МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №262 »

Методические рекомендации

по проведению открытого занятия

«Образ солнца в славянской культуре»

Некрасова

Нелли Николаевна воспитатель;

высшая квалификационная категория

г. Новосибирск

2024г..

Народная культурная традиция дает нам проверенную веками методологию духовного воспитания и образования, конкретный воспитательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью.

Приобщая детей к истокам народной праздничной культуры, мы сохраняем накопленные поколениями опыт,традиции, ценности, умения и знания, развиваем личность каждого ребенка, формируя черты русского характера, ментальности.

Цель работы – всестороннее развитие ребенка.

Задачи:

- знакомство детей с различными формами народной культуры;гостевым этикетом;

- воспитание отзывчивости на красоту родной природы и народного искусства;

- формирование нравственно - патриотических чувств, милосердия;

- развитие художественно - творческой активности детей,выразительной,эмоциональной речи, координационных способностей.

Свою педагогическую деятельность планирую и осуществляю в системе, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса (воспитателей, детей и их родителей) в соответствии с народным календарем., Работая над методическими рекомендациями, пособием, сценариями открытых занятий открыла для себя такие важные особенности русской народной культурной традиции: приоритет духовного и приоритет коллективного над личным. Без этого не может быть гармоничной личности в обществе.

Положительные результаты работы с моими воспитанниками, дают основание думать, что выбрала верное направление. После того как стала активно использовать фольклор, дети раскрепостились, перестали бояться говорить, петь,танцевать, их речь стала более выразительной и мелодичной, они стараются перенести новый речевой материал в игру и общение со сверстниками.

Предлагаю вам методические рекомендации по подготовке и проведению занятия «Образ солнца в русской культуре», это занятие - одно из ключевых в системе проведения воспитательных мероприятий по Русской культуре.

В ходе подготовки фольклорного праздника советую применять следующие методы.

Методы обучения: репродуктивный (воспитатель сам объясняет материал, пропевает песню,потешку); объяснительно-иллюстративный; проблемный (воспитатель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (изложение материала педагогом и творчество воспитанников).

Методы воспитания: рассказ на этическую тему; беседа.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:

поручение; игра; упражнение; коллективная творческая деятельность.

Методы стимулирования: поощрение; одобрение; награждение.

Занятие в старшей группе по Русской культуре.

Тема. Образ солнца в русской культуре.

Без памяти- нет традиций,

Без традиций - нет культуры,

Без культуры - нет воспитания,

Без воспитания - нет духовности..

Действующие лица: Хозяйка солнечной горницы, «Весна», «медведь», «коровушка», «красна девушка», «коза – дереза», «гадкий утенок», «лиса», дети .

Виды деятельности: игровая, коммуникационная, познавательная, музыкально- художественная.

Музыкальный ряд: «свадебный перезвон колокольчиков»; р.н.п «Коробейники»; М.Глинка «Камаринская»; А.Сергеев «Кукушечка».

Видеоряд: рисунки и поделки детей (выставка ) - пасхальные яйца, «жар-птица», «Масленица», фотографии детей и видеозапись (на занятиях по русской культуре), плакаты с изображением национальной одежды, солнца, альбом «Русский Кремль», сказки о солнце.

Оборудование: русские (шумовые) народные инструменты, маски медведя, козы, лисы, сундучок, «волшебный клубок», канат, «карусель», 2 мольберта , доска, телевизор, магнитофон.

Игры и хороводы:хороводные игры-пляски : «Веснянка», «Коза-дереза»; «Карусель»; «Пирог»; игра с «Солнцем»; «перетягивание каната», «Оркестр».

Ход занятия

(Под звон колокольчиков в зал заходят дети их встречает «Хозяйка солнечной горницы»)

Хозяйка. Здравствуйте, мои дорогие! Я рада видеть вас в моей «волшебной солнечной горнице». Проходите ко мне в гости, на широкий двор, сказки послушать, поиграть, повеселиться, да позабавиться!

