Компетентностно-ориентированные задачи (задания)

Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества №2 города Орла»

Методические рекомендации

Компетентностно-ориентированные задания для обучающихся

Составитель: педагог Макарова Н.Н.

г.Орёл 24г.

Сегодня, на современном этапе образования акцент делается на развитие самостоятельности учебных действий учащихся. Требования, предъявляемые к выпускнику, предполагают не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и разными способами деятельности, которые являются основой ключевых компетентностей.

 

В стандартах нового поколения отмечается, что результатами освоения основных общеобразовательных программ должны стать компетентности, среди которых значительную роль играет метапредметная компетентность, определяющая универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного пространства, так и в реальных жизненных ситуациях. На первый план выходит задача формирования таких заданий, которые бы учитывали многие аспекты, обозначенные в нормативных документах, включая требования ФГОС, планируемые результаты освоения учебной программы, формирование универсальных учебных действий и т.д.

На комплексное освоение знаний и способов практической деятельности направлено компетентностно-ориентированное обучение. Сущность такого обучения определяется как организация деятельности, которая с необходимостью требует приобретения новых знаний и их последующего применения.

Компетентностный подход – это подход, который выделяет результат образования, а в качестве результата важно не количество полученной информации, а способность самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания, умения, навыки.

О реализации вышеназванного подхода в обучении говорить трудно, поскольку методических пособий, разработок, адаптированных к дополнительному образованию на данный момент недостаточно. В этих условиях возникает противоречие: с одной стороны необходимо сформировать у детей компетентности, а с другой стороны мы отмечаем отсутствие конкретных путей реализации этого требования.

1.Отличие компетенстного подхода от традиционного

Отличия традиционного и компетентностного подходов в образовании

Традиционный

Компетентностный

Главная идея: знания приводят к личностному успеху

Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем

Решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний

Решение проблем - смысл образовательной деятельности

Признак высокого уровня образованности - способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала

Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно

Если компетентность - это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентности - ориентированное задание (в некоторых источниках - контекстная, ситуационная задача) предназначено для реализации данной цели.

Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) могут использоваться в учебном процессе как средство реализации компетентностной модели образования, как компонент и содержания, и технологии, и мониторинга качества освоения отдельных учебных дисциплин и подготовки в целом, т.е. преподавания и оценивания качества подготовки учащихся в учебном процессе.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (КОЗ) ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ЗАДАЧ -

-значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;

условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать

знания,

на которые нет явного указания в тексте задачи;

информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т.д.), что потребует распознавания объектов;

указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;

по структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов;

наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке задания;

наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.

Типы компетентностных задач:

Предметные компетентностные задачи

: в условии описана предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование широкого спектра связей предметного содержания, изучаемого в разных разделах предмета;

 

в ходе анализа условия необходимо «узнать» информацию, представленную в разных формах;

 

сконструировать способ решения (путем объединения уже известных способов). Полученный результат обеспечивает познавательную значимость решения и может быть использован при решении других задач (заданий).

Межпредметные

(

КОЗ

)

: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей, требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть

от исходных данных,

выбранных (найденных) студентами.

Практические

(

КОЗ

)

: в условии описана практическая ситуация, для разрешения которой нужно применять не только знания из разных предметных областей (обязательно включающих изучаемую дисциплину), но и приобретенные на практике, в повседневном опыте. При этом недостаточно задать только сюжетную фабулу, данные в такой задаче не должны быть оторваны от реальности.

Выполнение любого КОЗ предполагает решение определенного набора компетентностных задач, типология которых возможна по различным основаниям. В основание представленной ниже типологии положены умения работы с информацией, поскольку группа информационных умений является над предметной, необходимой для решения любой задачи, входящей в состав различных общекультурных и профессиональных компетентностей.

Любу предметную задачу можно преобразовать в задачу КОЗ. Это процесс можно представить следующим образом:

Предметные КОЗ

Добавить лишние данные

Убрать необходимые данные

Объединить несколько типовых задач

Межпредметные КОЗ

Установить межпредметные связи данных задачи с другими предметами

Практические КОЗ

Изменить условие или требование

задания, связав их с другими предметами род имеющуюся жизненную ситуацию, требующую разрешения, подобрать предметные факты, которые могут быть использованы для решения.

