Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения. К. Д. Ушинский Методическое пособие по автоматизации звуков: игра-передвижка ?Что везет грузовик? Автор: учитель – логопед МБДОУ № 30 Мармалюк Вера Геннадьевна В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов от современного учителя-логопеда требуется решение сложных задач поиска новых форм и методов работы по исправлению речевых нарушений у детей. Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи различной степени тяжести, во многом зависит от систематического использования игровых технологий. Автоматизация в самостоятельной речи поставленного звука процесс очень длительный. Именно использование разнообразных форм и видов преподнесения речевого материала позволит качественно и в короткие сроки учителю-логопеду автоматизировать звуки, нарушенные у детей. Для повышения результативности коррекционно-образовательной работы на логопедическом пункте, мною разработано, изготовлено и используется пособие – игра-передвижка ?Что везет грузовик?. Данное пособие предназначено для детей, как младшего, так и старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Цель разработки пособия заключается в повышении мотивации к процессу обучения, максимальной коррекции речевых расстройств, развитии любознательности, интереса к занятию. Данное пособие решает следующие задачи: - коррекция звукопроизношения (автоматизация звука в словах, словосочетаниях, предложениях); - формирование лексико-грамматической стороны речи (правильное употребления предлогов, образование относительных и притяжательных прилагательных, приставочных глаголов); - формирование связной речи (составление предложений); - развитие познавательных процессов (зрительной памяти, логического мышления, восприятия, внимания); - развитие мелкой моторики. Планируемые результаты: - ребенок правильно произносит все звуки родного (русского) языка; - у ребенка сформирована лексико- грамматическая сторона речи; - у ребенка повысилась мотивация, интерес к процессу обучения: - у ребенка повысился уровень развития познавательных психических процессов; - у ребенка хорошо развита мелкая и общая моторика. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии его использования в соответствии с поставленной целью. Пособие могут использовать в своей работе учителя-логопеды, воспитатели ДОУ. Методическое пособие состоит из: - фоновых картинок с изображением грузовых машин, имеющих прорези для передвижки картинок; - комплекта предметных картинок, расположенных на лентах и на полосках. Ход игры: перед ребенком лежит картинка – машина. В прорези на кузове вставляется лента с картинками. Варианты игры: Автоматизация звука в словах. Предлагаем ребенку назвать картинки, появляющиеся в ?окошечке? кузова. Автоматизация звука в словосочетаниях. Ребенок должен сказать словосочетание, ответив на вопрос ?Какой? Какая? Какое? Чей? Чья? Чьи?? и др. Н.: красный шар, мой паровоз. Автоматизация в звука в предложениях. Ребенок составляет предложение (можно показать схему) : Грузовик везет…груши. Количество слов педагог выбирает по своему усмотрению с учетом возможностей ребенка. В зависимости от автоматизируемого звука, фоновую картинку можем называть по-разному: грузовик ( задания на автоматизацию звука [ Р ]); самосвал (задания на автоматизацию звуков [ С ], [ Л ] ); автомобиль ( задания на автоматизацию звука [ЛЬ ]); машина ( задания на автоматизацию звука [Ш ] ). Если ребенок находится на начальном этапе автоматизации, можно предложить ему картинки, в названиях которых отрабатываемый звук находится в определенной позиции: в начале, в середине, в конце слова, в стечении согласных. При использовании этих карточек, можно составлять словосочетания. Например: Розовая Рыба, кРасная гРуша, оРанжевый кРаб. Основная работа учителя - логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда педагогу приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет, впоследствии, к желаемому результату.
"Методическое пособие по автоматизации звуков"