Дети. Здравствуйте, Хозяюшка!

Ребенок. Пришли мы к тебе славить Солнышко, «солнышко-колоколнышко». С солнышком веселее, теплее, добрее! .

Хозяйка. Встаньте в круг, позовем солнышко, споем и спляшем в солнечном хороводе.

Дети. Солнышко, солнышко, На сырые борочки,

Красное ведрышко, На речку , на поле,

Высоко взойди, На синее море,

Далеко посвети На зеленый огород

На темные лесочки, И на весь народ!

Хозяйка. Гости дорогие, спасибо вам! Какие вы звонкие, светлые. Вы любите путешествовать?

Хозяйка. Моя горница - волшебная, она перенесет нас в прошлое, к нашим предкам – славянам, в Древнюю Русь. Любимым развлечением молодых славян были загадки, потешки , пословицы, хороводы. А вы любите отгадывать загадки?

Игра №1 «Отгадай загадку»
а) к маме-речку бегу и молчать не могу, я сын ее родной, а родился я весной (ручей);
б) очень добродушная, я мягкая послушная, но когда я захочу- даже камень источу (вода);
в) первым вылез из землицы на проталинке, он мороза не боится, хоть и маленький (подснежник);
г) голубой платок, алый клубок, по платку катается, людям улыбается (солнце)

Игра №2 « Закончи пословицу»

«Без труда не вытащишь рыбку из …..»;

«Ученье свет, а не ученье …..»;

«Делу время, а потехе ……»;

«Хлеб – батюшка, а вода …….»;

Хозяйка. Молодцы! А теперь я приглашаю вас на шуточный хоровод.

Хозяйка. В старину разговаривали удивительным языком, бережно относились к нему, обожествляли природу. Вспомните, как вы призывали солнышко?

Дети . Ясное, «красное зернышко», «красное ведрышко», «колоколнышко», «золотое яичко», «жар-птица»

Хозяйка. А как изображали солнышко наши предки?

Дети. Рисовали круг, крест, бегущее солнце.

Хозяйка. А узоры солнечного хоровода вы знаете?

Дети. Знаем. Это «узелок», «капустка», «солярис», «гребешок».

Хозяйка. А где сегодня можно встретить солнечный орнамент?

Дети. На пасхальных яичках, рушниках (полотенцах), рубашках, сладкой выпечке, игрушках.

Хозяйка. Ребята, вы приготовили замечательную выставку о солнышке, мы покажем ее нашим гостям и родителям?

Дети. покажем и расскажем.

А итогом нашего сегодняшнего занятия будет коллективная работа – «Рубашка для солнышка».

Спасибо вам за ваше творчество, какие вы все талантливые, солнечные!

Хозяйка. Уважаемые гости,вы - дети 21 века, наверняка знаете про солнце больше ,чем наши предки.

Ребенок. Солнце – это большая горящая планета, шар, который освещает нашу землю.От солнечных лучей тает снег, бегут ручьи, оживает вся природа.

Хозяйка. Молодцы! А теперь самое время петь «веснянки», «распотешиться». Становитесь в хоровод, споем и сыграем «Веснянку»

Дети. Стало ясно солнышко припекать, припекать,

Землю словно золотом заливать, заливать,

Громче стали голуби ворковать, ворковать,

Журавли вернулися к нам опять, к нам опять,

А в лесу подснежник расцвели, расцвели,

Много света вешнего у весны , у весны

Хозяйка. А у меня для вас сюрприз! Я пригласила Весну-Лелю к нам на посиделки.

Ребенок. Где ты Солнышко, проснись

Где ты скворушка, вернись,

Сыпать снег Зима устала,

Кап, кап, кап – Весна настала

Весна. Здравствуйте, «добры молодцы и красны девицы»! Я рада вас видеть.

Дети. Весна-Лелюшка, чем ты нас одаришь?

Весна. Одарю я вас ключевой водой,

Шелковой травой,

Теплым летом,

Лазоревым цветом.

