* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h1 {font-size: 16pt; color: #2F5496;} h2 {font-size: 13pt; color: #4472C4; font-weight: bold;} h3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} h4 {color: #4472C4; font-weight: bold; font-style: italic;} h5 {color: #1F3763;} h6 {color: #1F3763; font-style: italic;} h7 {color: #404040; font-style: italic;} h8 {font-size: 10pt; color: #404040;} h9 {font-size: 10pt; color: #404040; font-style: italic;} .Heading 2 Char {font-size: 13pt; color: #4472C4; font-weight: bold;} .Heading 4 Char {color: #4472C4; font-weight: bold; font-style: italic;} .Heading 5 Char {color: #1F3763;} .Heading 6 Char {color: #1F3763; font-style: italic;} .Heading 7 Char {color: #404040; font-style: italic;} .Heading 8 Char {font-size: 10pt; color: #404040;} .Heading 9 Char {font-size: 10pt; color: #404040; font-style: italic;} .Title Char {font-size: 26pt; color: #323E4F;} .Subtitle Char {font-size: 12pt; color: #4472C4; font-style: italic;} .Quote Char {color: #000000; font-style: italic;} .Intense Quote Char {color: #4472C4; font-weight: bold; font-style: italic;} .Footnote Text Char {font-size: 10pt;} .Endnote Text Char {font-size: 10pt;} .Plain Text Char {font-family: 'Courier New'; font-size: 10.5pt;} .Heading 1 Char {font-size: 14pt; color: #2F5496; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 13pt; color: #4472C4; font-weight: bold;} .Heading 3 Char {color: #4472C4; font-weight: bold;} .Заголовок 4 Знак {color: #4472C4; font-weight: bold; font-style: italic;} .Заголовок 5 Знак {color: #1F3763;} .Заголовок 6 Знак {color: #1F3763; font-style: italic;} .Заголовок 7 Знак {color: #404040; font-style: italic;} .Заголовок 8 Знак {font-size: 10pt; color: #404040;} .Заголовок 9 Знак {font-size: 10pt; color: #404040; font-style: italic;} .Title {font-size: 26pt; color: #323E4F;} .Заголовок Знак {font-size: 26pt; color: #323E4F;} .Subtitle {font-size: 12pt; color: #4472C4; font-style: italic;} .Подзаголовок Знак {font-size: 12pt; color: #4472C4; font-style: italic;} .Subtle Emphasis {color: #808080; font-style: italic;} .Emphasis {font-style: italic;} .Intense Emphasis {color: #4472C4; font-weight: bold; font-style: italic;} .Quote {color: #000000; font-style: italic;} .Цитата 2 Знак {color: #000000; font-style: italic;} .Intense Quote {color: #4472C4; font-weight: bold; font-style: italic;} .Выделенная цитата Знак {color: #4472C4; font-weight: bold; font-style: italic;} .Subtle Reference {color: #ED7D31; text-decoration: underline ; font-variant: small-caps;} .Intense Reference {color: #ED7D31; font-weight: bold; text-decoration: underline ; font-variant: small-caps;} .Book Title {font-weight: bold; font-variant: small-caps;} .footnote text {font-size: 10pt;} .Текст сноски Знак {font-size: 10pt;} .footnote reference {vertical-align: super;} .endnote text {font-size: 10pt;} .Текст концевой сноски Знак {font-size: 10pt;} .endnote reference {vertical-align: super;} .Plain Text {font-family: 'Courier New'; font-size: 10.5pt;} .Текст Знак {font-family: 'Courier New'; font-size: 10.5pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Заголовок 3 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Стиль {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Unresolved Mention {color: #605E5C;} .FollowedHyperlink {color: #954F72; text-decoration: underline ;} .Stk-reset {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Revision {margin-bottom: 0pt;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 16pt; color: #2F5496;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .annotation reference {font-size: 8pt;} .annotation text {font-size: 10pt;} .Текст примечания Знак {font-size: 10pt;} .annotation subject {font-weight: bold;} .Тема примечания Знак {font-size: 10pt; font-weight: bold;}

