* {font-family: Calibri; font-size: 10pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {text-align: left; margin-top: 0pt; margin-bottom: 0pt;} .toc 2 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 4 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 6 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 7 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .footer {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Endnote {font-family: 'XO Thames'; font-size: 11pt;} h3 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 13pt; font-weight: bold;} .heading 3 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 13pt; font-weight: bold;} .toc 3 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} h5 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 11pt; font-weight: bold;} .heading 5 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 11pt; font-weight: bold;} h1 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .heading 1 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Footnote {font-family: 'XO Thames'; font-size: 11pt;} .toc 1 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt; font-weight: bold;} .Header and Footer {font-family: 'XO Thames'; font-size: 10pt;} .toc 9 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 8 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 5 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Subtitle {font-family: 'XO Thames'; font-size: 12pt; font-style: italic;} .Title {font-family: 'XO Thames'; font-size: 20pt; font-weight: bold; text-transform: uppercase;} h4 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .heading 4 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} h2 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt; font-weight: bold;} .heading 2 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt; font-weight: bold;}

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №2»

Миасского городского округа

Открытый урок

Тема: «Дымковская игрушка»

Преподаватель отделения «ИЗО»

Векшина Дарья Андреевна

Миасс 2023 г.

Предмет: «Беседы об искусстве и скульптура»

Класс: 1 ДПП

Форма урока: комбинированныйрок ознакомления с новым материалом, применения знаний и умений, урок-практикум)

Цели урока: ознакомление учащихся с историей развития, технологией производства и декоративными особенностями глиняной игрушки из Дымково. Развитие творческих способностей, познавательного интереса и практических навыков учеников в процессе создания глиняной игрушки.

Задачи урока

1. Обучающая: Познакомить детей с новым для них народным промыслом - дымковская игрушка. Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).

2. Развивающая: Освоить простейшие элементы филимоновской росписи - полоски, “елочки, кружочки. Научить анализировать символику росписи Дымковской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла. Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.

3. Воспитательная: Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование для учащихся

модель для раскрашивания «Дымковская игрушка»

краски

кисти

баночка для воды

лист бумаги

салфетка

простой карандаш

Оборудование для учителя

ПК, экран

презентация по темекая «Дымковская игрушка»

Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный и исследовательский.

Наглядно-демонстрационный материал: видеопрезентация, дымковские игрушки, эскизы.

План проведения урока:

Организационный этап-1 мин.

Сообщение темы урока, целей и задач.- 1 мин.

Объяснение нового материала в форме видеопрезентации-

9-

10 мин.

Закрепление полученных знаний в форме творческо

й практической деятельности -

25

мин.

Анализ выполненных работ, подведение итогов – 3 мин.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! ( Все рассаживаются по местам).

Сегодня

у нас с вами необычный урок: мы с Вами не только узнаем историю создания глиняной игрушки, но и раскрасим ее, согласно древне-русским традициям.

Узнаем, что означают полоски, “елочки, кружочки, а также главные цветра дымковских игрушек.

Вы почувствуете себя настоящими народными мастерами.

3. Изучение нового материала. Беседа об истории развития промысла и

традиционном орнаменте дымковской игрушки.

Распространенные игрушки - свистульки. Она является звуковой игрушкой.

Много веков назад у наших предков-язычников свистулька вовсе не была детской забавой, ее использовали как магический инструмент для связи с духами, чтобы, например, попросить у неба дождя в летнюю жару. Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег.

Сегодня мы познакомимся с удивительно красивой глиняной игрушкой - дымковской, узнаем как ее расписывают, что обозначает орнамент на игрушках и сами побудем дымковскими мастерами.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны деревнимоновоя Дымково.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веков.

Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки.

Место, где он поселился, прозвали Дымково. Есть даже сказка про него: шёл дед по дороге, с горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её в руках -получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка.

Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Дымковские игрушки - это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пегмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она практически черная. Добывают её в карьере на глубине. 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего ультрамарин более насыщен. Глина - природная массозаготовка. С ней ничего не надо делать. Её взял размочил, перемял как тесто и лепишь.

Глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, "подтягивают, выравнивая ее поверхность. "Подтягивать и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях

Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи.

Главное, что поражает при взгляде на дымковскую игрушку, - ее смелая роспись. Расписывать дымковскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно-ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно» - говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка -ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками —желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый.

Роспись строится по традиционной схеме:

- сначала накладывают желтые полосы и пятна;

- потом их обводят красным;

- затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка - так ласково называют мастерицы свои краски,

красный - символ земли, силы духа, огня и красоты

желтый - цвет солнца и воздуха

зеленый - цвет листвы и возрождения >

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера - это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников- с магической символикой.

В дымковской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца - очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды - полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

Игрушка выжила и дошла до наших времен и вот сейчас её лепят в Одоеве совсем немного людей. Сейчас в промысле работает потомственная мастерица, Народный мастер России Елена Алексеевна Орлова. Умение делать дымковскую игрушку у Елены Алексеевны - наследственное: мастерством, владела ее бабушка Анна Иосифовна Дербенева, мама Масленникова Валентина Николаевна и многие родственники

4. Объяснение последовательности росписи.

Вопрос: Посмотрите внимательно на игрушки. Какие цвета используются в росписи?

Для росписи мастерицы берут желтые, красные, зеленые цвета. А также синий и фиолетовый цвет, которым чаще расписывают кафтанчики и у животных и у птиц Лимонка, малинка, зеленка - так ласково называют мастерицы свои краски. Каждая игрушка имеет неповторимый узор.

Практическая работа. Поэтапная роспись.

Вот и мы попробуем стать настоящими народными мастерами и расписать нашу модели. Вы будете украшать изделие. Перед вами находятся таблички с элементами дымковской росписи. Они помогут вам во время работы. Соблюдайте порядок на рабочем месте. Помните:

Работайте аккуратно, старайтесь. Ведь не зря народные мастера говорили:

«Какие труды, такие и плоды».

А чтобы работа ваша лучше спорилась, я включу вам музыку.

Приступаем к росписи.

1) Первым этапом игрушку «желтят». По белому фону обожжённой игрушки наносят первый цвет - жёлтый.

2) Берем кисть 3, начинаем роспись с центра игрушки, наносим фрагмент солнышка, дуга и пять «лучиков» - прямых, три прямые (краску наносим от центра к краю), две широкие полоски. Стараемся чтобы их контур был ровным. Завершаем работу желтым цветом. Хорошо промываем кисточку.

3) Дальше берем красный цвет (малиновый) Берем тонкую кисть 1. Линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого

4) Теперь берем зеленый цвет. Линии тонкие. Кисть 1. Роспись ведётся между красными линиями. Наносим тонкие линии.

5. Итог урока

Рефлексия.

- Почему игрушка называется дымковской?

- В чем особенность дымковких игрушек? (Вытянутое тело, расписывают по обожжённой белой глине, особые элементы - символы: солнца, воды, плодородия и земли.)

- Какие цвета традиционны при росписи игрушки? (Красный, зеленый, желтый,).

i :