* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

«Методика преподавания народно-сценического танца

на начальном этапе обучения в детской школе искусств»

Введение.

I. Пояснительная записка.

1.  Характеристика учебного предмета

2.Цели и задачи учебного предмета на начальном этапе обучения

II. Содержание учебного предмета.

III Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

V.  Методическое обеспечение учебного процесса

VI.Рекомендуемая литература

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

«Народно-сценический танец» является основой обучения, фундаментом для освоения всего комплекса хореографических дисциплин и базируется на освоении программ по предметам «Ритмика» и «Танец» для начальных классов, где введено изучение первоначальных элементов народного танца.

Народный танец – родоначальник всех видов хореографического искусства. Он богат и разнообразен. Этот предмет необходимо изучать всем учащимся  хореографического отделения, он  является одним из основополагающих предметов.

Данный предмет знакомит учащихся с характером, стилем и манерой танцев разных народов. Урок строится по канонам классического танца. Особое внимание уделяется постановке рук, ног, головы в упражнениях у станка и на середине зала; затем изучаются простейшие движения народного и народно-сценического танцев, а также упражнения на развитие координации. Составляются несложные танцевальные комбинации на 8-16 тактов из двух-трёх пройденных движений, далее возможны постановки небольших этюдов в характерах изучаемых народностей.

Преподавание предмета  начинается в четвертом классе и продолжается до выпуска в восьмом классе.  Возраст обучающихся  при начале обучения в четвертом классе 9-12 лет.Увлечение  народным танцем знакомит детей с сокровищницей народного творчества, прививает любовь к Родине, своему народу и его культурным ценностям. Изучение народно-сценического танца развивает художественную одарённость детей, помогает усвоению технических особенностей танца, его выразительной национальной манеры, расширяет кругозор, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности.  Он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы и сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность.  Народно-сценический танец является источником высокой исполнительской культуры - в этом его значение и значимость.

Цели и задачи

Цель - это планирование, организация и управление учебным процессом по определённой учебной дисциплине.

Задачи - это конкретное определение содержания, объёма, порядка изучения предмета с учётом особенностей учебного процесса.  Основная задача – это обучение, развитие, воспитание. Отсюда следует, что программа имеет   ЦЕЛЬ:

- музыкально-хореографическое воспитание детей, выявление индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка через танец к сценической концертной деятельности, как к виду творческой деятельности;

- формирование   целостного представления об окружающем мире и высоких   нравственных идеалах.

Достижение поставленной цели связано с решением следующих ЗАДАЧ:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- приобретение музыкально-ритмических навыков;

- формирование навыков координации, владения мышечным          и суставно-двигательным аппаратом;

- приобретение свободы движения в танце и чувства ансамбля;

2.РАЗВИВАЮЩИЕ:

-  развитие эстетического и художественного вкуса у детей;

-  развитие образного мышления;

- развитие таких данных, как гибкость, танцевальный шаг,  прыжок, ритмичность,  эластичность мышц, музыкальность, сообразительность, координация, танцевальность;

-  развитие техники исполнительского мастерства;

-  развитие активности, коммуникабельности, познавательного интереса,

3.  ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-  воспитание культуры поведения и чувства прекрасного;

-  воспитание чувства такта, благородства, уважения друг к другу;

- воспитание трудолюбия, дисциплинированности, обязательности, аккуратности  -  то  есть  общечеловеческих  качеств;

- повышение занятости детей в свободное время, адаптация их в обществе, создание комфортной атмосферы доброжелательности сотворчества.

СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОГО   ПРЕДМЕТА

ПЕРВЫЙ ГОД  ОБУЧЕНИЯ

Первоначальное знакомство с особенностями народно-сценического танца. Простейшие тренировочные движения у станка и на середине зала. Изучаются отдельные движения и даются небольшие комбинации.

Поклон.

