* {font-family: Times New Roman; font-size: 12pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} h1 {font-size: 14pt; color: #365F91; font-weight: bold;} .c23 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c0 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c25 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c12 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c14 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c32 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c52 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c59 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c16 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 14pt; color: #365F91; font-weight: bold;} .header {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .footer {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .TOC Heading {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .toc 1 {margin-bottom: 5pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Белохолуницкий филиал

Кировского областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения

«Вятский автомобильно - промышленный колледж»

(КОГПОБУ «ВАПК»)

АСТРОНОМИЯ

Методические рекомендации
по внеаудиторной самостоятельной работе

Для всех профессий и специальностей СПО

г. Белая Холуница 2021

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе по учебной дисциплине АСТРОНОМИЯ для всех профессий и специальностей СПО

Данные методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Организация-разработчик:

Белохолуницкий филиал КОГПОБУ «Вятский автомобильно-промышленный колледж» Кировской области

Разработчик:

Кошурникова Т.В. – преподаватель Белохолуницкого филиала КОГПОБУ «Вятский автомобильно-промышленный колледж»

Рекомендовано МК ОД ОГСЭ и ЕН

Протокол № 1

от «30» августа 2021г.

Председатель методической комиссии

_____________________ /Кошурникова Т.В./

Введение

Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Независимо от полученной профессии и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности.

Все эти составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов, так как предполагает максимальную индивидуализацию деятельности каждого студента и может рассматриваться одновременно и как средство совершенствования творческой индивидуальности.

Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем на консультациях и домашней подготовке.

   Общие положения о самостоятельной работе студентов.

Самостоятельная работа  - планируемая учебная работа студентов, выполняемая во внеаудиторное  время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за  работой студентов).

Самостоятельная работа студентов - вид деятельности, при котором в условиях систематического уменьшения прямого контакта с преподавателем студентами выполняются учебные задания.

Самостоятельная работа студентов - это практическое занятие (семинар, практикум) с использованием различных методов обучения с использованием индивидуальных или групповых заданий, на котором студенты могут добывать новые знания, или обобщать ранее полученные знания.

Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной и творческой активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой понимают совокупность всей самостоятельной деятельности студентов, как в учебной аудитории, так и вне нее, в контакте с преподавателем и в его отсутствие.

Самостоятельная работа может реализовываться:

непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении контрольных и лабораторных работ и др.;

в контакте с преподавателем вне рамок аудиторных занятий – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

в библиотеке, дома, в общежитии и  других местах при выполнении студентом учебных и творческих заданий.

Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Астрономия»:

- работа с учебником, со справочниками и др. справочной литературой;

- подготовка мультимедиа презентации и докладов;

- подготовка реферата;

- разработка тематических кроссвордов;

- решение  задач и упражнений;

- использование компьютерной техники и Интернета и др.;

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, умениями и навыками деятельности по дисциплине. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами самостоятельной работы студентов являются:

систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

 углубление и расширение теоретических знаний;

формирование умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;

развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

развитие исследовательских умений;

овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

Объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу отображается в рабочем учебном плане, в рабочей программе дисциплины с распределением по разделам и темам.

Перечень тем внеаудиторной самостоятельной работы.

Наименование темы

Содержание заданий для внеаудиторной самостоятельной работы

Количество часов

Введение

Знакомство с картой Звездного неба. Подготовка её к работе

2

Видимое движение планет и Солнца

Наблюдение основных созвездий ночного неба Северного полушария

2

Законы Кеплера - законы движения планет

Знакомство и анализ календарей различных систем

4

Современные представления о Солнечной системе

Подготовить рефераты по темам:

Планеты земной группы.

Планеты-гиганты.

3 Планеты-карлики

6

Млечный путь

Подготовить доклад на тему: Характеристика Млечного пути

2

Галактики

Подготовить компьютерную презентацию на тему:

Ближайшие от Земли галактики и их структура

2

Всего

18

Методические рекомендации по знакомству с картой Звездного неба, подготовке её к работе

Подвижная карта позволяет быстро определять вид звёздного неба в любой момент времени любого дня года. На карте изображены звёзды вплоть до четвёртой звёздной величины, а также самые яркие и известные туманные объекты неба, переменные и двойные звёзды. Состоит из:

Карты неба с созвездиями и их границами, эклиптикой, а также сеткой координат. По краю карты нанесены деления с числами и месяцами;

Накладного часового круга с засечками времени суток.

Карту и часовой круг необходимо распечатать. В часовом круге делается вырез по отметке, соответствующей широте места наблюдения (для Москвы — 55° с.ш.).

Последовательность подготовки карты:

1 Распечатать карту и часовой круг. Желательно на плотной бумаге, или наклеить их на картон.

2 Необходимо вырезать круг карты и накладной часовой круг.

3 В накладном часовом круге аккуратно вырезается внутренняя окружность по линиям необходимой нам широты. В точках запада и востока линии для разных широт совпадают.

4 Часовой круг соосно накладывается на круг карты и поворачивается так, чтобы риски необходимой даты (даты наблюдения) и времени суток (времени нашего наблюдения) совпадали. В окне выреза в часовом круге будет отражена картина неба на требуемый момент времени. Если посмотреть на получившуюся картину неба так, чтобы точка юга была внизу, слева будет точка востока, справа точка запада. Точка зенита (точка на небе расположенная у нас прямо над головой) будет приблизительно в центре получившейся карты. Вверху на карте находятся северные созвездия - на реальном небе они будут у вас за спиной - ведь мы смотрим на юг.

