«Методический продукт педагога дополнительного образования»
Выступление на методическом Совете
методиста методической службы
Полешко Т.Н.
Методический продукт – это:
ф
орма выражения результата
методической деятельности педагогов;
ф
орма учебно-методического, научно-методического обеспечения образовательного процесса;
с
пособ выражения и распространения передового педагогического опыта, трансляции лучших работ.
Если сказать коротко, то методическая продукция – это визитная карточка педагога.
Для того, чтобы современный педагог стал проводником педагогических идей он может и должен владеть навыками создания методической продукции. Методическая продукция может быть классифицирована по различным критериям:
п
о адресату (для педагогов, учащихся, родителей);
п
о периодичности (периодичная и не периодичная);
п
о способу предоставления информации (текстовая, схематичная, плакатная, графическая);
п
о функциональному
на
значению (информационно-методическая, организационно-методическая, научно-методическая).
Каждый из видов методической продукции может быть представлен в печатном виде, как электронное или периодическое издание. В зависимости от вида методическая продукция решает разные задачи: излагает сведения, подлежащие распространению, разъясняет приемы и методы, обобщает педагогический опыт, объясняет цели и порядок действий, распространяет методику организации различных мероприятий, показывает возможные формы проведения дел и т.д.
Методическая продукция выполняет ряд функций:
я
вляется
носителем
учебного
содержания;
я
вляется методическим обеспечением
образовательных технологий;
в
ыполняет роль педагогических механизмов, обеспечивающих усвоение учащихся учебного содержания;
с
пособствует более качественному формированию общих и профессиональных компетенций;
в
ыступает средством творческой реализации педагогов;
о
беспечивает возможность осмыс
лить свой профессиональный опыт.
Классификация методической продукции по функциональному назначению:
1. Информационно-методическая.
2. Организационно-методическая.
3. Прикладная методическая продукция.
4. Научно-методическая продукция.
5. Учебная (образовательная) продукция.
Создание педагогической продукции может быть, как индивидуальной, так и коллективной деятельностью педагогических работников.
Наиболее распространенные виды методической продукции:
м
етодические разработки;
м
етодические рекомендация;
м
етодические пособия;
д
идактические пособия.
Приступая к работе над каким-либо из видов методической продукции, педагогу-автору необходимо учитывать, что материалы должны:
с
оответствовать актуальности
;
и
меть
конкретный
адрес
;
т
очную нацеленность на определенную категорию учащихся или взрослых
;
р
аскрывать педагогическую сущность рассматриваемого явления
;
с
одержать ссылки на авторов или печатные источники, идеи или материалы
,
которые использованы в работе над методической продукцией.
На каком бы этапе профессионального пути ни находился педагог, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства. Методическая деятельность педагога, сопровождаемая качественной методической продукцией, способствует его профессиональному мастерству.
Остановимся более подробно на классификации методической продукции по функциональному назначению.
Информационно-методическая продукция
Назначение информационно-методической продукции состоит в том, чтобы, используя различные ее виды:
а) изложить сведения, подлежащие распространению;
б) проанализировать передовой педагогический опыт;
в) разъяснить, как применять инновационные педагогические технологии и т.д.
К информационно-методической продукции относятся:
аннотация;
бюллетень;
газета;
газетное издание;
вестник;
информационно-методическая выставка;
листовка;
листок;
методический информационный справочник;
методический комментарий;
методическое описание;
описание передового педагогического опыта работы;
портфолио;
рекомендательный библиографический список (указатель);
реферат;
реферативное издание;
реферативный журнал;
реферативный сборник;
рецензия;
свободный реферат;
словарь.
Организационно-методическая продукция
Назначение этого вида методической продукции заключается в разъяснении целей, порядка организации и проведения массовых мероприятий, раскрытия методики образовательно-воспитательного процесса в творческих объединениях.
К организационно-методической продукции относятся:
письма;
инструкции;
методические записки;
методические разработки;
методические рекомендации;
памятки;
положения.
Методические рекомендации – комплекс предложений и указаний, способствующих внедрению наиболее эффективных методов и форм работы для решения какой-либо проблемы педагогики (Полонский В.М.). Методическая рекомендация – раскрывает одну или несколько методик, имеет конкретного адресата. Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим кадрам в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности.
Требования к оформлению:
разрабатывается на основе изучения или обобщения опыта педагогов или проведенного исследования;
создаются для оказания помощи педагогическим коллективам, педагогам в выработке решений, основанных на достижении науки и результативного педагогического опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности данного педагогического коллектива, педагога;
рекомендации должны раскрыть одну или несколько частных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта;
обязательно содержать указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике;
иметь точный адрес.
Задача данного вида методической продукции – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, применительно к определенной группе лиц или мероприятий.
При работе над методическими рекомендациями автору необходимо четко определить:
цель работы;
содержание, соответствующее поставленной цели;
адресат (указать, кому адресованы рекомендации);
дать рекомендации о том, какими передовыми педагогическими технологиями надо пользоваться для улучшения образовательно-воспитательного процесса. Если речь идет об обобщении передового опыта, необходимо раскрыть, какими методическими приемами и способами достигаются успехи в образовательном процессе в конкретных объединениях или в учреждении в целом.
