Кушко Елена Геннадьевна,
методист,
РЦОИ ГБОУ ДПО «ДОНРИРО»,
г.Донецк
МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ К ГИА-11
ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Государственная итоговая аттестация (ГИА), завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего общего образования, является обязательной.
ГИА проводится в целях определения соответствия результатов освоения образовательных программ среднего общего образования соответствующим требованиям государственного образовательного стандарта.
Обучающимся, завершившим освоение основной образовательной программы среднего общего образования и получившим положительные результаты при прохождении ГИА по обязательным учебным предметам, выдается аттестат о среднем общем образовании.
Одним из существенных факторов успешной сдачи ГИА является качественное преподавание на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче в 8-11 классах. ГИА – важный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора жизненного пути, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит результат. Эффективное использование различных форм и методов работы на уроках русского языка и литературы помогут учащимся успешно подготовиться к ГИА.
Работа учителя русского языка должна включать в себя изучение нормативных документов по итоговой аттестации; изучение демонстрационных вариантов КИМ и изменений в них; составление рабочих программ; индивидуальный и дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка; работу со слабоуспевающими учениками; работу с одарёнными детьми; ведение диагностических карт; мониторинг уровня усвоения учебного материала; проведение дополнительных и индивидуальных занятий; анализ результатов, выявление недочётов.
Подготовка обучающихся к ГИА осуществляется по следующим направлениям: информационная работа, содержательная подготовка, психологическая подготовка.
Информационная работа - важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ГИА обязательна тесная связь с родителями. Необходимо информировать родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, об изменениях в структуре КИМов, о процедуре проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ГИА и уровне готовности каждого выпускника.
При подготовке к ГИА предусматриваются разные виды деятельности старшеклассников: это аудиторная деятельность, работа по индивидуальной траектории или индивидуальному прогнозированию, факультативные занятия, индивидуальные консультации, интеллектуальные игры, викторины, творческие конкурсы. Это разнообразие образовательной деятельности выпускников носит активно-деятельностный, проектный характер.
Важным элементом подготовки к ГИА является обучение заполнению бланков ответов. Учащиеся даже к концу учебного года допускают ошибки при их заполнении, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведётся с отдельными учащимися на индивидуально-групповых занятиях.
Главным видом учебной деятельности является урок, который имеет свои особенности, свою пошаговую систему.
Для успешного выполнения тестовых заданий необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка, то есть все полученные знания за курс 5-9 класса. Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы. В любом случае я или группа лидеров класса подбирает дополнительную литературу или материал из средств Интернета по конкретной теме. Этот материал оформляется в опорные конспекты, таблицы, схемы. Большой эффективностью пользуются у старшеклассников таблицы-сравнения: Т-схема, Диаграмма Венна, благодаря которым учащиеся могут сравнивать. Это могут быть морфологические признаки или грамматические категории двух частей речи: имени существительного и имени прилагательного, имени прилагательного и причастия, глагола и причастия, глагола и деепричастия, деепричастия и наречия. Категориальный обзор подобных творческих работ способствует укреплению теоретической базы - фундамента знания для выполнения тестовых заданий.
Наиболее объемные или сложные темы обобщаются при помощи «продвинутой» лекции с использованием мультимедиа.
В совместной деятельности старшеклассники отрабатывают тестовый материал заданий, это помогает им сэкономить время на выполнении заданий. На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов школьники анализируют, размышляют, применяя правило, выявляют закономерности тестовых заданий. Самое главное - взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка влияют на межличностные отношения в классном коллективе.
Отработанный на уроке материал закрепляется во время подготовки домашнего задания: учащиеся самостоятельно выбирают типичные задания и отрабатывают тестовые задания. Для этого можно использовать открытый банк заданий Федерального института педагогических измерений https://fipi.ru, образовательный портала для подготовки к экзаменам «Сдам ГИА» https://rus-ege.sdamgia.ru.
В уроки необходимо вводить комплексный анализ текста, который помогает построить урок в формате ЕГЭ.
Комплексный анализ текста учит исследовать текст с разных сторон. От класса к классу объемы исследования текста увеличиваются, формируются навыки анализа текста, повторяются темы всех разделов лингвистики, оттачиваются умения в создании письменных высказываний учащихся.
На помощь приходят уроки литературы, где художественные тексты, их фрагменты становятся предметом размышлений для учащихся: письменный ответ на вопрос, рассуждение, пересказ небольшого фрагмента, сочинение.
Система подготовки к сочинению в формате ЕГЭ может быть начата с информационного этапа, где учащиеся знакомятся со структурой работы и Демонстрационными материалами ЕГЭ.
Если говорить о сочинении в формате ЕГЭ, то уместно составить список литературы, который поможет в подборе аргументов.
Работа на первом этапе заключается в аналитическом прочтении предложенных произведений, в ответе на вопрос: какие проблемы рассматривает писатель, публицист? Подтверждением или опровержением какой мысли может служить данное произведение? Целесообразно дать учащимся задание сгруппировать произведения из читательского опыта по примерным темам.
На втором этапе подготовки осуществляется более детальная и целенаправленная работа с терминами сочинения ЕГЭ. Учащиеся записывают план сочинения, и прорабатывается каждый пункт в отдельности.
На заключительном этапе подготовки в марте-апреле целесообразно обобщить знания и отрабатывать умение создавать текст сочинения.
Учащиеся должны уметь не только писать сочинение, но и редактировать его самостоятельно с точки зрения логики, композиционной целостности, точности и грамотности.
Здесь помогут упражнения в пособии Сениной Н.А., Нарушевича А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. - Изд.3.- Ростов-на-Дону: Легион, 2011, стр. 106-182, а также собственные сочинения и работы других школьников.
И конечно, нелишним будет напомнить о разборчивом почерке и аккуратности.
Используя систему работы по подготовке к ГИА, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы.
Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы по подготовке учащихся к ГИА, но всех нас объединяет одно: необходим результат.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает ученику приобрести необходимые навыки, преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний, а также получить высокие баллы.