Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»

Методические указания

для студентов по выполнению исследовательского проекта

по направлению «Краеведение и история Малой Родины».

Челябинск 2023 г.

Методические указания к исследовательским проектам по направлению «Краеведение и история Малой Родины» в рамках внеурочной работы по общеобразовательной учебной дисциплине «География» подготовила преподаватель высшей категории ГБПОУ ЧПК № 1 Пометун Н.Н.

Введение

«Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.
Любовь к родному обществу, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться культура всего общества… Память – это не сохранение прошлого, это забота о будущем».
Д.С. Лихачёв

Данные методические указания предназначены для оказания методического сопровождения обучающихся при проведении ими исследовательских работ по краеведению, разработке, оформлении и представлении проектов.

В «Методических указаниях» рассматриваются вопросы, направленные на проведение исследования:

Этапы работы над проектом

 

Выбор темы, цели, задач исследования

Методы, используемые для сбора материала

Изучение истории малой родины

Изучение родословной

Подготовка мультимедийной презентации

Оценка исследовательской работы.

«Методические указания» сопровождаются приложениями.

Приложения помогают тщательному выполнению исследовательской работы.

Содержание

1. Этапы работы над проектом 4

2. Обоснование актуальности темы проекта темы. 5

3. Составление паспорта проекта 6

4. Требования к оформлению проекта 7

5. Требования к оформлению презентации 7

6. Оценка проектов 7

Литература 8 Приложение 1. Титульный лист 9

Приложение 2 Примерный паспорт проекта 10

Приложение 3 Рекомендации по содержанию проекта 11

Приложение 4 Методы, используемые при сборе материала 12

 

1. Этапы работы над проектом:

К основным этапам работы над проектом относят:

Выбор темы проекта.

Обоснование актуальности выбранной темы проекта.

Формулировка цели и задач проекта.

Разработка гипотезы (для исследовательских работ) или описание предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ) проекта.

Решение поставленных задач проекта.

Формулирование выводов о полученных результатах проекта.

Итоговое оформление текста с описанием проведенного исследования или реализованного проекта.

Защита проекта.

Каждому участнику проекта по направлению «Краеведение и история Малой Родины» необходимо разработать три этапа работы над проектом:

 

Подготовительный

(

Указываю тему проекта, обосновываю выбор темы, намечаю цель проекта, ставлю перед собой задачи, указываю объект исследования, ищу проблему, формирую гипотезу.

)

Приложение 3

Практический

(

Поиск и сбор информации по теме с использованием информационных ресурсов, составляю план работы. Анализирую материал, отбираю необходимую информацию, привожу в систему, обобщаю материал, вношу изменения, логически выстраиваю работу. Подбираю иллюстрации по теме, сканирую фотографии.

)

Приложение

4

Итоговый

(

Оформляю работу в бумажном варианте, составляю краеведческий альбом, создаю компьютерную презентацию, защищаю проект.

2. Обоснование актуальности темы проекта темы.

Обоснование выбора темы и актуальность: любить свой край, знать его богатства, его особенности, его историю – на этих лучших чувствах к родным местам воспитывается подлинный патриотизм. Знание своего исторического наследия обогащает духовный мир современного человека, воспитывает бережное отношение к тому, что его окружает, к людям, которые живут рядом.

По типу проект – исследовательский.

Цель проекта: Изучение культурного и исторического прошлого родного города или поселка.

Задачи проекта:

Изучить историю своего

города или поселка

;

Вызвать интерес к истории своего

города или поселка

;

С

обрать материал о

города или поселка

(фотографии, документы и т.д.)

и проанализировать его;

Составить альбом «Родные просторы»;

Оформить собранный материал;

компьютерную презентацию;

Защитить проект.

Объект исследования: История поселка ……, ……. района, Челябинской области.

Гипотеза (моё предположение): Если объяснить происхождение отдельных уголков поселка, то можно ………. .

3. Составление паспорта проекта, включая этапы работы над проектом:

Вид проекта

Продолжительность проекта

Участники проекта

Тема

Обоснование выбора темы, её актуальность

Цель

Задачи

Объект

Гипотеза

Планируемый результат

Этапы работы над проектом

1 этап (информационный)

подготовительный

2 этап (практический)

Практическая деятельность обучающихся

3 этап Итог (презентация результатов)

Роль родителей (лиц, их заменяющими) в реализации проекта

Продукт проекта

Перспектива проекта

4. Требования к оформлению проекта:

титульный лист (полное название образовательной организации, название проекта, ФИО автора)

Приложение 1

;

паспорт проекта

Приложение 2;

Основные мероприятия проекта;

Описание продукта проекта;

Ожидаемые результаты реализации проекта

;

Приложения (презентация, альбом и др.).

5. Требования к оформлению презентации:

должна быть выполнена в программе PowerPoint;

количество слайдов не более 20;

аннотация к презентации, которая содержат краткое пояснение работы с презентацией и место в образовательном процессе;

в презентации должны быть: титульный лист (полное название образовательной организации, название, номинация, ФИО автора)

Приложение 1

, текстовый, иллюстративный материал, схемы, графические элементы SmartArt, единый стиль соответствующий деловому.