Муниципальное административное образовательное учреждение

Видновская средняя общеобразовательная организация

МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ПАМЯТИ

Матвеева Дарья Сергеевна учитель английского языка

Видное, 2024
Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

I. Что такое память, её виды и законы……………………………………..6

1.1. Что такое память………………………………………………….…….6

1.2. Основные виды памяти……………………………………………...…6

1.3. Основные законы памяти…………………………………………....…7

II. Методы запоминания иностранных слов……………………………....9

2.1. Общие правила запоминания……………………………………..…...9

2.2. Традиционные методы………………………………………………....9

2.3. Методы оптимизации………………………………………………….10

2.4. Современные методы……………………………………………….....11

III. Практическая работа………………………………………………...…12

Заключение………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………....21

Приложения……………………………………………………………....…23

Введение

Иностранные языки являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Они помогают нам расширить кругозор и улучшить коммуникативные навыки. Однако одной из наиболее сложных частей изучения иностранного языка является запоминание новых слов. Конечно, мир не стоит на месте и многие могут подумать: «Зачем усложнять жизнь и учить слова? Ведь можно просто воспользоваться переводчиком». Нельзя не согласиться с этим мнением, но нужно учитывать тот факт, что во многих учебных заведениях и организациях студенты и работники не могут воспользоваться услугами переводчика и в таких условиях человек может положиться лишь на себя, а именно, на свой словарный запас.

Как уже было сказано ранее, изучение иностранных языков требует запоминания большого количества новых слов. Каждый человек обладает различными типами памяти, и эффективность запоминания может меняться от типа памяти.

Актуальность: Данная тема является актуальной в наше время, так как запоминание новых слов является неотъемлемой частью изучения любого иностранного языка, и эффективные методы помогают нам лучше справиться с этой задачей. Кроме того, иностранные слова могут быть полезными не только в образовательной и рабочей сферах, но и таких сферах, как туризм и обмен культурой. Поэтому умение запоминать новые слова по – прежнему остаётся очень ценным. Даже сам процесс запоминания иностранных слов способствует развитию нашего мозга, улучшает память. Если вы стремитесь успешно изучать иностранный язык, то эта тема будет актуальна для вас.

Проблема: В процессе изучения иностранных языков у многих школьников возникают трудности с запоминанием новых слов, что приводит к получению неудовлетворительных отметок.

Цель: Выявление наиболее эффективных методов запоминания для визуалов, аудиалов, кинестетиков и людей со смешанным типом памяти.

Задачи:

1) Ознакомиться с типами памяти и изучить методы запоминания английских слов.

2) Определить тип памяти обучающихся и сделать сравнительный анализ результатов разных методов изучения иностранных слов в рамках урока.

3) Создать памятку для эффективного запоминания иностранных слов.

Гипотеза: В зависимости от вида памяти человеку можно подобрать определённые методы запоминания английских слов для быстрого и лёгкого запоминания.

Словарь. Аудиалы – люди с слуховым типом памяти

Визуалы - люди с зрительной памятью

Кинестетики - люди с моторной памятью.

Глава I. Что такое память, её виды и законы

Память — это способность мозга хранить и извлекать информацию. «Накопитель» нужен, чтобы человек изучал окружающий мир и развивался: сохранение прошлого опыта помогает ориентироваться в настоящем и прогнозировать будущее. С помощью воспоминаний мы осознаём

себя и свой жизненный путь, а ещё испытываем разные переживания: например, парадоксальный эффект дежавю или ностальгию.

[10]

Основные виды памяти

Виды памяти можно классифицировать по двум основаниям: первое - деление памяти по времени сохранения материала (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая память), второе - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору (двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, эмоциональная память).[10]

По времени сохранения материала:

Долговременная.

Долговременная память отвечает за хранение информации на длительный срок, от нескольких дней до всей жизни. Она имеет огромный объём и может вместить бесконечное количество данных. [5]

Кратковременная.

Кратковременная память отвечает за хранение информации на короткий срок, от нескольких секунд до нескольких минут. Имеет ограниченный объём и может вместить от 5 до 9 единиц информации.[5]

Оперативная.

Оперативная память отвечает за хранение и манипулирование информацией в процессе выполнения различных задач. Имеет очень маленький объём и может вместить от 2 до 4 единиц информации. Длительность от нескольких секунд до нескольких дней. [5]

Генетическая.

Гeнeтическая память – это память, в которой информация хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации при таком виде памяти, скорее всего являются мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека – единственная, на которую невозможно оказывать влияние путем обучения и воспитания.[9]

По преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору:

Зрительная память.

