МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34»
ПОСЕЛКА КРАСНОБРОДСКОГО
Лебедева Галина Валерьевна
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ
«Методика организации проектной деятельности обучающихся 7-9 классов в рамках внеурочной деятельности»
Пгт.Краснобродский 2025 г.
Пояснительная записка
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) инструментом достижения личностных, предметных и метапредметных результатов освоения Основной Образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) являются универсальные учебные действия (УУД). Основным подходом формирования УУД является системно-деятельностный подход. Одним из наиболее эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность. Оценка проектной деятельности входит в систему оценки планируемых результатов наряду с государственной итоговой аттестацией, промежуточной аттестацией и итоговыми оценками по предметам. Поэтому грамотная организация и сопровождение проектной деятельности обучающихся является актуальной задачей каждого педагога.
В настоящее время каждое образовательное учреждение решает эту проблему самостоятельно. Представленное мною пособие является результатом опыта участия учителя физики в этой работе. Целью создания данных методических рекомендаций является описание алгоритма организации и сопровождения проектной деятельности учащихся с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Разработанные методы, приемы, формы и средства могут быть полезны педагогам, организующим проектную деятельность по своему предмету.
Организация проектной деятельности обучающихся 7-9 классов в рамках внеурочной деятельности является важным аспектом образовательного процесса, который способствует развитию критического мышления, креативности, навыков работы в команде и самостоятельности.
Организация проектной деятельности
Проектная деятельность - особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Проектная деятельность - внеурочная и является рекомендательной для учащихся среднего звена. Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких. Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя. Материалы текущего выполнения учебных проектов являются обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
Исследовательский проект представляет собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение нескольких месяцев. В ходе такой работы обучающийся (автор проекта) самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану - это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
В соответствии с концепцией ФГОС личностными результатами является «сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса;
самому образовательному процессу и его результатам»;
Личностные результаты освоения курса «Проектная деятельность» отражают:
- сформированность позитивной самооценки, самоуважения, развитие образовательной успешности каждого обучающегося.
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.
Под метапредметными результатами в концепции ФГОС ООО понимаются «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных - ситуациях». Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты освоения курса «Проектная деятельность» отражают:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
В концепции ФГОС ООО под предметными результатами понимается «усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности» Обучающийся, освоивший курс «Проектная деятельность», должен освоить основные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.
Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения преподавателей и обучающихся.
Целью проектной деятельности является создание условий для формирования исследовательских умений обучающихся, развития их творческих способностей и логического мышления.
Задачами проектной деятельности являются развитие у обучающихся:
• исследовательской, коммуникативной компетентности;
• познавательных интересов;
• умения проводить рефлексию;
• умения ориентироваться в современном информационном пространстве;
• умения самообразования;
• умения публично выступать;
• критического мышления.
Проект – одна из форм исследовательской работы; совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности; совокупность документов (расчетов, чертежей, и др.) для создания какого-либо продукта (сооружения, изделия и т.д.)
Типология проектной деятельности
Существуют различные подходы к определению типов учебных проектов, которые выделяются по различным основаниям: по содержанию, по организационной форме, по времени, затраченному на выполнение, по характеру контактов, по виду деятельности учащегося
По содержанию
• Монопредметный проект: проект по одному учебному предмету.
• Межпредметный проект: проект, объединяющий несколько предметных областей. По организационной форме
• Индивидуальный проект: проект, выполняемый одним учащимся.
• Парный проект: выполняется двумя обучающимися.
• Групповой проект: проект, выполняемый группой (группами) обучающихся.
По времени выполнения
Мини – проект: один урок
Кратковременный: несколько уроков.
Долговременный: от недели до года и более
Особый интерес представляет собой классификация проектов по ведущему виду деятельности:
Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение.
Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон:
- продукт как материализованный результат,
- процесс как работа по выполнению проекта,
-защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.
В ходе проектной работы обучающийся (автор проекта) самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть обучающийся.
Результаты (продукт) проектной деятельности.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:
• макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
• постеры, презентации;
• альбомы, буклеты, брошюры, книги;
• реконструкции событий;
• эссе, рассказы, стихи, рисунки;
• результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
• документальные фильмы, мультфильмы;
• выставки, игры, тематические вечера, концерты;
• сценарии мероприятий;
• веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
Результаты также могут быть представлены в ходе проведения конференций, семинаров и круглых столов.
