МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации образовательной работы

с дошкольниками

Сборник предназначен для воспитателей ДОУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной дошкольной педагогике проблема организации образовательной работы в дошкольных учреждениях занимает особое место. Это связано с тем, что сегодня со всей остротой встает вопрос о необходимости конструирования воспитательно-образовательной работы, ориентированной на принципы гуманности, ненасилия, субъектности, целостности и интегративности. Именно гуманное отношение к ребенку как субъекту воспитательно-образовательного процесса и необходимость развивать его внутренний потенциал с целью более успешного и менее болезненного прохождения активной социализации рассматриваются в качестве ведущих тенденций на современном этапе развития дошкольного воспитания и образования. Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс, необходимо представить ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой.

Воспитатель, работающий по выбранным программам, должен осуществлять полидисциплинарную деятельность с использованием многофокусного анализа. Это означает, что педагог на занятии должен выступать в нескольких позициях: психолога, педагога, игротехника. Кроме позиционных "портретов" детей у него должен быть сформирован и интегрированный "личностно-деятельностный" портрет ребенка. Педагог должен реализовать основную цель применяемых программ: с помощью развития творческих способностей создать условия для общего психического развития дошкольника, в частности условия формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению, развивать умения и способности к самостоятельному решению педагогических проблем в процессе реализации ФГОС на основе базовых теоретических подходов

В данном пособии представлены методические материалы, переработанные с учетом реализации целей, задач, принципов развивающего обучения в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов, позволяющие педагогам проектировать и анализировать НОД.

Методика проведения педагогического анализа.

Педагогический анализ — целенаправленное изучение занятия в целом, его объективная оценка, выявление причин, определивших его уровень, результат и последующая выработка на этой основе рекомендации по совершенствованию работы педагога.

Исходя из данного определения следует, что методика его проведения, с одной стороны, должна способствовать раскрытию сущности занятий как особой формы обучения в детском саду, а с другой стороны, должна позволять осуществлять анализ на теоретическом уровне, характеризующемся выделением функциональных связей структурных элементов занятия.

Педагогический анализ проводится с целью определения эффективности образовательного процесса. Установление причин и факторов, определяющих качество педагогической деятельности, возможно лишь на основе системного подхода.

Системный подход к педагогическому анализу заключается в том, что объект изучается через призму функциональных связей структурных элементов занятия, которые обуславливают целостность объекта, его развивающую направленность.

Под структурными элементами понимается:

 характеристика занятия - включает в себя раздел образовательной программы, вид занятия, тему занятия, форму проведения занятия, части занятия, временные рамки, конспект, модель или план проведения;

 цель, задачи занятия — элементы, объединяющие в единое, целостное образование деятельность педагога, деятельность детей, условия, так как нельзя оценить деятельность воспитателя и детей вне тех целей, задач, ради которых оно совершается;

 условия (материальные, санитарно-гигиенические, организационно-педагогические), обеспечивающие возможность успешной деятельности как воспитателя, так и детей;

 деятельность педагога, направленная на организацию познавательной деятельности детей, обеспечивающая с помощью разнообразных методов, средств достижение цели занятия;

 деятельность детей, направленная на овладение знаниями, умениями, навыками или способами открытия новых знаний.

Выделенные элементы между собой образуют три вида связи (порождения, развития, изменения) и характеризуют занятие как педагогическую систему.

Связь порождения возникает между программными задачами, деятельностью педагога и условиями проведения занятия.

Цель и задачи занятия порождают организационно–педагогические условия и деятельность педагога, наличие приемов и пособий, направленных на решение каждой задачи занятия, умение педагога творчески использовать конспект, модель занятия, рационально размещать оборудование.

Связь развития возникает внутри двух групп структурных элементов занятия: «программные задачи – деятельность детей»; «деятельность педагога – деятельность детей». Постановка определенных целей и задач должна приводить к дальнейшему продвижению ребенка в развитии. Работа педагога на занятии развивает детей, определяет и регулирует их поведение. Деятельность же детей на занятии меняет качественные характеристики работы педагога. Умение корректировать ход занятия с учетом «обратной» связи: сменить форму организации детей, использовать отдых в зависимости от степени утомляемости детей, сменить прием, характер педагогического воздействия.

Связь изменения возникает внутри двух групп структурных элементов занятия: «условия – деятельность педагога»; «условия – деятельность детей».

НОД - непосредственно образовательная деятельность

ТИПЫ

Ролевые игры

Исполнение сказочного сюжета

Занятие фантазирования

Деловая игра

Круглый стол

Занятие открытых мыслей

Занятие-соревнование

Занятие-КВН

Викторина

Следствие ведут знатоки

Аукцион знаний

Волшебный конверт

Занятие

-

конкурс

Занятие творчества

Математический хоккей

Занятие-спектакль

Смотр знаний

Занятие-игра

Занятие-зачет

Занятие-путешествие

Занятие-состязание

Основные требования к организации НОД

1.Соответствие содержания принципам обучения и воспитания.

2.Воспитательная направленность.

3.Сочетание принципа доступности с достаточно интенсивным трудом детей.

4.Научность.

5.На уровне достижений педагогики, психологии и передового опыта.

6.Наличие приемов, развивающих умственную деятельность детей.

7.Целевая установка занятия, его структурных частей.

8.Логичность, оправданный набор приемов.

9.Однообразие и разнообразие приемов и методов.

10.Наличие межпредметных связей.

11.Связь изучаемого материала с предыдущим и последующим материалом.

12.Наличие закрепления, повторения и обобщения материала.