Подготовка к написанию методических рекомендаций включает в себя следующие этапы:
1. Выбор актуальной темы.
2. Изучение литературы по избранной теме.
3. Составление плана.
4. Накопление фактического материала.
5. Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования приведенных положений и рекомендаций.
6. Распределение содержания работы по разделам.
Примерная структура методических рекомендаций:
1. Вступительная часть – пояснительная записка, где обосновывается актуальность и необходимость данной работы, определяется цель составления данных методических рекомендаций, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, разъясняется, какую помощь призвана оказать работа, указывается адрес.
2. Основная часть – ее содержание состоит из анализа и описания передовых технологий, которыми пользуются руководители, педагоги дополнительного образования для достижения поставленных целей. Одновременно указывается, что именно рекомендуется делать для исправления и улучшения существующего положения, дается описание перспективы результатов использования рекомендаций.
Другими словами, в основной части даются методические указания по решению организационных вопросов:
примерные варианты проведения с конкретными советами как лучше сделать;
на какие трудные моменты обратить внимание;
какие технические средства и др. средства использовать и т.д.;
описание перспективы результатов;
какие задачи поможет решить;
какое конкретное действие окажет на участников;
чему научат;
дается краткое перечисление других форм работы, способных закрепить образовательный эффект, развить приобретенные навыки.
3. Заключение.
В этой части излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.
4. Список использованной и рекомендуемой литературы.
Данный раздел дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.
5. Приложения (памятки, схемы, графики, рисунки, фотографии, планы-конспекты занятий объединений и т.д.).
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь проведению какого-либо мероприятия, сочетающее методические советы и рекомендации (Полонский В.М.). Данный вид методической продукции помогает лучше понять теоретические идеи и практические возможности рекомендованного материала. Примерная схема методической разработки:
1. Название разработки.
2. Название и форма проведения мероприятия.
3. Пояснительная записка, в которой указываются цели и задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст участников, на которых рассчитано мероприятие, условия для проведения.
4. Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, лозунгов, плакатов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).
5. Методические советы на подготовительный период (распределение поручений).
6. Сценарный план, ход проведения мероприятия.
7. Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц.
8. Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятия, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).
9. Методические советы на период ближайшего последствия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т.п.).
10. Список литературы.
11. Автор разработки, должность, место работы.
Прикладная методическая продукция
Прикладная методическая продукция – это вспомогательный материал, дополняющий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции: деловая игра, диаграмма, график, картотека, каталог, плакат, сборник упражнений, сценарий, тематическая папка, тематическая подборка материалов и др.
Сценарий – подробная запись праздника, массового мероприятия. Самый распространенный вид методической продукции. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, тексты стихов, поэтических произведений, песен и т.д. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников праздника на сцене и т.д. Примерная схема сценария:
название праздника, мероприятия;
адресат;
цель, воспитательные задачи;
участники сценария;
использованная литература;
автор;
год. Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного действия:
церемониал – торжественная церемония, яркий праздник (например: открытие, закрытие, награждение, вручение наград, призов участникам). Организаторам праздников необходимо четко соблюдать правила и условности, на которых строится церемония: подбор и распределение музыки, общий стиль формирования (расстановка участников, как элемент стиля, интонация, речь, темп).
театрализация – речь идет не о спектакле, а о драматическом действии, представлении. Основные условия театрализации – это не сцена, а наличие драматургии, сюжетного хода, игровых ролей.
возможность общения – организаторы стремятся устроить все так, чтобы у приглашенных людей была возможность поговорить друг с другом до начала и по окончании торжественной части праздника;
атмосфера приподнятости, возбуждения – одновременно является условием и результатом успешного воплощения сценарного замысла. Особенностью праздничной атмосферы является то, что праздник всеми участниками переживается как бы на уровнях: «с собой», «с другими/всеми участниками», «через рассказ».
Деловые игры – методы имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам. Деловые игры могут использоваться руководителями курсов для активизации слушателей, а администрацией – как средство оценки деловых качеств сотрудников для их аттестации и должностных перемещений.
Каталог – нормативно-производственное, справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов. Различают следующие виды каталогов: издательский, книготорговый, номенклатурный, промышленный, библиотечный. По форме каталоги могут быть карточными; блок-карточными, стоящими из отдельных карточек, скрепленных по краям зажимами; книжными и электронными.
Плакат – листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата, отпечатанного с одной стороны и предназначенное для экспонирования. Плакат инструктивно-методический вид методической продукции, используемый в том случае, если содержание методического материала невозможно раскрыть только в словесной форме. Информация, помещенная на плакате, должна точно раскрывать суть вопроса и название плаката. Плакат информационный – позволяет ознакомиться с предстоящими мероприятиями или итогами выполненной работы. Примером информационного плаката могут служить печатные издания, информирующие о передовом опыте работы.
Тематическая папка – содержит нормативные документы, регулирующие деятельность образовательного учреждения в определенном направлении; методические рекомендации; разработки и сценарии массовых мероприятий; материалы из опыта работы; библиографию, дидактический материал.