Итоги проектной деятельности могут быть представлены в виде статей, обзоров, отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям, а также в виде прототипов, моделей, образцов.
Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями школы.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии школы или на конференции.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
В результате выполнения проектной деятельности выпускник научится:
- планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные проблеме;
- выбирать и использовать методы;
-распознавать и ставить вопросы, формировать вытекающие из исследования выводы;
-использовать: математические методы и приемы, естественнонаучные методы и приемы (наблюдение, постановка проблем, моделирование, выдвижение гипотезы и т.д.), методы и приемы характерные для социальных и исторических наук (описание, наблюдение, опросы, постановка проблемы, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов);
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок;
- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок. выпускник получит возможность научиться:
-самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный и социальный проект, учебное исследование;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать такие математические методы и приемы как перебор логических взаимосвязей, математическое моделирование;
-использовать естественнонаучные методы и приемы: как абстракция от привходящих фактов, проверка на совместимость с другими фактами;
- использовать методы и приемы, характерные для социальных и исторических наук (моделирование, анкетирование, поиск исторических образцов);
- использовать приемы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
- целенаправленно и осознано развивать свои коммуникативные способности;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Организация и этапы проектной деятельности
Руководителем проекта является преподаватель (преподаватели), координирующий конкретный проект.
Темы проектов могут предлагаться как преподавателями, так и обучающимися. Тема, предложенная обучающимся, согласуется с преподавателем.
Проект может быть групповым или индивидуальным.
Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность, с учетом профильной направленности обучения
Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с обучающимися составлена программа действий.
Этапы работы над проектом
Выбор темы проекта
Учебные проекты должны не заменять учебные предметы, а встраиваться в них, дополняя и углубляя их содержание. В методическое литературе обычно отмечают, что проект — это пять «П»: проблема — проектирование (планирование) — поиск информации — продукт — презентация ( и можно выделить шестое П – портфолио).
Всё начинается с проблемного вопроса, который возникает в ходе изучения конкретного материала. Тема должна представлять интерес для обучающихся. Желательно не предлагать готовых тем проектной работы. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих: чертах и дать обучающимся возможность обсудить её и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать. Можно предложить собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках изучаемого материала.
При выборе направления работы преподаватель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает обучающимся, как они могут сами их сформулировать.
К формулировке темы (названия) проекта также предъявляются определённые требования:
• в названии должна быть заложена какая-то проблема, вопрос или тайна;
• название должно выражать главную идею;
• название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание;
• название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.
Рекомендации по теме:
Актуальность исследования.
Обосновывается актуальность направления исследований конкретной выбранной темы. Темы должны быть актуальными и связаны с реальной жизнью, что повысит мотивацию учащихся.
Исследование можно считать актуальным в том случае, если не только данное научное направление, но сама тема актуальна в двух отношениях:
-во -первых, ее изучение отвечает насущной потребности практики,
Во- вторых, полученные результаты заполнят пробел в науке, которая в настоящее время не располагает средствами для решения этой актуальной научной задачи.
Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает цель и задачи проектной деятельности. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.
Итак, метод учебного проекта характеризуется как:
-личностно ориентированный;
-деятельностный;
-обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
-построенный на принципах проблемного обучения;
-развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
-формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
-воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
-здоровьесберегающий.
Этапы проектной деятельности
Каждый учебный проект реализуется в несколько этапов
Этап 1. Подготовительный
Определение темы, целей проекта и конечного продукта.
Этап 2. Планирование
Уточнение количества участников. Формирование групп. Распределение обязанностей. Определение источников информации. Ознакомление с критериями оценки результатов. Составление оптимального плана работы
Этап 3. Реализация проекта
Сбор и обработка информации. Решение возникающих вопросов и проблем. Корректирование планирования (при необходимости), Оформление документации проекта.
Этап 4. Презентация (представление) проекта
Представление результатов проекта аудитории (экспертной комиссии). Ответы на вопросы. Интерпретация полученных результатов.
Этап 5.Осмысление и оценка проекта
• Подведение итогов.