Зрительная память является преобладающей и отвечает за сохранение и восприятие зрительных образов. Также этот вид памяти напрямую связан с воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. [8]

Слуховая память

Слуховая память связана с деятельностью слухового анализатора и направлена на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. [12]

Двигательная память

.

Двигательная память - запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.[8]

Эмоциональн

ая (аффективная) память.

Эмоциональная память - способность памяти запоминать пережитые эмоции и чувства, не подкрепляя их фактам и обстановке, а уделяя внимание физическим ощущениям чувственности. [6]

. Основные законы памяти.

Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти.

Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий.

Закон установки: запоминание лучше происходит в том случае, если человек стави

т перед собой задачу запомнить «всерьёз и надолго»

Закон усиления первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание.

Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если её соотносить с другим

и одновременными впечатлениями.

Закон объёма знаний: чем больше знаний по определённой теме, тем лучше запоминается новое.

Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объём кратковременной памяти,

тем хуже он запоминается.

Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце информации (то есть как бы сего края) и хуже запоминается середина ряда.

Закон

повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. [13]

Глава II. Методы запоминания иностранных слов

2.1. Общие правила запоминания

Старайтесь связывать слова, словосочетания, крупные блоки. Таким образом, Вы сможетe в нeсколько раз больше выучить за один раз. Нeпроизвольноe запоминание происходит, если в воображении строятся образы. С большей долeй нeпроизвольности запоминание происходит, если мы концентрируем внимание на значении слова и его звучании, а нe на заучивании (обманываем зубрёжку). Также рекомендуется произнести слово, ставя ударeние на разных слогах поочерёдно и с выражением различных эмоций. Еcли Вы убедили себя, что запоминаетe нe на нeделю, а на всю жизнь, Вы сразу ощутитe разительный контраст в качествe запоминания. Поэтому прежде чeм запомнить, убедитe себя в том, или ощутитe, представьте, что Вы запоминаетe на всю жизнь. Нe допускайте нe только механического, но и однообразного повторения.[8]

2.2. Традиционные методы

К традиционным методам запоминания слов относят:

Метод

карточек. Берутся карточки одинакового размера и на них пишутся слова. На обратной стороне пишется перевод. Сначала смотрят на слова, пытаются вспомнить их перевод, если вспомнили, то переходят к следующей карточке, а если нет, переворачивают и смотрят пер

евод. Данный метод наиболее подходит для людей с зрительной памятью-визуалов. [7]

Прописывание. Необходимо выбрать одно слово и прописать его много раз. Так мозг запомнит движение руки и вы сможете проще вспомнить, что значит это слово. Минус метода в том,

что монотонное прописывание может быстро наскучить. Наиболее подходит для кинестетиков- людей, имеющих моторную память. [

7

]

Метод Ярцева. Берём тетрадку. Выписываем в 2-3 столбика слово — перевод. Даем рядом синонимы \ антонимы \ примеры. Время от времен

и читаем списки, просто читаем, ничего не зубрим. [

1

]

Метод «переводчик».

Тем, кто уже хоть как-то может изъясняться по-английски, мы рекомендуем еще один, на наш взгляд, самый эффективный способ запоминания слов. Суть данного способа в том, что, постоянн

о слушая русскую речь, вы должны мысленно стараться переводить сказанное на английский. И если у вас возникает затруднение с переводом какого-либо слова или выражения, его тут же следует записать в блокнот и после обязательно найти в словаре.[8]

2.3. Методы оптимизации.

Однокоренные слова. Смысл метода в том, чтобы группировать слова вокруг корня и учить сразу несколько однокоренных частей речи. К примеру, вместе со словом able (в состоянии, способный, компетентный) можно выучить ещё несколько однокоренны

х

:

Ability/inability — способность /неспособность

Able-bodied — трудоспособный, крепкий, здоровый

Disable — отключать, делать неспособным

Disability — инвалидность, неспособность

Disablement — выведение из строя

Enable — включить, разрешить, сделать возможным

Unable — неспособный [7]

Метод физического действия.

Удобен для запоминания глаголов. При выполнении какого-то действия озвучивается глагол на иностранном язык

e

. Подходит для кинестетиков. [

8

]

Этимология

.

