Компетентностно-ориентированные задачи (задания)
Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества №2 города Орла»
Методические рекомендации
Компетентностно-ориентированные задания для обучающихся
Составитель: педагог Макарова Н.Н.
г.Орёл 24г.
Сегодня, на современном этапе образования акцент делается на развитие самостоятельности учебных действий учащихся. Требования, предъявляемые к выпускнику, предполагают не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и разными способами деятельности, которые являются основой ключевых компетентностей.
В стандартах нового поколения отмечается, что результатами освоения основных общеобразовательных программ должны стать компетентности, среди которых значительную роль играет метапредметная компетентность, определяющая универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного пространства, так и в реальных жизненных ситуациях. На первый план выходит задача формирования таких заданий, которые бы учитывали многие аспекты, обозначенные в нормативных документах, включая требования ФГОС, планируемые результаты освоения учебной программы, формирование универсальных учебных действий и т.д.
На комплексное освоение знаний и способов практической деятельности направлено компетентностно-ориентированное обучение. Сущность такого обучения определяется как организация деятельности, которая с необходимостью требует приобретения новых знаний и их последующего применения.
Компетентностный подход – это подход, который выделяет результат образования, а в качестве результата важно не количество полученной информации, а способность самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания, умения, навыки.
О реализации вышеназванного подхода в обучении говорить трудно, поскольку методических пособий, разработок, адаптированных к дополнительному образованию на данный момент недостаточно. В этих условиях возникает противоречие: с одной стороны необходимо сформировать у детей компетентности, а с другой стороны мы отмечаем отсутствие конкретных путей реализации этого требования.
1.Отличие компетенстного подхода от традиционного
Отличия традиционного и компетентностного подходов в образовании
Традиционный
Компетентностный
Главная идея: знания приводят к личностному успеху
Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем
Решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний
Решение проблем - смысл образовательной деятельности
Признак высокого уровня образованности - способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала
Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно
Если компетентность - это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентности - ориентированное задание (в некоторых источниках - контекстная, ситуационная задача) предназначено для реализации данной цели.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) могут использоваться в учебном процессе как средство реализации компетентностной модели образования, как компонент и содержания, и технологии, и мониторинга качества освоения отдельных учебных дисциплин и подготовки в целом, т.е. преподавания и оценивания качества подготовки учащихся в учебном процессе.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (КОЗ) ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ЗАДАЧ -
-значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;
условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать
знания,
на которые нет явного указания в тексте задачи;
информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т.д.), что потребует распознавания объектов;
указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;
по структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов;
наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке задания;
наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.
Типы компетентностных задач:
Предметные компетентностные задачи
: в условии описана предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование широкого спектра связей предметного содержания, изучаемого в разных разделах предмета;
в ходе анализа условия необходимо «узнать» информацию, представленную в разных формах;
сконструировать способ решения (путем объединения уже известных способов). Полученный результат обеспечивает познавательную значимость решения и может быть использован при решении других задач (заданий).
Межпредметные
(
КОЗ
)
: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей, требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть
от исходных данных,
выбранных (найденных) студентами.
Практические
(
КОЗ
)
: в условии описана практическая ситуация, для разрешения которой нужно применять не только знания из разных предметных областей (обязательно включающих изучаемую дисциплину), но и приобретенные на практике, в повседневном опыте. При этом недостаточно задать только сюжетную фабулу, данные в такой задаче не должны быть оторваны от реальности.
Выполнение любого КОЗ предполагает решение определенного набора компетентностных задач, типология которых возможна по различным основаниям. В основание представленной ниже типологии положены умения работы с информацией, поскольку группа информационных умений является над предметной, необходимой для решения любой задачи, входящей в состав различных общекультурных и профессиональных компетентностей.
Любу предметную задачу можно преобразовать в задачу КОЗ. Это процесс можно представить следующим образом:
Предметные КОЗ
Добавить лишние данные
Убрать необходимые данные
Объединить несколько типовых задач
Межпредметные КОЗ
Установить межпредметные связи данных задачи с другими предметами
Практические КОЗ
Изменить условие или требование
задания, связав их с другими предметами род имеющуюся жизненную ситуацию, требующую разрешения, подобрать предметные факты, которые могут быть использованы для решения.
