Поволжская государственная социально-гуманитарая академия
* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {font-size: 12pt;} h1 {font-family: 'Arial'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} h2 {font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .Стиль1 {font-family: 'Arial'; font-size: 14pt; color: #000000;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .rtecenter {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .c1 {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .c0 {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .c5 {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .footer {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .header {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования

«Центр Детского Творчества «Младость» го Самара

«Методы Орф-педагогики

в формировании коммуникативных

навыков на уроках вокального ансамбля»

Работу выполнил:

Гандина Т.Н.

Педагог дополнительного образования

Самара,2023

Содержание

Введение 3-4

§ 1Понятие коммуникативные навыки 5-9

Понятие - общение

Средства общения

Коммуникативная компетентность

§ 2 Орф-педагогика 10-14

Орф-подход

Креативная педагогика

Развивающая среда

Игровая деятельность у детей

§ 3 Методы Орф-педагогики в формировании коммуникативных 15-19

навыков учеников вокалистов»

Значение игровой деятельности

Коммуникативные игры

Особенности проведения игрового урока

Педагогические приемы

Танцы-игры

Заключение 20

Список литературы 21


Введение

Развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной проблемой. Совершенствование научных технологий привело к возрастанию потребностей общества в людях, которые могли бы ставить и решать задачи, относящиеся не только к настоящему, но и к будущему.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.

Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.

Поиски решения проблемы обращают нас к одной из самых влиятельных в мире музыкально-педагогических концепций — "элементарному музыкальному воспитанию" Карла Орфа.

 Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая получила название креативной. Основу концепции Орфа составляет импровизационное музицирование. Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Обучение через творчество — не элитарный изыск, а всеобщая образовательная необходимость, в нем заложены возможности, о которых мы сейчас можем только догадываться. Цель музыкального воспитания перестает быть локальной и заниженно-утилитарной. Она естественно соединяется с главной целью образования;— помощью человеку в полной мере реализовать свои возможности и стать самим собой.

Идеи Орфа в России впервые появились в начале 60-х годов, после выхода сборника статей Л.А. Баренбойма «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа» и книги О.Т. Леонтьевой о композиторе, впоследствии переработанную в монографию “Карл Орф”. В этой книге есть большая глава о педагогической концепции Орфа. Оксана Тимофеевна Леонтьева 27 лет переписывалась с композитором, который на склоне лет мечтал создать Шульверк на основе российского фольклора.

 Официальное Российское Общество Карла Орфа было создано при Челябинском отделении Всероссийского музыкального Орф-общества председателем которого является Вячеслав Александрович Жилин.

Следует отметить также опыт белорусского педагога Т. Боровик, сумевшей претворить фундаментальные идеи К. Орфа в курсе сольфеджио для ДМШ, своеобразно продолжив работу Ф. Мармонштейн. С методикой этого творческого сольфеджио знакомы педагоги многих крупных городов России. Заслуживает внимания учебная и просветительская деятельность В. Жилина, более десяти лет пропагандирующего импровизационное музицирование по модели К. Орфа на российских семинарах.

Развитие коммуникативных навыков в условиях вокального ансамбля – важное звено в социальной адаптации ребенка, поскольку, совершенствуя свои коммуникативные умения, школьник сможет преодолеть свой страх перед выступлением, перед работой с залом, а в дальнейшем будут более успешен в установлении контактов с окружающими людьми, легче пройдет процесс социализации.


1 Коммуникативные навыки

Понятие общение

Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Ситуация современного школьного обучения требует от ребенка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребенка высокие формы общения с взрослыми и сверстниками, что составит предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками.

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.

Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

Средства общения

К средствам общения относятся:

Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю "стол", я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

Ориентировка в личности собеседника.

Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

Корректировка направления, стиля, методов общения.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Общение является одним из важнейших факторов формирования личности. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др.

Формирование коммуникативных умений школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения

Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Коммуникативные способности

Коммуникативные способности - это умения и навыки общения с людьми. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативных способностей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.

Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.

Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают, и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей.

Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения..


Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. Осваивать огромное поле коммуникативных средств предпочтительнее также через игру.

Это особенно актуально в младшем школьном возрасте. Игра на этом этапе отходит на второй план, уступая место учебной деятельности (в отличие от дошкольного возраста, где игровая деятельность является ведущей), но продолжает существенно влиять на развитие детей, поэтому ребенку должно быть предоставлено достаточное количество игр (развивающих, обучающих, синтезированных с новыми видами деятельности) как в школе, так и дома. Кроме того, внеучебные объединения младших школьников, по мнению педагогов и психологов, работающих с этой возрастной группой, должны строиться вокруг дошкольных видов деятельности: игры, рисования, конструирования, лепки, простейшего экспериментирования, сочинительства и прочих занятий, развивающих в первую очередь воображение, бескорыстное любопытство, интуитивные средства познания и другие человеческие способности, развитие которых уже началось, но, разумеется, не закончилось в дошкольном детстве, и которые не подхватываются новой для детей учебной деятельностью. Такого мнения придерживаются и педагоги, психологи, методисты, принимавшие участие в составлении рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы в начальной школе.

Отметим также, что коммуникативное развитие осуществляется внутри целостной системы личности в соответствии с линиями развития: личностной, интеллектуальной, деятельностной, которые неотделимы друг от друга. Коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации ребенка в плане учета особенностей обобщения, формирования понятий, общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития и т.д.


2 Орф-педагогика

Орф-педагогика была основана и развита немецким композитором Карлом Орфом (1895–1982) и его коллегой Гунильд Кетман в 20-е годы прошлого века. Орф-шульверк  или Орф-подход, являющийся основой этой педагогики, наряду с методами КодайДалькроза, Судзуки, служит для обучения музыке. Он соединяет музыку, движение, драму и речь в уроки, которые похожи на мир детской игры. До конца своей жизни Карл Орф продолжал развивать и распространять свой педагогический метод. В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке.

Орф-подход в музыкальном образовании использует  самую элементарную форму ежедневной деятельности в целях обучения музыкальному творчеству. Орф-подход в музыкальном образовании – это «путь обучения, ориентированный на потребности ребёнка», который рассматривает музыку как базовую систему, подобную речи. И так же, как каждый ребёнок без формальных указаний может научиться языку, так и каждый ребёнок может научиться музыке мягким и ненавязчивым образом. Это часто называют «элементарное музицирование», потому что изучаемый учениками материал является «первичным, простым, естественным и близким к миру детских мыслей и образов»

Для того, чтобы Орф-подход эффективно работал, учитель должен создать атмосферу, похожую на мир детской игры. Это позволяет детям, участвующим в занятиях, чувствовать себя легко и комфортно и научиться новому и часто абстрактному музыкальному мастерству, лучшему изучению музыкального инструмента или приемов игры, а также избежать  ощущения оценки от своих знакомых и учителей. Участвующий в Орф-уроках ребёнок не чувствует напряжения в исполнении, часто идущее в тандеме с музыкой, поскольку каждый ребёнок в классе рассматривается как равный, даже при исполнении соло.  Используя Орф-подход, учитель помогает ученику получать удовольствие от индивидуального музицирования и в составе группы. Дети осознают радость от взаимодействия и сплочённости группы. Это, также, привлекает участие других взрослых и родителей в создании музыки. Тем самым, роль родителей в обучении ребёнка оказывается на центральном месте. С точки зрения педагога, Орф-шульверк – это, также, процесс разбивания любой деятельности до простейших форм, преподнесения их шаг за шагом, и, в конечном итоге, они превращаются в законченное исполнение.