Метод

подойдёт для тех, кто знает несколько языков из одной «семьи», ведь зачастую в словах можно заметить схожие корни. Например, английское слово friend и немецкое der Freund обозначают одно и то же — «друг». В этом случае нет необходимости каждый раз учить ог

ромное количество слов — на ум сразу будет приходить какое-то однокоренное слово. Но минус метода в том, что иногда похожие слова имеют разное значение. Например:

(англ.) brave (храбрый) → (нем.) brav (честный)

(англ.) gift (подарок) → (нем.) das Gift (яд, отрава) [7]

Цепочки слов

.

Берем список слов, которые нужно выучить, и составляем из них некую историю (пусть даже бредовую). Так, например, можно выучить не 30 слов, а 5 предложений по 6 слов в каждом. Причем, если у вас еще уровень языка низкий, ис

торию можно составить на своем родном языке, включая английские слова из списка.

[

1

1]

2.4. Современные методы.

Прослушивание слов. Вы можете ставить аудиозаписи списков слов и повторять вслед за диктором. Также вы можете слушать качественные подкасты, в к

оторых идет детальный разбор диалогов. Данный метод подойдёт для людей с слуховой памятью (аудиалов). [1]

В наше время также существует множество электронных ресурсов, помогающих людям запоминать иностранные слова. Это различные сайты и приложения, такие как Quizlet.com , Memrise.com , Lang-8 и др.

Quizlet.com

Здесь вы можете создавать свои списки и генерировать разные способы проверки слов (тесты, выбери правильный вариант, напиши по буквам, и т.д.). Хороший способ для любителей разных тестов проверить себя в игровой форме. [1]

Memrise.com

Здесь вы можете выбрать уже готовые списки слов либо создавать свои. Если слово категорически не запоминается, можно воспользоваться специальными забавными картинками, которые создают пользователи, используя приемы мнемотехники, либо ж

е загрузить свою. Помимо этого вы можете не просто услышать озвучку слова, но посмотреть видео того, как люди эти слова произносят. [1]

Lang-8

Сервис для работы над письменной речью для уже освоивших азы языковой практики. Пользователь пишет текст на изучаемом языке, после чего за проверку написанного берется носитель соответствующего языка и вносит свои правки. [1]

ГЛАВА III. Практическая работа

Для проведения эксперимента в качестве иностранного языка я взяла английский язык, так как основным иностранным языком во многих школах до сих пор остаётся именно английский.

Эксперимент был проведен с участием учащихся 5А и 6 классов. Характеристика 5 «А» класса: в классе 19 человек, в опросе принимало участие 15 человек (2 человека болели, и еще двое дежурили в столовой). Класс слабый по уровню успеваемости, именно поэтому было решено взять этот класс для анализа, чтобы помочь детям подобрать удобный для них вариант изучения. По итогам 2 четверти 2023-24 уч. г. в классе 1 ударник.

Характеристика 6 класса: в классе 20 человек, в проекте принимало участие 16 человек (четыре человека отсутствовали по причине болезни). По успеваемости класс несильный: согласно итогам 2 четверти 2023-24 уч. г. - 6 ударников.

В первую очередь был проведен первоначальный срез знаний учащихся. Учащиеся также прошли тест на определение ведущего типа памяти.[2] (см. Приложение 1)

Чтобы определить ведущий тип памяти обучающегося, мы сложили баллы по каждому типу памяти, пользуясь ключом:

Тип памяти

Номера вопросов

Зрительный

1-10

Слуховой

11-20

Моторный

21-30

Тот тип памяти, по которому обучающиеся набрали большее количество баллов, является ведущим. Если набрано одинаковое (или очень близкое по значениям) количество баллов по разным типам памяти, то считается, что у обучающегося смешанный тип памяти.

Зная особенности своей памяти, обучающиеся смогут специально организовать процесс запоминания таким образом, чтобы он был эффективным.

Тип памяти

Особенности памяти

Зрительный

Лучше всего усваивается прочитанное молча, про себя, подчеркнутое цветным карандашом/маркером; схемы, графики, иллюстрации, формулы – то, что схватывает взор; легко запоминаются раз увиденные картины, дорога, место на географической карте или плане города; понимают лектора при переводе его слов и выражений в образы; вспоминая, ученики пытаются представить страницу и шрифт припоминаемого материала.

Слуховой

Легко запоминается то, что слушают (лекцию, доклад, объяснение), прочитанное вслух; новая мелодия запоминается при прослушивании ее 1 – 2 раза.