Методические рекомендации по наблюдению основных созвездий ночного неба Северного полушария

Правила, которыми следует пользоваться при наблюдениях за звездным небом:

Для наблюдения звездного неба

лучше

использовать

специальные

оптические приборы, телескопы

Наблюдение проводятся в ночное время, при ясном небе

Выберите место с хорошим обзором

(

чтобы не мешал свет фонарей, окон домов)

В идеале н

аблюдателю лучше находиться где-нибудь в горах: там воздух чище, а слой атмосферы тоньше, чем на уровне моря

Для проведения наблюдения, следует сориентироваться по сторонам горизонта, найти знакомые созвездия

При наблюдении следует использовать атлас созвездий, атлас звездного неба

.

Методические рекомендации по анализу календарей различных систем

Календарь [лат. сalendarium – долговая книга, от Calendae, Kalendae – первый день месяца, в который должники обязаны были платить проценты] – система счета длительных промежутков времени, в основе которой лежат периодические явления природы, связанные с движением небесных святил.

Проанализируйте виды календарей (древнеегипетский, древнеримский, юлианский, григорианский, лунный) по следующим критериям:

Время создания календаря

Начало года

Продолжительность года

Отличительные особенности

Методические рекомендации по подготовке реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Содержание реферата

Титульный лист;

Содержание;

Введение;

Основная часть;

Заключение;

Список использованных источников;

Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

на одной стороне листа белой бумаги формата А-4

размер шрифта-12; Times New Roman, цвет - черный

междустрочный интервал - одинарный

поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.

отформатировано по ширине листа

на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.

в конце работы необходимо указать источники использованной  литературы

нумерация страниц текста -

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов.

Титульный лист. Является первой страницей и заполняется по строго определенным правилам. Ниже представлен образец оформления титульного листа реферата.

Белохолуницкий филиал КОГПОБУ

«Вятский автомобильно-промышленный колледж»

РЕФЕРАТ

по астрономии

Тема: «_____________________________________________»

Выполнил:

Студент гр. ______

_________________________

фамилия, имя. отчество

2021 г.

Реферат оценивается по системе:

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Методические рекомендации по подготовке докладов

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

8. Выступление с докладом.

9. Обсуждение доклада.

10. Оценивание доклада

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение(опровержение), заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

название доклада;

сообщение основной идеи;

современную оценку предмета изложения;

краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

интересную для слушателей форму изложения;

акцентирование оригинальности подхода.

Выступление состоит из следующих частей:

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

Методические рекомендации по подготовке сообщений

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Сообщение – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами и краткими примерами.

Этапы подготовки сообщения:

Прочить текст.

Составить план.

Сократить текст, так чтобы не исчезла главная мысль.

Сложные предложения заменить простыми.

Время выступления 3-5 мин., сопровождается презентациями, схемами, таблицами, рисунками и др.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на  или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Методические рекомендации по составлению презентаций

Презентация, согласно толковому словарю русского языка Д.Н. Ушакова: «… способ подачи информации, в котором присутствуют рисунки, фотографии, анимация и звук».

Самая простая программа для создания презентаций – Microsoft PowerPoint.

Для подготовки презентации необходимо собрать и обработать начальную информацию. Последовательность подготовки презентации:

1. Четко сформулировать цель презентации: вы хотите свою аудиторию мотивировать, убедить, заразить какой-то идеей или просто формально отчитаться.

2. Определить каков будет формат презентации: живое выступление (тогда, сколько будет его продолжительность) или электронная рассылка (каков будет контекст презентации).

3. Отобрать всю содержательную часть для презентации и выстроить логическую цепочку представления.

4. Определить ключевые моменты в содержании текста и выделить их.

5. Определить виды визуализации (картинки) для отображения их на слайдах в соответствии с логикой, целью и спецификой материала.

6. Подобрать дизайн и форматировать слайды (количество картинок и текста, их расположение, цвет и размер).

7. Проверить визуальное восприятие презентации. К видам визуализации относятся иллюстрации, образы, диаграммы, таблицы.

Практические советы по подготовке презентации

готовьте отдельно: печатный текст + слайды + раздаточный материал;

слайды – визуальная подача информации, которая должна содержать минимум текста, максимум изображений, несущих смысловую нагрузку, выглядеть наглядно и просто;

текстовое содержание презентации – устная речь или чтение, которая должна включать аргументы, факты, доказательства и эмоции;

рекомендуемое число слайдов 10-20;

обязательная информация для презентации: тема, фамилия и инициалы выступающего; план сообщения; краткие выводы из всего сказанного.

Критерии оценки презентации

Критерии оценки

Содержание оценки

1.Содержательный критерий

правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

2. Логический критерий

стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий

использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4.Психологический критерий

взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации

соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации

Литература

Основные источники:

Воронцов –Вельяминов , Б.А. Астрономия. 11 класс [Текст]: – М.: Дрофа, 2018. – 238с.

Дополнительные источники:

Гусев Е.Б. Сборник вопросов и качественных задач по астрономии. – М.: Просвещение, 2002.

Кирик Л.А., Бондаренко К.П. Астрономия. Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач. – М.: Илекса, 2002

Левитан Е.П. Астрономия [Текст]: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015. – 212 с.: ил.

Малахова Г.И., Страут Е.К. Дидактический материал по астрономии. – М.: Просвещение, 2003

Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута

Страут Е.К. Астрономия: Дидактические материалы для средней общеобразовательной школы. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

Интернет-ресурсы

Электронная библиотечная система «Знаниум»

https://new.znanium.com/

Общероссийский астрономический портал

http://астрономия.рф/

Stellarium - Планетарий для ПК с реалистичным отображением неба в 3D

https://biblsoft.ru/windows/education/astronomy/386-stellarium