• Оценка итоговых и промежуточных результатов.
• Самоанализ работы в группах.
Все этапы работы над проектом находят отражение в портфолио проекта. Рассмотрим подробнее содержание каждого этапа.
ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Обучающиеся
Выдвигают и обсуждают идеи, приходят к коллективному решению. Преподаватель
Побуждает и поддерживает интерес к теме, ведёт дискуссию, помогает сформулировать тему, цели и задачи проекта.
На подготовительном этапе обучающиеся под руководством преподавателя должны сформулировать тему будущего проекта. Для этого необходимо ответить на вопрос «Что мы хотим сделать?». Ответ на этот вопрос определит тип проекта и проектный продукт.
Очень важно, чтобы содержание проекта было ориентировано на интересы и жизненную ситуацию обучающегося, поскольку это будет поддерживать интерес к проекту и побуждать к активной деятельности
Поскольку в коллективном проекте будет участвовать несколько обучающихся, перед преподавателем стоят следующие задачи:
1) собрать различные идеи обучающихся;
2) организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей;
3) поддержать (или тактично скорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.
Выявлению идей обучающихся может способствовать такой технологический приём, как «мозговой штурм».
«Мозговой штурм» — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности, который позволяет найти решение сложных проблем. Отправным моментом «мозгового штурма» является проблема, которая не нашла приемлемого решения. Для успешного проведения «мозгового штурма» члены группы должны придерживаться следующих правил:
1)принимать все взгляды и временно отказаться от оценки и критики чужих идей;
2)приветствуется свободный полёт фантазии, разрешается высказывать любые, даже фантастические идеи;
3)идей должно быть много: каждого участника обсуждения просят представить максимально возможное количество идей;
4)нужно стремиться развивать чужие идеи, достраивать, улучшать, комбинировать элементы разных идей;
5)необходимо записывать все идеи.
На завершающем этапе производится отбор лучшего решения. Таким образом, предварительный этап заканчивается формулированием темы (что мы будем делать?), цели (для чего мы это будем делать?) и задач проекта (как мы это будем делать?), определением проектного продукта (что должно получиться в результате?).
ЭТАП 2. ПЛАНИРОВАНИЕ
Преподаватель
Предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время.
Обучающиеся
Разбиваются на группы, распределяют роли в группе, определяют вид проектного продукта и форму его презентации, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами — это важнейшие метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, предусмотренные ФГОС. Таким образом, обучая планированию формируются умения, которые понадобятся обучающимся не только в учебной деятельности, но и в жизни.
На этапе планирования окончательно определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки процесса и результата проектной деятельности, согласовываются способы совместной деятельности.
На этапе планирования не нужно увлекаться чрезмерной детализацией плана работы: невозможно предусмотреть все мелочи, предвидеть все возможные трудности. Следует помнить о законе Хеопса: «Ничего не строится в срок и в пределах сметы».
Существуют разные виды оформления планирования
ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ
Тема проекта __________________________________________________
Существуют и другие виды оформления планирования.
Например, основные этапы работы над проектом могут быть отображены в следующей таблице:
Планирование – сложный процесс для обучающегося.
Преподаватель может предложить обучающимся алгоритм планирования работы над проектом.
Шаг 1. Зачем мы это делаем?
(Отвечая на этот вопрос, формулируется проблема и цели проекта.)
Шаг 2. Что нужно сделать (создать) для решения проблемы?
(Выбор проектного продукта.)
Шаг 3. Кто это будет делать?
(Назначение ответственных, формирование групп.)
Шаг 4. Все ли у нас есть для решения проблемы? Что ещё необходимо?
(Выявление имеющихся и недостающих ресурсов.)
Шаг 5. Какие шаги нужно предпринять от выявления проблемы до реализации цели проекта?
(Перечисление основных этапов работы.)
Шаг 6. Что нужно сделать на каждом шаге?
(Построение развернутого плана работы.)
Шаг 7. К какому сроку необходимо закончить работу?
(Построение графика проектной работы.)
ЭТАП 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Именно на этапе реализации проекта преподаватель и обучающийся сталкиваются с различными трудностями, которые необходимо преодолеть:
- информации мало, или наоборот, слишком много;
- одни группы не успевают завершить работу, а другие простаивают без дела;
- в группах возникают конфликты между участниками;
- из- за продолжительного отсутствия некоторых участников приходится перераспределять обязанности в группе т.д.
