны содержания: 1) интерес к получению знаний, самовыpажение; 2) интеpес к pаботе с людьми, к общению в коллективе, к оpганизатоpской деятельности. Становление личности человека происходит в период школьного обучения. Значит и такое важное ее качество как организаторский интерес необходимо формировать со школьной скамьи. Но когда именно ? Опыт подсказывает, что формирование и развитие нужных для этой деятельности качеств, навыков и умений в подростковом возрасте поздно. Из-за упущенного времени подростков приходится скорее перевоспитывать, чем воспитывать в нужном направлении. В то же время, "... поскольку в 7-8 лет дети еще не имеют стойких сформировавшихся интересов, задача состоит именно в их воспитании, а не в перевоспитании, что подчас требуется в отношении более старших ребят". Конечно, формирование основ музыкально-организаторского интереса младших школьников имеет свои особенности. На первом этапе формируется скорее потребность, основанная на некоторых природных инстинктах и потребностях детей , потому что музыкально-организаторский интерес, как интерес большого этического содержания, опирающийся в своем формировании на достаточный социальный и интеллектуальный опыт личности, - явление, возможное в полной мере лишь в более старшем возрасте. В разработке методики формирования основ музыкально-организаторского интереса у младших школьников мы учитывали специфические возможности и особенности психического развития учащихся этого возраста, такие как заинтересованность в совместной работе, интерес к "взрослой" жизни и т.п. Эти особенности проявляются в увлечённом отношении к игре, которое в свою очередь является характернейшей особенностью детей данного возраста. И вместе с тем дети хотят, чтобы все в их жизни было "настоящим", таким, как у взрослых, хотят быть участниками "взрослой" жизни. Глава I. Игровой метод - основной метод на I этапе формирования музыкально-организаторских способностей младших школьников в условиях детского хора в системе дополнительного образования. Через игру ребенок познает жизнь, мир явлений общественной жизни, формы общения в коллективе. С помощью игры он легче воспринимает и усваивает моральные нормы, так как игра для ребенка - это доступная ему форма активной деятельности. Как ученик ребенок может быть и невнимателен, неусидчив и не с полной отдачей работает на уроке. Но, выполняя какую-либо роль в творческой игре, он приобретает многие положительные качества. "Целый ряд качеств можно воспитать игрой, которая имеет громадное значение с воспитательной точки зрения". (3, с.509). Поэтому, если игра становится ценным методом воспитания в любом педагогическом процессе, то в музыкальной педагогике игра особенно важна, так как к музыкально-организаторской деятельности ребенок еще не подготовлен. Но потребность в "организаторской миссии" он часто испытывает. Об этом говорит тот факт, что самые любимые игры детей - " в кого -нибудь" (в больницу, школу, библиотеку, семью и т.п.). В этих сюжетных ролевых, подражательных играх проявляется некоторое природное при страстие малышей к организаторству В процессе общего музыкального образования детей, в частности на хоровой репетиции, мы использовали их стремление к ролевым играм и сделали игровой метод основным методом на первом этапе формирования музыкально - организаторского интереса учащихся. Разыгрывая определенную роль и участвуя в определенной ситуаци, ребенок переживает разыгрываемые события, добровольно вступает в отношения с окружающими, совершает довольно трудные действия, которые в обычной обстановке кажутся ему непривлекательными или недоступными. При этом он, увлекаясь игрой, проявляет активность, организаторские способности, волю, находчивость, эмоциональность, артистизм, он как бы перевоплощается под воздействием игровой роли. "В коллективных играх вырабатываются дети - организаторы, дети - вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других". (3, с.57). Глава II. Обобщение опыта работы