Черядина Е.Ф..учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии № 9 г. Невинномысск
2023-2024 учебный год
Из системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Как качественно подготовить учащихся к ЕГЭ и получить достойный результат? Наверное, этот вопрос волнует многих учителей – филологов, и я не являюсь исключением. Изучив опыт передовых педагогов, используя в практике различные учебные пособия, я попыталась выбрать для себя наиболее рациональный путь подготовки к ЕГЭ, который бы работал и на ученика, и на учителя. Попробуем разделить подготовку экзамена на значимые, важные направления, хотя все понимают, что вопрос этот достаточно объёмный.
В подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Информационный этап.
Организацию подготовки к ЕГЭ я начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ. На первых уроках русского языка в 10 классе происходит знакомство учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться.
Диагностика.
Когда начинаю работу в 10 классе, в сентябре провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях и пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Использованная мною технология педагогического мониторинга при подготовке учащихся к ЕГЭ позволяет оценить уровень знаний, умений и навыков по предмету как отдельного ученика, так и класса в целом, а затем спланировать учебный процесс на достижение конкретного результата для каждого конкретного ученика. На основании выявленных уровней знаний по предмету выстраивается индивидуальная траектория занятий с учащимися по подготовке к экзамену. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к учащимся. Размышляя о форме мониторинга результатов обучения, я пришла к выводу о необходимости привлечения самих учащихся к анализу собственных достижений. На первом занятии в 10 классе учащиеся подробно знакомятся со структурой и содержанием КИМов, порядком работы с тестовыми заданиями ЕГЭ, с критериями оценки заданий, получают понятие о первичном и тестовом баллах. Далее в течение всего учебного года регулярно проводятся диагностические работы с последующим анализом, которые позволяют контролировать уровень подготовки будущих выпускников.
В 10 классе после первого диагностического тестирования ученики получают индивидуальные листы учёта ошибок, которые сохраняются на протяжении всего года. Учитель анализирует работы класса, отмечает типичные ошибки, отвечает на вопросы и помогает разобраться с типами ошибок. Постепенно заполнение «Листов учёта» становится для учащихся самостоятельным действием. По этим листам легко давать индивидуальные задания, проводить коррекцию знаний учащихся. Такой же лист учёта ошибок ведётся учителем и на весь класс. Это позволяет более целенаправленно отбирать материал для повторения и отработки навыков выполнения данных заданий.
В 11 классе мониторинг ведётся уже не по орфограммам или пунктограммам, а по заданиям КИМа. Подобная работа полезна и для родителей, которые предметно могут следить за знаниями своего ребёнка, отслеживать его достижения, видеть, как проходит подготовка к ЕГЭ, какие диагностические тесты выполняются. Использование такой формы работы способствует более прочному усвоению учебного материала, проявлению самостоятельности и объективности в оценке своих знаний.
Тестирование уровней подготовленности учащихся включает в себя:
- диагностическое;
- оперативное (во время урока);
- контрольное (по завершению четверти);
- итоговое тестирование (в конце учебного года).
Большое внимание уделяю диагностическому тестированию. Диагностический тест обычно соотнесён по формату и содержанию с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ. Учащиеся получают реальную наглядную картину уровня подготовленности к экзамену.
После каждого диагностирующего теста провожу анализ ошибок, который помогает выявить пробелы в знаниях учащихся и скорректировать дальнейшую работу.
Диагностическая работа позволяет смоделировать «ситуацию успеха», когда ученик, основываясь на положительной динамике знаний по предмету, получает дополнительный импульс в процессе подготовки к экзамену.
Механизмы
отработки заданий № 1-26
Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами.
Учебно-тренировочный процесс по отработке заданий 1-24 построен на повторении основных разделов школьного курса русского языка. От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку.
Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий ЕГЭ. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ребята самостоятельно стараются представить тему, создавая тематическую тетрадь.
Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям (№1-24) позволяют детально проработать каждую тему. Несколько тестов прорабатываем вместе с учащимися, затем идёт самостоятельная работа, в ходе которой каждый ученик получает индивидуальный тест. Он может задать вопросы учителю, если что-то непонятно при выполнении работы. Конечно, на учителя ложится большая нагрузка, так как необходимо подойти к каждому ученику, проверить, как он выполнил тест, а если допущена ошибка, дать возможность исправить и объяснить. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок.
Немного о приёмах работы над тестами в выпускных классах. К 10, а тем более к 11 классу учитель должен знать, как каждый выпускник подготовлен к выполнению каждого теста. На этот случай у учителя-предметника есть папка, в которой систематизирован дидактический материал по заданиям № 1, 2, 3…. с ответами. Задания можно взять в Интернете или в любом сборнике тестовых заданий. Также можно их подготовить и самому. Например, чтобы качественно подготовить учеников по орфограмме «Безударная проверяемая гласная в корне слова», мне пришлось просмотреть все упражнения в учебниках с 5 по 9 класс и выписать из них все орфограммы на безударную проверяемую гласную в корне слова. Их оказалось около 150. Каждый ученик сдаёт зачёт по этому перечню слов, и ошибок становится намного меньше. Как мне думается, необходимо требовать обязательного узнавания, правильного графического обозначения как этой, так и всех других орфограмм.
Итоги аналитической работы позволяют сделать вывод о том, что ученикам необходимо работать с тестами самостоятельно, в процессе чего учитель может просматривать ответы и сверять их с «ключом». Таким образом, становится видна картина выполнения того или иного задания, уровень подготовленности ученика. Конечно же, каждый предметник стремится к тому, чтобы выполнение тестов было стопроцентным. Результаты работы учащихся помещены в папку «Подготовка к ЕГЭ».