В Орф-подходе «все принципы познаются через «действие»».  Учащиеся через Орф-подход обучаются музыке, посещая различные музыкальные уроки и проживая различную музыкальную деятельность. Эти занятия стимулируют не только прямолинейные понятия музыки, вроде ритма или темпа, а затрагивают эстетические качества музыки. «Орф-занятия пробуждают в ребёнке общую осознанность» и «повышают осознанность ребёнка по отношению к пространству, времени, форме, линии, цвету, композиции и духовно-эстетические параметры, которые остро ощущаются музыкантами, и так труднообъяснимы музыкантам-новичкам» 

В отличие от «Simply Music» или метода Судзуки, Орф-шульверк не является методом. Здесь не существует упорядоченных пошаговых действий, которым нужно следовать. Есть базовые принципы, ясные модели и основные процессы, следуя которым, все опирающиеся на интуицию творческие педагоги могут организовать свои музыкальные идеи. (по материалам Википедии)

Креативная педагогика

Задачи креативной педагогики - формирование процесса обучения, при котором используется творческий подход к решению поставленных задач. В отличие от имитативной педагогики, где применяются уже известные модели и патерны для достижения результата, в креативной педагогике опора делается на самостоятельный поиск путей решения задачи.

Как правило, наиболее удачным для обучения получается гармоничное сочетание этих двух подходов в педагогике - креативного и имитативного.


Процесс музыкального развития и креативного обучения музыке может опираться на:

Развивающая среда

Принципы развивающей среды.

Когда мы говорим про среду обитания живого существа – мы подразумеваем совокупность условий для существования. Среда – это то, где мы живём, – ландшафт, люди, культура, природные и социальные условия, эпоха и многое другое. Люди меняются под воздействием среды, среда меняется под воздействием людей. Среда может быть благоприятной, среда может оказаться враждебной.

Если принять концепцию о том, что для развития ребёнка необходимо создать условия – ту среду обитания, которая позволит ему самостоятельно научиться, то можно говорить о развивающей среде. Развивающая среда обладает рядом свойств, позволяющих человеку приобретать необходимые знания и опыт, взаимодействуя с компонентами этой среды.

Компоненты среды:

- Пространство, - это и размеры, и свойства и другие его особенности. Например – объём помещения, или его запылённость, или уровень шума.
- Вещи, - всякие любые вещи, например музыкальные инструменты, или мячи
- Люди, - взаимодействующие друг с другом
- Информация, - среда может быть насыщена информацией в большей или меньшей степени.

Свойства:

- Интерактивность – человек, попадая в среду начинает взаимодействовать с её компонентами, получая обратную связь – информацию, необходимую для изучения среды. Например, - любое покрытие пола обладает своими свойствами, предлагающими взаимодействовать с ним по-своему. Ощущения движения по скользкому кафелю и по ковролину будут принципиально различны, соответственно и движения тела будут выстраиваться соответствующим образом.
- Возможности – любая среда обладает рядом возможностей, которые можно использовать. Например темнота, – в темноте звуки слышатся отчётливее и яснее.
- Давление можно расценивать как те условия, которые не позволяют бейздействовать. Воздействие среды начинает выводить человека из уравновешенного состояния, и ему необходимо совершать поступки. Например, если на улице холодно, то придётся одеться перед выходом на улицу. А если на автобусной остановке много желающих попасть в автобус, то нужно будет достаточно активно себя вести, чтобы в него попасть.

Точно таким же образом, мы можем говорить о создании музыкальной развивающей среды, где основной фокус внимания будет направлен на исследование музыки.

Игровая деятельность у детей

Что такое игра? Какое она имеет значение в жизни ребёнка и взрослого человека?

Эти вопросы приобретают особое значение, когда мы вспоминаем, что музыку «играют». Именно словом «игра» обозначают искусство владения музыкальными инструментами. Какие есть закономерности для понятия игры в общем и игры на музыкальных инструментах?

Более глубокое рассмотрение этого вопроса даст нам возможность понять, что игра – это необходимость в жизни любого живого существа.

Ещё один аспект, связанный с необходимостью осознать важность игры, - это понимание способов обучения музыке (да и не только музыки), возможность замотивировать ребёнка к изучению музыки и к занятию на инструменте.


