Многогранность репертуара – основа творческого развития и роста коллектива.
Каждый хоровой коллектив – это уникальный организм, который создается и развивается как индивидуальный компонент большой многогранной культуры. Структура хоровой деятельности своё начало берёт с Древней Руси, её первых хоровых коллективов. Продолжает развитие хорового искусства появление частных хоров, содержащихся любителями хорового пения. Появляются хоры при учебных заведениях, заводах. Особое значение стоит уделить профессиональным коллективам, детским хоровым объединениям. Развитие хорового искусства происходит по сей день. Каждое десятилетие даёт новый виток развития – манеру исполнения, многообразие стилей, жанров, направлений, художественную интерпретацию и, конечно, новую музыку.
Хоровые коллективы можно подразделить на:
- академические, народные, фольклорные, эстрадные;
- профессиональные, учебные, самодеятельные;
- взрослые хоры и хоры ветеранов, студенческие хоры, детские коллективы.
Сколько бы групп не было выделено, главной особенностью коллектива всегда будет являться репертуар.
Репертуар – совокупность произведений, список, перечень произведений, исполняемых отдельным коллективом. Подбор репертуара – это сложный творческий процесс, который с одной стороны является эстетическим компонентом, с другой образовательным фактором, с третьей – развитие коллектива. Руководитель коллектива руководствуется количественным составом, степенью подготовленности участников, их возможностями и будущим развитием, ростом.
Репертуар – основа всей хоровой деятельности коллектива. Он способствует творческому и эстетическому развитию его участников. Благодаря репертуару накапливаются музыкально – теоретические знания, вырабатываются и развиваются вокально – хоровые навыки.
Следует выделить определённые принципы подбора репертуара.
Художественная ценность и значимость. В первую очередь – это развитие эстетического и художественного вкуса хористов, повышение музыкально – исполнительской культуры каждого и коллектива в целом. Воспитание через музыкальные образы мировоззрения, расширение и развитие исполнительского опыта.
Доступность.
Руководитель оценивает количественный и качественный соста
в.
Учитывает возрастные особенности исполнителей, тесситуру, штрихи, динамическо
е
развитие.
Ориентируется на, приобретённые ранее, вокально – хоровые навыки. Каждое произведение должно вызывать эмоциональный отклик у исполнителей
.
Полезность. Произведение предполагает освоение новых музыкально – технических приёмов или закрепление изученных. Освоение новых жанров
, направлений. Всё то, что предполагает рост исполнительского мастерства коллектива.
Хоровой репертуар складывается исходя из направленности коллектива. Для ДШИ и ДМШ – это традиции академического хорового пения и современные вехи его развития. Репертуар может быть разнообразен по историческим эпохам, жанрам, стилям; a cappella и с сопровождением, с использованием всевозможных музыкальных инструментов; музыкальная театрализация; body percussion и другое.
Постараемся создать модель репертуарного плана, которая будет охватывать многообразие хорового искусства.
Духовная музыка.
В свою очередь её можно разделить на музыку предназначенную строго бля богослужения и внебогослужебную.
Внебогослужебная музыка
написана на церковные тесты, но предназначена для концертного исполнения. Это
хоровые концерты, духовные стихи, псалмы. В концертном исполнении часто звучат богослужебные литургические песнопения: «Благослови, душе моя Господа», «Свете тихий», «Богородице Дево», «Достойно есть» «Отче наш».
Для детского хора можно найти произведения
А. Кастальского
,
А.
Архангельского
, П. Чеснокова, С. Рахманинова, П. Чайковского.
А также это Рожественские песни, тропари, Богородичны.
Западноевропейская музыка.
Основная цель приобщить детей к мировым образцам западной хоровой классики, раскрыть её разнообразие, манеру исполнения, глубину текстов, расширить кругозор. Музыка
XVI
-
XVIII
(Дж. Палестрина, О. Лассо, Г. Щютц, И.С. Бах
, А. Вивальди
); музыка
XVIII
-
XIX
(
К. Глюк, В.А. Моцарт, Л. Керубини, Л.В. Бетховен, Ф. Мендельсон, Э.Григ, Р. Шуман
)
. Отдельного внимания заслуживают Рождественские песнопения, которые украсят и разнообразят репертуар каждого коллектива.
Русская музыка композиторов-классиков. Следует отметить, к композиторам-классикам
необходимо
относить не классический период развития музыкального искусства, а композиторов, которые являются музыкальным достоянием
XIX
-
начала
XX
вв
. Произведения этих композиторов сочетают в себе музыкально – поэтические достоинства и педагогическую целесообразность. Яркие музыкальные построения
, жанровые разновидности, бытовые зарисовки, пьески-шутки, забавные образы зверей и глубокие лиричные образы красоты природы, земли. Особую роль играет аккомпанемент. Он как один из действующих лиц – яркий,
образный, эмоциональный
. От простой одноголосной мелодии до сложных гармонических построений
мы можем встретить в произведениях для детского хора
Ц. Кюи, А. Аренск
ого
, А Гречанинов
а
, А. Лядов
а
,
В. Калинников
а
, В. Ребиков
а
, М. Ипполитов
а
-Иванов
а,
П. И. Чайковск
ого
, М.И. Глинк
и
, М. Мусоргск
ого
, С. Рахманинов
а
.