13.Сочетание коллективных, индивидуальных и групповых форм обучения.

14.Уровень совершенствования знаний: уточнение, расширение, систематизация, соединение знаний и умений с развитием личности.

15.Качество знаний детей (осознанность, прочность, системность, объемность, мобильность).

16.Количество детей.

17.Законченность занятия.

18. Психологическая готовность педагога вести занятие.

Гигиенические требования

СанПиН 2.4.1.2660 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

1.Температурный режим.

2.Проветривание.

3.Освещение.

4.Предупреждение утомления и переутомления.

5.Чередование видов деятельности.

6.Своевременное и качественное проведение физкультминуток.

7.Соблюдение правильной позы детьми.

8.Соответствие росту детей мебели.

Требования к технике проведения НОД

НОД должна быть эмоциональной, вызывать интерес к обучению и воспитывать потребность в знаниях.

Темп и ритм НОД должны быть оптимальными, действия педагога и ребенка завершенными.

Необходим полный контакт во взаимодействии педагога и ребенка, должен соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм.

Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.

Педагог должен обеспечить активное обучение каждого ребенка.

По возможности следует менять виды деятельности, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.

Педагогические умения воспитателя, работающего по развивающим программам.

Гностические умения: (от греческого гносис-знание)

-диагностировать развитие личностной и интеллектуальной сферы отдельного ребенка

-определять психологический климат в группе, анализировать психическое и физическое здоровье ребенка

-анализировать опыт других, свою педагогическую деятельность, профессиональное общение амостоятельно работать с литературой

Проективные и конструктивные умения:

-осуществлять текущее и перспективное планирование

-осуществлять динамическое проектирование развития группы и отдельных детей

-анализировать проблемные педагогические ситуации, предвидеть возможные трудности в работе и намечать пути их ликвидации

-определять конкретные образовательно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста

-методически грамотно строить педагогический процесс, используя разнообразные формы, методы, средства, приемы воспитания и развития в соответствии с поставленными конкретными задачами

-избирать наиболее адекватные целям и задачам формы и методы взаимодействия с родителями

-планировать ситуацию успеха для каждого ребенка (особенно неуверенных в себе, застенчивых).

-согласовывать свои педагогические воздействия на детей с коллегами, помощником воспитателя, родителями.

Коммуникативные умения:

-легко и быстро устанавливать контакт с детьми, коллегами, родителями, проявлять гибкость и терпимость в общении

-создавать в процессе общения атмосферу доброжелательности, сотрудничества ладеть вербальными и невербальными средствами общения

-использовать юмор, шутку в общении регулировать межличностные отношения в детском коллективе.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Постановка цели НОД – это не элементарное определение замыслов, а логическое определение направления и результатов движения (точки постепенного движения к цели по определенному маршруту).

Цель педагогической деятельности – мысленное предвосхищение результатов процесса. В своих формулировках педагогическая цель должна отражать те качества, на развитие которых направленпедпроцесс.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

1. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности: актуальность и личностный смысл изучаемой темы для детей, помощь детям в осознании социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

2. Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений детей к окружающей действительности: содействовать осознанию детьми ценностей изучаемого материала, помочь детям осознать ценность совместной деятельности.

3. Цели, направленные на развитие у детей интеллектуальной культуры: вооружить (т.е. создать организационные и содержательные условия для развития у детей умений) способами (приемами) мыслительной деятельности: учить детей анализировать познавательный объект, развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать, соотносить, видеть закономерности, находить противоречие и т.д.

4. Цели, ориентированные на развитие исследовательской культуры (исследовательских умений): содействовать развитию у детей умению использовать различные методы познания: наблюдение, выдвижение гипотезы, умение анализировать объект, выделять его существенные признаки, сопоставлять различные факты, делать выводы.

5. Цели, ориентированные на развитие у детей организации деятельной культуры: развитие у детей умений ставить цель, планировать свою деятельность (осуществлять контроль, самооценку и самокоррекцию своей деятельности).

6. Цели, ориентированные на развитие коммуникативных умений (культуры) детей: содействовать развитию у детей умению общаться, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.

7. Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры детей: создать условия для развития у детей умений приостановить свою деятельность, выделять узловые моменты своей или чужой деятельности, обеспечить развитие умений объектировать деятельность.

Современные формулировки задач программного содержания:

Задачи

Примеры

1.образовательные

- обеспечить усвоение знаний о…

- способствовать формированию знаний о…

- научить…

- доказать…

- формировать понятие…

- способствовать формированию или продолжить формирование умений..

- обеспечить повторение, обобщение, систематизацию знаний

- закрепить знания, умения…

- обобщить, систематизировать знания о…

- устранить пробелы в знаниях…

- отработать навыки…

- совершенствовать умение…

- расширить, углубить…и т.д.

2. развивающие

- развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, классифицировать; наблюдать;

- развивать умение выделять главное, устанавливать единые общие признаки и свойства целого, делать обобщающие выводы;

- развивать умение частично-поисковой познавательной деятельности;

- развивать умение выдвигать гипотезы, решать проблемы;

- развивать умение планировать и оценивать результаты выполненных действий;

- развивать эмоции детей;

- развивать умение действовать самостоятельно;

- развивать умение творчески подходить к решению самых разнообразных задач;

- развивать умение применять знания на практике;

- развивать память, речь, логическое мышление

3. воспитательные

- содействовать нравственному воспитанию дошкольников;

- обеспечить воспитание контактности детей;

- содействовать эстетическому воспитанию;

- обеспечить воспитание усидчивости, инициативности,

- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, воспитание толерантности.