3 Методы Орф-педагогики в формировании коммуникативных способностей учащихся вокального ансамбля

Одним из важных факторов урока является психологическая атмосфера. О ее первостепенном значении говорят все творческие педагоги. Увлеченность детей, их внутренний мир, раскованность, отсутствие комплекса « я - не умею, меня этому не учили» - привлекает и радует.

Коммуникация одна из важнейших функций музыки, она включает в себя человеческое общение, радость совместного музицирования. Атмосфера на занятиях вокального ансамбля может быть создана особым качеством общения педагога и ученика, учащихся между собою. Это общение можно назвать игровым, потому, что в него включены, как равноправные партнеры и ученик, и педагог. Педагог при этом выступает в необычной роли - он не только наставник, но и участник организатор игровой деятельности.

Значение игрового общения

Игровое общение дает большой творческий потенциал, делает уроки эмоциональной окраской, дарит неожиданные, сюрпризные моменты, возможность поменяться ролями. На базе игрового общения развивается креативность. Игровое общение- это импровизация. Учитель должен дать некий заряд, подтолкнуть фантазию, заразить желанием придумывать и делиться радостью творчества. И только, если педагог сам искренне увлечен уроком, дети будут активно участвовать в занятии.

Получить навыки такого общения можно через специально организованную деятельность.

В Орф-педагогике разработана целая система коммуникативных двигательных игр и упражнений.

Коммуникативные игры – это игры для развития определенных навыков социального общения. Используя их на уроке педагог может решить целый ряд, дидактических, нравственных, этических, психологических задач. Эти игры помогают создать атмосферу, снять внутренние зажимы, способствуют социализации, развивают навыки общения в совместной деятельности.

Начинать урок, или работу над произведением с подобных игр - можно считать удачной педагогической находкой, т. к. эти игры включают всех партнеров в особый процесс общения. Что, говорить, атмосфера доброжелательного общения желательна для любого урока - она способствует вовлечению детей в активную творческую деятельность. А так же способствует этому - ситуация игры, фантазии. Перед ребенком ставятся задачи - спой, сыграй, станцуй, как ты хочешь. И ученик оказывается не скован ни какими ограничениями- он не боится ошибиться, т.к. любой вариант является правильным.

Особенности проведения игрового урока

Вместо заучивания и повторения – вырабатывание творческих музыкальных идей ( дети получают четкое представление, что любой может сказать свое слово, свою идею – и в этом ее ценность).

Выражение своей идеи предполагает ее практическое воплощение ( сделай как ты хочешь, покажи свою идею всем)

Успех во многом зависит от поощрения педагогом усилий ученика ( здесь таится опасность- стремление педагога быстро достигнуть результатов, а важным является навык творческого отношения).

Приемы, которые помогают вовлечь детей в процесс музыкального общения

Педагог не сторонний наблюдатель, а активный участник.

Формы совместного музицирования ( например, симультанные, т.е. одномоментные имитации.).

Симультанные имитации могут использоваться в двигательных заданиях ( например « Зеркало», « Делай как я»), в работе звучащими жестами, играх голосом, звуками речи и т.д.

Немаловажно, что эти игры дают детям возможность почувствовать радость, удовольствие от деятельного музицирования.

Этот вид деятельности плавно подводит ребенка к первым самостоятельным шагам. Что и является целью педагогических усилий.

Существует большое количество музыкально-двигательных, танцевальных, речевых игр, которые развиваю идею точного одномоментного повторения.

К ним относится практически весь детский фольклор — частушки, потешки, прибаутки .Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но — с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников. Основанные на методах и приёмах, найденных немецким композитором и педагогом Карлом Орфом, музыкальные коммуникативные игры (Орф-педагогика) успешно развивают принципы игровой народной педагогики. А главное — они помогают социальному и духовно-нравственному развитию детей.