Характеристика типов КОЗ
Задача-интерпретация
(текстовой, графической, символьной информации) ориентирована на использование приема интерпретации, т.е. на распознавание объекта изучения среди других объектов (раскрытие значений), либо на рассмотрение объекта в плане разных понятий (раскрытие смысла) в ходе «развертывания» информации об изучаемом объекте, связях и отношениях его с другими объектами, когда обнаруживаются новые связи и отношения.
Задача-сравнение
(качественного и количественного) предполагает использование приема сравнения - выделение сходных и различных свойств у рассматриваемых объектов.
В задаче качественного сравнения требование может быть связано с:
выделением среди других объектов объекта, обладающего конкретными характеристиками;
поиском качественного основания сравнения для нескольких объектов;
исключением элемента из ряда, не соответствующего имеющейся закономерности или добавлением недостающего в ряд;
использованием «третьего», хорошо известного объекта, на основании качественных свойств которого сравниваются остальные объекты.
В формулировке задачи количественного сравнения требование заключается в:
выделении (выборе) объекта с наибольшим (наименьшим значением
некоторой измеряемой (чаще всего косвенно) величины;
поиске количественного основания сравнения для нескольких объектов;
исключении элемента из ряда, не соответствующего имеющейся
закономерности или добавлении недостающего в ряд;
- использовании «третьего», хорошо известного объекта, на основании количественных свойств которого, сравниваются остальные объекты.
Задача-аналогия
направлена на получение новой информации об объекте на основании установления сходства (аналогии) некоторого малоизученного объекта с хорошо известным объектом в форме гипотезы.
Задача-модель
(знаково-символическая, образная) подразумевает применение приема моделирования для дальнейшего получения информации об изучаемом объекте.
Для знаково-символической задачи-модели характерно
преобразование информации, в котором элементы, отношения и свойства моделируемых явлений будут выражены при помощи определённых знаков (условных обозначений, уравнений, формул) естественного и математического языка.
В образной задаче-модели объекты и связи между ними должны быть выражены при помощи чертежей, рисунков и схем, где отображены основные исследуемые объекты, их связи и отношения, требование.
Задача-поиск
прообраза предполагает поиск реального объекта или явления, иллюстрирующего некоторое свойство или отношение с другими объектами.
Задача-структурирование
(линейное, иерархическое, таблица) ориентирована на преобразование информации по структуре с целью получения новой информации об объекте изучения, раскрытия новых связей между элементами объекта.
Задача линейного структурирования связана с упорядочиванием информации по горизонтали, с раскрытием некоторой закономерности. Для задачи иерархического структурирования предполагается установление отношений соподчинения между элементами структуры. Формулировка задания такого типа чаще всего связана с:
выделением некоторых объектов в качестве частных случаев других
объектов;
- дополнением иерархической схемы объектами;
разделением объектов на группы по известному (или неизвестному) качественному или количественному основанию;
- построением классификации или типологии объектов.
В задаче-таблице, где происходит объединение иерархической и линейной структур, требование структурировать информацию подразумевает: частичное (некоторые могут быть заполнены) или полное заполнение ячеек таблицы с обозначенными графами; построение таблицы по заданным свойствам и отношениям рассматриваемых объектов.
Задача-возможность
направлена на оценивание достоверности информации - установления истинности или ложности утверждений и существования или несуществования объектов.
Требование задачи-возможности может выражаться в оценивании достоверности явно:
проверка истинности утверждения;
проверка существования объекта, заданного некоторыми свойствами;
поиск ошибки в условии или решении задачи;
оценивание правильности предложенного готового решения; или неявно:
выполнение построения, расчета, преобразования и т.п., которое невозможно выполнить в силу противоречивой исходной информации.
Задача на избыточность
предполагает использование приема сжатия для оценивания информации на полноту.
