Доклад на тему «Методы и приемы обучению грамоте»
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.
В целом навык чтения складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения – это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определённую информацию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.
Методы обучения детей чтению:
Звуковой (фонетический) метод
Это система обучения чтению, по которой учили нас в школе. Она базируется на алфавитном принципе. В основе ее - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам.
Метод целых слов:
метод, при котором дети запоминают буквы путем сопоставления первых со звуками, входящими в состав самых обиходных слов. Здесь процесс познания как бы разделяется на 4 последовательных этапа: осознание, что слово состоит из звуков; вычленение отдельных звуков из слова; соотнесение звука и буквы; закрепление этого соотнесения «замком» в виде конкретного наглядного представления: «арбуз» для А, «бегемот» для «Б» и т.д. На этом методе основываются традиционные азбуки большинства индоевропейских языков с момента появления таковых, то есть это наиболее старый из всех методов.
Метод обучения по кубикам Зайцева.
Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Обучение чтению по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры в кубики.
Почему кубики?
Чтение требует работы аналитического мышления (буквы - абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе.
Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.
Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать.
В наборе "Кубики Зайцева" 52 кубика (семь из них повторяются, чтобы строить слова ПА-ПА, МА-МА, ДЯ-ДЯ и подобные, которые наиболее близки ребенку, особенно на первых порах. Кубики делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Есть один белый кубик со знаками препинания.
Также кубики различаются по цвету. Большие - это кубики с твердыми складами. Маленькие - кубики с мягкими складами.
Кубики по разному весят и звучат.
Железные - кубики со звонкими складами (гремят).
Деревянные кубики - с приглушенным складами (глухо постукивают). Золотые - кубики с гласными (звенят).
Железно-деревянные - используют для складов, имеющих твердые знаки.
Деревянно-золотые - для складов с мягкими знаками.
Белый кубик используется для обозначения знаков препинания.
Буквы на кубиках пишутся разным цветом:
Гласные – голубым; согласные – синим; твердый и мягкий знак – зеленым.
Таблицы
На таблицах изображены те же склады, что и на кубиках (с теми же цветовыми обозначениями). В книге Зайцева и в методическом пособии, прилагаемом к комплекту кубиков, написано, что таблицы желательно вешать высоко, нижний край на уровне головы взрослого человека или выше.
Сам автор методики - Николай Зайцев - очень гордится тем, что при работе по таблицам зрение не портится, но иногда даже улучшается, ведь глазное яблоко все время находится в движении, отыскивая склады.
Кубики Емельяновой.
Умные кубики с иллюстрированными слогами помогут детям от 3 до 7 лет легко и быстро научиться читать по слогам, правильно разбивать слова на слоги и составлять из них слова. На настоящий момент это самая результативная методика обучения дошкольников чтению. До появления кириллицы русский язык формировался и развивался, как язык со слоговой структурой и письменностью. Разработанная ее методика учитывает эту особенность нашего языка и позволяет малышам быстро преодолеть главную трудность – чтение отдельных букв вместо слитного произнесения слогов. Иллюстрирующие каждый слог набора картинки играют роль одновременно и подсказок и заданий.
На каждой грани кубика изображен предмет или животное, название которого начинается со слога, написанного под картинкой. Малыш сможет собрать все 72 слова, изображенных на кубиках, и еще многие и многие другие.
Обучение по карточкам Домана
Этот метод учит детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. В итоге ребенок воспринимает и прочитывает слово сразу, и учится читать очень быстро и рано.
Методика Марии Монтессори
По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми), а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.
Методика Ольги Соболевой
Этот метод построен на "двуполушарной" работе головного мозга. Изучая новую букву, ребенок познает ее через узнаваемый образ или персонажа. Главная цель метода – не столько научить читать, сколько научить любить читать. Все занятия построены в форме игры, поэтому обучение чтению проходит незаметно и увлекательно. В методике есть 3 потока информации: для визуалов, аудиалов и кинестетиков. Механическое запоминание сведено к минимуму, так как применяется ассоциативная методика запоминания.
Методика Н. М. Бетеньковой
Обучение чтению младших школьников по методике Н. М. Бетеньковой проводится в быстром темпе и очень увлекательно, что оказывает положительное влияние на развитие мыслительной деятельности первоклассников. Буквы изучаются блоками: гласные, сонорные, согласные, парные согласные, шипящие и знаки ъ и ь. Младшие школьники не только учатся писать данные буквы, но и анализируют звуки, сравнивают их между собой, выясняют, что между ними общего и чем они отличаются. Изучение алфавита заканчивается намного раньше, чем по традиционной системе. Резерв времени, который неизбежно образуется при обучении, является необходимым и вполне достаточным для отработки прочности знаний учащихся в чтении и письме, для развития их интереса к дальнейшему изучению родного языка.
Обучение строится на высоком уровне трудности. Уроки чтения содержат большой объем текстового материала, отличающийся и по содержанию. Работа проводится в диапазоне всех букв алфавита с использованием текстов малых жанров: загадок, пословиц, скороговорок, чистоговорок. Уже с 1 класса вводятся и теоретические знания, которые значительно повышают прочность практических умений и навыков детей, способствуют развитию интереса к предмету. Легко идет освоение знаний по фонетике, грамматике, орфографии, а введение терминологии (вводились термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «местоимение», «корень» и т.д.) служит средством для более глубокого осмысления языковых явлений, с которыми дети неизбежно сталкиваются уже в процессе освоения грамоты.
При выборе методики ориентируйтесь на темперамент ребенка, на его способность воспринимать изучаемый материал, на доступность методики.