а) простой на месте

б) с продвижением вперед и назад

Упражнения у  станка

1.   Demi plie, grand plie    на I, II и III позициях (плавное и отрывистое)

2.   Battement tendu    

а) с переходом работающей ноги с носка на каблук;

б)  с добавлением полуприседания в момент перевода стопы на каблук

в) с добавлением полуприседания в момент возвращения рабочей ноги в позицию

3.  Battement tendu jete  

а) с сокращением стопы на воздухе

б)  с добавлением полуприседания в момент сокращения стопы

в) с добавлением полуприседания в момент возвращения рабочей ноги в позицию

г) с полуприседанием в момент броска и отдельно в момент возвращения ноги в исходную позицию

4. Характерный  rond de jambe

5.  Подготовительное упражнение к  flic-flac проучивать из 6,5позиций

6.   Подготовка к верёвочке, на целой стопе

а) с полуприседанием в момент возвращения рабочей ноги в позицию

б) с полуприседанием в момент подъема рабочей ноги до уровня колена

7.   Упражнение для бедра, на целой стопе

8.   Pas tortillе  ординарное и с  ударом стопы.

9. battement developpe  (мягкое раскрывание ноги на 90*)

а) с добавлением полуприседания в момент раскрытия ноги на 90*

б) с добавлением полуприседания в момент возвращения ноги в исходную позицию

г) с сокращение стопы на воздухе

15.  Grand battement jete  на целой стопе

а) с добавлением полуприседания в момент броска

б) с добавлением полуприседания в момент возвращения ноги в исходную позицию

16.  Releve  на полупальцы в выворотных и невыворотных позициях, на двух и одной ноге.

17.  Перегибы корпуса.

18.  Различные  port de bras  в определённом характере.

19.  «Голубец» - ординарный в прыжке.

20.  Подготовительные движения к полуприсядкам и присядкам для мальчиков

а) с выбрасыванием ноги в сторону на каблук и на воздух;

б) с выбрасыванием ноги вперед на каблук.

21 Упражнения на выстукивание       

а) чередование ударов всей стопой

Упражнения  на  середине  зала

1. Упражнения для головы, рук, корпуса в манере народных и сценических

танцев

2. Упражнения для пластичности корпуса (перегибы корпуса, наклоны, повороты)

3. Шаги и проходки

а) простой и бытовой

б) шаг с носка

в) на полупальцах

г) с каблука

д) сценический и переменный ход вперед и назад

е) варьирование переменного шага с ударом всей стопой, каблуком, мазком

ё) с мазком всей стопой и каблуком

ж) с выносом через 1 позицию ноги на каблук вперед

4. Боковые ходы

а) по 6, 1 позициям: на вытянутых ногах, на полуприседании, с добавлением полуприседания в момент приставления рабочей ноги в исходную позицию

б) приставной шаг на каблук по 3 позиции

5. Гармошка на вытянутых ногах, на полуприседании, с полуприседанием в момент соединения носков, в момент соединения пяток

6. Елочка на вытянутых ногах, на полуприседании, с полуприседанием в момент поворота носков, в момент поворота пяток

7. Припадания

а) по 6 позиции на месте с продвижением вперед и назад, в сторону

б) по 3позиции на месте с продвижением вперед и назад, в сторону и в повороте

8. Моталочка простая и поперечная (маятник)

9. Ковырялочка ( со скачком, без притопа и с притопом)

10. Веревочка простая

11. Дробные выстукивания одинарные и по очереди всей стопой, подушечкой, каблуком

а) притопы двойные, тройные, перетопы

б) удары стопы со скачком на опорной ноге

в) горох

г) удары на подскоке

д) удары с перескоком

12. Бег на полупальцах

а) с продвижением вперед и назад

б) с выносом прямых ног над полом вперед и отбрасыванием назад

в) с подъемом ноги коленом наверх

г) Бег с выносом прямых ног вперед и назад, коленями вперед

13. Галоп прямой и боковой

14. Прыжки с вытянутыми ногами и поджатыми

15. Прыжки

а) из 6 позиции во 2-ю параллельную и из 6-ой в 4-ю позицию

б) с разножкой

в) поджатые по 6,2 позициям

16. Вращения:

а) вращения на полупальцах мелкими шагами(удержание точки)

б) на 90* и на 180* на припаданиях, моталочке, веревочке

в) по диагонали бег и блинчики.

ТРЕБОВАНИЯ  К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

«Народно-сценический танец»  предусматривает  следующие результаты учебного процесса :

- знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на   сцене;

- знание терминологии;

- знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;

- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнения народно-сценического танца;

- умение понимать и исполнять указания преподавателя;

ФОРМЫ  и  МЕТОДЫ  КОНТРОЛЯ,  СИСТЕМА ОЦЕНОК

По программе «Народно-сценический танец» предусмотрены промежуточные аттестации по четвертям.       Результатом обучения является определённый объём знаний, умений и навыков. Учёт и контроль успеваемости следует определять следующими формами:

-  собеседование;  

-  опрос;

-  контрольный урок;

-  открытый урок;

-  выступление на концерте, фестивале, конкурсе.