В процессе практической подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку я собрала и обобщила материалы по каждому заданию и обнаружила, что зачастую найти правильный вариант ответа помогает даже не знание правил, а умение работать со структурой задания.
В качестве примера рассмотрим структура задания №9.
Задание №9 в ЕГЭ по русскому языку проверяет навыки правописания корней. Для выполнения этого задания необходимо проанализировать 15 слов и определить, в каком ряду пропущена одна и та же буква
Пример задания 9:
8.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) к…тание (на санках), к…нфета, оз…рение
2) ур…нить(тарелку), прог…нять(прочь),выск…чить
3) бл…стеть, с…редина,прим…(костюм)
4) Заст…лить, обв…нять,уб…рать( листья)
5) заг…рать, прик…снуться, б…рьер
Ответ: _______________
Гласная в корне слова может быть проверяемой, непроверяемой и чередующейся. Как правило, среди вариантов ответа предлагаются все три вида.
Что повторяем:
1.Морфемный состав слова.
2.Безударные гласные корня: непроверяемые, проверяемые, чередующиеся.
3. Правописание корней с безударными гласными.
Проверяемая гласная в корне
Для проверки безударной гласной в корне необходимо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы гласная была по ударением.
1. Подбор однокоренного слова: пожалеть — жалкий, динамичный — динамика
2. Изменение формы слова: вода — водный, доска — доски
Важно! Нельзя проверять гласную в корне глаголами с суффиксами -ИВА- (-ЫВА-), поскольку может происходить чередование О/А (опоздать — поздно, а не опаздывать);
Слова с сочетаниями -ОЛО-/-ОРО- и -РА-/-ЛА- проверяются только словами с такими же сочетаниями (для проверки слова ГОРОД нельзя использовать слово ГРАД…)
Непроверяемая гласная в корне
Существует большое количество слов, в которых правописание гласной не проверяется ударением. Их написание проверяется по словарю, поэтому они называются словарными.
Например: винегрет, дирижер, авангард, дилемма, дизайн, контраст, иждивенец, карнавал, катастрофа, президент, пародия, комфорт, метель, мачеха, резюме, кощунство, сатира, корысть, эстакада…
Чередующиеся гласные в корне
В русском языке существует ряд корней, гласная в которых может чередоваться в зависимости от определенных условий (о/а, е/и)
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Чередование гласных Е – И
Корень
Пример
Корень
Пример
-тира-
Вытирать
-тер-
Вытереть
-бира-
Собирать
-бер-
Соберу
-пира-
Запирать
-пер-
Запер
-мира-
Замирать
-мер-
Замереть
-дира-
Выдирать
-дер-
Выдеру
-жига-
Зажигать
-жег-
Зажег
-блиста-
Блистать
-блест-
Блестящий
-стила-
Расстилать
-стел-
Постелить
-има-
Снимать
-а/я-
Снять
-ина-
Начинать
-а/я-
Начать
Исключения: сочетать, сочетание
Чередование гласных А – О
Корень
Правило
Примеры
1. –лаг- - -лож-
Перед Г пишется А, перед Ж пишется О
Полагать, сложить
Исключение: полог
2. –каса- - -кос-
Если после корня есть суффикс А, в корне пишется А
Касаться, коснуться
3. –гор- - -гар-
Под ударением пишется А,
без ударения – О
Загар, сгореть
Искл. выгарки
4. –зор- - -зар-
Под ударением - как слышится,
без ударения пишется А
Зорька, зарево, заря, зарница
5. –раст- - -ращ- - -рос-
Перед СТ и Щ пишется А.
Искл.: росток, отрасль
Растение, сращение.
Выросли.
6. –равн- - -ровн-
В значении «равный, одинаковый» пишется А, в значении «ровный, гладкий, прямой» - О
Исключение: равнина
Равняться, уравнение.
Сровнять с землёй
7. –клан- - -клон-
Под ударением – как слышится, без ударения - О
Кланяться, поклон.
Склонение
8. –твар- - -твор-
Под ударением – как слышится,
без ударения – О
Творчество, тварь.
Творение
9. –скак- (-скач-) - -скоч-
Под ударением – как слышится, без ударения: перед Ч пишем О, перед К пишем А.
Искл.: скачок, скачу, скачи.
Соскочить, поскакал.
10. –плав- - -плов-
Буква А пишется во всех случаях, кроме слов
ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА
Плавучий, плавник.
Исключение: плывуны
11. –мак- - -мок-
В значении «погружать в жидкость» пишется А,
в значении «пропускать жидкость» пишется О.
Макать хлеб в мёд.
Непромокаемый плащ.
Алгоритм выполнения задания 9:
Залог успешного выполнения заданий по орфографии_умение видеть структуру слова,его морфемный состав, производить словообразовательный анализ.Поэтому сначала
1) выделите корни во всех словах;
2) подчеркните слова с чередующейся гласной в корне и знакомые вам словарные слова;
3) к оставшимся словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска;
4) Запишите ответ, вставив гласную на место пропуска.
В ответе задания может быть несколько цифр - от двух до четырёх. Их порядок роли не играет.
ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА
«ЭКСПЕРТ-ДОМИНО»
Задача: проверив три работы, задуматься над проблемой и отрефлексировать её соотношения субъективной и объективной составляющей при проверке части С.
Как минимизировать субъективную составляющую?
Как сделать работы учеников конкурентно способными?
критерии
Моя оценка
Оценка коллеги 1
Оценка коллеги 2
Среднестатистическая оценка
Модельный ответ
Количество расхождений
1
2
3
1
2
1
2
1
2
1
2
3
1
2
3
К1
К2
К3
К4
К5
К6
К7
К8
К9
К10
К11
К12
ВСЕГО
РЕФЛЕКСИЯ
В ходе игры я задумалась ____________________________________________________________________________________
Я осознала, что _____________________________________________________________________________________________