Дети. А что ты ждешь от людей?

Весна. От людей я жду добра, радости, благодарности, рисунков, танцев, блинов, пирогов.Вы приготовили подарки Весне и Солнышку?

 

Дети. Приготовили. (показывают выставку).

Весна Мне понравилось, спасибо. Вы талантливые дети. А какие у вас просьбы ко мне и Солнышку будут?

Ребенок. Принеси нам, Весна, теплое летечко,

Ты посей траву шелковую,

Ты пролей дожди, напои поля,

Принеси ты нам золота зерна,

Золота зерна, полны короба

Передай привет от нас «Красному Солнышку»!

Весна. Я выполню вашу просьбу.

Дети. Лелюшка , мы приготовили для тебя пирог, необычный, его нужно испечь в хороводе

Хоровод. «Мы поставим в печь пирог»

Весна. Ой, спасибо, как у вас весело, солнышко радуется , глядя на вас. А сможете вы мне объяснить, что это за выражения у вас славян: «солнечный человек», «солнце в душе», «солнечные поступки», «принести солнце в дом»?

Ребенок. Солнечный – это добрый человек, это помощь друг другу, это тепло и радость в дом!

Весна. Вы удивительный народ, у вас светлое будущее!Если малые дети так говорят, что говорить о ваших родителях, спасибо им за воспитание нового поколения!

Ну а теперь мне пора, я с вами прощаюсь.

Дети. Весна, до свидания!

Хозяйка. Ну вот, Весну проводили, вспомним наши сказки о солнышке. Какие сказки вы знаете.

Дети «Колобок», «Золотое яичко», «Жар-птица» - это все солнышко.

Хозяйка. Правильно. А почему колобка съедает лиса, яйцо разбивается, жар-птица улетает?

Дети. Это просто, Хозяюшка. Лиса и мышка - это зима, старое солнышко зимой умирает, а молодое, «Коляда», рождается, новая «жар-птица» прилетает. Солнышку нужно помочь песнями, танцами, добрыми делами.

Хозяюшка. Спасибо, ребята. Не напрасно этот год прошел для вас. А теперь садитесь поудобнее, в круг, у меня для вас второй сюрприз – сундучок.

Как вы думаете, что там может находиться? (ответы детей)

Хозяюшка. Это «волшебный солнечный клубок», мы поиграем с вами – будем передавать клубок по кругу, с пожеланиями здоровья, радости и счастья

Игра №3 «Волшебный клубок»

Проблемная ситуация: (игра прерывается, вбегает «Гадкий утенок» с

забинтованным «крылышком», за ним Лиса)

Гадкий утенок. Спасите, спасите, за мной гонится Лиса!

Дети и Хозяйка. Скорей, утенок, беги к нам в круг!

Лиса. Отдайте мне утенка, я его полечу в своей норке, ведь он такой маленький, слабенький, вкусненький!

Дети. Вот ты и проговорилась, уходи Лиса, мы не отдадим тебе утенка. Мы его вылечим, защитим! (Лиса убегает, игра «Волшебный клубок» продолжается)

Хозяйка. Не бойся, «утенок», в нашем «волшебном солнечном круге» твое крылышко заживет, а ты скоро превратишься в большого красивого лебедя, сам будешь защищать себя, свою стаю, свою Родину! А мы поможем тебе, ведь мы твои друзья!

Заключительная.

Игра №4 Карусель

(Презентация коллективной работы «Рубашка для солнышка», песня - игра «Кукушечка» )

Хозяйка. Быстро времечко бежит, самовар уже кипит, всем гостям за стол пора, не остыл пирог пока. Любви, радости, солнечного настроения!

Алгоритм проведения праздника

I этап – предварительное планирование

II этап – работа над сценарием

III этап – предварительное знакомство детей с праздником

IV этап - репетиции

V этап – проведение праздника

VI этап – подведение итогов

VII этап – итог (последействие праздника)