Характеристика типов КОЗ

Задача-интерпретация

(текстовой, графической, символьной информации) ориентирована на использование приема интерпретации, т.е. на распознавание объекта изучения среди других объектов (раскрытие значений), либо на рассмотрение объекта в плане разных понятий (раскрытие смысла) в ходе «развертывания» информации об изучаемом объекте, связях и отношениях его с другими объектами, когда обнаруживаются новые связи и отношения.

Задача-сравнение

(качественного и количественного) предполагает использование приема сравнения - выделение сходных и различных свойств у рассматриваемых объектов.

В задаче качественного сравнения требование может быть связано с:

выделением среди других объектов объекта, обладающего конкретными характеристиками;

поиском качественного основания сравнения для нескольких объектов;

исключением элемента из ряда, не соответствующего имеющейся закономерности или добавлением недостающего в ряд;

использованием «третьего», хорошо известного объекта, на основании качественных свойств которого сравниваются остальные объекты.

В формулировке задачи количественного сравнения требование заключается в:

выделении (выборе) объекта с наибольшим (наименьшим значением

некоторой измеряемой (чаще всего косвенно) величины;

поиске количественного основания сравнения для нескольких объектов;

исключении элемента из ряда, не соответствующего имеющейся

закономерности или добавлении недостающего в ряд;

- использовании «третьего», хорошо известного объекта, на основании количественных свойств которого, сравниваются остальные объекты.

Задача-аналогия

направлена на получение новой информации об объекте на основании установления сходства (аналогии) некоторого малоизученного объекта с хорошо известным объектом в форме гипотезы.

Задача-модель

(знаково-символическая, образная) подразумевает применение приема моделирования для дальнейшего получения информации об изучаемом объекте.

Для знаково-символической задачи-модели характерно

преобразование информации, в котором элементы, отношения и свойства моделируемых явлений будут выражены при помощи определённых знаков (условных обозначений, уравнений, формул) естественного и математического языка.

В образной задаче-модели объекты и связи между ними должны быть выражены при помощи чертежей, рисунков и схем, где отображены основные исследуемые объекты, их связи и отношения, требование.

Задача-поиск

прообраза предполагает поиск реального объекта или явления, иллюстрирующего некоторое свойство или отношение с другими объектами.

Задача-структурирование

(линейное, иерархическое, таблица) ориентирована на преобразование информации по структуре с целью получения новой информации об объекте изучения, раскрытия новых связей между элементами объекта.

Задача линейного структурирования связана с упорядочиванием информации по горизонтали, с раскрытием некоторой закономерности. Для задачи иерархического структурирования предполагается установление отношений соподчинения между элементами структуры. Формулировка задания такого типа чаще всего связана с:

выделением некоторых объектов в качестве частных случаев других

объектов;

- дополнением иерархической схемы объектами;

разделением объектов на группы по известному (или неизвестному) качественному или количественному основанию;

- построением классификации или типологии объектов.

В задаче-таблице, где происходит объединение иерархической и линейной структур, требование структурировать информацию подразумевает: частичное (некоторые могут быть заполнены) или полное заполнение ячеек таблицы с обозначенными графами; построение таблицы по заданным свойствам и отношениям рассматриваемых объектов.

Задача-возможность

направлена на оценивание достоверности информации - установления истинности или ложности утверждений и существования или несуществования объектов.

Требование задачи-возможности может выражаться в оценивании достоверности явно:

проверка истинности утверждения;

проверка существования объекта, заданного некоторыми свойствами;

поиск ошибки в условии или решении задачи;

оценивание правильности предложенного готового решения; или неявно:

выполнение построения, расчета, преобразования и т.п., которое невозможно выполнить в силу противоречивой исходной информации.

Задача на избыточность

предполагает использование приема сжатия для оценивания информации на полноту.