Тематическая подборка материалов необходима в целях накопления материалов для написания методических рекомендаций, разработок массовых мероприятий. Это может быть подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков и т.д. на определенную тему. Помещается материал в папку для бумаг, скоросшиватели, альбомы, конверты.
Научно-методическая продукция
Тезис – положение или утверждение. Тезисы повторяют, сжато формулируют прочитанное. Они передают суть содержания книги, статьи, доклада и позволяют обобщить материал. Процесс составления тезисов дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание. Тезисы принято подразделять на: - простые – чаще всего состоят их цитат, обнаруживаются при первоначальном ознакомлении с текстом; -основные – формулируются обычно самостоятельно, создаются на базе простых, путем их обобщения, переделки и исключения; - сложные – включают в себя первые два вида. Существенную помощь при написании тезисов оказывает предварительно составленный план, который полезно приложить к тезисам.
Рекомендации по изложению тезисов:
в тезисах может быть изложена одна или несколько идей, разработанных автором;
тезис должен четко и кратко, но содержательно раскрывать основное положение исследования;
в тезисах не должно быть пространных выражений, много цифр и таблиц;
при составлении тезисов не приводите факты и примеры;
сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность;
по нормативу объем не больше страницы.
Статья – самостоятельное научное произведение, представляющее изложение своих мыслей по актуальным проблемам.
Этапы работы над статьей:
а) четкое определение темы, ее анализ, составление плана, тезисов;
б) работа над первым вариантом статьи по плану или по тезисам;
в) завершение работы, совершенствование и исправления.
Прежде чем приступить к написанию статьи, нужно ответить на следующие вопросы:
1. К какому выводу необходимо подвести материал?
2. Что будет составлять содержание этой работы?
3. Для чего пишется статья?
Структура статьи включает три части:
1. Вводная часть: обоснование темы, ее актуальность, главный тезис. Возможные пути раскрытия: ретроспективный обзор затрагиваемой темы; обоснование необходимости рассматриваемой темы с позиции сегодняшнего дня; объяснение основных понятий; изложение ошибок, предрассудков, связанных с этой темой или проблемой.
2. Основная часть: аргументация доказательства или факты, подтверждающие данный тезис (от частного к общему или от общего к частному). Главной задачей этой части является ответ на вопрос: сможет ли соответствующим образом подготовленный специалист повторить Ваше исследование, базируясь на прочитанном? Поэтому постарайтесь достаточно детализировано описать все этапы исследования.
3. Выводы, подтверждающие или опровергающие выдвинутый тезис: оформление основной мысли в виде тезиса или формулировка вывода.
Учебная (образовательная) продукция
Учебник – учебное издание, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
К учебным пособиям относятся:
учебно-наглядное пособие – учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (картографические пособия, атласы, альбомы и др.);
учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания. Методическое пособие – издание, в котором раскрывается методика выполнения какой-либо деятельности, порядок операций, процессов, действий.
рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над усвоением учебного предмета.
самоучитель – учебное пособие для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.
практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. К практикуму относится задачник.
Виды методической продукции
педагога дополнительного образования К-Кулик Н.В., ДДК «Дегтярёвец», г. Ковров.
Деятельность педагога дополнительного образования, методиста, немыслима без методического обеспечения.
Методисты и педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трех основных видах методической продукции: информационно-пропагандисткой, организационно – инструктивной и прикладной.
Методическая продукция - один из способов выражения и распространения методических знаний. Совокупность методической продукции составляет информационно-методический фонд (методическую копилку).
Информационно-пропагандистская-методическая продукция: методическое описание, аннотация, информационный плакат, информационно – методическая выставка, реферат, буклет. Данный вид методической продукции содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности.
В своей практике я использую ежегодно в начале года выставку достижений за год при оформлении кабинета, оформление и проектирование плаката к новому учебному году, паспорта достижений учащихся, Книга отзывов и пожеланий «Ассорти» благотворительного проекта. Создаём в своём коллективе диски с видеоальбомами «День отца», «День бабушек и дедушек», «Моя мама самая лучшая», диски с видео благотворительными концертами материалами Клуба семейного позитива.
Организационно – инструктивная продукция: инструктивно–методическое письмо, методическая записка, методическая памятка, методические рекомендации, методическая разработка, тематическая папка, образовательная программа. Данная продукция имеет свою специфику: предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел.
В своей практике я использую свои методические разработки занятий, технологий, рекомендаций по разучиванию песен с маленькими детьми, по развитию голоса и вокальных навыков.
Прикладная методическая продукция: сценарий, тематическая подборка, картотека, методическая тема, документация учебно-методической продукции, представляет собой вспомогательный материал, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции.
В своей практике веду должную документацию: заявления, справки, журналы, мониторинги, аттестационные документы, портфолио педагога и коллектива, имею достаточный материал авторских сценариев различных мероприятий в своём коллективе благотворительных концертов и других мероприятий, таких как, «Мы песнями раскрасим мир», «Туристический квест-игра По следам исторических событий г. Владимира», «Новогодняя встреча друзей», «Мечтай и сбудется!» и другие.