по данной проблеме. В построении игровых ситуаций и разработке игровых методов мы исходили из игр, типичных для детей 7-9 лет: на бытовые сюжеты, на сюжеты из жизни детей, на профессиональные сюжеты, на сюжеты сказок. Так, например, через весь первый год обучения в хоре проходит игра "музыкальная сказка", которую мы начинаем обычно на втором или третьем уроке. Эта игра вызывает интерес к хору и способствует развитию очень многих способностей, качеств: помогает развить инициативу малышей, фантазию, общение в коллективе, речь, дирижерские навыки, смелость, управленческую и педагогическую волю, артистические качества и т.д. Эта же игра очень эффективна и в учебно-музыкальном отношении: помогает развить "гудящих учеников", научить воспроизводить сыгранные на фортепиано или спетые звуки, отрабатывать отдельные певческие интонации. Вот описание этой игры, ее постепенного "наращивания в течение ряда занятий". Предупредив детей, что эта сказка не простая, а музыкальная, мы начинаем примерно так: - Пошли дети в лес за грибами и перекликается, чтобы не потеряться: "Ау !" (интонация идет вверх, например, ми-ля первой октавы). А дятлы им отвечают: "тук-тук-тук" ( на одном звуке, например, соль- первой октавы). Все подпевки дети поют вслед за учителем без сопровождения в процессе изложения рассказа по дирижерским жестам, одновременно показывают высотность рукой. Затем рассказ продолжается. - Наш рассказ - не простой, а музыкальный, поэтому все птицы, звери и люди в нем не говорят, а поют, то есть тянут звуки, тянут гласные. Даже дятел стучит по дереву очень напевно, мягко, музыкально. Попробуем так спеть... - А потом дети услышали, как поет кукушка: "Ку-ку" (интонация малой терции вниз, например, до второй - ля первой октавы). А потом они чуть не наступили на гнездышко воробья. Он, испугавшись, начал петь очень жалобно, тревожно, взволнованно: "Чик-чирик" (малая секунда вверх и обратно, например, си первой - до второй - си первой октавы). "Пение воробья" пригодится в будущем при прохождении полутона. - Но дети успокоили его: "Все спокойно" (большая терция вниз, например, ля-ля, фа-фа первой октавы). И чтобы воробей действительно успокоился, мальчики и девочки пели очень плавно, связно, протяжно, спокойно. И даже рукой показывали. Давайте споем, как они пели и изображали рукой такое плавное, протяжное звучание... - Придумайте, каких еще птиц, а может быть и зверей могли услышать дети в лесу.Кто-то скажет, например : "Ворону". Мы предлагаем спеть за нее "Кар-кар-кар" (чистая кварта вверх -до,до,фа правой октавы). А дети ей отвечают: "Все спокойно, все спокойно" и даже добавляют: "Мы идем домой" (ля-ля-фа-до-фа первой октавы). На следующем занятии мы повторяем сказку и добавляем еще какие-либо персонажи. - Запомните весь рассказ, так как на следующей репетиции кто-нибудь из вас его расскажет (проведет игру самостоятельно). А дома придумайте продолжение "сказки" и каких-нибудь новых музыкальных птиц и зверей. В следующий раз два-три желающих рассказывают "Сказку", став к хору лицом, в нужные моменты дают тон и дирижерскими жестами помогают хору спеть попевку. Учитель помогает "рассказчикам", особенно в подаче тона хору. Кто либо из детей добавляет еще одного "музыкального зверя" и вариант его пения. Другие учащиеся тоже поют подходящие, по их мнению, попевки, а хормейстер выбирает наиболее удачную. Продвинувшись в своем вокально-интонационном развитии в целом, они стали предлагать варианты попевок, из которых мы выбирали наиболее подходящие в связи с задачей последовательного моделирования интонаций. Так мы ввели модели: интонация мажорного и минорного трезвучия, поступенного звучания трех и пяти ступеней мажора и минора, всех интервалов, включая большую сексту, хода "доминанта - тоника" и другие. Кроме того, мы постепенно развивали и "правила" игры. "Музыкальная сказка": ее стали проводить "рассказчики", затем к ним присоединились "дирижеры" и организаторы, а позже мы, как один из вариантов