Танцы со сменой партнёров

Несложные фольклорные танцы со сменой партнёров можно рассматривать как одну из форм коммуникативных музыкальных игр. Такие танцы есть в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, несложные для запоминания даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание. В качестве коммуникативных упражнений эти простые танцы весьма полезны.

Изучение психологами межличностных отношений детей показало, что в детском коллективе есть так называемые звёзды, а также «пренебрегаемые» и «изолированные». Причины такого разделения бывают разными, последствия — порой весьма печальны для ребёнка. Дети с высокой популярностью, «звёзды», могут зазнаться, стать излишне самоуверенными. Тогда как «пренебрегаемые» и «изолированные» испытывают эмоциональный голод, обиду, становятся замкнутыми, отчуждёнными, эгоцентричными людьми.

Танцы-игры со сменой партнёров снимают эти барьеры и искусственные ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Дети с заниженной самооценкой в таких танцах чувствуют себя полноправными членами коллектива. Дети, которые лидируют в группе и привыкли пренебрегать «тихонями» и «задирами», открывают для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все.

В основе танцевальных сюжетов — образы дружелюбия, партнёрской поддержки, одобрения друг друга в ситуации коллективного взаимодействия. Фигуры танцев — это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт танцующих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

Напомним, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, и все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот исключает процесс оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет самостоятельным смыслом его участие в танце-игре.


«Светит месяц» (Россия)

Исходное положение (ИП):

дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в положении «лодочка».

Четыре приставных шага вправо с притопом в конце фразы.

Четыре приставных шага влево с притопом в конце фразы.

Обмен хлопками с партнёром на сильные доли мелодии.

Дети внешнего круга машут партнёру рукой и с поворотом вокруг себя переходят к другому партнёру по линии танца.

Танец повторяется несколько раз по количеству куплетов.


Брейк-миксер (США)

ИП:

дети стоят парами, держась за руку партнёра, в произвольном порядке.

Шагают парами в такт музыке в произвольном направлении.

Четыре шага в направлении друг от друга.

Три хлопка, три притопа.

Кружатся со своим партнёром, соединив правые руки.

Находят нового партнёра и кружатся с ним, соединив левые руки.

Танец повторяется несколько раз. Особый азарт этой танцевальной игре придаёт непарное количество участников. В этом случае при каждом повторе танца кто-то рискует остаться без пары, что, с одной стороны, активизирует игроков-танцоров, а с другой — учит с юмором и оптимизмом относиться к временному проигрышу.


«Бинго» (США)

Игровой момент этого танца — произнесение по буквам имени собачки, про которую сложена весёлая песенка. По-английски это будет звучать так: «би», «ай», «эн», «джи», «оу» («Bingo»).

ИП:

дети стоят парами по кругу, лицом по линии танца, держась за руку партнёра.

Шагают в такт музыке, двигаясь парами по кругу.

Прыгают галопом, повернувшись лицом друг к другу и держась за руки «лодочкой».

Дети внутреннего круга остаются на месте, а дети внешнего круга продвигаются от одного партнёра к другому, пожимая им в приветствии руки на каждую букву имени Бинго. Партнёра, попавшего на букву «оу», обнимают и берут за руку, становясь с ним в исходное положение.

Игра продолжается.


«Тетера» (Россия)

Исполняется на мотив русской народной песни «Прялица».

ИП: дети стоят в две шеренги, образуя пары, лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: челночки, ручеёк, тетера.


«Челночки».

Дети, стоящие в две шеренги лицом друг к другу, берутся за руки. Движение лёгкими шагами в такт музыке начинает первая пара: она выдвигается из шеренги в сторону, огибает соседнюю пару, проходит между этой и следующей парами, выдвигается в другую сторону шеренги и продолжает движение челночком между остальными парами.

Пара, следующая за ведущей, ждёт, когда «челночок» уйдёт в глубь шеренги на расстояние двух пар, и начинает аналогичное движение. Челночки доходят до конца шеренги и возвращаются обратно на своё место тем же способом.

