Методы  преодоления  неуверенности у детей дошкольного возраста.
                                                        
                                                         Абрамова Татьяна Валерьевна,
                                               педагог высшей квалификационной категории.
                                                 МАОУ ?СШ №1 им. М. Аверина г. Валдай?
                                                          Д.О. ?Алёнушка? с. Едрово.          
                                                    
Важным качеством становления личности в дошкольном возрасте является уверенность в себе. Это чувство собственного достоинства, ценности и значимости в коллективе сверстников.
Неуверенность, наоборот,  проявляется в  неверии в свои силы и способности, в отказе от выполнения определённой деятельности, удовлетворении своих желаний и потребностей. Неуверенный человек , в дальнейшем, ограничивает сферу своих способностей, лишает себя перспектив личностного роста и развития.
В детском возрасте неуверенность в себе обнаруживается достаточно рано.
Неуверенность формируется  после нескольких неудач, которые  закрепляются оценками взрослых. Дети боятся не  столько самой неудачи, сколько оценок окружающих, которые расценивают то или иное действие или результат  как неудачу.
Неуверенного ребёнка можно легко распознать в группе сверстников по следующим проявлениям:
- плохая социальная адаптация, застенчивость, повышенная чувствительность к  критике;
-высокий уровень тревожности при выполнении любой деятельности: ?Я не сумею! У меня не получится! Я не справлюсь!?;
- нерешительность в  выборе и самостоятельном принятии решений, негативные ожидания в соревновательной деятельности;
- низкая мотивация, отказ от попыток добиться успеха, выбор  самого лёгкого вида деятельности;
-отрицательное отношение к детскому саду, воспитателям, сверстникам;
- недоверие, в отдельных случаях, в принятии похвалы.
Наблюдая за такими детьми, можно отметить, что неуверенность – это результат неустойчивой, противоречивой, низкой самооценки, которая может  и  не осознаваться самим ребёнком. Поэтому, необходимо подобрать  конкретные пути решения этой проблемы: преодоление неуверенности.
Можно выделить  несколько конкретных  методов, используемых   в педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста.
Целенаправленное создание педагогом  ситуаций успеха.
Ребёнку предлагается такое задание, с которым он  обязательно справится.
Поставить ребёнка в такие обстоятельства, где его достижения будут гарантированы.
    2.Педагог должен ставить перед ребёнком реальные цели в разных видах деятельности, учитывая  его возможности и способности.
     3.Необходимо отмечать  даже маленькие положительные сдвиги в  поведении и поощрять их, сравнивая их только с собственными  предыдущими  достижениями  ребёнка, избегая сравнений с достижениями сверстников.
    4.Оценивать  следует,  непосредственно, действительность и результативность. Если результат положительный, то нужно похвалить ребёнка, а, если отрицательный, то оценить только его конкретные действия.
     5.Важно научить дошкольника принимать неудачу, обязательно подчёркивая  перспективу будущих удач: ?Сегодня у тебя получилось не очень хорошо, но  завтра мы ещё  потренируемся, и у тебя всё получится!?
  6. В старшем  дошкольном возрасте   педагог работает над формированием   навыков  самооценки у ребёнка, привлекает его к оценке других детей, обращая внимание  при этом на положительное в результатах.
   7.Поддержать ребёнка в  предстоящей деятельности может и  предварительная индивидуальная работа (упражнение, тренировка), чтобы в последующем он выполнил эти задания не хуже других.
Все эти методы стимулируют позитивное  самовосприятие, обеспечивают более адекватное отношение к себе, развивают способность к положительному  взаимодействию с другими людьми  (сверстниками и взрослыми).