Моторный

Материал хорошо усваивается, когда учащиеся совершают те или иные движения: записывают, зарисовывают, произносят, заучивают при ходьбе по комнате; быстро усваиваются опыты, проделанные собственными руками.

Смешанный

В той или иной степени, есть элементы всех трех типов памяти.

Все ответы обучающихся были занесены в специальные бланки ответов (см. Приложение 2), а потом проанализированы и получили такие результаты:

5 «А» класс:

Аудиалы-39%

Визуалы-33%

Кинестетики-6%

Смешанный тип памяти-22%

6 класс:

Аудиалы-41%

Визуалы-35%

Кинестетики-0%

Смешанный тип памяти-24% (см. Приложение 3)

Ученикам было дано задание написать слова, которые они изучили на уроках английского языка. Для первоначального среза на изучение слов в 5-ом «А» классе было дано почти 2 недели (с 27 декабря по 12 января). Для первоначального среза в 6-ом классе были взяты только изученные слова с урока (11.01 - урок, 12.01 - срез).

Результаты первоначального среза в 5-ом «А» хорошие, большинство учеников справились с заданием с 1-2 ошибками. Результаты же шестиклассников оставляют желать лучшего. Более подробно результаты первоначальных срезов представлены в диаграммах «Результаты первоначально среза в 5 «А» классе» и «Результаты первоначального среза в 6 классе». (см. Приложение 4)

Вторым этапом после определения типа памяти и первого среза были проведены разные методы запоминания слов. На уроках английского с учащимися были изучены новые слова четырьмя разными способами (все слова были взяты в рамках школьной программы согласно уровню класса).

Всего было 4 группы слов:

1-ая для слухового запоминания

5 класс: beetle, butterfly, bee, ladybirds, mosquito, wasps, dragonfly, fly, ant, grasshopper;

6 класс: explore, wake up, grow, wash, feel, miss, teach, think, hear, eat)

2-ая для визуального запоминания

5 класс: cute, wild, leaves, tree, eucalyptus, soft, arms, sleep, marsupial, liquid;

6 класс: billiard, marbles, dominoes, backgammon, chess, scrabble, darts, jigsaw puzzle, team, board games,

3-я для моторного запоминания

5 класс: insect, wing, antennae, head, leg, creatures, fields, important, honey, dead;

6 класс: suggest, nothing, win, lose, fair, change, wait, boring, points, right),

4-ая для смешанного

5 класс: stripes, head, trunk, dangerous, mud, hide, heavy, horn, alone, hunt;

6 класс: artist, player, literature, novel, writer, footballer, director, actor, join, trip. [3], [4]

В каждой группе слов было 10 слов. Для слухового запоминания учащиеся произносили вслух каждое слово 5 раз. Для визуального запоминания учащиеся смотрели на написанные на доске слова в течение нескольких минут. Для моторного запоминания ученики прописывали каждое слово 5 раз на черновиках. И, наконец, в рамках смешанного запоминания ребята 3 раза проговаривали слова вслух, смотрели на слова в течение одной минуты и прописывали каждое слово 3 раза. Результаты данного эксперимента отражены в таблицах 1, 2.

Для контрольного опроса было рандомно взято 5 слов из каждой группы

Имя и фамилия учащегося

Тип памяти учащегося

Результаты первоначального среза

Результаты зрительного метода

Результаты слухового метода

Результаты моторного метода

Результаты смешанного метода

Васёв Андрей

слуховой

7/10

1/5

4/5

4/5

4/5

Васёв Семён

зрительный

8/10

2/5

1/5

0/5

0/5

Вохмяков Степан

смешанный

7/10

2/5

1/5

3/5

3/5

Вяткин Дмитрий

смешанный

8/10

2/5

0/5

4/5

2/5

Долгих Кирилл

слуховой

9/10

4/5

2/5

2/5

1/5

Заторский Григорий

слуховой

8/10

2/5

4/5

5/5

4/5

Зеленкин Егор

слуховой

8/10

1/5

3/5

2/5

1/5

Игнаткин Евгений

смешанный

2/10

2/5

1/5

3/5

2/5

Климова Вероника

зрительный

7/10

1/5

4/5

4/5

1/5

Лунегов Алексей

слуховой

9/10

4/5

5/5

3/5

4/5

Мартюшева Дарья

зрительный

1/10

0/5

2/5

1/5

1/5

Сабуров Степан

слуховой

7/10

3/5

3/5

3/5

3/5

Хахилева Анна

зрительный

9/10

1/5

0/5

1/5

0/5

Чебыкин Максим

слуховой

6/10

0/5

0/5

0/5

0/5

Чиркова Кристина

зрительный

6/10

3/5

1/5

0/5

0/5

2.