проведения игры, стали разыгрывать ее в лицах. Постепенно удалось сломать боязливость, застенчивость, скованность детей, значительно развить их фантазию, образное мышление, эмоциональную сферу, артистические и речевые способности. Хористы перестали бояться коллектива, увереннее и, главное, с большим интересом управляли им. Например, игра "Птичка на ветках" родилась так: желая начать изучение первых трех ступеней мажорного лада (это было на второй репетиции), педагог спел на гласном Ю три звука подряд сверху вниз (как бы 3-2-1 ступени мажора - ля, соль, фа первой октавы). Дети сказали: "Вы по ступенькам спускались вниз", показали рукой (ладонью) эти ступени (их высотное соотношение). Затем мы тренировали пение трех звуков с показом высотности рукой, отрабатывая поступенность движения, вверх и вниз, повторение одного и того же звука (скачки пока не показывали). После этого было предложено кому либо из желающих заменить учителя: ученик стоял лицом к хору, показывал эти же три ступени подряд вверх и вниз с повторами, а весь хор пел, выполняя требования "педагога" и показывая вслед за ним исполняемые ступеньки. На следующем уроке мы повторили это упражнение: пели три звука на слог ма с показом всеми детьми высотности рукой вслед за хормейстером. Когда стали петь это упражнение без сопровождения, у детей получалось довольно фальшиво. Тогда мы просили придумать игру. Учащиеся предложили: "На дереве три ветки; по ним скачет птичка. Вот она на первой ветке, а вот прыгнула на вторую (тут же по ходу рассказа, все поется), а теперь на третью. А потом ей там не понравилось, и она стала прыгать обратно. На второй ветке ей нравится больше всего, она на ней прыгает еще и еще раз, а вот села" и т.д. При таком варианте упражнения дети стали петь гораздо точнее, чище. И в последствии эта игра оказалась одной из наиболее любимых. Такая подготовка очень нравится, а нам важно, что в это время у детей более интенсивно начинает работать внутренний слух, мышление, память. Затем хор под управлением все такого же ученика - "педагога" поет нужные ступени, на слог ма/ле (но, позже и с закрытым ртом). Причем, учащиеся следят и за собственным пением (дыхание, артикуляция, унисон, ансамбль), и за выполнением "педагогом" дирижерских правил (показ коллективу внимания, дыхания, одновременного окончания пения). После этого первый ученик поет попевку с показом ступеней или цифрами: раз-два-три-раз. Весь хор анализирует, верно ли были услышаны и спеты ступени этого устного диктанта. У младших школьников развита склонность к подражанию. Мы используем эту особенность, на которой фактически построены разнообразные "игры в учителя", которые мы вводим во все разделы занятий. Дети "сами" проводят распевания, игры, разучивают песни, работают с пособиями, составляют концертные программы выступлений, предлагают темы концертов - лекций, шефствуют над новыми участниками хора, организуют всю деятельность коллектива. Все дети поочередно выступают в роли педагога. Младшие школьники не стесняются играть в присутствии взрослых, исполняют свои роли с чисто детской непосредственностью. Это их качество подтверждает мысль о значимости игрового метода в воспитании у них основ организаторских способностей, так как дети этого возраста без труда соглашаются на роль учителя, дирижера, руководителя хора, артиста, исполнителя, лектора, репортера, организатора, шефа, конферансье и т.п. Более того, их увлекают эти роли. В результате родились такие игры, как "Лекторы", "Индивидуальное исполнительство", "Репортеры" и другие. Игра "ЛЕКТОРЫ". Объяснив значение слова "лектор", полезность и увлекательность деятельности лекторов, рассказав о качествах, которыми они должны обладать, мы предлагаем учащимся дома рассказать об одном из композиторов, знакомом по занятиям в хоре ("домашняя лекция"), то есть учить, просвещать своих родителей, сестер, братьев, соседей и сделать это так, чтобы им было интересно. Затем создаем игровую ситуацию лекционного зала на репетиции и предлагаем нескольким желающим провести на уроке "коллективную лекцию". Позже уже один ребенок "лектор" (с помощью всего хора и в сочетании с музыкальными иллюстрациями и показом портретов композиторов) рассказывает о композиторе, произведениях, средствах музыкальной выразительности и т.