Русская народная песня.
Яркий национальный колорит, необычайно широкое разнообразие, значимость и глубина содержания, художественное совершенство – всё это делает народную песню значимой в формировании и развитии личностных качеств ребёнка. Благодаря искренности, душевности, правдивости она учит детей, без ложной патетики, любить свою Родину, народ, природу.
Песня
учит добру, но и
рассказывает о
зле.
Кроме того, на этих художественных примерах решаются практические задачи
–
чистота интонирования, дикция, эмоциональность.
Народная музыка развивает творческую фантазию детей. Каждая песня – может стать театральным действом, если внести в неё музыкальные инструменты,
body
percussion
,
маски или какие-либо атрибуты.
Приобщение детей к народной песне можно начинать с младшего хора, включая в репертуар песни-потешки, считалочки, прибаутки, колыбельные.
Н
епревзойденные обработки народных песен мы встречаем в творчестве Н. Римского-Корсакова, М Балакирева, П. Чайковского, А. Лядова
, А Гурилёв
а
. Свои обработки оставили и продолжают создавать практикующие хормейстеры: В. Соколов, В. Попов, И. Роганова, Н. Аверина. Современные авторы Е. Подгайц, А. Ростовская, М. Комлева
, Ю. Тугаринов, Л. Жукова.
Песни народов мира.
Использование данных образцов направлено на формирование представлений детей о музыке других народов, раскрытие красоты и самобытности музыкальной палитры каждого народа
, знакомство с различными музыкальными интонациями, характерными для определенной
расы
. Ребёнок может обогатить свой слуховой запас, певческий опыт. Направления: европейские страны ближнего зарубежья (
белорусские, украинские
)
; дальнего зарубежья (финские, польские, болгарские, немецкие, чешские, норвежские, английские); внеевропейские народы мира (казахские, грузинские, американские, японские).
Песни советских композиторов.
Этот музыкальный пласт очень многолик – от песенного куплетного жанра до кантат и циклов
, от революционных мотивов – до детский песен
. Классичность приёмов соединяется с новизной, своеобразностью музыкального языка.
Если говорить о
детском
песенном жанре, то он понятен, близок детям своими образами, богат выразительными возможностями, интересен ритмами, обладает высоким художественным содержанием.
Именно эти песни звучали в телепередачах, советских мультфильмах и кинофильмах.
Признанные авторитеты песенного жанра А. Пахмутова, Г. Струве, Е. Крылатов, В Шаинский
, Г. Гладков
.
Особый интерес представляет хоров
о
е
творчество
советского периода. Яркий представитель -
Ю. Фалик. Яркие мелодии инструментального характера, терпкие гармонические созвучия, богатство и изощренность ритмов.
Музыка
М. Парцхаладзе
чарует нас напевностью грузинских мотивов, необычными ладами и аккордовыми вертикалями.
Многолико творчество
А.
Флярковского
, В. Калистратова
.
Джаз. Очень необычное направление в детском творчестве. Его отличительная черта – яркая мелодическая основа, сложная организация ритмических фигур, непрерывность движения, развитый аккомпанемент, разнообразная хоровая фактура. Джаз способствует развитию мелодического и гармонического слухов, подвижности голоса, выработке координации, ритмической организованности детей, эмоциональности и яркости в передаче образов.
Джазовый репертуар – это спиричуэлы, хоры в жанре госпел, свинги. Большим подспорьем могут служить сборники «Джаз в детском хоре» в 3 частях и отдельные произведения М. Славкина, О. Хромушина, С. Смирнова, И. Хрисаниди.
Современная хоровая музыка. Хоровые произведения современности по
-
новому открывают нам хоровой мир. Это поиск новых средств выразительности, которые во многом отражают действительность и стремительность жизни. Это беспокойные ритмы и мелодии
, широта художественных образов. Современные композиторы рассматривают детский голос как музыкальный инструмент и придают ему различные тембры. Современные гармонические обороты обогащают интонационный багаж детей. Современная хоровая музыка широко представлена в творчестве Е. Подгайца, М. Славкина,
В. Ходоша,
И. Кадомцева, С. Смирнова, С. Плешака, А. Ростовской, М. Баска, А. Ларина, В. Кикты и многих других авторов. Большой интерес для дирижёров представляет серия «Хоровая лаборатория», в которую входят произведения-победители одноименного конкурса современных композиторов.
Репертуар составляет основу деятельности коллектива, способствует развитию учащихся и коллектива в целом. Он влияет на учебный и воспитательный процесс. На его базе происходит накапливание музыкально-теоретических знаний и умений. При подборе репертуара следует учитывать специфику восприятия детьми тех или иных произведений, учитывать специфику звучания и развития детских голосов.
Грамотно подобранный репертуар является движущей силой. Достигнув определённых высот, репертуар позволяет покорять новые вершины. Репертуар всегда должен быть направлен на рост и перспективу.
За основу репертуара нужно брать лучшие образцы хоровых произведений с их глубокими текстами, заложенным смыслом, экспериментировать с жанрами и стилями, вносить новые средства музыкальной выразительности.