Умение решать текущие проблемы, определять наиболее эффективные способы достижения результата и есть те основные навыки, которые способствуют адаптации личности в динамично развивающемся обществе. Важнейшая задача преподавателя на данном этапе – грамотно определить степень своего участия в проекте, чтобы поощрять самостоятельность обучающихся и в тоже время при необходимости поддерживать, направлять, помогать, создавать условия для проявления творческой активности.
Очевидно, что степень участия преподавателя в проектной работе варьируется в зависимости от особенностей обучающегося. Одним оказывает организующую и стимулирующую помощь на всех этапах проекта, стараясь поддержать самостоятельную работу. Для других обучающихся помощь необходима в отдельных, критических ситуациях. В основном обучающиеся как правило нуждаются в минимальном участии преподавателя. Таким образом педагогическое мастерство преподавателя заключается в том, чтобы поддерживать самостоятельность обучающихся и в то же время ненавязчиво контролировать их работу.
Обучающиеся так же перенимают подобный стиль работы, глядя на старших. В этом случае тем более важно рациональное распределение усилий на всех этапах работы и следование намеченному плану (В том числе и в сроках).
ЭТАП 4. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
Обучающиеся
Представляют результаты проекта, демонстрируют понимание проблемы, цели и задачи проекта, дают взаимооценку деятельности и её результативности.
Преподаватель (жюри)
Принимает отчёт; оценивает умение выступать, общаться, слушать, обосновывать своё мнение; подводит итог обучения
Основная задача этого этапа — представить одноклассникам или специальному жюри результаты своей работы. Существуют различные формы презентации:
• устное сообщение на круглом столе, семинаре;
• публичная защита проекта;
• театрализованное представление;
• демонстрация видеофильма;
• презентация веб-сайта и др.
На презентации проекта должен быть представлен не только созданный продукт, но и подготовлен отчет, который содержит описание работы над проектом, постановку цели, самооценку и рефлексию автора проекта.
В рефлексии обучающийся должен отразить информацию о достигнутых целях, а также проанализировать чему научился и что узнал нового в процессе подготовки проекта.
Отчету придается большое значение, т.к. оценивается не только сам продукт, но и отчет автора.
Отчет может быть представлен в различных формах – отпечатанный текст, в виде презентации подготовленной в Power Point или устное сообщение.
Отчет поможет обучающемуся проанализировать свою работу, а также закрепить такие общеучебные умения и навыки как целеполагание, планирование, рефлексия и т.п. Отчет должен отражать основные этапы проектной деятельности: выбор темы и ее значимость для автора проекта, планирование деятельности, описание этапов работы над проектом, самооценка и рефлексия.
Устное сообщение обычно сопровождается иллюстративными материалами: показом слайдов, рисунков, чертежей, эскизов и т. п.
Преподаватель: может предложить примерный план сообщения:
1. Представьтесь (назовите своё имя, фамилию, какую творческую группу представляете, назовите состав группы и роль каждого в ней).
2. Назовите тему проекта.
3. Обоснуйте актуальность выполненной работы.
4. Расскажите, какую цель и ожидаемый результат поставила перед собой творческая группа.
5. Расскажите о путях решения проблемы (какие идеи были предложены, на каких идеях остановились; как изменилось понимаю темы проекта или его идеи, если произошли какие-либо изменение назовите причины возникновения этих изменений).
6. Расскажите о времени, месте и роли участников проекта (кто, где и когда реализовывал идеи, каков вклад каждого участника в решение проблемы).
7. Продемонстрируйте результат работы группы. Окончательный вариант выступления можно обсудить с обучающимся накануне выступления, а также ознакомиться с подготовленной компьютерной презентацией.
Для публичной защиты проекта выбирается внеурочное время, подготавливается аудитория, отбирается жюри с привлечением администрации, педагогов, обучающихся, приглашаются все желающие. Документация проекта обычно представляется жюри заранее для предварительного ознакомления. Процедура защиты включает собственно презентацию проекта (выступления участников ограничивают 7-10 минутами), ответы выступающих на вопросы жюри (вопросы слушателей). Для подведения итогов может быть использован оценочный лист.
