Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №2»
Миасского городского округа
Открытый урок
Тема: «Дымковская игрушка»
Преподаватель отделения «ИЗО»
Векшина Дарья Андреевна
Миасс 2023 г.
Предмет: «Беседы об искусстве и скульптура»
Класс: 1 ДПП
Форма урока: комбинированный (урок ознакомления с новым материалом, применения знаний и умений, урок-практикум)
Цели урока: ознакомление учащихся с историей развития, технологией производства и декоративными особенностями глиняной игрушки из Дымково. Развитие творческих способностей, познавательного интереса и практических навыков учеников в процессе создания глиняной игрушки.
Задачи урока
1. Обучающая: Познакомить детей с новым для них народным промыслом - дымковская игрушка. Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).
2. Развивающая: Освоить простейшие элементы филимоновской росписи - полоски, “елочки”, кружочки. Научить анализировать символику росписи Дымковской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла. Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.
3. Воспитательная: Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Оборудование для учащихся
• модель для раскрашивания «Дымковская игрушка»
• краски
• кисти
• баночка для воды
• лист бумаги
• салфетка
• простой карандаш
Оборудование для учителя
• ПК, экран
• презентация по темекая «Дымковская игрушка»
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный и исследовательский.
Наглядно-демонстрационный материал: видеопрезентация, дымковские игрушки, эскизы.
План проведения урока:
Организационный этап-1 мин.
Сообщение темы урока, целей и задач.- 1 мин.
Объяснение нового материала в форме видеопрезентации-
9-
10 мин.
Закрепление полученных знаний в форме творческо
й практической деятельности -
25
мин.
Анализ выполненных работ, подведение итогов – 3 мин.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! ( Все рассаживаются по местам).
Сегодня
у нас с вами необычный урок: мы с Вами не только узнаем историю создания глиняной игрушки, но и раскрасим ее, согласно древне-русским традициям.
Узнаем, что означают полоски, “елочки”, кружочки, а также главные цветра дымковских игрушек.
Вы почувствуете себя настоящими народными мастерами.
3. Изучение нового материала. Беседа об истории развития промысла и
традиционном орнаменте дымковской игрушки.
Распространенные игрушки - свистульки. Она является звуковой игрушкой.
Много веков назад у наших предков-язычников свистулька вовсе не была детской забавой, ее использовали как магический инструмент для связи с духами, чтобы, например, попросить у неба дождя в летнюю жару. Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег.
Сегодня мы познакомимся с удивительно красивой глиняной игрушкой - дымковской, узнаем как ее расписывают, что обозначает орнамент на игрушках и сами побудем дымковскими мастерами.
В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны деревнимоновоя Дымково.
Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веков.
Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки.
Место, где он поселился, прозвали Дымково. Есть даже сказка про него: шёл дед по дороге, с горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её в руках -получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка.
Так с тех пор и повелось «глиняное дело».
Дымковские игрушки - это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пегмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она практически черная. Добывают её в карьере на глубине. 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего ультрамарин более насыщен. Глина - природная массозаготовка. С ней ничего не надо делать. Её взял размочил, перемял как тесто и лепишь.
Глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, "подтягивают”, выравнивая ее поверхность. "Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях
Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи.
Главное, что поражает при взгляде на дымковскую игрушку, - ее смелая роспись. Расписывать дымковскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно-ядовитыми.
До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно» - говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка -ложится чисто и ровно.
Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками —желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый — получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый.
Роспись строится по традиционной схеме:
- сначала накладывают желтые полосы и пятна;
- потом их обводят красным;
- затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.
Лимонка, малинка, зеленка - так ласково называют мастерицы свои краски,
красный - символ земли, силы духа, огня и красоты
желтый - цвет солнца и воздуха
зеленый - цвет листвы и возрождения >
Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера - это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников- с магической символикой.
В дымковской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца - очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды - полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.
Игрушка выжила и дошла до наших времен и вот сейчас её лепят в Одоеве совсем немного людей. Сейчас в промысле работает потомственная мастерица, Народный мастер России Елена Алексеевна Орлова. Умение делать дымковскую игрушку у Елены Алексеевны - наследственное: мастерством, владела ее бабушка Анна Иосифовна Дербенева, мама Масленникова Валентина Николаевна и многие родственники
4. Объяснение последовательности росписи.
Вопрос: Посмотрите внимательно на игрушки. Какие цвета используются в росписи?
Для росписи мастерицы берут желтые, красные, зеленые цвета. А также синий и фиолетовый цвет, которым чаще расписывают кафтанчики и у животных и у птиц Лимонка, малинка, зеленка - так ласково называют мастерицы свои краски. Каждая игрушка имеет неповторимый узор.
Практическая работа. Поэтапная роспись.
Вот и мы попробуем стать настоящими народными мастерами и расписать нашу модели. Вы будете украшать изделие. Перед вами находятся таблички с элементами дымковской росписи. Они помогут вам во время работы. Соблюдайте порядок на рабочем месте. Помните:
Работайте аккуратно, старайтесь. Ведь не зря народные мастера говорили:
«Какие труды, такие и плоды».
А чтобы работа ваша лучше спорилась, я включу вам музыку.
Приступаем к росписи.
1) Первым этапом игрушку «желтят». По белому фону обожжённой игрушки наносят первый цвет - жёлтый.
2) Берем кисть №3, начинаем роспись с центра игрушки, наносим фрагмент солнышка, дуга и пять «лучиков» - прямых, три прямые (краску наносим от центра к краю), две широкие полоски. Стараемся чтобы их контур был ровным. Завершаем работу желтым цветом. Хорошо промываем кисточку.
3) Дальше берем красный цвет (малиновый) Берем тонкую кисть №1. Линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого
4) Теперь берем зеленый цвет. Линии тонкие. Кисть №1. Роспись ведётся между красными линиями. Наносим тонкие линии.
5. Итог урока
Рефлексия.
- Почему игрушка называется дымковской?
- В чем особенность дымковких игрушек? (Вытянутое тело, расписывают по обожжённой белой глине, особые элементы - символы: солнца, воды, плодородия и земли.)
- Какие цвета традиционны при росписи игрушки? (Красный, зеленый, желтый,).
i :