Имя учащегося

Тип памяти учащегося

Результаты первоначального среза

Результаты зрительного метода

Результаты слухового метода

Результаты моторного метода

Результаты смешанного типа

Бабина Карина

смешанный

0/5

2/5

1/5

1/5

3/5

Башкирцев Андрей

смешанный

1/5

0/5

0/5

2/5

3/5

Баянова Вера

зрительная

2/5

1/5

0/5

2/5

1/5

Дьяков Кирилл

слуховая

0/5

2/5

2/5

1/5

1/5

Дьяков Николай

слуховая

0/5

2/5

2/5

3/5

3/5

Кладова Софья

слуховая

1/5

3/5

2/5

2/5

4/5

Клепалова Анна

смешанный

0/5

0/5

1/5

3/5

3/5

Магафурова Мария

слуховая

0/5

1/5

3/5

2/5

2/5

Могильникова Ксения

зрительная

3/5

0/5

0/5

0/5

2/5

Мусин Руслан

слуховая

1/5

0/5

1/5

5/5

5/5

Нечев Андрей

зрительный

0/5

2/5

0/5

2/5

2/5

Обвинцев Миаил

слуховая

0/5

2/5

2/5

0/5

2/5

Снигирёва Анастасия

зрительный

3/5

4/5

2/5

2/5

3/5

Чернавских Андрей

зрительный

3/5

3/5

1/5

3/5

2/5

Черкасов Ярослав

зрительный

3/5

4/5

1/5

4/5

4/5

Швалёв Алексей

слуховая

2/5

1/5

0/5

3/5

2/5

Сводная таблица результатов обучающихся

Анализ результатов в 5 «А» классе.

У 29% учащихся, имеющих слуховой тип памяти результаты среза с применением слухового метода являются выше, чем результаты срезов с применением других методов запоминания. У 42% от этой же группы респондентов результаты слухового среза результаты наравне с некоторыми результатами срезов с применением других методов. У 29% этой же группы учащихся результаты слухового среза являются ниже в сравнении с результатами других срезов.

У 40% учащихся, имеющих зрительный тип памяти, результаты среза с применением зрительного метода являются выше, чем результаты срезов с применением методов для других видов памяти. У 20% от этой группы респондентов результаты второго, визуального, среза наравне с другими срезами. У 40% этой же группы учащихся результаты зрительного среза ниже, чем результаты других срезов.

У 67% учащихся, имеющих смешанный тип памяти, результаты среза с применением метода запоминания слов для смешанной памяти, ниже в сравнении с другими методами. У 33% учащихся этой же группы результаты данного среза наравне с результатами некоторых других срезов.

Анализ результатов в 6-м классе:

У 14% учащихся со слуховым типом памяти результаты среза с применением методов запоминания слов для аудиалов являются выше, чем результаты других срезов. У 29% учащихся этой же группы результаты слухового среза наравне с некоторыми результатами других срезов. У 57% учащихся со слуховой памятью результаты первого, аудиального метода ниже, чем результаты других срезов.

У 17% учащихся со зрительным типом памяти результаты зрительного среза выше, чем результаты других срезов. У 50% учащихся с этим типом памяти результаты зрительного среза наравне с результатами некоторых других срезов. У 33% учащихся этой группы результаты визуального среза ниже, чем результаты других срезов.

У 67% учащихся, имеющих смешанный тип памяти, результаты среза с использованием методов запоминания слов для людей со смешанным типом памяти выше, чем результаты других срезов. У 33% учащихся этой же группы результаты смешанного среза наравне с результатами некоторых других срезов.

Вывод: в процессе обучения и запоминания новой иностранной лексики нужно подбирать подходящие вашему типу памяти методы, и исходя из этого строить план обучения. Это в большой степени может повлиять на качество учебного процесса.

И согласно результатам таблицы проведенных методов, можем увидеть, что не всегда можем полагаться на тесты определения типов памяти, взятых в интернете. Самый достоверный вариант определения типа памяти и подбора корректного метода изучения - это практический способ, что мы и сделали в нашей работе.