Проект оценивается по критериям:
Примеры оценочных листов
Оценочный лист№2
Обоснование и постановка цели, планирование путей
ее достижения, практическая ценность проекта (мах - 5 баллов)
Цель выполнения проекта не сформулирована. 0
Цель определена, но не обозначены пути ее достижения, нет плана работы. 1-2
Цель определена, ясно описана, дан подробный план путей ее достижения,
проект выполнен точно и последовательно в соответствии с планом
имеет практическую ценность 3-5
Полнота использованной информации, разнообразие
источников информации (мах - 3 балла)
Библиография отсутствует. 0
Библиография содержит незначительный объем подходящей информации. 2
Работа содержит достаточно полную информацию из широкого спектра
подходящих источников. 3
Творческий и аналитический подход к работе, объем
разработок, новизна решений (мах -7 баллов)
Работа не содержит личных размышлений и представляет собой
нетворческое обращение к теме проекта 1
Работа содержит размышления описательного характера,
не использованы возможности творческого подхода 2-4
Работа отличается глубокими размышлениями и анализом,
собственным оригинальным отношением автора к идее проекта,
новые решения 5-7
Качество оформления отчета о работе над проектом и
наглядных пособий (мах - 4 баллов)
Отчет отсутствует. 0
Отчет представлен в виде устного сообщения без наглядных пособий 1-3
Отчет представлен в виде презентации или текстового файла. 3-4
Анализ процесса и результата работы (мах - 6 баллов)
Анализ работы отсутствует 0
Анализ работы выполнен формально 1-2
Представлен исчерпывающий обзор хода работы с анализом
складывавшихся ситуаций 5-6
Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу,
уровень самостоятельности (мах - 4 баллов):
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 1-2
Работа самостоятельная, демонстрирующая личное заинтересованное
отношение автора, собственные разработки и предложения 3-4
В процессе презентации проекта обучающиеся должны продемонстрировать:
• понимание цели и задач проекта;
• умение представить работу над проектом в устном сообщении;
• умение аргументировать выбор способов путей решения проблемы;
• умение проводить анализ проделанной работы.
Оценивание проекта — важная и ответственная процедура.
Очень важно, чтобы с критериями оценивания обучающиеся были ознакомлены заранее, поскольку это всегда позитивно влияет на их работу:
- Обучающиеся точно знают, чего от них ожидают;
- Обучающиеся получают ориентир для самооценки;
-Обучающиеся знают, что их оценивание будет последовательным и объективным.
Существенно облегчает процедуру оценивания проекта использование специальных бланков: одни и те же бланки могут применяться для оценки, самооценки и перекрёстных отзывов.
Разработка собственных критериев оценивания особенно эффективно стимулирует последующую работу.
ЭТАП 5. ОСМЫСЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ПРОЕКТА
После презентации полезно организовать коллективное обсуждение результатов проекта. Очень важно, чтобы обучающиеся самостоятельно оценили деятельность группы и её отдельных членов, выделили удачные решения, задумались над причинами неудач, постарались выявить не использованные возможности. Подобное обсуждение может дать толчок к формулированию темы нового проекта.
Направляя обсуждение, преподаватель может предложить обучающимся следующие вопросы:
• Что было самым трудным в работе над проектом?
• Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили?
• Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой?
• Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта?
• Что нуждается в доработке?
• Чего вы до сих пор не понимаете?
• В чем вы стали более уверенны?
• Что было наиболее значительным из того, что вы узнали?
В ходе подобных обсуждений под руководством преподавателя формируются умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки и другие метапредметные результаты освоения образовательных программ, предусмотренные ФГОС.
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА
Портфолио проекта (проектная папка) - это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом.
Портфолио включает:
• паспорт проекта
• планы и графики выполнения этапов проекта
• отчёты рабочих групп,
• рисунки, эскизы, чертежи, наброски проектного документа;
• материалы к презентации,
• результаты экспертизы.
Целесообразно выбрать ответственного за наполнение портфолио, к которому будет стекаться информация от всех членов группы.
Паспорт проекта является основным документом портфолио. Его заполнение необходимо для определения целей, задач, основополагающих вопросов осуществляемой проектной деятельности.