Задача на недостаточность
связана с использованием приема дополнения данных в ходе оценивания полноты информации.
Заметим, что в конкретном КОЗ могут реализовываться сразу несколько указанных приемов обработки информации
Конструирование КОЗ
Проблемная ситуация в КОЗ
Можно сказать, что проблемная ситуация в КОЗ - это предварительная постановка компетентностной задачи, погружающая обучающегося в суть предстоящей проблемы, описывающая:
в чем состоит главная цель решения задачи;
что мешает достижению этой цели;
что нужно для устранения затруднения;
что даст решение задачи для человека и общества;
какова ее актуальность.
Проблемные ситуации классифицируются по различным
основаниям:
по новизне: поиск объективно новых знаний или способов действия; получение субъективно новых для студентов знаний; выявление возможностей применения известных знаний и способов в новых условиях и т.д.;
по уровню проблемности в зависимости от того, насколько остро выражены противоречия;
по уровню описания: теоретические, связанные с постановкой
теоретической проблемы, с направленностью задачи на раскрытие общего положения, обосновывающего те действия, которые приобретаются обучающимися; практические, заключающиеся в поиске способа применения известного знания в новой для учащегося практической ситуации.
Знание типов проблемных ситуаций в разных классификациях расширяет возможности преподавателя сформулировать значимую для конкретного контингента студентов проблемную ситуацию.
Наиболее функциональной для конструирования проблемных ситуаций является их разделение по характеру содержательной стороны противоречий:
недостаточность
прежних знаний обучающихся для
объяснения нового факта, прежних умений для решения новой задачи;
необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или)
умения, навыки в принципиально новых практических условиях;
наличие противоречия между теоретически возможным путем
решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа;
наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования.
.
Требования к КОЗ:
задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания. В таком задании предлагается создать или исследовать новую для учащихся информацию на основе имеющихся знаний.
задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный, социальный и/или познавательный интерес.
задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания, например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, описания, отчета, формулировки и обоснования гипотезы, сообщения, оценочного суждения, аргументированного мнения, призыва, инструкции и т.п., с заданными параметрами: тематикой, коммуникативной задачей, объемом, форматом.
задание предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем, самоорганизации, а также навыков
использования ИКТ).
Компетентностно-ориентированное задание - это,
во-первых, деятельностное задание;
во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;
в-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами:
Структура КОЗ
Существует следующая структура подобного задания:
Стимул создает контекст задания и мотивирует на его выполнение.
мотивирует учащегося на выполнения задания;
моделирует практическую, жизненную и др. ситуации;
может нести функцию источника информации при необходимости.
Выделяют требования к формулировке стимула: должен быть кратким
(не более трех предложений) и не должен отвлекать учащегося от
содержания задания. В качестве стимула может выступать проблемная ситуация.
Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Задачная формулировка представляет собой планирование деятельности обучающегося, она точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.
Задачная формулировка должна содержать требование к способу предоставления результатов работы; должна быть интересной для учащихся; должна соответствовать возрасту учащихся; должна соотноситься с инструментом проверки (все, что подлежит оценке, должно быть предписано ученику в задачной формулировке).
Источник информации ориентирует ученика на работу либо по конкретному произведению, либо позволяет ему обратиться к статьям в СМИ. Источник информации (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания).
Кроме текстовой информации могут быть сведения в виде таблицы, графика, схемы, даже музыки. К источнику информации предъявляют следующие требования:
должен содержать информацию, необходимую для успешного выполнения задания;
должен быть достаточным для выполнения заданной деятельности;
на одном должен быть интересным для учащегося;
содержать субъективно новую для ученика информацию;
должен учитывать возрастные особенности учащихся.
Результаты познавательной деятельности могут иметь различную
форму отчёта
: таблицу, рисунки, памятки, руководства. Подобное многообразие отчётности зависит от формулировки задания. Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).
Если необходимо - бланк выполнения задания задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания и инструмент проверки - критерии оценки; модельный ответ- перечень верных и/или частично верных ответов; ключ - эталон результата выполнения задания.
