Мнемотехнические приемы на уроках русского языка

Давным-давно в Греции на острове Кеосс случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и его гостей. Когда людей раскопали, не могли определить, кто  где лежит. Единственный оставшийся в живых человек - учитель риторики Симонид, незадолго до землетрясения вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел, и кто чем занимался. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид Кеосский стал основоположником нового метода запоминания – мнемоники (от греческого слова мнеме, что обозначает память).

Древние греки были уверены, что память находится под властью богини Мнемозины. Поэтому система приёмов, которая облегчает запоминание, получила название мнемоника. Она основана на особенностях работы человеческой памяти.

Мнемоника (мнемотехника) – это совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание путем образования искусственных ассоциаций

Мнемоникой занимались такие люди как Цицерон, Александр Македонский, Джордано Бруно, Наполеон Бонапарт, Юлий Цезарь

Использование мнемоники для запоминания ударений – очень популярное сегодня направление.

Для начала я вам раздам карточки с заданием- расставить ударения в словах:

договор, торты, завидно, щавель, газопровод, шарфы, украинский, жалюзи, банты, свекла, баловать, оптовый.

Проверка

Чтобы вдруг не вышел спор,

Заключите договор.

Не налезли шорты -

Часто ели торты.

Есть при всех конфеты - стыдно!

Поделись, ведь нам завидно.

Прилетел мохнатый шмель

И уселся на щавель.

Возле нас шумит завод,

А под ним газопровод.

А у нашей Марфы -

Все в полоску шарфы.

Харчо - суп грузинский

А борщ – украинский.

Из Парижа привезли

    На окошки жалюзи.

Если есть в тебе таланты,

Завяжи на праздник банты.

Молодая

Фекла

Красная, как свекла.

Деток надо миловать,

Но не надо баловать.

Пойду за коровой

На рынок оптовый.

Кроме рифмования, широко известны мнемонические фразы из начальных букв запоминаемой информации. Конечно, всем известна с детства фраза, задающая порядок падежей: Иван Рубит Дрова, Василиса Топит Печь. 

(порядок цветов радуги: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан)

Существует множество смысловых фраз, облегчающих запоминание написания удвоенных согласных.

Нужно иметь ми

лл

ионы, ми

лл

иарды до

лл

аров, чтобы носить бри

лл

ианты, покупать ви

лл

ы и ко

лл

екции картин.

В хо

лл

е на сте

лл

ажах – ми

лл

ионы, ми

лл

иарды до

лл

аров, или это га

лл

юцинации?

Мама качала пре

сс

, папа разгадывал кро

сс

ворд, сестра читала пре

сс

у, а я пошла в ба

сс

ейн, чтобы снять стре

сс

.

Известны и фразы для запоминания слов-исключений:

Подросток Ростислав из Ростова выращивал росток, стал ростовщиком и работал в отрасли

(корень с чередованием

раст

/рос).

Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и

цыкнул

: «

Цыц

!» (

правописание и/

ы

после

ц

).

Задание: образуйте повелительное наклонение глагола ехать.

- На зеленый свет,
Медведь,
Ты не ехай,
И не едь,
И не ездий никогда,
ПОЕЗЖАЙ!
Запомнил?
– Да!

По мнению психологов, гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную окраску, хуже – отрицательную и ещё хуже – не имеющие никакой окраски. Поскольку сами правила не имеют никакой эмоциональной окраски, то мнемоприем как нельзя лучше компенсирует этот «недостаток».

Использование алгоритмов, интересных рифмовок, запоминающихся словосочетаний вызывает большой интерес у учащихся, развивает память, внимание, орфографическую зоркости и повышает грамотность.

Эйдетика и мнемотехника – два подхода к улучшению запоминания, но эйдетика – научная дисциплина, методика развития памяти посредством ярких образов, мнемотехника – набор практических приемов и тренировок, увеличивающих объем памяти и облегчающих запоминание.