Задача на недостаточность

связана с использованием приема дополнения данных в ходе оценивания полноты информации.

Заметим, что в конкретном КОЗ могут реализовываться сразу несколько указанных приемов обработки информации

Конструирование КОЗ

 

Проблемная ситуация в КОЗ

Можно сказать, что проблемная ситуация в КОЗ - это предварительная постановка компетентностной задачи, погружающая обучающегося в суть предстоящей проблемы, описывающая:

в чем состоит главная цель решения задачи;

что мешает достижению этой цели;

что нужно для устранения затруднения;

что даст решение задачи для человека и общества;

какова ее актуальность.

Проблемные ситуации классифицируются по различным

основаниям:

по новизне: поиск объективно новых знаний или способов действия; получение субъективно новых для студентов знаний; выявление возможностей применения известных знаний и способов в новых условиях и т.д.;

по уровню проблемности в зависимости от того, насколько остро выражены противоречия;

по уровню описания: теоретические, связанные с постановкой

теоретической проблемы, с направленностью задачи на раскрытие общего положения, обосновывающего те действия, которые приобретаются обучающимися; практические, заключающиеся в поиске способа применения известного знания в новой для учащегося практической ситуации.

Знание типов проблемных ситуаций в разных классификациях расширяет возможности преподавателя сформулировать значимую для конкретного контингента студентов проблемную ситуацию.

Наиболее функциональной для конструирования проблемных ситуаций является их разделение по характеру содержательной стороны противоречий:

недостаточность

 

прежних знаний обучающихся для

объяснения нового факта, прежних умений для решения новой задачи;

необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или)

умения, навыки в принципиально новых практических условиях;

наличие противоречия между теоретически возможным путем

решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа;

наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования.

.

Требования к КОЗ:

задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания. В таком задании предлагается создать или исследовать новую для учащихся информацию на основе имеющихся знаний.

задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный, социальный и/или познавательный интерес.

задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания, например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, описания, отчета, формулировки и обоснования гипотезы, сообщения, оценочного суждения, аргументированного мнения, призыва, инструкции и т.п., с заданными параметрами: тематикой, коммуникативной задачей, объемом, форматом.

задание предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем, самоорганизации, а также навыков

использования ИКТ).

Компетентностно-ориентированное задание - это,

во-первых, деятельностное задание;

во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;

в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;

в-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами:

Структура КОЗ

Существует следующая структура подобного задания:

Стимул создает контекст задания и мотивирует на его выполнение.

мотивирует учащегося на выполнения задания;

моделирует практическую, жизненную и др. ситуации;

может нести функцию источника информации при необходимости.

Выделяют требования к формулировке стимула: должен быть кратким

(не более трех предложений) и не должен отвлекать учащегося от

содержания задания. В качестве стимула может выступать проблемная ситуация.

Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Задачная формулировка представляет собой планирование деятельности обучающегося, она точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.

Задачная формулировка должна содержать требование к способу предоставления результатов работы; должна быть интересной для учащихся; должна соответствовать возрасту учащихся; должна соотноситься с инструментом проверки (все, что подлежит оценке, должно быть предписано ученику в задачной формулировке).

Источник информации ориентирует ученика на работу либо по конкретному произведению, либо позволяет ему обратиться к статьям в СМИ. Источник информации (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания).

Кроме текстовой информации могут быть сведения в виде таблицы, графика, схемы, даже музыки. К источнику информации предъявляют следующие требования:

должен содержать информацию, необходимую для успешного выполнения задания;

должен быть достаточным для выполнения заданной деятельности;

на одном должен быть интересным для учащегося;

содержать субъективно новую для ученика информацию;

должен учитывать возрастные особенности учащихся.

Результаты познавательной деятельности могут иметь различную

форму отчёта

: таблицу, рисунки, памятки, руководства. Подобное многообразие отчётности зависит от формулировки задания. Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).

Если необходимо - бланк выполнения задания задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания и инструмент проверки - критерии оценки; модельный ответ- перечень верных и/или частично верных ответов; ключ - эталон результата выполнения задания.

