Методы исследования в биологии
Класс: 5
Тема урока: «Методы исследования в биологии».
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: Научить применять теоретические знания на практике. Побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности. Изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях, правила по технике безопасности в биологическом кабинете. Расширить представление учащихся о методах изучения природы. Воспитывать умение работать в группах.
Задачи:
- сформировать у учащихся знания об основных методах изучения биологии;
- познакомить с приборами и инструментами, применяемыми в биологических лабораториях;
- познакомить с правилами техники безопасности в биологическом кабинете.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: определение понятий: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций.
Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку, соотнесение того что известно учащимся, и того что еще не известно, создание схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта, преобразование информации из одного вида в другой.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в кабинете биологии.
Метапредметные: начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов.
Личностные: формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности.
Основные понятия урока: методы исследования, наблюдения, эксперимент, измерение, сравнение, моделирование, фенология.
Методы обучения: работа в группах с использованием элементов модерации, постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа в индивидуальных картах.
Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: презентация по теме «Методы исследования в биологии», лабораторное оборудование, приборы.
Используемая литература:
Учебник:
В.В. Пасечник Биология 5 класс ( Бактерии. Грибы. Растения. ) – М., ДРОФА, 2013
Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2012
Пасечник В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2014.
Этапы урока
Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I.Самоопределение к деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.
Поиск и формулировка темы урока.
Включаются в урок во взаимодействии с учителем.
Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока.
Учитель: «Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету скажу вам - будет интересно!»
Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса.
Постановка проблемного вопроса: Кто изучает природу? Как, на ваш взгляд, изучают природу? Какие приборы используют в изучении природы? Чему будет посвящен наш урок?
Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.
II. Актуализация знаний и затруднений в деятельности.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы.
Рассказ учащихся о
биологических дисциплинах и значении биологии.
Вступительное слово учителя (фронтальная работа): ответьте на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке: что изучает биология? Что называют биосферой? Какое значение имеет биология?
Работа в малых группах по карточкам: сопоставление биологических дисциплин и их определений. Учитель знакомит с основными методами исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение.
Обобщают знания о биологических дисциплинах, перечисляют значение биологических знаний. Воспроизводят и фиксируют в рабочей тетради определения методов исследования, сравнивают и обобщают полученные знания.
Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственные связи
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.
III.. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта
Цель: анализ учащимися возникшей ситуации, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.
Учащиеся с опорой на слайды презентации проговаривают новые понятия, устно классифицируют оборудование по целевому назначению: для измерения объема жидкости, для приготовления раствора, микропрепарата, измерения длины тела. Делают заключение о значимости данной темы в курсе изучения биологии.
Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, рассказывает о назначении (слайды презентации).
Умеют планировать свои действия.
Сравнивают и обобщают полученные знания.
Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
IV. Открытие новых знаний
Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
Просматривают слайды презентации, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы и делают выводы.
Организует и направляет деятельность обучающихся на работу с презентацией: какой метод изучения живой природы представлен на слайдах?
«Наблюдение за прорастанием семян»
Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий.
Знание
основных методы изучения живой природы.
Умение различать методы изучения живой природы и приводить примеры;
давать определения биологическим терминам.
Коммуникативные:
умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование;
составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.
Физкультминутка.
Учащиеся встают.
Учащиеся машут руками.
Изображают плавательные движения.
Поднимают руки вверх.
Поворачивают туловище.
Учитель: «Закройте глаза, расслабьте тело, представьте вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывёте! Сейчас в саду яблоки спелые рвёте! Направо, налево, вокруг посмотрели! Открыли глаза и снова за дело!»
V. Самостоятельная работа и самопроверка.
Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры.
Распределение учащихся по группам. Работа в группах под руководством модераторов по заданиям (Приложение №1)
Помогает модераторам (руководителям групп) в распределении учащихся по группам на основе принципа добровольности и ответственности.
Вместе с модераторами направляет работу участников группы.
Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий.
Взаимодействие в группе.
Знание методов изучения природы.
Умение
различать методы изучения живой природы и приводить примеры;
оперировать определенными биологическими терминами.
Коммуникативные: умения работать в группе, с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.
Личностные: мотивировать свои действия.
VI. Включение в систему знаний и повторения.
Цель: повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания.
Решают проблемно – познавательные задачи. Воспроизводят знания, выполняя задание в тетради, (заполняют предложенную таблицу, используя текст учебника п.2)
Методы изучения природы:
Примеры
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Постановка проблемных вопросов к познавательным задачам: определить биологические методы исследования.
1. Миграция птиц на юг.
2. Определение частоты дыхательных движений в минуту.
3. Взаимодействие соды с уксусной кислотой.
Направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации (п.2).
Самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в знакомой, но измененной ситуации.
Знают методы изучения природы
Умеют различать методы изучения живой природы и приводить примеры; работать с предложенными таблицами и схемами.
Познавательные:
заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;
классифицировать методы изучения живой природы.
Регулятивные:прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные:умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы
Личностные: мотивировать свои действия.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов.
.
На столах учеников табл.
НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ
АКТИВНО/ ПАССИВНО
На уроке мне было
Интересно/не интересно легко/трудно
Своей работой на уроке я
Доволен /не доволен
Урок показался мне
Коротким / длинным
Мое настроение
Хорошее / не очень хорошее/ плохое.
Предлагает ответить и оценить свою работу.
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Осознают уровень качества сформированных знаний.
Коммуникативные:
понимать возможность существования различных точек зрения, возможно, не совпадающих с собственной.
Регулятивные:
Выделять моменты своей и групповой деятельности как единого целого.
Личностные:
умение рассуждать, анализировать и делать выводы.
VIII. Домашнее задание.
Фиксируют домашнее задание.
Консультирует и объясняет д/з: параграф 2 учебника;
Ответить на вопросы к параграфу. Задание для первого варианта: измерить длину хвоста своего домашнего животного, рост и вес. Определить какой метод использовался при этом.
Задание для второго варианта: решить задачу – две белочки грызут орехи с разной скоростью. Экспериментально установлено, что первая белочка сгрызёт один орех за 5 секунд, а вторая орех такого же размера за 7,5 секунд. Рассчитайте, насколько больше времени потратит вторая белка по сравнению с первой, если дать им по три ореха. Какой метод вы применили?
Приложение 1.
Примерные задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.
Задание для группы №1
Сопоставьте единицы измерения и величины:
Длина
Градус Цельсия
Масса
секунда
Температура
килограмм
время
метр
скорость
Метр в секунду
На каких уроках они используются?
Задание для группы №2
Подсчитать пульс в течение минуты у участников второй группы в состоянии покоя и после 10 приседаний.
Ученик
Состояние покоя
После 10 приседаний
1
2
3
4
Определить среднее значение в состоянии покоя и после 10 приседаний.
Задание для группы №3
Какие методы исследования вы можете провести в городском парке. Подготовьте рассказ.
Задание для группы №4
Рассмотрите фотографии приборов и оборудования. Распределите их по группам: 1. Увеличительные приборы.
2. Измерительные приборы. 3. Лабораторная посуда.
Задание для группы №5
Напишите на одном листе (каждый по очереди) какие правила техники безопасности в биологическом кабинете вы запомнили.