Контроль позволяет определить эффективность обучения, обсудить  результат, внести  изменения в процесс, если надо. Контроль позволяет родителям, преподавателям, ученикам увидеть результат своего труда. Проведение показательных уроков перед родителями с целью повышения интереса, проведение экзаменов, контрольных уроков, их периодичность устанавливает преподаватель.

Контроль может быть текущим, промежуточным, итоговым. Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Форма промежуточной аттестации проводится по контрольным урокам в конце каждой четверти

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРОЦЕССА

Основными методами работы преподавателя являются показ движений и словесное объяснение.

На начальном этапе обучения по народно-сценическому танцу (4-й класс) показу придаётся исключительно большое значение, т.к. он даёт первоначальное представление о движении. Поэтому показ должен быть предельно точным, конкретным и технически совершенным.

Словесное объяснение комментирует показ, выделяя наиболее важные моменты, а также служит для формирования основных понятий, необходимых на начальном этапе (правила исполнения).

Таким образом, два важнейших метода – показ и объяснение – связаны с одним из центральных моментов обучения: активизацией мышления и развитием творческого  начала в процессе напряжённой физической работы по овладению танцевальными навыками.

Яркими диагностиками качества урока становятся:

-  увлечённость ребёнка общением с художественным, хореографическим, музыкальным  произведением;

-  появление потребности высказать своё мнение, суждение по поводу увиденного или услышанного, вступить в диалог с другими детьми.

Данная методика направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определённых знаний, умений; на развитие компетентности  в  области хореографии; на формирование навыков на уровне практического применения.

Формы организации учебного процесса

Урок – традиционная форма организации учебного процесса. Но возможно использование нетрадиционных форм: лекция – концерт, концерт перед родителями, участие в фестивалях, смотрах. При проведении уроков по народно-сценическому танцу, необходимо руководствоваться следующими моментами:

Постепенное увеличение физической нагрузки;

Чередование темпа нагрузки;

Равномерность нагрузки на обе ноги;

Свободное дыхание и самочувствие учащихся.

При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как:

-  объём материала;

-  степень его сложности;

-  особенности класса, как исполнительского коллектива;

При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует:

-  определить новый материал, ввести его в различные комбинации;

-  определить музыкальный материал, его размер, характер;

При проведении урока целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей.

На практических занятиях очень важно:

-  переводить на русский язык все иностранные термины;

-  объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;

-  равномерно распределять физическую нагрузку и чередовать работу различных групп мышц, развивать внимание и осознанный контроль над работой мышц;

-  воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Музыкальное оформление урока народно-сценического танца.

Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы как танцевальные, так и тренажные упражнения. В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Правильно подобранный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его национальности, характеру, рисунку, темпу. Для тренажных упражнений желательно использовать музыкальный материал квадратного построения, чтобы основное внимание учащихся было бы направлено на движение. На первоначальном этапе обучения необходимо использовать музыкальное сопровождение с простым ритмическим рисунком, позднее  его можно разнообразить.

В каждом классе в зависимости от возрастной  категории и подготовленности группы музыкальное сопровождение урока различно: по темпу, ритмическому рисунку, динамической окраске.

Музыкальный материал на уроке по народному танцу является носителем национальной принадлежности данного конкретного лексического материала; соответственно музыки учащиеся учатся правильно исполнять характер и манеру движения. С помощью музыки движения приобретают художественную окраску, а исполнение наполняется эмоциональным содержанием.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Богданов Г. Урок русского народного танца. – М., 1995. – 150 с.

2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка). – М.: ВЛАДОС,  2002. – 207 с.

3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (танцевальные движения и комбинации на середине зала). – М.: ВЛАДОС, 2004. – 207 с.

4. Ткаченко Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1967. – 654 с.

5. Стуколкина Н. М. Уроки характерного танца. – М.: Всероссийское театральное общество, 1972. – 399 с.

6. Климов А. Основы русского танца. – М.: Искусство, 1994. – 270 с.