Паспорт проекта состоит из следующих, обязательных для заполнения элементов.
1. Название проекта.
2. Учебный предмет (предметы) в рамках которого разрабатывается проект и смежные с ним дисциплины.
3. Тип проекта
4. Цель проекта
5. Задачи проекта
6. Руководитель и консультанты проекта
7. Возраст обучающихся проекта
8. Состав проектной группы (имена и фамилии участников).
9. Аннотация проекта (актуальность, личная значимость, практическое применение).
10. Предполагаемые продукты проекта.
11. Этапы работы над проектом (продолжительность, этапы работы над проектом, ответственные).
12. Необходимое оборудование и ресурсы.
Паспорт проектной работы составляется обучающимися под руководством преподавателя. В некоторых случаях преподаватель может только утверждать (и при необходимости корректировать) паспорт, самостоятельно подготовленный членами проектной группы.
Отчёт обучающегося по итогам выполнения проекта может иметь следующую структуру:
• титульный лист (название проекта, автор, класс, координатор проекта и консультанты, дата исполнения);
• вступление (включает обоснование выбора темы, цель проекта и план работы);
• основная часть содержит описание основных этапов создания проекта;
• заключение (содержит основные выводы, самооценку и рефлексию);
• библиография и источники информации;
• приложения (рисунки, фотографии, карты, таблицы, графики, стенограммы интервью, анкеты и т.п.).
Если отчет текстовый файл или файл презентации, то он должен быть представлен на дискете, на которой надписаны: имя автора, класс, название работы, имя файла.
К заполнению проектной папки следует относиться серьёзно и в то же время не увлекаться сбором большого числа документов. Записи должны быть ёмкими и краткими, отражать развитие идеи и ход работы. Работая над проектной документацией, обучающиеся учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль своей деятельности.
Преимущество метода проектов
МЕТОД ПРОЕКТОВ
- Позволяет обучающимся находить значимую для них проблему и решать её путём творческого поиска и применения интегрированного знания;
- Даёт возможность связать теорию с практикой;
- Развивает исследовательские и творческие способности обучающихся;
- Создаёт условия для самостоятельной деятельности обучающихся в ситуации выбора; - Позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и со сверстниками.
Таким образом, метод проектов направлен на личное познавательное и коммуникативное развитие обучающегося.
Список используемый литературы
Абакумова И.В. Особенности смысловой сферы одарённых подростков // Одарённый ребёнок: научно-практический журнал. 20
1
8. № 3. С. 6
Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В.
Бурменская
, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. –
М. :
Просвещение, 20
2
1. – 159 с.
Бабаева Ю. Д.,
Лейтес
Н.С. Психология одарённости детей и подростков. – М.: Академия, 20
2
0.
Балл, Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. –
М. :
Педагогика, 20
2
0.
Богоявленская Д. Б. и др. Рабочая концепция одарённости. М., 20
2
3.
Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др. –
М. :
Просвещение, 20
2
1. – 176 с.
Воронцов, А. Б. Сборник проектных задач. Начальная
школа :
пособие для учителей / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, О. В. Раскина и др. –
Вып
. 2. – М. : Просвещение, 20
2
2. – 144 с.
Калиш И.В. Федеральная целевая программа «Одарённые дети»: опыт реализации, перспективы. // Одарённый ребёнок: научно-практический журнал. 20
2
3. № 1. С. 51.
Клюева Г.А. Модернизация содержания профориентационной работы в
новых социальных
условиях. Кафедра методики преподавания трудового обучения ПОИПКРО - 20
23
. - 5. с. 21.
Композиция костюма/Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 20
22
Осипова Г.Н. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая академия наук»/ авт.-сост. Г.Н. Осипова. – Волгоград: Учитель, 20
23
.
Панкратов Ф.Г. и др. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учеб. заведений. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 20
2
2.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 20
2
3.
Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. –
М. :
Просвещение, 20
2
1. – 192 с.
Сафонова, Т. В. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников / Т. В. Сафонова, И. А. Чумакова // Интеграция образования. – 20
2
2. – № 2. – С. 21–26.
Шуванов
В.И. Психология рекламы. –
Ростов
-на-Дону: Изд-во «Феникс», 20
2
3