6. Оценка проектов

Критерии оценки:

Исследовательский характер работы -

0 - 4 балла

;

Новизна и оригинальность разработки темы –

0 - 2 балла

;

Соответствие содержания работы заявленной теме и поставленным задачам –

0 - 2 балла

;

Логика изложения материала –

0 - 2 балла

;

Полнота источниковой базы, умение анализировать источники, извлекать

из них информацию – 0 - 2 балла

6. Культура оформления исследования – 0 - 2 балла;

7. Правильность оформления справочно-библиографического аппарата – 0 -

2 балла;

8. Обоснованность и глубина выводов и оценок – 0 - 2 балла;

9. Грамотность (орфография, пунктуация, синтаксис и прочее) – 0 - 2 балла

Литература

1. Моисеев панорама событий и достижений. Книга для чтения по

краеведению: Учебное пособие. Выпуск 1.Челябинск: Абрис, 2006. – 223с.

2. Челябинск: Энциклопедия /Сост.: , . – Челябинск: Каменный пояс, 2001. – 670с.

3. Челябинская область: Энциклопедия / гл. ред. . – Челябинск: Каменный пояс, 2008. т. 1. – А-Г. -1040с.: ил.

5.  Челябинская область. Краткий географический справочник. – Челябинск: «Версия», 1995. – 45с.

6. Челябинская область. Краткий географический справочник. – Челябинск:

«Версия», 1995. – 45с.

7. Атлас Челябинской области. – Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000г. – 60с.

8.  Гиттис область. Занимательная география в вопросах и ответах. – Челябинск: АБРИС, 2004. – 175с.

Приложение 1

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1»

КРАЕВЕДЕНИЕ И ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

Краеведение, история Малой Родины

Иванова Анна Романовна, студентка

41 группы по специальности 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Челябинск

2023 г.

Приложение 2

Примерный паспорт проекта

Вид проекта

Продолжительность проекта

Участники проекта

Тема

Обоснование выбора темы, её актуальность

Цель

Задачи

Объект

Гипотеза

Планируемый результат

Этапы работы над проектом

1 этап (информационный)

подготовительный

2 этап (практический)

Практическая деятельность обучающихся

3 этап Итог (презентация результатов)

Роль родителей (лиц, их заменяющими) в реализации проекта

Продукт проекта

Перспектива проекта

Приложение 3

При изучении малой родины (города, села) можно порекомендовать рассмотреть следующие вопросы:

Географические особенности населенного пункта.

Население малой родины

.

Образование и заселение села

.

Многонациональный состав малой родины (причины)

.

Трудовая жизнь односельчан (Мое село в годы Великой Отечественной войны; Моя малая родина в пе

рвые послевоенные годы; и т.д.).

Знатные люди села

.

Прошлые и настоящие традиции земляков.

Приложение 4

Методы, используемые при сборе материала

При сборе материала рекомендуется применять следующие  методы:

теоретические;

метод опроса;

метод изучения документов;

практические.

1. Теоретические методы позволяют войти (углубиться) в тему исследования, узнать о сложившихся способах решения проблемы.

2. Исследовательский метод опроса предполагает  заранее готовить вопросы. В этом случае собирается только нужный материал. Опрос можно провести в различных формах: это может быть беседа, анкетирование, интервьюирование.

Для полноты получаемых сведений, а также для того, чтобы быть уверенными в их правильности, в каждом селении следует опрашивать несколько человек, причем беседовать с ними следует отдельно. Очень важно выбрать знающего собеседника. Люди старших поколений обычно лучше знают прошлые события. В начале беседы нужно объяснить, зачем собираются сведения, кто и как будет ими пользоваться, какую они представляют ценность. О человеке, сообщившем нам сведения, нужно сделать запись в дневнике: фамилия, имя, отчество, где родился и с какого времени живет в том селении, где ведется запись, возраст, домашний адрес. При этом обязательно надо объяснить человеку, для чего записываются сведения о нем: для научности сведений, для того, чтобы знать, где его найти в другой раз, если потребуется дополнить сведения. Беседуя с человеком, мы получаем информацию. Опыт показывает, что неподготовленная беседа редко бывает успешной. Поэтому к ней надо заранее подготовиться. Часто приходится использовать такую форму опроса, как интервью. В одном из пособий есть замечательный материал по этому поводу: интервью представляет собой беседу двух или нескольких заинтересованных людей, проводимую по определенному плану с записью ответов. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы уметь и знать: 1) о чем именно спрашивать, 2) как спрашивать, 3) кого спрашивать, 4) какие задавать вопросы, 5) где вести беседу, 6) как обрабатывать данные.

3. Метод изучения документов очень важен для проведения глубокого исследования по поставленной проблеме. Необходимо знать, как изучать документы. Для этого ознакомься с основными правилами работы с документами.

Памятка для работы с документами

1. Прочитай, выдели непонятные термины.

2. Ответь на вопросы: - кто автор документа; - когда написан, создан документ; - какие выводы можно сделать из приведенного в документе факта; - каков повод создания документа; - как изучаемый документ помог вам больше узнать о том или ином событии.

4. Практические методы (фотосъемка, сканирование документов) также сделают собираемый материал содержательнее. Подбор источников для исследования.