Заключение
Изучив литературу по теме, я пришла к выводу, что исследования различных методов запоминания иностранных слов в зависимости от типа памяти поможет улучшить процесс изучения иностранного языка. Полученные результаты будут полезны для учащихся и тех, кто изучает иностранный язык, помогая им выбрать наиболее подходящие методы запоминания, поскольку без усвоения новой лексики изучение иностранного языка, к сожалению, невозможно.

Исходя из поднятой проблемы, связанной с затруднениями, вызванными запоминанием новых иностранных слов, проведенная работа доказывает, что для наиболее эффективного и легкого запоминания иностранных слов требуется определить свой тип памяти и в соответствии с этим подбирать наиболее подходящие методы запоминания. Проделанная мною работа доказывает, что тема является актуальной среди учеников, так как у многих учеников имеются некоторые проблемы с запоминанием иностранной лексики. После проведённых занятий с учащимися, ученики примут в сведение информацию, которую они получили, и будут применять подходящие им методы запоминания слов в процессе учебной деятельности, что поможет им запомнить как можно больше лексики, а также информация будет отправлена классным руководителям и родителям, чтобы они могли помочь детям в обучении, а в следствие этого уровень неудовлетворительных отметок понизится. Созданная памятка содержит полезные советы, которые могут пригодиться при изучении новых иностранных слов.

Цель моей работы достигнута: мы определили, что при запоминании аудиалы лучше усваивают звуковую информацию, визуалам стоит использовать такие методы, которые основываются на зрительном восприятии, кинестетикам стоит подбирать техники, позволяющие совершать какие-либо движения.

Выдвинутая мною гипотеза частично подтверждена: по полученным в практической работе результатам некоторым учащимся подобранные в зависимости от их типа памяти методы подошли, а некоторым нет.

Подводя итог, можно задаться вопросом: зачем нам нужно было это всё? Ответ прост - для создания комфортной обстановки для обучения в школе, а это основная цель всего образования: воспитать успешного и уверенного гражданина нашей страны. А воспитание таких граждан начинается с малого - с успеха на уроке, что непосредственно соответствует методической теме нашей школы: «Формирование образовательной среды, обеспечивающей развитие гражданской компетенции как средство достижения новых образовательных результатов.».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. 23 крутых способа легко запоминать иностранные слова [Электронный ресурс] URL: https://adme.media/zhizn-nauka/23-krutyh-sposoba-legko-zapominat-inostrannye-slova-1133060/ (дата обращения 09.01.2024)

2. oprosnik_tipy_pamyati.pdf [Электронный ресурс] URL: https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck?data=NnBZTWRhdFZKOHRaTENSMFc4S0VQQTdsN1hUU3Q4Zmo2WkF4Mlh4eGNLS2dLQXFNcEhaSFNFQi14Wmd2U0YwZmswR2x1ZklsNDljOHBrbUFvbG9pSS1QT2RLMTVVTVdWNHlHZllBR0sxNDExYnFYdVRTcVFSUDBKNWJZQ2t6TVktVUg4aGNRWFBIYjlmYUpnTVptR3hoZDhwNVJ2ajFYbg&b64e=2&sign=fca28c67b853f708a5038bc88bd39654&keyno=17 (дата обращения 01.09.2024)

3. Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык. 5 класс : учебник для общеобразоват. организаций.-7-е издание - M. : Express Publishing : Просвещение, 2016. – 164 с. : ил. – (Английский в фокусе). – ISBN 978-5-09-037681-5

4. Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык. 6 класс : учебник для общеобразоват. организаций.-7-е издание - M. : Express Publishing : Просвещение, 2017. – 144 с. : ил. – (Английский в фокусе). – ISBN 978-5-09-046419-2

5. Виды памяти у человека в психологии [Электронный ресурс] URL: https://nadpo.ru/academy/blog/vidy-pamyati-u-cheloveka-v-psihologii/ (дата обращения 09.01.2024)

6. Википедия [Электронный ресурс] URL: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Аффективная_память#:~:text=Аффективная_память_или_эмоциональная_память,Термин_взят_из_трудов_психолога (дата обращения 09.01.2024)

7. Как лучше всего запоминать иностранные слова [Электронный ресурс] URL: https://advance-club.ru/knowledge/articles/kak_luchshe_vsego_zapominat_inostrannye_slova/#two (дата обращения 09.01.2024)