п. Темы подбирают "сами" учащиеся из числа пройденных на занятиях. Например, во втором полугодии хористы уже могут провести короткие "лекции" о П.И.Чайковском, Р.Шумане, Н.Римском - Корсакове, В.Моцарте, Э.Григе, Д.Кабалевском, З.Левиной, Т.Попатенко, а также на темы: "Народная песня", "Изобразительность в музыке", "Сказочность в музыке", "Природа в музыке", "Средства музыкальной выразительности", "Как организовать репетицию хора", "Как составить концертную программу хорового коллектива", "Правила пения". Безусловно, вся "лекция" малыша состоит из нескольких предложений, но зато они придуманы самостоятельно, ребенок, как правило, умеет держать себя, говорить внятно и достаточно выразительно, задавать вопросы и организовывать показ музыкальных и других иллюстраций по ходу своей "лекции". Иногда мы используем метод предварительной подготовки детских лекций, сочетаем эти "Лекции" с играми "Карточки", "Концерт по заявкам"; "Песенник"; "Книга композиторов"; ""Условное дирижирование", "Угадайка"; "Музыкальный альбом" и другие. Лучшие "лекторы" выступают на открытых уроках для родителей, на концертах - лекциях и праздниках, которые хорошисты проводят для детей подшефного детского сада и учащихся первых классов общеобразовательной школы. Заключение. Методика, рассчитанная на формирование отдельных черт характера и развитие некоторых способностей, нужных будущему организатору, становится продуктивной и для основных целей, стоящих перед хоровым обучением. Игра привлекает постоянно к себе внимание педагогов и психологов как своеобразное и неповторимое явление, имеющее особое значение в развитии ребенка и формировании его личности. Игра - своеобразная форма отношения детей к окружающему, форма освоения явлений жизни. Постепенно удалось сломать боязливость, застенчивость, скованность детей, значительно развить их фантазию, образное мышление, эмоциональную сферу.Хористы перестали бояться коллектива, увереннее и, главное, с большим интересом управлять им. Умение организовать серьезные дела придает ребенку силы, уважение к себе, способствует развитию интереса к музыке и к общественно-полезной деятельности. Игра в дирижера, руководителя хора, артиста, исполнителя побудила у детей в дальнейшем желание поставить музыкальный спектакль, где каждый смог проявить свои творческие способности. Наиболее талантливые дети определили свою будущую специальность, как специальность руководителя хорового коллектива, так например, выпускники хора Бучнева Таня, Коннова Марина, Кучер Нина закончили Оренбургское музыкально-педагогическое училище и работают в системе дополнительного образования. Литература. Алиев И. Хоровое пение в школе. – М, 2005. Апраксина О.А. Современный ребенок и музыка.- М, 2009. Агафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-Л., 2006. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика.- М., 2001. Блинова М.Т. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности.- М.: "Просвещение", 2004. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М., 2008. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка.- М.: Просвещение, 2008. Выготский Л.С. Воображение и творчество.- М., 2010 Гарбер Л.А. Воспитание на уроках пения в начальных классах.- Л., 2000. Глебов И. Хоровое пение в школе.-Л., 2006. Грозденская Н.Л. Слушание музыки в начальной школе.- М., 2002. Зак А.З. Умственное развитие.-М., 2007. Рогов. Настольная книга практического психолога.- М., 2006. Чистякова. Психодиагностика. – М., 2008. 21. Эльконин, Давыдов Д.Б. Развивающее обучение.- М., 2010. 1 3
Игровой метод развития музыкально-организаторских способностей детей младшего школьного возраста в детском хоре