Первой окажется на своём месте ведущая пара. Её задача — делать шаги на месте до тех пор, пока все остальные пары не закончат движение. После этого она назначает новую фигуру.


«Ручеёк».

Дети выстраиваются парами в колонну, каждый из них берётся за руку с партнёром, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встаёт напротив всей колонны и начинает движение в глубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей в глубь ручейка пары и т.д.

Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь её завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на мосте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение в глубь ручейка.

Движение продолжается до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своём месте, дожидаясь, пока и все остальные не придут на свои места. Затем назначается следующая фигура.


«Тетера».

Дети встают в колонну парами лицом к ведущей паре, но отпускают руки партнёра и отодвигаются в стороны, образуя две шеренги.

Ведущая пара поворачивается лицом друг к другу, как бы закругляя шеренгу. Дети ведущей пары берутся за правые руки: обходят друг друга, левой рукой ухватываясь за левую руку стоящего в противоположной шеренге. Движение, начатое ведущей парой, продолжается по всей шеренге теми, до кого дошла очередь, и до тех пор, пока все, начиная с ведущей пары, не окажутся на своих местах.

Далее фигуры танца снова могут назначаться ведущей парой и исполняться до тех пор, пока звучит песня.


Заключение

На своих уроках я применяю приемы и методы работы с ребятами, предложенными К.Орфом и его последователями. Основное направление в технологии К.Орфа - игровые модели занятий, На протяжении нескольких лет работы в школе я пришла к выводу, что лозунг “За деятельностное обучение”, выдвинутый К.Орфом, приносит положительные результаты. Овладевая языком музыки, познавая из урока в урок средства ее выразительности и применяя их в своей исполнительской практике, дети и разумом, и чувствами вовлекаются в творение музыки.

Все великие педагоги ( не побоялись так назвать и Карла Орфа) шли к одной цели и пытались в своей практической деятельности и в теоретических обобщениях дать ответ на вопрос вопросов любого мыслящего деятеля: как ввести маленького ребенка в накопленный человечеством веками огромный опыт за ограниченное, отпущенное на учение время, не «навредить» при этом не нарушив естественных процессов взросления, становления души, постепенного физического мужания, иными словами не совершая насилия над детской психикой, не лишая ребенка нормального ощущения своего «Я» в этом мире.

Дистанция между сущностью ребенка и той задачей, что ставит официальная педагогическая система такая, какой мы ее имеем на пороге нового века, принимает угрожающие размеры. Избежать катастрофы (а разве не катастрофа – сломать в ребенке веру в себя?), трагедий (разве не трагедия, когда ребенок часто заболевает от перегрузок ученичества), драматических ситуаций (это ведь драма, если ребенок хронически боится и не любит учение) безусловно «призваны» помочь принципы Орф-педагогики. Причем пытаясь их постичь, погружаясь в суть этих идей, сам педагог (не важно молод он, неопытен, или «матерый стажист») невольно начинает смотреть на мир и многие явления в нем глазами своего ученика. Он вынужден возвратиться в детство, чтобы повернуться лицом к ребенку и вместе с ним еще русле и еще раз пережить радость открытия мира и сотворчества.

Поэтому вопрос о возможности применения Орф-принципов влечет за собой очевидный ответ: это одна из самых прямых дорог к ребенку и абсолютно неважно, какая это дисциплина, групповой это урок или индивидуальный. Разумеется удобнее заниматься с группой детей, ибо творческие импульсы, идущие от круга маленьких людей, пересекаясь, рождают за собой все новые и новые. Отсюда, уроки хора и сольфеджио, где игра и фантазия вполне естественны – дают самое широкое поле для педагогических импровизаций в «Орф-педагогики».

Литература 


Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Сб. Статей под ред. Л. Баренбойма. - М., 1978 
Леонтьева О. Карл Орф. - М.. 1984. 
Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система Карла Орфа. Методическое пособие для учителей музыки. М.: АСТ, 2000.

http://www.belozer.com/node/13

http://borovik.ucoz.ru/index/0-2