Методы, приёмы, технологии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Получение детьми с ОВЗ образования, является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Задача педагога научить ребёнка думать, размышлять, сопоставлять и по необходимости применять полученные знания в своей жизни.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов и приёмов реализуется содержание обучения.
Организация обучения детей с ОВЗ с учетом стиля усвоения материала.
Учителю очень важно использовать все возможные средства для облегчения понимания и закрепления учебного материала, включая организацию практической работы детей на занятиях.
1. Картинки-пиктограммы, схематичные рисунки, понятные по смыслу, иллюстрирующие конкретное действие или предмет.
Могут применяться для:
— составления наглядного расписания;
— иллюстрации алгоритма деятельности;
— обозначения различных этапов урока или внеурочного и внеклассного мероприятия;
— управления поведением.
Организация обучения детей с ОВЗ с учетом стиля усвоения материала
2. Наглядный картинный материал — применяется для иллюстрирования текста, замены описательной части текста (в учебных пособиях, адаптированных для «особого» ребенка), организации практической работы детей по закреплению того или иного материала, в различных формах контроля.
3. Для освоения тех или иных алгоритмов учебных действий многим учащимся с ОВЗ необходимо подкрепление в виде карточек-схем, на которых наглядно представлены шаги при решении задач, выполнении математических действий, проверке орфограммы и т.д. Кроме того, на таких карточках можно наглядно представить смысл того или иного правила, понятные для ребенка примеры к правилу. Для того, чтобы работа с такими карточками не проводилась формально (например, карточка есть, а ребенок на уроке ее не достает), нужно активно включать его в работу над ними — сначала ученик выбирает цвета, размер букв, понятные ему значки, а затем может самостоятельно оформить карточку-алгоритм.
Классификация методов по характеру познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а ребёнок воспринимает, осознаёт и фиксирует в памяти;
- репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
- метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
- частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
- исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют). Наиболее продуктивным и интересным считается создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
Для развития познавательного интереса использовать следующие направления в работе:
- избегать в собственном стиле преподавания проявления таких «антистимулов», как монотонность, серость, будничность, бедность сообщаемой информации, а также отрыва содержания обучения от личного опыта ребенка;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся);
- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматизацией, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д.);
Организация обучения с учетом стиля усвоения материала учащимися с ОВЗ
Очень полезно для всех детей и использование на уроках сенсорно обогащенных материалов — вырезанных из шершавой бумаги букв, ваты, деревянных кубиков, пластилина, кусочков ткани различной фактуры и т. д. Действуя с помощью этих материалов, дети легче запоминают те или иные понятия, понимают тот или иной принцип действия.
Для запоминания образа графемы, можно мастерить ее из проволоки, бумаги, лепить из пластилина, конструировать из других материалов;
Чтобы объяснить понятие «форма, объём» геометрических фигур и закрепить умение их дифференцировать, педагог может использовать деревянный кубик, макеты геометрических фигур и другой подручный материал, одновременно показывая, где данные знания применяются в нашей жизни.
Организация обучения детей с ОВЗ с учетом стиля усвоения материала
Особенности использования интерактивных средств:
Массированное включение в урок визуальных материалов, расположенных на экране монитора, не всегда может положительно повлиять на эмоциональное и физическое состояние детей. Поэтому при подготовке к уроку с использованием таких материалов, учитель должен проанализировать возможности детей — например, если у ученика снижено зрение, если известно, что есть возбудимый ребёнок, время демонстрации и цвета предъявляемого материала должны быть четко выверены и ограничены. Включая в работу с детьми с ОВЗ (например, с двигательными нарушениями), компьютер, учитель должен сначала научить ребенка им пользоваться, а также заранее готовить задания для выполнения на уроке.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, принцип доступности. Все занятия должны иметь гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, использовать в своей работе нестандартные подходы.
Так как использование развивающих игр в игровой деятельности способствуют развитию интеллекта. Для этих целей применять логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерностей. «Чего не хватает?», «Найди ошибку» и т д. Эти задачи могут быть решены только на основе анализа каждого ряда фигур по вертикали и горизонтали путём их сопоставления.
Занимательные вопросы, игры-шутки, разгадывание ребусов и загадок направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память.
Математические головоломки, различные лабиринты на ориентировку на листе бумаги, призваны развивать интеллект и мышление у детей;
Различные виды творчества: рисование, построение чертежа к геометрической текстовой задаче, конструирование геометрической фигуры, воссоздание из геометрических фигур и специальных наборов образных и сюжетных изображений «Танграм», кубики Никитина и т.д. прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление.
Регулярная смена видов деятельности и форм работы на занятии не даёт обучающемуся потерять интерес к изучаемому материалу по предмету:
- специально обучаю приемам умственной деятельности и учебной работы;
- использую проблемно-поисковые методы обучения.
На каждом уроке необходима частая смена видов деятельности, проведение физкультминуток разной направленности, применение здоровье сберегающих технологий.
Обучение математике не должно быть настолько трудным, чтобы стать непосильным для учащихся, нельзя подорвать их веру в свои силы и возможности, поэтому особое внимание уделяю мобилизующему началу урока. Чтобы дети успокоились, мотивирую их словами:
Математика, друзья! Абсолютно всем нужна.
На уроке не зевай, Руку чаще поднимай!
Развитие у детей познавательных интересов
В современной дидактике существуют приемы, которые повышают интерес к учебному материалу, некоторые из них я использую, в частности:
Прием „ Вопрос к тексту ”. Приступая к работе, ставить перед учениками вопрос, на который они должны ответить, прочитав соответствующий текст.
Прием „Лови ошибку ”. Объясняя материал, намеренно допускать ошибку, о чем сообщать ученикам, а иногда и нет, проверяя их внимание.
Прием „Математический диктант ”. Такой вид работы развивает внимание, сообразительность, обеспечивает основательное знание учебного материала, активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся.
Все наглядные материалы должны сопровождаться голосом учителя, однако высказывания должны быть краткими и четкими, ведь информация у детей ОВЗ усваивается в малом объеме.
Так же необходима специальная шкала оценок, которая затронет и успехи ребенка, и его старательность и затраченные усилия для выполнения задания.
Таким образом, используя все вышеперечисленные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ надомного обучения , можно добиться повышения познавательной активности учащихся, развить их творческие способности, активно вовлечь детей в образовательный процесс, стимулировать самостоятельную деятельность учащихся, тем самым повысить эффективность и качество образования