Элементы модельного ответа:

пример формулировки правильного ответа;

другие формулировки правильного ответа, если ответ не однозначен и есть альтернативы;

примеры ответов, которые частично верны;

подсчет баллов (содержит указание количества баллов за верный или частично верный ответ).

Приведем пример: (предмет - география)

Стимул

В сказке «Волшебник Изумрудного города» страшный смерч уносит домик Элли. Штат в кот ором жила Элли находится между 38 о и 41 о с.ш. и между 98о и 102 о з.д.

Задачная формулировка:

Найдите этот район (находится между 38

о

и 41

о

с.ш

. и между 98

о

и 102

о

з.д

.) на физической карте Северной Америки в атласе.

Как называется ближайшая к этому месту крупная река?

Найдите в учебнике (стр. 212) объяснение причины частного образования смерчей в этих широтах Северной Америки. (

Источник информации

)

Инструмент проверки (модельный ответ)

Штат Канзас, Арканзас

Река Арканзас

Отсутствие горных хребтов на севере создает условия для проникновения на материк арктических воздушных масс, которые могут распространяться до Мексиканского залива, а

торпические

воздушные массы беспрепятственно проникают далеко на север. Большие различия в температуре и давлении между этими массами создают условия для образования сильных ветров - ураганов.

Таблица самооценки

№ задания

Оценка (балл)

За что дается оценка (балл)

1

0

Нет ответа на вопрос, или не верный ответ

1

Даны ответы не на все вопросы или нет обоснования

2

Ответы на все вопросы, аргументированы

2

0

Нет ответа на вопрос, или не верный ответ

1

Даны ответы не на все вопросы или нет обоснования

2

Ответы на все вопросы, аргументированы Таблица самооценки.

Структурно-содержательные характеристики компетентностных задач:

представляет собой достаточно

объемный текст

с данными и

дополнительной информацией в виде знаково-символических моделей (таблиц, диаграмм, схем, графиков и т. п.), географических карт, реалистичных рисунков, фотографий и пр., имеющий сложную структуру в виде системы преамбул и практико-ориентированных заданий;

характеризуется

недоопределенностью

и «

зашумленностью» (

в

тексте представлены не все, необходимые для решения, и/или

избыточные данные);

имеет

несколько способов

решения, осуществляемых в интегративной

плоскости (т. е. используются способы решения из разных предметных областей);

обладает

 

возможностью

 

получения

 

разных

 

ответов

,

удовлетворяющих требованию задачи, а также получения ответа в разных формах: количественной, описательной, графической, в виде осязаемого продукта (изделия).

При разработке КОЗ, также следует опираться на следующие уровни:

уровень воспроизведения

(применение базовых знаний в стандартных

ситуациях);

уровень установления

связей (интеграция материала из разных тем,

интерпретация информации, представленной в графиках и таблицах);

уровень рассуждения

(обобщение, решение нестандартных проблем, обоснование выводов).

Литература

Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее

образование в России.

/ Вербицкий А. А./ - 2010. - № 5. - С. 32-37.

Гизатулина Н. А. "Педагогическая технология и мастерство учителя" электронное периодическое издание НАУКОГРАД Вторая Всероссийская научно-методическая конференция,10 ноября 2014 - 10 февраля 2015.

[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http ://www.nauka-

it.ru/attachments/article/2547/gizatulina na salehard konf 14.pdf. Загл. с экрана.

3. Демидова М. Компетентностно - ориентированные задания в научно - естественном образовании. Народное образование. - 2008. № 4

4.Компетентностно-ориентированные задания: Материалы участников Всероссийского телекоммуникационного обучающего проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок». [Текст] / - Омск - Пойковский, 2012. - 200 с.

5. Павлова Л.В. Познавательные компетентностные задачи как средство формирования предметно-профессиональной компетентности будущего учителя// Известия государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. [Текст] / Павлова Л.В. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена.- 2009.- №113.- С. 72-79.

6. Шилова Е.В. Компетентностно - ориентированные задания на уроках географии [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0ah UKEwjpx8i1q