Элементы модельного ответа:
пример формулировки правильного ответа;
другие формулировки правильного ответа, если ответ не однозначен и есть альтернативы;
примеры ответов, которые частично верны;
подсчет баллов (содержит указание количества баллов за верный или частично верный ответ).
Приведем пример: (предмет - география)
Стимул
В сказке «Волшебник Изумрудного города» страшный смерч уносит домик Элли. Штат в кот ором жила Элли находится между 38 о и 41 о с.ш. и между 98о и 102 о з.д.
Задачная формулировка:
Найдите этот район (находится между 38
о
и 41
о
с.ш
. и между 98
о
и 102
о
з.д
.) на физической карте Северной Америки в атласе.
Как называется ближайшая к этому месту крупная река?
Найдите в учебнике (стр. 212) объяснение причины частного образования смерчей в этих широтах Северной Америки. (
Источник информации
)
Инструмент проверки (модельный ответ)
Штат Канзас, Арканзас
Река Арканзас
Отсутствие горных хребтов на севере создает условия для проникновения на материк арктических воздушных масс, которые могут распространяться до Мексиканского залива, а
торпические
воздушные массы беспрепятственно проникают далеко на север. Большие различия в температуре и давлении между этими массами создают условия для образования сильных ветров - ураганов.
Таблица самооценки
№ задания
Оценка (балл)
За что дается оценка (балл)
1
0
Нет ответа на вопрос, или не верный ответ
1
Даны ответы не на все вопросы или нет обоснования
2
Ответы на все вопросы, аргументированы
2
0
Нет ответа на вопрос, или не верный ответ
1
Даны ответы не на все вопросы или нет обоснования
2
Ответы на все вопросы, аргументированы Таблица самооценки.
Структурно-содержательные характеристики компетентностных задач:
представляет собой достаточно
объемный текст
с данными и
дополнительной информацией в виде знаково-символических моделей (таблиц, диаграмм, схем, графиков и т. п.), географических карт, реалистичных рисунков, фотографий и пр., имеющий сложную структуру в виде системы преамбул и практико-ориентированных заданий;
характеризуется
недоопределенностью
и «
зашумленностью» (
в
тексте представлены не все, необходимые для решения, и/или
избыточные данные);
имеет
несколько способов
решения, осуществляемых в интегративной
плоскости (т. е. используются способы решения из разных предметных областей);
обладает
возможностью
получения
разных
ответов
,
удовлетворяющих требованию задачи, а также получения ответа в разных формах: количественной, описательной, графической, в виде осязаемого продукта (изделия).
При разработке КОЗ, также следует опираться на следующие уровни:
уровень воспроизведения
(применение базовых знаний в стандартных
ситуациях);
уровень установления
связей (интеграция материала из разных тем,
интерпретация информации, представленной в графиках и таблицах);
уровень рассуждения
(обобщение, решение нестандартных проблем, обоснование выводов).
Литература
Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее
образование в России.
/ Вербицкий А. А./ - 2010. - № 5. - С. 32-37.
Гизатулина Н. А. "Педагогическая технология и мастерство учителя" электронное периодическое издание НАУКОГРАД Вторая Всероссийская научно-методическая конференция,10 ноября 2014 - 10 февраля 2015.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http ://www.nauka-
it.ru/attachments/article/2547/gizatulina na salehard konf 14.pdf. Загл. с экрана.
3. Демидова М. Компетентностно - ориентированные задания в научно - естественном образовании. Народное образование. - 2008. № 4
4.Компетентностно-ориентированные задания: Материалы участников Всероссийского телекоммуникационного обучающего проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок». [Текст] / - Омск - Пойковский, 2012. - 200 с.
5. Павлова Л.В. Познавательные компетентностные задачи как средство формирования предметно-профессиональной компетентности будущего учителя// Известия государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. [Текст] / Павлова Л.В. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена.- 2009.- №113.- С. 72-79.
6. Шилова Е.В. Компетентностно - ориентированные задания на уроках географии [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0ah UKEwjpx8i1q