8. Карпова Н. Стратегии запоминания иностранных слов [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/06/27/issledovatelskaya-rabota-na-temu-strategii-zapominaniya-inostrannykh-slov (дата обращения 09.01.2024)

9. Курбанов Д. Г. Реферат по дисциплине : «Психология: общая психология» «Виды памяти» [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/referat-po-discipline-psihologiya-obschaya-psihologiya-vidi-pamyati-2338864.html#:~:text=Виды%20памяти%20можно%20классифицировать%20по,слуховая%2C%20обонятельная%2C%20осязательная%2C%20эмоциональная%20память (дата обращения 09.01.2024)

10. Лахтина А. Виды памяти: какие есть и как развить [Электронный ресурс] URL: https://skillbox.ru/media/growth/memory-types/ (дата обращения 09.01. 2024)

11. Методы запоминания иностранных слов: методы оптимизации [Электронный ресурс] URL: https://www.mrsmart.ru/blog/17.html (дата обращения 09.01.2024)

12. Ногерова М. Т., Хацукова З. Х. Исследование особенностей развития слуховой и зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-razvitiya-sluhovoy-i-zritelnoy-pamyati-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 09.01.2024)

13. Психические познавательные процессы [Электронный ресурс] URL: https://studfile.net/preview/289951 (дата обращения 01.09.2024)


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Определите свой тип памяти:

К каждому вопросу выберите вариант ответа: 0 – никогда; 1 – иногда; 2 – очень часто; 3 – всегда. Обозначьте любым способом свой вариант ответа в Бланке «Тип памяти».

1. Я запоминаю материал лучше, когда записываю его, а затем просматриваю.

2. Я делаю множество записей, схем во время изучения материала.

3. Я зрительно помню картины, слова, цифры.

4. В процессе обучения в первую очередь я рассматриваю схемы, иллюстрации.

5. Читая книгу, я подчеркиваю основные мысли.

6. Я пользуюсь разноцветными карандашами, фломастерами, чтобы выделить необходимое для запоминания.

7. Мне легче работать с упражнениями, где есть письменные разъяснения и иллюстрации.

8. Посторонние шумы раздражают меня во время занятий.

9. Я должен смотреть на людей, чтобы понять, о чем они говорят.

10.Мне нравиться работать с иллюстрациями, схемами, плакатами.

11.Я запоминаю лучше, если обсуждаю информацию вслух.

12.Я лучше усваиваю материал, слушая лекции и учебные кассеты, чем читая.

13.Мне необходимы разъяснения преподавателя к упражнениям.

14.Проговаривание вслух помогает мне думать.

15.Я люблю заниматься и работать под музыку.

16.Я легко понимаю сказанное, даже если не вижу человека, который говорит.

17.Я обычно запоминаю самих людей, но не помню, о чем они говорят.

18.У меня хорошая память на однажды услышанный анекдот или шутку.

19.Я легко распознаю людей по голосам.

20.Включая телевизор, смотря учебные фильмы в школе, я больше слушаю, чем смотрю.

21.Я приступаю к упражнениям, не обращая вынимания на объяснения.

22.Мне необходимы частые перерывы во время занятий и работы.

23.Я шевелю губами, когда читаю про себя.

24.Я не люблю заниматься, сидя за столом, и, по возможности, избегаю этого.

25.Я нервничаю, долго оставаясь без внимания окружающих.

26.Мне думается лучше, если нахожусь в движении (например, хожу по комнате, улице).

27.Я лучше запоминаю материал, предъявляемый в процессе лабораторных, практических и т.п. работ.

28.Мне нравиться строить, моделировать.

29.Мне нравиться вести активный образ жизни, заниматься спортом.

30.Я с удовольствием коллекционирую марки и т.д. Чтобы заполучить новый экземпляр в свою коллекцию, могу отправиться на другой конец города или вообще в другой город.

Приложение 2

Бланк ответов к тесту «Тип памяти» ФИО____________________________класс___

Варианты ответа

Варианты ответа

0

1

2

3

0

1

2

3

1

16

2

17

3

18

4

19

5

20

6

21

7

22

8

23

9

24

10

25

11

26

12

27

13

28

14

29

15

30

Приложение 3

Памятка для эффективного запоминания иностранных слов.

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6