От того как прошло детство, кто вёл

                                                     ребёнка за руку в детские годы, что      

                                                                    вошло в его разум и сердце из окружающего

                                                                      мира – от этого в решающей степени зависит,

  каким человеком станет сегодняшний малыш.

(В.А. Сухомлинский)

Воспитание активного счастливого человека возможно тогда, когда воспитывающие взрослые сами активны и счастливы. Сегодня большое внимание уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, сохранению опыта прошлых поколений, внёсших огромный вклад в становление и развитие нашего общества в целом и края, в котором мы живём – малой Родины.

Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одним из действенных средств для решения этой воспитательной задачи является организация мини-музея. Принцип создания детского музея был сформирован в 20-е годы прошлого столетия русским педагогом А.У. Зеленко. Он считал, что детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное и красивое, чтобы донести это до следующих поколений.

 В нашей группе стало традицией оформлять исторические и краеведческие мини-музеи которые знакомят детей старшего дошкольного возраста с разными экспонатами, формируют самосознание дошкольников, умение активно адаптироваться в окружающем мире, развивают творческое, логическое и креативное мышление детей.

Знакомство с тем или другим экспонатом – это знакомство с историей нашей Родины и родным краем. Это само по себе очень важно и ценно. Детский музей предполагает создание особой ситуации. Мини-музей – это особая образовательная среда, для которой ключевыми являются слова – «Я сам действую, думаю, принимаю решения». Проектируя такую среду, мы с самого начала предполагаем, как можно организовать взаимодействие ребёнка с воспринимаемым материалом, ставим перед собой вопрос: что будет делать ребёнок в данном пространстве, какое действие совершать, каким образом проявлять свою сообразительность и другие качества. Подобная работа активизировала нас, воспитателей, к приобретению новых знаний и умений. Она привела к положительным сдвигам в целом ряде областей:

Ø интеграции детской деятельности,

Ø расширении кругозора,

Ø овладении детьми общественно-историческим опытом предыдущих поколений, через знакомство с историей вещей, предметами быта,

Ø активизации деятельности детей,

Ø увеличении числа форм и методов педагогической деятельности.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Музейная форма работы способствует образному познанию. Она обеспечивает активность ребёнка, общение по типу воспитатель – ребёнок – семья.

Мини-музей – это обучающая, развивающая среда, которая даёт существенный результат в воспитании дошкольников. Именно здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю родного края, страны, быта нашего народа. Музейная работа вовлекает ребёнка в разнообразные виды деятельности: познавательную-исследовательскую, трудовую, конструктивную, изобразительную, музыкальную, игровую, знакомство с художественной литературой. Знакомство детей с энциклопедиями происходит в игровой, занимательной форме. На занятиях в мини-музее решаются образовательные и воспитательные задачи: дети рассматривают книги, картины, слушают удивительные рассказы, сами становятся непосредственными участниками действий, выполняют практические задания. Что даёт эта форма работы? Дети узнают, что такое музей, экспозиция, экспонат, для чего существуют музеи, как себя там вести, знакомятся с профессиями экскурсовода, художника-оформителя.

Большой интерес у детей вызвали экспозиции: «Мир времени», «Они были первыми», «Предметы народного быта», «Народный костюм», «Этот День Победы», «Мой город Пермь», «Мой Пермский край», «Москва – столица России», «Пасха», «Моя Родина – Россия» и др.

Создание мини-музея в групповом пространстве не только обогащает предметно-развивающую среду, но и позволяет решать важные задачи в развитии дошкольников: расширение кругозора, развитие познавательных способностей и познавательной деятельности, развитие интерактивных способностей. В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а в мини-музее группы он – соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и его родители. Мини-музей является результатом совместной работы детей, родителей и воспитателей. Дошкольники чувствуют свою причастность к формированию экспозиции, участвуют в обсуждении темы для создания мини-музея, приносят из дома экспонаты.

При организации мини-музея учитываем следующие факторы:

Ø Степень близости с объектом (интерактивность)

Ø Частота общения с экспозицией

Ø Пополнение мини-музея новыми экспонатами

Ø Родительское собрание

Ø Экскурсии

Ø Праздники совместно с родителями и социумом (ветераны и дети войны, ветераны труда, Пермский кадетский корпус, детские студии)

Ø Встречи с интересными людьми (артисты Оперного театра, кукольного театра, встречи с Пермскими детскими писателями В. Телегиной, А. Зелениным)

Ø Тематические занятия (по названию экспозиции)

Ø Разработка методических материалов

Ø Поиск и сбор материала

Ø Продуктивная деятельность

Ø Обратная связь

Ø Дидактические развивающие игры

Ø Проектно-исследовательская деятельность

Ø Формирование бережного отношения к экспонатам

Ø Активное применение ИКТ

Ø Мультимедийные презентации.

Наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов, при этом мы перед собой ставим такие задачи, при решении которых родители являются равноправными участниками развивающего процесса. Мини-музеи помогают наладить отношения с представителями социума за пределами детского сада.

В настоящий момент ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что приобщение к культуре следует начинать с дошкольного возраста. На наш взгляд – это актуальная проблема современного общества: возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, необходимость формирования высоких морально-эстетических принципов у детей, приобщение к миру искусства.

Многие родители стали посещать музеи с детьми, о чём дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям. Это способствует полноценному эстетическому развитию детей.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!». Мы надеемся, что через несколько лет нам не придётся говорить о безнравственности и бездуховности наших детей.